Психология как наука. Предмет. Задачи. Основные представления о психике. Функции психики. Уровни психики: сознание, бессознательное.




- от греч. “psyche” – душа, “logos” – наука.термин «психология» появился впервые в 16в.

Первоначально-изучение душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. В 17-19 вв. - включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. психология- это наука о психике и психических явлениях.

Предмет = психологические законы (конкретные факты психической жизни, которые характеризуются качественно и количественно, а также законы, которым они подчиняются).

Задачи – изучение законов психической деятельности в её развитии. Область явлений, изучаемых психологией – различные процессы состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности. Теоретическая работа включает сопоставление и соединение накапливаемых знаний, их систематизацию. Цель – раскрыть сущность изучаемых явлений. Также - выявление связей социальных и природных свойств человека.

Методы психологии: наблюдение, самонаблюдение и эксперимент. Используют анкеты, тесты, анализ творческой деятельности.

Психикасистема исвойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Психика – это: сознание, поведение, неосознаваемые психич.явления, психосоматические явления, продукты творчества.

В психике человека представлены и упорядочены события прошлого (представления памяти), настоящего (совокупность образов, переживаний, умственных актов) и возможного будущего (в побуждениях, намерениях, целях, фантазиях, грезах, сновидениях и т.п.).
Психика человека
, в отличие от животных, приобретает качественно новую структуру, обусловленную общественно-историческими закономерностями. Возникает сознание, как ведущий уровень регуляции деятельности, формируется личность, служащая источником высших проявлений активности психики.

Особенность: способность отражать объективный мир.

Функции психики: 1)отражение окружающего мира; 2) оценка-сопоставление реального и идеального; 3)приспособительная ф-я = регуляция; 4) регуляция поведения.

Свойства психики: Активность; Биологичность; Социальность; Субъективность.

Теории происхождения:

1) идеалистическая точка зрения - психическое (душа) в своем происхождении не связано с телом (биологическим носителем души) и имеет божественное происхождение. 2)дуалистической - у человека существуют два начала: психическое (идеальное) и биологическое (материальное). Эти два начала развиваются параллельно и в определенной мере взаимосвязаны друг с другом.

3) материалистической - феномен психики обусловлен эволюцией живой природы, и его существование должно рассматриваться как свойство высокоразвитой материи.

В отечественной психологии данную проблему рассматривают с материалистической точки зрения, что предполагает использование рационалистического способа познания, основанного на эксперименте.

Движение – это способ осуществления материи, важное свойство, которое присуще ей. Любая материя обладает всеобщим качеством – способностью отвечать на воздействия. Живому материалу присущи биологические формы отражения и на определенном этапе развития живой материи возникает психика человека как форма отражения.

Предварительные условия развития психики – предпосылки развития, к ним относятся природные свойства организма человека. Без человеческого мозга не могут возникнуть человеческие психические качества. Человеческая психика не может возникнуть без человеческих условий жизни.

Культурно-историческая концепция развития психики человека:

Л.С. Выготский считал, что процесс психического развития человека происходит по историческим законам, а не по биологическим. В концепции Выготского можно выделить два фундаментальных положения:1. высшие психические функции имеют опосредованную структуру.2. для процесса развития психики человека характернаинтериоризация отношений управления и средств-знаков. Следовательно, высшие психические функции человека отличаются от психических функций животных по своим свойствам, строению и происхождению: произвольны, опосредованы, социальны.

Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компоненты - общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного действия.
Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием "сознание". Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания (" Сверх-Я"). Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализ а.

Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, как осознанное бытие.
Бессознательноеэто совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания. Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяемости и т.п.

Сознание составляет лишь часть нашей психики, другая часть- «бессознательное». Заслуга открытия и разработки метода исследования неосознаваемой сферы человеческой психики принадлежит 3. Фрейду. Концептуальная новизна фрейдовского подхода к анализу психических явлений заключается в том, что поведение человека оказывается определяемым не его сознательными планами, а борьбой его «Я» с бессознательными устремлениями организма. Человек не знает о существовании этих устремлений. Он наивно полагает, что в психике есть только то, что доступно сознанию. Периодически же прорывающиеся туда естественные животные мотивы, не отвечающие требованиям общественной морали и идеологии («Сверх-Я»), испуганно вытесняются обратно в бессознательное («Оно»).
Но вытесненные стремления никуда не исчезают. Они вновь и вновь пытаются прорваться в сферу сознания, обманывая цензуру сознания превращением в благопристойные символы или используя состояния, при которых психологическая защита «Я» ослаблена и пр. В итоге практически все виды человеческой активности (работа, наука, искусство, спорт) оказываются у 3. Фрейда сублимацией бессознательных устремлений, т.е. превращением их в социально приемлемые формы.
В такой интерпретации сознание человека оказывается лишь верхушкой психического «айсберга», основная масса которого недоступна прямому наблюдению и оценке.

Главными структурными элементами души являются Сознание и Бессознательное. В отличие от фрейдовской системы, где сознание - "всадник" управляет "конем" - бессознательным, у Юнга они равноправны и симметричны. Либидо - психическая энергия - движется то от Бессознательного к Сознанию, то в обратном направлении. Напряженность между этими сферами души - главная пружина психической жизни. Бессознательное служило главным объектом интересов Фрейда и Юнга. Но они понимали его по-разному. Для Фрейда расщепление психики на сознание и бессознательное - результат развития репрессивной цивилизации. Бессознательное возникло как продукт грубого и мощного вытеснения инстинктов. Лишь в ходе истории сознание постепенно преодолевает свои конфликт с бессознательным, освобождая и, одновременно, ограничивая его. Таков взгляд Фрейда. Для Юнга бессознательное есть первосубстанция. Первоначально психическое и бессознательное - тождественны. Бессознательное - это природа. Недаром его главные символы - Земля, Мать, Море или какая-то мощная земная стихия. Идея бессознательного возникает, по Юнгу, из опыта, главным образом, психопатологического. Например, в случае истерической амнезии эго ничего не знает о бессознательных комплексах, но уже простой гипноз выводит их в сознание. Бессознательное познается, когда его содержание вступает в сознание. Что оно собой представляет до этого момента - не знает никто, о нем нельзя ничего сказать.

Бессознательные психические явления - выделяют 3 типа:

1. неосознаваемые механизмы сознательных действий, подразделяются на

а) неосознаваемые автоматизмы - действия или акты, которые совершаются без участия сознания, как бы «сами собой». Процессы имеют двоякую природу.

- процессы никогда не осознавались (первичные автоматизмы): действия, которые являются врожденными или были сформированы в первый год жизни ребенка (мигание и конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и др.)

- процессы сначала были осознаваемыми, но затем перестали фиксироваться в сознании в результате многократного повторения и совершенствования их выполнение перестало требовать участия сознания (автоматизированные действия, или навыки):

б) явления неосознаваемой установки. Установка - это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагирования в определенном направлении. (Д. Н. Узнадзе)

в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий, к ним относятся непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимика и пантомимика, а также большой класс вегетативных движений, сопровождающих действия и состояния человека.

2. неосознаваемые побудители сознательных действий (исследовалЗигмунд Фрейд).

3. «подсознательные» процессы – это процессы образования некоего интегрального продукта в результате большой сознательной (как правило, интеллектуальной) работы.

С этим явлением мы сталкиваемся, когда пытаемся решить какую-то сложную и значимую для нас проблему. Мы долго перебираем всевозможные варианты, анализируем имеющуюся информацию, но четкого решения проблемы еще нет. И вдруг, неожиданно, как-то само собой, а иногда используя какой-то незначительный повод, мы приходим к решению данной проблемы. Нам становится все ясно, мы четко представляем себе суть этой проблемы и знаем, как ее решить. Таким образом, то, что вошло в наше сознание, является действительно интегральным продуктом, хотя у нас не осталось четкого представления, почему мы пришли к такому решению проблемы.

В повседневной жизни подобные явления часто называют интуицией, т. е. способом принятия решения путем анализа на уровне, находящемся вне контроля сознания.

К этим процессам можно отнести любовь, выбор профессии.

Механизм осознания: происходит через включение переживания совершаемого субъектом акта в объективные предметные связи, его определяющие. Сознание – это единство осознанного и неосознанного, сознательного и бессознательного.

Поведение человека начинает формироваться уже у новорожденных в виде простейших актов. Поведение, как и действия, может быть непроизвольным или произвольным.

К непроизвольному типу поведения в основном относятся импульсивные действия и неосознанные, не подчиненные общей цели реакции, а также поведенческие реакции человека, наблюдаемые в ситуациях аффекта, когда человек находится под воздействием неконтролируемого сознанием эмоционального состояния.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: