ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ.




Слово «культура» встречается в лексиконе практически любого человека, но в это понятие вкладывают самый различный смысл: одни понимают лишь ценности духовной жизни, другие - ещё более сужают это понятие, относя к нему лишь явления искусства, литературы, третьи вообще понимают определенную идеологию, призванную обслуживать, обеспечивать «трудовые отношения», т. е хозяйственные задачи. Явления культуры изучает множество конкретных наук – археология, этнография, история, социология, правовые науки и каждая из наук создает свое определенное представление о культуре как предмете своего исследования. В самом широком смысле понятие культура означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В этом смысле правовая культура является одной из разновидностей культуры в целом, да и все право является феноменом развития общества.

Понять сущность правовой культуры можно лишь через призму правовой деятельности, его общностей, групп, а правовая культура немыслима вне определенного субъекта права. Правовая культура не существует в отдельности от других разновидностей культуры. Она тесно взаимосвязана и функционирует с политической, нравственной и эстетической, религиозной и другими разновидностями культуры в обществе. В плане своего происхождения правовая культура явилась значительно позже, чем нравственная или религиозная культура, так как без самих правовых норм не может быть и правовой культуры общества.

Правовую культуру в юридической науке понимают неоднозначно, что обусловлено двумя моментами: во-первых, это относительно новое направление научного исследования в теории государства и права; во-вторых, в самой культурологии существует более 500 определений понятия «культуры» и несколько десятков направлений ее исследования, существенно отличающихся друг от друга по применяемым подходам и методологии.

В юридической литературе существуют два основных подхода к определению правовой культуры[1]. В первом случае правовую культуру рассматривают как знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний. В широком смысле правовая культура – это совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц. При этом правовая культура предполагает определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности, качественное состояние процессов правотворчества судебного и административного рассмотрения дел, высокий уровень правопорядка и законности. Правовая культура немыслима без сознательного и ответственного отношения к своим обязанностям не только обычных граждан, но и должностных лиц. Поэтому ее составными элементами следует считать правовые убеждения установки, ориентирующие на восприятие правовой системы и качественное выполнение обязанностей.

Нетрудно заметить, что правовая культура тесным образом связана с правосознанием, но правосознание не является единственным компонентом правовой культуры. Помимо правосознания в структуру правовой культуры входят: система правовых норм, выражающая сбалансированную волю различных слоев населения; правовое поведение, правовая деятельность; правовые учреждения как система государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль и реализацию права. Все элементы правовой культуры находятся в тесном взаимодействии как между собой, так с иными элементами общественной жизни, т. е правовая культура характеризуется не только внутренними, но и внешними связями.

Правовая культура тесно связана с правомерным поведением личности, но не любое правомерное поведение можно назвать культурным. Так, конформизм, исполнение обязанностей по маргинальным мотивам должны быть чуждыми обществу с высокой правовой культурой. Высокая правовая культура характеризуется реализацией предоставленных прав, социально-активным правомерным поведением, соблюдением требований норм права по мотивам законоуважения, а не законопослушания. Формирование высокой правовой культуры – одна из важных задач, стоящая перед современным государством и обществом.

 

Структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения: право и правосознание, правовые отношения и законность, правопорядок и правомерная деятельность субъектов. Элементы, образующие правовую культуру общества, одновременно включены и в другие структуры. Более того, эти элементы выступают составными компонентами нескольких различных систем.

Особого внимания заслуживает деятельная сторона правовой культуры. При этом необходимо, прежде всего, иметь в виду две области деятельности: 1) непосредственно в правовой сфере; 2) неправового характера, но связанная со сферой действия права. Эта деятельность непосредственно не входит в предмет правовой культуры, но своим, идейным содержанием наполняет ее.

В юридической литературе принято выделять следующие. Уровни правовой культуры: обыденный, профессиональный (специальный) и теоретический.

Обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Данный вид культуры как бы «останавливается» на поверхности правовых явлений, ее обобщения неглубоки.

Специфика обыденной правовой культуры такова, что она, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется на стадии здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении юридических обязанностей использовании субъективных прав и представляет собой огромный массив правомерного поведения.

Профессиональный уровень складывается у лиц, которые специально занимаются правовой деятельностью. При непосредственном, каждодневном соприкосновении с правовыми понятиями и явлениями у юристов вырабатывается профессиональная правовая культура. Им свойственна более высокая степень знания и понимания правовых проблем, задач, целей, а также профессионального поведения.

Поиски сущности и содержания правовых категорий под силу личности, обладающей такой правовой культурой, которая соответствуете научно - теоретической деятельности. Правовая культура теоретического уровня представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких- то отдельных направлений. Она вырабатывается коллективными условиями ученых- философов, социологов, юристов, общественным опытом практических работников.

Теория правовой культуры как форма концептуального осознания потребностей общества в правовом регулировании тех или иных сфер жизни может и должна являться идейно- теоретическим источником права. Законотворчество и законоприменение компетентными органами предполагают достаточно высокий теоретический уровень правовой культуры.

Обыденный, профессиональный и научно- теоретический уровни правовой культуры тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Правовая культура в реальной жизни выполняет одновременно несколько специфических функций[2] - познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную и прогностическую.

Познавательно - преобразовательная функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора.

Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы, а стало быть, и общества в целом.

Правовая культура, выступая компонентом правового сознания и бытия в их органическом единстве, сопряжена не только с отражением всего общественного бытия, но и с активным обратным воздействием на него. Присущие ей идеалы, правовые нормы, принципы, традиции и образцы поведения могут способствовать консолидации классов, иных социальных групп и слоев граждан, концентрации их усилий на формирование правового государства.

Правовая культура может обеспечивать социальное сплочение людей. Она позволяет не только осуществлять правовое общение между гражданами, но и регулировать их взаимоотношения в юридической сфере.

Регулятивная функция реализуется через правовые и другие социальные нормы. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает подчинение социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей граждан вносит элемент упорядоченности в эти отношения.

Ценностно - нормативная функция правовой культуры выражается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Данная функция проявляется и при изучении оценочного отношения личности к результату и цели ее действий, направленных на изменение окружающей правовой действительности, к эталонам и образцам поведения, предусмотренных нормами права. Оценочная деятельность в правовой культуре состоит в «измерении» индивидом, общностью людей права, законности, правопорядка, правоотношений, механизма правового путем сопоставления с соответствующими правовыми ценностями. Оценке подвергается правовая реальность в самом широком диапазоне – от конкретной юридической ситуации до правовой системы в целом. Это оценка всей совокупности законодательства, конкретных правовых норм, поведения граждан, деятельности правоохранительных органов в борьбе с правонарушениями.

Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. На этот процесс существенное влияние оказывает правовая действительность. Вместе с тем необходима целенаправленная правовоспитательная работа, важны мероприятия по организации юридического обучения населения, оказания ему юридической помощи, активизации процессов самовоспитания личности.

Правовая культура выполняет и коммуникативную функцию. Обеспечивая общение граждан в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него. Здесь имеется в виду не только непосредственное общение граждан в сфере действия права, но и косвенное «общение» с лицами, принадлежащими к прошлым поколениям, или с нашими современниками, с которыми мы лично незнакомы, или которые отделены от нас расстоянием и временем.

Такое общение опосредуется юридическими произведениями и сегодня значительно расширяется в связи с совершенствованием средств субъектных взаимодействий свободных и уникальных личностей в сфере права.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: