Психология медиавосприятия.




Процесс восприятия, кодирования, хранения и воспроизведения информации. Качества текста, необходимые для привлечения внимания. Основные аудиальные и визуальные субмодальности. Ключевые переменные СМИ, оказывающие влияние на процесс привлечения внимания. Категоризация и эвристика. Основные способы структурирования информации. Ключевые барьеры восприятия массовой информации: географический, исторический, технический, терминологический, сематический, тезаурусный, контрасуггестивный, собственно психологический, резонансный, барьер компетентности, этический, эмоциональный, барьер перегрузки (факторы перегрузки в прессе, на радио, на ТВ). Законы медиавосприятия. Уровни медиавосприятия.

 

Кузин В.Н. Психологическая культура журналиста. – СПб., 1997.

Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. – М., 2002.

Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. – СПб., 1996.

Олешко В.Ф. Психология журналистики. – СПб., 2006.

Рощин С.К. Психология и журналистика. – М., 1989.

Свитич Л.Г. Феномен журнализма. – М., 2000.

 

Самым общим способом работы с социальной информацией является процесс категоризации — отнесение каждого нового воспринимаемого объекта к некоторому классу подобных и уже известных ранее объектов, т.е. к категории. Категоризация выступает как инструмент, посредством которого человек систематизирует свое окружение, на основании чего только и можно в этом окружении действовать.

Категоризация связана с другим когнитивным процессом — эвристикой, т.е. сокращением или правилом произвола, применяемым нами для того, чтобы высказать суждение, для которого имеем недостаточную или неопределенную информацию. Эвристика является своеобразным сводом тех принципов, на основании которых возникают различные субъективные вкрапления в процесс освоения социальной информации.

Более подробно эти и другие трудности социальной категоризации раскрываются при анализе основных этапов работы с социальной информацией, к которым относятся:

1) Внимание к определенным проявлениям социального мира имеет своей функцией помочь человеку оценить его социальное окружение, отобрать некоторые значимые стимулы, поскольку все их воспринять невозможно; необходим выбор тех объектов, которые релевантны данной ситуации.

2) Кодирование есть такая работа с информацией, когда в ней распознается определенный смысл.

3) Хранение информации предполагает поиски наилучших его способов, рассчитанных на то, что в нужное время информация будет успешно воспроизведена, т.е. оценена по достоинству.

4) Воспроизведение социальной информации — это извлечение ее из системы хранения в нужное время и в нужном объеме. Все эти этапы не существуют изолированно друг от друга, они образуют систему.

Качества текста, необходимые для привлечения внимания:

· Приоритетность (действительная и мнимая) и привлекательность темы для граждан (например, угроза миру и безопасности граждан, терроризм, экологические и иные катастрофы и т.п.)

· Неординарность фактов (этим объясняется, в частности, склонность СМИ к информации негативного ха­рактера и сенсациям).

· Новизна фактов (сообщения, еще не получившие широкой известности).

· Успех (сообщения об успехах политических лидеров, партий или целых государств).

· Высокий общественный статус источника информации (лица, занимающие выс­шие места в политической, военной, церковной или других иерархиях).

Основные аудиальные и визуальные субмодальности. У человека 5 органов чувств: зрение, слух, ощущения, вкус и запах. В НЛП используют понятие 3-х каналов: визуальный, аудиальный и кинестический (тактильные, внутренние и мета-ощущения). Эти три канала восприятия называются модальностями. А различия в описании в пределах самих каналов – субмодальностями. То есть яркость, контрастность, дальность, цвета, местоположение, объем – это субмодальности зрительного канала. А громкость, ритмичность, высота звука – слухового канала. Субмодальности не касаются содержания, они касаются только описания. Так вот, весь субъективный опыт наш мозг кодирует при помощи субмодальностей. И менять свое отношение можно тоже при помощи субмодальных изменений.

Основные способы структурирования информации: расположение в хронологическом порядке (исторический); составление перечня источников (цель – получить общую картину информационного поля, на котором вы работаете); анализ тенденций (структурирование информации по одному из показателей); построение диаграммы связей; описание объекта; последовательное решение более простых проблем (декомпозиция).

Медиавосприятие - это восприятие «медиареальности», чувств и мыслей авторов медиатекстов, выраженных в словесном, аудиовизуальном, пространственно-временном образах.

Ключевые барьеры восприятия массовой информации: географический, исторический, технический, терминологический, сематический, тезаурусный (идет речь о вещах, для понимания которых необходим определенный запас предварительных сведений знаний, т. е. тезаурус), контрасуггестивный (человек не согласен с тем, что предлагается в информации), собственно психологический, резонансный, барьер компетентности, этический, эмоциональный, барьер перегрузки (факторы перегрузки в прессе, на радио, на ТВ).

Уровни медиавосприятия: 1)уровень «первичной идентификации»: эмоциональная, психологическая связь с фабулой (цепью событий) медиатекста; 2) уровень «вторичной идентификации»: идентификация с персонажем медиатекста; 3) уровень «комплексной идентификации»: идентификация с автором медиатекста с сохранением «первичной» и «вторичной» идентификации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: