Тема 4. Конкуренция и научно-технический прогресс.




Предпринимательство по Й. Шумпетеру и И. Кирцнеру. Этапы НТП и роль в их смене разных конкурентных стратегий. Виды нововведений и их сравнительное значение в рыночной экономике. Особая роль малых инноваций и их переноса. Инновации и их виды на основе развития конкурентных отношений. Конкурентоспособность сообщества фирм. Кластеры и их значение.

Тема 5. Конкурентные стратегии в сфере крупного производства
(фирмы-виоленты)

База и границы эффективности крупного производства. Спрос на стандартные товары. Исторические подтверждения эффективности крупных фирм. Экономия на масштабах производства. Недостаточность традиционной теории экономии на масштабах производства для объяснения эффективности крупных фирм. Условныеи безусловные фиксированные издержки. Преимущества крупных предприятий в эпоху научно-технического прогресса. Маркетинговые и управленческие преимущества. Повышенное значение крупных предприятий для экономики России.

Стратегия обслуживания массового спроса. Проблема загрузки мощностей. Создание стимулов для потребителя. Внутрифирменный механизм самоограничения монополистических злоупотреблений. Условия проявления и непроявления монополистических злоупотреблений. Естественные монополии и необходимость государственного регулирования их деятельности. Естественные монополии в России. Фиаско конкуренции: картели и сговоры. Антикартельная политика. Картели и недобросовестная конкуренция в России, государственная антикартельная политика.

Стpатегия подавления конкурентов. Пирамида компаний. Позициилидераивице - лидеров на рынке. Теория «преимущества первого хода». Массовый рынок как арена острой конкуренции.

Эволюционный путь виолента. Три направления инвестиций крупной фирмы по А. Чендлеру. Фирмы-львы, фирмы-слоны и фирмы-бегемоты. Феномен самоускоряющегося роста. Тактика «ловкого второго». Жизненный цикл виолента. Роль диверсификации в развитии крупной фирмы. Стратегическое ядро фирмы.

Тема 6. Конкуpентные преимущества узкой специализации
(фирмы-патиенты)

Диффеpенциация продукта — эффективный способ борьбы за потребителя. Преимущества дифференцированного продукта. Дифференциация продукта и прирост его ценности для потребителя. Принципы сегментации рынка. Факторы дифференциации товаров. Выгоды производителя от дифференциации продукта. Критерий эффективности специализированного производства.

Стpатегия специализированных фирм в борьбе с конкурентами. Значение специализации как фактора защиты от конкурентов. Значение ограничения размеров рыночного сегмента. Принцип конкурентного исключения. Возможность национального и мирового рыночного лидерства для малых фирм.

Эволюционный путь фирмы-лисы (патиента). Способы формирования ниши по М. Портеру. Зрелость патиента и ее проблемы. Функционирование специализированных фирм как автономных дочерних обществ-гигантов. Причины, методы и риски смены стратегии.

Тема 7. Конкурентная стратегия в сфере радикальных инноваций
(фирмы-эксплеренты)

Радикальные инновации — путь к свободным от конкурентов рынкам. Историческая роль малых фирм-эксплерентов в НТП. Теория развития Й. Шумпетера. Предприниматель и новые комбинации. Различия прорывного и улучшающего НТП. Преимущества малых фирм-эксплерентов в сфере прорывного НТП.

Организационные и финансовые проблемы пионерских проектов. Венчурный капитал и технопарки. Схема «Альфа партнерз», схема стратегического партнерства, спин-офф-фирмы. Определение долей новатора и венчурного капиталиста в акционерном капитале пионерской фирмы. Рынок акций высокотехнологичных фирм в развитых странах (NASDAQ и др.), их рост и кризисы. Рынок акций высокотехнологичных фирм в России.

Эволюция фирмы-ласточки (эксплеpента). Дорыночный этап. Технологические парки как организационная предпосылка массовости новаторства. Ценность нового товара для потребителя. Теория эффективности использования машин К. Маркса. Этапы рыночного успеха и массового производства. Причины, методы и риски смены стратегии. Недоиспользование потенциала инновативного бизнеса в России.

Тема 8. Конкурентные стратегии в сфере мелкого
неспециализированного бизнеса (фирмы-коммутанты)

Локальные потребности и их роль на рынке. Основные черты локальных потребностей. Связующая роль в экономике мелких фирм-коммутантов. Широкое распространение фирм-коммутантов в новом частном бизнесе в России.

Стpатегия мелкого бизнеса в борьбе с конкурентами.

Гибкость как центральный элемент конкурентной стратегии коммутантов. Партизанский маркетинг.

Разновидности фирм-мышей (коммутантов). Мелкий бизнес традиционного типа. Коммутанты-субпоставщики. Конкурентное вытеснение неэффективного крупного производства мелким бизнесом. Снижение глубины переработки как возможный путь рационализации крупного производства. Аутсорсинг как метод снижения издержек. Коммутанты-подражатели и отсутствие безусловно-фиксированных издержек. Опасности роста для малой фирмы и стратегическая слабость мыши-переростка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: