Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы бакалавриата




Рабочая программа дисциплины

 

ЭКОНОМИКА

 

Направление подготовки

ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

 

Присваиваемая квалификация

БАКАЛАВР ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Форма обучения

Заочная

 

Челябинск 2014 г.

Рабочая программа дисциплины согласована:

 

Ученым советом экономического факультета

Протокол заседания № __ от «__» __________ 2014 г.

 

Председатель Ученого совета

факультета экологии __________________________ Лихачев С.Ф.

 

Секретарь Ученого совета

факультета экологии __________________________ Сибиркина А.Р.

 

Рабочая программа дисциплины одобрена и рекомендована кафедрой экономической теории и регионального развития

 

Протокол заседания № 1 от «04» сентября 2014 г.

 

Заведующий кафедрой ______________________ Пряхин Г.Н.

 

Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 38.03.01 Экономика

 

Автор (составитель) _________________________ Федотов М.С.

 

Структура рабочей программы дисциплины соответствует приказу ректора ФГБОУ ВПО «ЧелГУ» от «10» июня 2014г. № 901-2 «Об утверждении шаблонов образовательной программы высшего образования, рабочей программы дисциплины (модуля), программы практики и структуры УМК».

 

Начальник управления

образовательной политики

_____________________ Еремеева С.П.

 

«____»___________ 2014 г.

Содержание

 

1. Вводная часть………………………………………………………………….  
1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины…………………………  
1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы бакалавриата……………………………………………………...  
1.3. Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы…….  
2. Структура и содержание учебной дисциплины……………………………..  
2.1. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся……………………………………..  
2.2. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий………………………………………………    
3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине………………………………………..  
4. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине………………………………………………...  
5. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины…………………………………….  
6. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины……………………..  
7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины  
8. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине……………….  
9. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине……………….  

 

Вводная часть

Цели и задачи освоения учебной дисциплины

Целью учебной дисциплины «Экономика» является формирование у студентов экономического мышления, теоретических знаний в области экономических процессов, умений и навыков использования понятий экономической теории для описания и анализа реальных рыночных ситуаций и моделей, используемых для их описания, научного экономического мировоззрения и мышления.

Задачи:

- теоретическое освоение студентами современных экономических концепций и моделей;

- приобретение базовых представлений о рыночной экономике, институтах рынка, знаний о закономерностях функционирования современной экономики;

- изучение основных понятий, категорий и инструментов микроэкономики и прикладных экономических дисциплин;

- приобретение практических навыков анализа мотивов и закономерностей деятельности субъектов экономики, ситуаций на конкретных рынках товаров и ресурсов, движения уровня цен и объемов выпуска продукции, а также решения проблемных ситуаций на микроэкономическом уровне (домохозяйство, фирма, отраслевой рынок);

- построение относительно простых моделей для описания рыночных ситуаций, решение задач относящихся к классическим экономическим моделям;

- ознакомление с текущими экономическими проблемами России;

- развитие умения прогнозирования объективных экономических процессов на микроэкономическом уровне и принятия наиболее эффективных управленческих решений.

 

Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы бакалавриата

Дисциплина «Экономика» является дисциплиной базовой части профессионального цикла дисциплин федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению 05.03.06 (022000.62) Экология и природопользование.

Дисциплина «Экономика» базируется на знаниях, полученных в рамках школьных курсов «Обществознание», «Экономика» или соответствующих дисциплин среднего профессионального образования.

Дисциплина предшествует изучению дисциплины «Экономика природопользования».

 

1.3. Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

В результате освоения ОП бакалавриата обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине:

Коды компетенции (по ФГОС) Результаты освоения ОП Содержание компетенций согласно ФГОС Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОК-4 Использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально значимые проблемы и процессы Знать: - основные этапы и закономерности экономического развития общества; - экономические проблемы, стоящие перед обществом на разных этапах его развития; - основные экономические процессы на уровне отдельных хозяйствующих субъектов и их значение для общества в целом. Уметь: - формулировать суть экономических проблем, стоящих перед отдельными хозяйствующими субъектами и обществом в целом; - интерпретировать социально-экономические процессы, происходящие в обществе; - обосновывать возможные пути решения проблем и прогнозы развития экономических процессов. Владеть: - специальным категориальным аппаратом; - инструментарием для анализа социально-значимых проблем и процессов, происходящих в обществе.
ОК-5 Обладать базовыми знаниями отечественной истории, пониманием причинно-следственных связей в развитии российского общества, основ философии, основ экономики и социологии, способствующими развитию общей культуры и социализации личности, умением их использовать в области экологии и природопользования, а также базовыми представлениями о приверженности к этическим ценностям Знать: - общие подходы к научному освоению экономической действительности; - методы изучения экономических явлений и процессов; - основы моделирования в экономике. Уметь: - работать с учебной и научной экономической литературой; - развивать интеллектуальную самостоятельность и активность; - формировать позитивное отношение к умственному напряжению, преодолевать познавательные трудности; - осуществлять интеллектуальное саморазвитие. Владеть: - навыками самостоятельной познавательной деятельности; - умениями грамотно и эффективно пользоваться источниками информации, справочной литературой, Интернет-ресурсами.

2. Структура и содержание учебной дисциплины

 

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

 

Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 2 зачетные единицы (ЗЕ), 72 академических часа.

Таблица 2.1 – Объём дисциплины по видам учебных занятий (в часах)

Объем дисциплины Всего
Общая трудоемкость дисциплины, ЗЕ/часы 2/72
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий), всего  
Аудиторная работа по учебному плану (всего):  
в том числе:  
Лекции  
Практические занятия -
Лабораторные работы -
Самостоятельная работа обучающихся (всего)  
Вид промежуточной аттестации обучающегося (зачет/экзамен) Зачет  
Семестр обучения  

 

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Таблица 2.2.1 – Разделы дисциплины, виды, объем занятий

Номер раздела Наименование разделов Семестр Объем в часах по видам учебной работы
Всего Л ПЗ ЛР СРС
  Введение в экономическую теорию       - -  
  Рынок и рыночный механизм       - -  
  Поведение потребителя в рыночной экономике     - - -  
  Поведение производителя в рыночной экономике       - -  
  Рынки факторов производства     - - -  
  Общее экономическое равновесие, эффективность и общественное благосостояния     - - -  
Итого     - -  

 

Л – лекции; ПЗ – практические занятия; ЛР – лабораторные работы; СРС – самостоятельная работа студентов.

Таблица 2.2.2 – Темы лекций, их содержание, трудоемкость

Тема лекции Содержание Кол-во часов
Введение в экономическую теорию Предмет экономической теории, ее задачи и функции. Структура экономической теории. Научно-познавательное и практическое значение экономической теории. Методы исследования в экономической теории: общенаучные и специфические. Модели в экономике. Потребности, их сущность и классификация. Закон возрастания потребностей. Экономические стимулы и интересы. Блага и услуги, их классификация. Взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ. Производство и его структура. Индивидуальное и общественное производство. Сферы материального и нематериального производства. Три сектора производства. Воспроизводство и его фазы.  
Рынок и рыночный механизм Ресурсы: понятие и классификация. Природные, материальные, трудовые, финансовые, информационные ресурсы. Основные факторы производства: земля, труд, капитал. Предпринимательская способность как фактор производства. Факторные доходы. Ограниченность производственных ресурсов. Абсолютная и относительная ограниченность. Проблема выбора. Модель кривой производственных возможностей (кривая трансформации). Свойства кривой производственных возможностей. Альтернативные издержки (альтернативная стоимость). Закон возрастающих альтернативных издержек (закон убывающей отдачи факторов производства). Эффективность производства. Эффективность по Парето.  
Поведение производителя в рыночной экономике Потребительское поведение. Потребительский выбор. Понятие полезности. Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена). Предельная полезность и индивидуальный спрос. Цена спроса. Кривая индивидуального спроса. Максимизация полезности при заданном бюджете потребителя (второй закон Госсена). Равновесие потребителя. Порядковый (ординалистский) подход к анализу полезности. Аксиомы поведения потребителя при порядковом измерении полезности. Кривая безразличия. Карта кривых безразличия. Свойства кривых безразличия. Пре­дельная норма замещения. Бюджетное ограничение и бюджетная линия. Уравнение и свойства бюджетной линии. Равновесие потребителя. Точка равновесия (точка потребительского оптимума).  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: