ЧЕТВЕРТЫЙ КУРС. СЕДЬМОЙ СЕМЕСТР.




Внутрисеместровый контроль.

Форма проведения: контрольное тестирование. УСТНЫЙ ОПРОС

РАССМОТРЕНО: Председатель П(Ц)К __________   Требования к КОНТРОЛЬНОМУ тестированию по дисциплине: «История театра (зарубежного и отечественного)» для специальности 070301 «Актерское искусство» УТВЕРЖДАЮ: Зав учебным отделом _________Л.К. Соловьева «»____________
Цель:   Оценка знаний и умений в соответствии с рабочей программой
Инструкция: Ответить на вопросы теста. Время выполнения15 мин.
Критерии оценки: «5» (отлично) Точный, не требующий дополнительных пояснений ответ на все поставленные вопросы.
«4» (хорошо) Уверенные ответы на поставленные вопросы; допускаются отдельные неточности и погрешности.
«3» (удовлетворительно) Правильные ответы на два вопроса.Не знание известных фактов истории отечественного театра
«2» (неудовлетворительно) Нет правильных ответов ни на один вопрос.
       

Тест №1.

1. Событие 1825 г. в Санкт-Петербурге?

2. Автор пьесы «Моцарт и Сальери»?

3. Автор водевиля «Актер»?

Ответы:

1. Восстание декабристов.

2. Пушкин А.С.

3. Некрасов Н.А.

Тест №2

1. На какие темы писал пьесы Озеров В.А.?

2. Автр пьесы «Борис Годунов»?

3. Автор пьесы «Женитьба»?

Ответы:

1. Озеров В.А. писал пьесы на патриотические и исторические темы.

2. Пушкин А.С.

3. Гоголь Н.В.

Тест №3

1. Какую пьесу В. Шекспира перевел Карамзин Н.М.?

2. Автор пьесы «Горе от ума»?

3. Автор пьесы «Маскарад»?

Ответы:

1. «Юлий Цезарь»

2. Грибоедов А.С.

3. Лермонтов М.Ю.

 

Тест №4

1. Что такое «бенефис»?

2. Автор пьесы «Скупой рыцарь»?

3. Автор пьесы «Игроки»?

Ответы:

1. Спектакль, устраиваемый в честь одного из выступающих актеров. Доход от спектакля поступал в пользу бенефицианта..

2. Пушкин А.С.

3. Гоголь Н.В.

Тест №5

1. Кто возглавлял Вольное общество любителей словесности и художественных наук?

2. Автор пьесы «Пир во время чумы»?

3. Автор водевиля «Лев Гурыч Синичкин»?

Ответы:

1. Панин И.П.

2. Пушкин А.С.

3. Ленский Д.М.

Тест №6

1. В каком году появилось понятие «режиссер»?

2. Автор пьесы «Каменный гость»?

3. Какого актера мы называем основоположником реализма в русском сценическом искусстве?

Ответы:

1. 1825 г. В «Постановлениях управления императорской театральной дирекцией»

2. Пушкин А.С.

3. Щепкин М.С.

Тест №7

1. Автор пьесы «Марфа - Посадница»?

2. В какой пьесе есть персонаж, чья фамилия – кулинарное блюдо?

3. Сколько человек обучалось в 1809 г. в театральной школе Санкт-Петербурга?

Ответы:

1. Погодин М.П.

2. «Женитьба» Н.В. Гоголя

3. 120 человек.

Тест №8

1. Псевдоним Некрасова Н.А., как драматурга?

2. Автор пьесы «театральный разъезд после представления новой комедии»?

3. Автор пьесы «Маскарад»?

Ответы:

1. Перепельский

2. Гоголь Н.В.

3. Лермонтов М.Ю.

Тест №9

1. Какую пьесу В. Шекспира перевел Полевой Н.А.

2. Автор пьесы «Гроза»?

3. Сколько человек обучалось в 1809 г. в театральной школе г. Москвы?

Ответы:

1. «Гамлет»

2. Островский А.Н.

3. 30 человек

Тест №10

1. Актеры – корифеи романтического направления в театрах Москвы и Санкт-Петербурга?

2. Автор пьесы «Свои люди - сочтемся»?

3. Автор пьесы «Игроки»?

Ответы:

1. В Москве – Мочалов; в Санкт-Петербурге – Каратыгин

2. Островский А.Н.

3. Гоголь Н.В.

Тест №11

1. Актеры – корифеи реалистического направления в театрах Москвы и Санкт-Петербурга?

2. Автор пьесы «Испанцы»?

3. Автор пьесы «Доходное место»?

Ответы:

1. В Москве – Щепкин; в Санкт-Петербурге – Сосницкий.

2. Лермонотов М.Ю.

3. Островский А.Н.

Тест №12

1. На какую тему писал свои пьесы Полевой Н.А.?

2. Автр пьесы «Зачем пойдешь, то и найдешь»?

3. Автор пьесы «Женитьба»?

Ответы:

1. Полевой Н.А. писал пьесы на темы русской истории.

2. Островский А.Н.

3. Гоголь Н.В.

 

ЧЕТВЕРТЫЙ КУРС. ВОСЬМОЙ СЕМЕСТР.

ФОРМА: Экзамен

РАССМОТРЕНО: Председатель ОтветП(Ц)К АО Лылова Л.Ю. _____________ Требования к экзамену по дисциплине: «История театра» для специальности 070301 «Актерское искусство» УТВЕРЖДАЮ: Зав учебным отделом _________ Л.К. Соловьева «»____________
Цель: Оценка знаний и умений в соответствии с рабочей программой
Инструкция: Дать устный развернутый устный ответ на поставленные вопросы по билету. Время подготовки 30 мин.
Критерии оценки: «5» Достаточный уровень знания основных тенденций развития театра в определенный исторический период, знание исторических имен и фактов, связанных с формированием театральной культуры.
«4» Достаточный уровень знания основных тенденций развития театра в определенный исторический период, знание исторических имен и фактов, связанных с формированием театральной культуры, с небольшим количеством фактологических упущений.
«3» Неполный уровень знаний основных тенденций развития театра в определенный исторический период, упущение в знании исторических имен и фактов, связанных с формированием театральной культуры.
«2» Слабый уровень знаний основных тенденций развития театра в определенный исторический период, и полное (почти полное) отсутствие знаний фактологического материала.
       

Билет №1

1. Театр второй четверти 19 века. Романтическое и реалистическое направление в драматургии Грибоедов А.С., Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю. Водевили Ленского Д.Т., Некрасова Н.А.. Пьесы на исторические сюжеты Кукольника Н.Д., Полевого Н.А.

 

 

Государственная политика в отношении театра и его деятелей: ограничение театральной прессы, запрещение в 1815 году печатать «суждения об императорских театрах и актерах». Бесправное положение актеров императорских театров. Закон 1827 года о лишении чинов лиц, поступающих в актеры, установление дополнительной цензуры пьес в Третьем отделении. Строительство новых театральных зданий с учетом необходимости дешевых мест. Александринский театр в Петербурге (1832) – гениальное творение архитектора Росси. Введение театральной монополии на публичные сценические представления, означающее запрещение частной театральной деятельности в столицах.

Комедия А.С. Грибоедова (1795 - 1829) «Горе от ума». Годы написания 1821 – 1823 г.г. Соблюдены условия эстетики классицизма – единство места и времени. Однако, произведение несомненно реалистической направленности. Галерея живых узнаваемых характеров. Главный конфликт – столкновение человека передовых взглядов (Чацкого) с окружающей косной и невежественной средой. Новаторство пьесы – общественная и любовная темы переплетены. Идейное столкновение Чацкого с фамусовским обществом и с крушением любви. Новаторское произведение А.С. Пушкина (1799-1837) народная драма «Борис Годунов». Преодоление норм классицизма: отказ от личной истории; автор вывел трагедию из дворца и перенес ее на площадь, сделав народ главным героем политических событий; соединение трагического с комическим (Варлаам и Мисаил). Утверждение реалистического направления в драматургии. Новаторство, заложенное в трагедии, оказалось недоступным для ее воплощения актерам XIXвека. Принадлежность к романтическим традициям «Маленьких трагедий». «Скупой рыцарь» - трагедия о страшной власти золота. «Моцарт и Сальери» - о месте художника в обществе, о назначении искусства. «Каменный гость» - гимн великой силе любви. «Пир во время чумы» - призыв не сдаваться перед безысходностью. «Маскарад» М.Ю. Лермонтова (1814 - 1841) – вершина в отечественной романтической драматургии. Название драмы многозначно: это не столько обозначение места, положившего начало трагическим событиям, но и определение общества, где чувства людей скрыты под масками, где нет места искренности. Галерея характеров, типичных для светской среды. Характеристика главного персонажа – Евгения Арбенина. Основной конфликт – между героем и средой. Развитие жанра – водевиль. Его особенности. «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка» Д.Т. Ленского. «Петербургский ростовщик», «Осенняя скука» Н.А. Некрасова. Принципы консервативного романтизма, официальной народности и патриотизма в пьесах Н.В. Кукольника и Н.А. Полевого.

 

2.Поиски Станиславского К.С. новых путей в режиссуре и искусстве актера. Формирование театральной системы, ее основные положения.

 

Влияние Мейнингенской труппы на развитие театра. Новые принципы постановки исторических и классических пьес – соблюдение историко-археологических точностей; поворот к натурализму. Ограниченность реформ последователей Мейнингенцев. Заслуга К.С. Станиславского в развитии искусства актера, как главного творца спектакля. Решение сценического пространства – черный задник, эффект «четвертой стены», уход от фронтальных мизансцен; отход от экспериментального натурализма – к поискам новых средств театральной выразительности. Репертуарная политика театра – пьесы А.П. Чехова, А.М. Горького, Г. Ибсена, М. Метерлинка; режиссер – создатель художественной целостности спектакля.

Формирование системы воспитания актера (Системы Станиславского): законы органического переживания в условиях художественного вымысла, учение о сверхзадаче, театральная этика.

 

 

Билет №2

 

1. Творчество Гоголя Н.В., его театральная критика.

 

Раннее увлечение театром. Гоголь – теоретик театрального искусства. Критика репертуарной политики театров – обилие мелодрам и водевилей, отсутствие истинных человеческих характеров на сцене. Теория общественной комедии в «Театральном разъезде» - нравственно-воспитательная роль театра; разоблачение порока и вынесение ему приговора; общественный характер конфликта комедии; необходимость актерского ансамбля и единоличного руководства постановкой. Пьесы «Ревизор», «Женитьба». Их значение в развитии отечественного театра.

 

2. Мейерхольд В.Э. крупнейший деятель русского театра. Деятельность Мейерхольда В.Э. в годы революции (1917г.), программа «Театральный октябрь».

 

Мейрхольд – ученик К.С. Станиславского. Разрыв с МХТ. Работа в провинциальных театрах. Возвращение в Москву. Работа в Александринском театре (С-Пб) Стремление уйти от натурализма – к условному театру, к символизму. Вступление в 1918 г. в ряды ВКП(б). Постановка первой советской комедии «Мистерия-Буфф» В.В. Маяковского. Художник спектакля – К. Малевич. Организационная и режиссерская деятельность в годы Октября и гражданской войны направлены на политическую агитацию. Программа «Театрального октября» - революционный переворот в театре, подобный государствнному перевороту в октябре 1917 года – политизация театра, оперативный отклик на события в стране, использование площадных, митинговых, агитационных форм воздействия на массового зрителя. Создание Театра РСФСР-1. «Зори» Э. Верхарна. Вторая редакция «Мистерии-Буфф».

 

 

Билет №3

1. Сценическое искусство 19 века. Романтическое и реалистическое направление в творчестве актеров Мочалова П.С., Каратыгина В.А., Щепкина М.С., Сосницкого И.И.. Творчество Щепкина М.С., его вклад в развитие театрального искусства.

П. С.Мочалов (1800 – 1848) – артист Малого театра. Яркий представитель романтической школы актерской игры – повышенная эмоциональность, гиперболизация страсти, преувеличенная экспрессия речи, жеста, контрастность и смелость внешнего рисунка роли. Стихийный характер игры – актерская индивидуальность Мочалова. Вершина его творчества – роль Гамлета (в переводе Н.А. Полевого). В. А. Каратыгин (1802 – 1853) – ведущий трагик Александринского театра. Первый исполнитель роли Чацкого («Горе от ума») и Арбенина («Маскарад»). Парадность игры, красота позы и жеста, картинность облика, великолепное владение голосом, четкий рисунок роли. Отсутствие психологической разработки роли. И. И. Сосницкий (1794 – 1871), артист Александринского театра, крупнейший представитель реалистического направления в актерском искусстве. Мастер создания острохарактерных портретов. Владение техникой перевоплощения. Естественность и простота игры. Первый исполнитель роли Городничего («Ревизор»). Исполнеие роли Городничего было высоко оценено Н.В. Гоголем. Одна из лучших ролей – Репетилов, а потом и Фамусов («Горе от ума»). М. С. Щепкин (1788 - 1863), реформатор актерского искусства, основоположник реализма на русской сцене; с 1824 года – артист Малого театра. Реалистический метод игры. Исполнение ролей Фамусова «Горе от ума» и Городничего в «Ревизоре».

2. Творчество Мейерхольда В.Э.. Создание Театра имени Мейерхольда (ТИМ). Мейерхольд В.Э. – «биомеханика». Его режиссерские работы.

 

Открытие Театра им. Мейрхольда (ТиМ) в 1923 г. спектаклем – обозрением по пьесе С.М. Третьякова «Земля дыбом». Новаторство в постановках «Леса» А.Н. Островского. «Ревизора» Н.В. Гоголя. Споры вокруг спектаклей Мейрхольда. Биомеханика — система актерского тренажа, позволявшая идти от внешнего к внутреннему, от точно найденного движения и верной интонации к эмоциональной правде. Как театральный, термин был введен В. Э. Мейерхольдом в его режиссерскую и педагогическую практику в начале 1920-х гг. для обозначения новой системы подготовки актера.

 

Билет №4

1. Театр в период 1846-1861 г.г. Обострение цензурного надзора. Драматургия Салтыкова-Щедрина М.Е., Сухово-Кобылина А.В.

Бесконтрольная и безграничная власть цензуры – как следствие французской революции 1848 года. Деятельность разночинцев – демократов. Строгий надзор над театром. М.Е. Салтыков – Щедрин (1826 - 1889) – великий русский сатирик. В драматургии – развитие гоголевских принципов «общественной комедии». Пьесы «Смерть Пазухина», «Тени». Обличение не отдельных пороков общества, а всей государственной системы в целом, вторжение в тайны бюрократического мира государственной машины. Предельная заостренность, сатирическая гиперболизация образов; разрушение рамок бытовой картины, обнажая уродливость человеческих отношений, той стороны действительности, которая «любит прятаться за обыденным фактом». А.В. Сухово-Кобылин (1817-1903) – автор драматической трилогии «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина». В «Свадьбе Кречинского» заявлен жанр социально-бытовой комедии - стремительно развивающееся действие, увлекательная интрига, обличение системы отношений, построенных на грубом насилии, циничном произволе, грабеже. В «Деле» выведен образ бюрократической машины, перед которой личность становится ничтожной. «Смерть Тарелкина» - трагический фарс, показывающий разгул дикого, фантастического произвола чиновников и полиции.

 

2. Становление советского театра после революции 1917 года. Декреты, принятые правительством в отношении положения театров. Агитационное искусство. Драматургия Маяковского В.В.

 

Декрет советского правительства о передаче всех театров страны в ведение органов народного просвещения (1917). Организация Театрального отдела (ТЕО) Наркомпроса (1918), на который возлагалось общее руководство театральным делом в стране, создание нового театра. Декрет Совнаркома, подписанный В.И. Лениным «Об объединении театрального дела» (1919), по которому все здания, костюмы, реквизит, декорации объявлены национальным имуществом. Государственное субсидирование. Идеологическая трактовка классического репертуара. Возникновение агитационного театра. Пьеса В.В. Маяковского «Мистерия-Буфф». Пародия на всемирный потоп – не божья кара, а красный поток революции. В пьесе “Клоп” 1929 года объявляется непримиримая война мещанству во всех его проявлениях. Пьеса “Баня” (1930 г.) направлена на не менее опасное явление — бюрократизм. Пьеса — сплав мечты и действительности, переплетение настоящего и будущего. Это достигается использованием фантастики, которая вплетается в реальную жизнь персонажей.

 

Билет №5

1. Драматургия Тургенева И.С., ее идейная направленность и эстетические особенности.

 

Иван Сергеевич Тургенев (1818 - 1883). В 1840 –е годы новое направление в русской литературе - «натуральная школа». Следование гоголевской традиции в пьесе «Нахлебник» (1848) – «пробуждение в народе чувства человеческого достоинства» (В.Г. Белинский). Созвучие образа обедневшего Кузовкина - распространенного в литературе «натуральной школы» образа «маленького человека», «униженного и оскорбленного» в этом мире с героями Пушкина, Гоголя, Достоевского. Запрет цензуры на публикацию пьесы. Впервые была постаывлена в 1862 г. Второй этап драматургического творчества - разработка психологического реализма, которое получит свое развитие в творчестве А.П. Чехова. Комедия «Месяц в деревне» (1850).

 

2. Театр советского периода. Организация новых театров в послереволюционный период. Деятельность театров рабочей молодежи (ТРАМ), живых газет, «синей блузы».

 

С окончанием гражданской войны в стране начался период восстановления народного хозяйства, промышленности, транспорта. Открытие новых театров – Театр Революции (ныне Театр имени Маяковского), Театр имени МГСПС (ныне Театр имени Моссовета), Студия, а с 1926 года Театр имени Евг. Вахтангова. Деятельность В.Э. Мейрхольда. Эстетика условного театра. Активизация клубной самодеятельности. Возникновение новой формы агитационного театра - «Синяя блуза» (живая газета). Самодеятельные театры рабочей молодежи – ТРАМы, многие из которых стали профессиональными театрами. Появление театров для детей – ТЮЗы. По решению XII езда ВКП (б) в 1923 году на смену театрам агитационно-плакатного звучания должен прийти театр психологической жизненной конкретности – «Назад к Островскому!»

 

 

Билет №6

1. Творчество Островского А.Н. в период 1849-1862 г.г.Борьба идей вокруг драматургии Островского А.Н., его «пьесы жизни».

 

А.Н. Островский (1823-1886) – продолжатель традиций, заложенных Грибоедовым, Фонвизиным, Гоголем. Пьесы «Банкрот» («Свои люди сочтемся»), «Не в свои сани не садись», «Бедность – не порок», трилония о Бальзаминове. Отражение быта и нравов Замоскворечья. Влияние фольклора на язык пьес. Поездка на Волгу в поисках новых тем. Новаторство в пьесах «Доходное место», «Гроза». Описание нравов не только купеческой среды, но и мира чиновников.

 

2. Театр советского периода. Режиссер Таиров А.Я. и его Камерный театр. Вахтангов Е.Б. и его драматические студии.

 

Тяготение Камепрного театра к полярным жанрам ("сегодня - мистерия, завтра - арлекинада"), к синтетическому театральному творчеству. Актёр как виртуозный мастер всех театральных жанров и форм. Значение пантомимы, как одного из элементов драматического спектакля. Определение А.Я. Таировым стиля Камерного театра как "структурный реализм" - т.е. сложная художественная структура сценических произведений; "крылатый реализм" – т.е. необходимость обострённых по форме художественных обобщений. Ведущая актриса Камерного театра Алиса Коонен. Постановка "Оптимистической трагедии" Вс. Вишневского (1933, Комиссар - А. Г. Коонен) одна из общепризнанных новаторских вершин революционной героики на советской сцене. Преобладание в репертуаре театра зарубежной драматургии.
В начавшейся в 1949 году «борьбе с низкопоклонством перед Западом» западническая ориентация Камерного театра выглядела подозрительной. Безуспешные попытки театра опереться на схематичные пьесы советских драматургов. Закрытие театра в 1950 г. Студия под руководством Е.Б Вахтангова, в последствии – театр имени Евг. Вахтангова. Отказ от поэтики интимно-психологического и бытового театра. Сохранение законов искусства переживания и органики актерского существования Спектакль «Принцесса Турандот»Карла Гоцци.Утверждение Вахтангова - искусство переживания, жизненная правда и истина страстей могут и должны воплощаться в формах надбытового, гротескного, ярко театрального спектакля. Поэтика игрового театра, его открытую условность, импровизационность. Преподавательская деятельность Вахтангова в театральных студиях.

Билет №7

1. Театр второй половины 19 века. Новый период в творчестве Островского А.Н., его общественно-сатирические комедии («Лес»). Новая тема в пьесах Островского А.Н.- судьба женщины в нарождающемся капиталистическом обществе.

Создание А.Н. Островским (1823 – 1886) ряд произведений обличительного содержания – «На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Лес». Критик нравов не только уходящего поколения, но и нового, нараждающихся отношений – бесцельность, цинизм, моральное уродство.Отражение распада старых патриархальных отношений в пьесах «Лес», «Волки и овцы». Использование уголовной хроники в создании характеров в пьесах «Бесприданница», «Последняя жертва», «Таланты и поклонники.» Судьба женщины в условиях нарождающихся новых социально - экономических отношениях. Творческий метод Островского – построение трагических и комедийных сюжетов на основе жизненных фактов, обыденные жизненные явления. Отношение к языку, как к главному выразительному средству.

 

2. Театр советского периода. Классический репертуар театров в годы второй мировой войны (1941-1945г.г.). Пьесы Симонова К.М. «Парень из нашего города», «Русские люди».

 

Пьесы русской и зарубежной классики в репертуаре театров. Шекспировские фестивали. Участие артистов в концертных бригадах и фронтовых театрах. Поэт, военный корреспондент, писатель, драматург К. Симонов. Тема патриотизма и массового подвига в пьесе «Русские люди»(1942). Драма о трудностях войны как непрерывное испытание всех человеческих сил. Первый художественный отклик на события войны. Обращение к внутреннему миру героев, поведению людей на войне. Пьеса «Перень из нашего города» как предчувствие войны.

 

Билет №8

 

1.Творчество Толстого Л.Н., его драматургия для народного театра.

Реальность событий – основа пьес Толстого Л.Н., как объективная картина противоречий капиталистического общества.

 

Отношение Льва Николаевича Толстого (1828—1910) к театру.Идея создания «народного театра». История написания пьесы Власть тьмы» (1886). Народная драма о глухой деревне. Разрушение патриархального уклада жизни, нравственных ценностей.Пьеса «Плоды просвещения» (1890), сатирическое раскрытие нарвов дворянского общества. Пьеса «Живой труп». Основной конфликт пьесы.Стремление главного героя «жить по совести».

 

2. Становление театра во 2-ой половине 20 века. Рождение театра «Современник» (1956 г.) и театра драмы и комедии Таганка (1964г.).

 

«Современник». Москва. 1956 г. Рождение театра «снизу». Ядро труппы – выпускники Школы-студии МХАТ. Руководитель театра – Олег Ефремов (1927 - 2000). Программный спектакль, которым открытлся театр, «Вечно живые» по пьесе В. Розова. Репертуар – опора на современную драматургию. Творческая полемика со старым МХАТ. Попытка возрождения эстетических, этических и организационных принципов студийности. Стремление к постановочному аскетизму. Правда внутренней жизни. Тема нравственной ответственности, нравственного выбора. В 1964 г. – театр-студия становится Театром. Новые приемы выразительности – от «правды жизни» к «правде театра». Обращение к яркой театральной игре, стремление к характерности («Голый король» Е. Шварца).

Театр драмы и комедии на Таганке. 1964 г. Режиссер – Ю.П. Любимов. Влияние эстетики театра Б.Брехта. Творческте кредо – сблизить искусство и современную жизнь, придать действию публицистичность, гражданское, социальное звучание.Заострение всех средств сценической выразительности – цвет, свет, актерская пластика, агрессивная энергетика спектакля. Ритм – как основа спектакля.Система зонгов. Подчеркнутая условность, метафоричность сценического пространства. Особая форма поэтического спектаклей Спектакли «Антимиры», «Пугачев». «Десять дней, которые потрясли мир» - эстетика площадного политического театра, «народное представление» на стыке с цирком, монтажом атракционов, буффонады. Масочность, заостренность психологических характеристик.

Билет №9

 

1. Театр конца 19 века. Отмена монополии императорских театров. Возникновение частных театральных предприятий Лентовского и Корша Ф.А. и любительских театров.

Отмена монополии императорских театров (1882). Создание частных театров, антрепризы. Деятельность Ф.А. Корша: создание «театра комедии с драматическим или комическим оттенком», преобладание в репертуаре легких комедий, фарсов с любовной интригой. Понятие «коршевская пьеса» - «больше забавного и смешного». Финансовый успех театра. Обращение Корша и к творчеству русских писателей — первая постановка в Москве пьесы Толстого «Власть тьмы» и пьес Чехова «Иванов», «Медведь» и «Свадьба». Утренние спектакли. Еженедельные премьеры. Техническая оснащенность сцены. М.В. Лентовский (1843–1906), русский артист драматического театра и оперетты, режиссер и антрепренер. Летний театр в Семейном саду. Антреприза. Театр «Эрмитаж» Репертуар – оперетта, драматический репертуар. Театральная деятельность в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде. Создание театра «Скоморох». Разнообразие репертуара.

2. Проблемы театрального искусства в послевоенные годы 20 века. «теория» бесконфликтности в театре. Оживление творческих процессов. Новая драматургия. Режиссерское искусство.

 

Ситуация в стране после Великой отечественной войны: дело врачей, репрессии, направленные на деятелей искусства и литературы, националистические тенденции. Убийство С.М. Михоэлса, закрытие Камерного театра и т.д. Насильственное прерывание направлений русской театральной культуры. Разрыв преемственности. Утверждение в драматургии «теории бесконфликтности» («борьба хорошего с еще лучшим»). Идеалистическое изображение действительности, склонность к надуманной проблематике, схематизму, черно-белой гамме красок. Курс на единообразие. Призыв к «равнению на МХАТ » - канонизация традиций русского бытового реализма. Снижение уровня русской театральной культуры. Когорта «придворных» драматургов. 1956-1960-е годы – период «оттепели». Относительная демократизация всех сфер жизни. Творческое развитие режиссерского наслелия Станиславского. Рождение «Современника» под руководством О.Н, Ефремова, возрождение БДТ с приходом в него Г.А. Товстоногова. Становление и развитие режиссерского метода А.В. Эфроса. Возникновение Театра драмы и комедии на Таганке под руководством Ю.П. Любимова.

Билет №10

1. Театр конца 19 века. Проведение первого Всероссийского съезда сценических деятелей. Организация МХТ Станиславским К.С. и Немировичем-Данченко В.И.

Создание по инициативе М.Г. Савиной «Общества для пособия нуждающимся сценическим деятелям»(1883). Преобразование Общества в Русское театральное общество (РТО) (1894). Первый Всероссийский съезд сценических деятелей. Основные итоги работы съезда, и значение его в дальнейшей организации театрально дела в России.

Историческая встреча Вл.И. Немировича-Данченко и К.С. Станиславского (1897). Организационные, эстетические и этические принципы нового театра. Формирование труппы. Открытие театра спектаклем по пьесе А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» (1898). Художественная новизна театральной постановки – подчинение всех компонентов спектакля единому режиссерскому замыслу. Постановка пьесы А.П. Чехова «Чайка». Рождение режиссерского театра.

 

2. Театр советского периода. Темы нового героя- строителя нового общества в драматургии 30-х г. 20 века. Пьесы Погодина Н.Ф., Корнейчука А.Е., Афиногенова А.Н., Арбузова А.Н.

 

На развитие жанра драматургии повлияла социально-политическая и духовная жизнь общества. Пафос всенародной борьбы за торжество революционной правды – такова тематика большинства пьес 30-х годов. Пьесы отличались жизнеутверждающим пафосом, мажорным звучанием. Они запечатлели победу социализма, морально-политическое единство в советском обществе, рост нового челловека. Героико-романтическая драма 30-х годов. Н.Погодин «Аристократы» (1934) показано перевоспитание бывших преступников, работающих на строительстве Беломорского канала. Теме труда были посвящены пьесы Н.Погодина «Темп», «Поэма о топоре. В 1937 году появилась его пьеса «Человек с ружьем» – первая из эпической трилогии о Ленине. Своеобразное переплетение чеховского и горьковского начал стало характерной особенностью творчества А. Афиногенова (пьеса «Страх»). Социально-психологическая драма 30-х годов. Психологическая драма «Машенька» А.Афиногенова - проблеме формирования гармонической личности. Постановка Ю.А.Завадского. Успех артистки В.П. Марецкой в роли Машеньки. Пьеса А.Арбузова «Таня» - бытовая социально-психологическая драма. Художественно раскрытые качества героини - честность и внутренняя порядочность, человеческая гордость, породили драматургическую коллизию. Таня в исполнении М.И. Бабановой. Пьеса А.Е. Корнейчука «Платон Кречет» о подлинном и мнимом гуманизме и доверии к человеку, образ нового советского интеллигента-гуманиста, неутомимого искателя правды.

 

Билет №11

1. Творчество Чехова А.П.. Водевили Чехова А.П.. Художественное своеобразие пьес Чехова А.П., Станиславский К.С. о «подводном течении» в пьесах Чехова А.П.

Драматургия Чехова - начало новому направления в отечественной и мировой литературе - психолого-ориентированной драмой, когда на первый план в произведении выходят переживания героев, а не внешние коллизии. Постановка «Чайки» на сцене МХТ.Особенности драматического метода Чехова. Отражение кризиса реализма, характерного для драматургии конца XIXвека.Отход от точного реалистического изображения пперсонажей для того, чтобы глубже проникнуть во внутренний мир героев. Многослойность реальности сбольшим количеством «подводных течений» (Станиславский). Растворение трагичностиии бытия в повседневности. В диалогах –важно не буквальное значение слов (текста), а подтекст, тайный смысл. Использование приема – собеседники не слышат друг друга. Конфликт спрятан внутрь («люди

Пьют чай, и при этом их сердца разрываются»), открытые финалы пьес. Водевили «Предложение», «Медведь», «Юбилей», «Свадьба» - раскрытие темы пошлости, бессмысленности существования.

 

2. Обновление театра во 2-ой половине 20 века. Искусство режиссуры. Товстоногов Г.А., Эфрос А.В.

 

Товстоногов Г.А. (1913 - 1989), главный режиссер БДТ им. М. Горького. Тяготение к эпическому театру. Умелое сочетание условного с достоверным, жизненной детали, тончайшей внутренней мотивации с мощным обобщением. Виртуозное владение методом «действенного анализа». «Коллекционирование» актерских дарований. Характер руководства – «добровольная диктатура». Репертуарная политика – современная драматургия и классика. «Пять вечеров» Арбузова (1959). Высокая поэзия обыденности. Новый подход к классике. Программная установка - «классическая пьеса – это пьеса о прошлом, написанная сегодня». «Идиот» Достоевского (1957. Мышкин – И. Смоктуновский). «Мещане» Горького. Трагический балаган. Техника абсурдистского театра. Е. Лебелев в роли Бессемнова.

А.В. Эфрос (1925 - 1987). Сценическое открытие пьес В. Розова «В добрый час», «В поисках радости».Формирование режиссерского почерка – «легкое дыхание» спектаклей, тонкий психологизм, своеобразный поэтический реализм. В актерской манере – стремление к абсолютной естественности, внутренней безусловности, импровизационному самочувствию. Спектакль «Мой бедный Марат» по Арбузову. Поиски новых подходов к лассике. «Чайка», «Три сестры» Чехова – без обычных штампов, без «чеховщины».

Билет №12

1. Творчество Толстого Л.Н., его драматургия для народного театра. Реальность событий – основа пьес Толстого Л.Н., как объективная картина противоречий капиталистического общества.

 

Отношение Льва Николаевича Толстого (1828—1910) к театру.Идея создания «народного театра». История написания пьесы Власть тьмы» (1886). Народная драма о глухой деревне. Разрушение патриархального уклада жизни, нравственных ценностей.Пьеса «Плоды просвещения» (1890), сатирическое раскрытие нравов дворянского общества. Пьеса «Живой труп». Основной конфликт пьесы.Стремление главного героя «жить по совести».


 

2. Театр в 60-70-е г.г. 20 века. Драматургия Володина А.М., Радзинского Э.С.. Производственная тема в пьесах Дворецкого И.М. и Гельмана А.Н. Тема нравственных исканий в пьесах Вампилова А.В., Рощина М.М. и др.

 

Главные темы творчества Володина А.М. (1919-2001) – самоценность личности, право на счастье, автономию существования. «Моя старшая сестра», «Пять вечеров».Сопротивление инерции обстоятельств. Ответственность человека за свою судьбу. Освобождение от власти догм. Стремление к настоящей полноте жизни. Поэтическая простота. Напряженный лирический подтекст. Откровенная авторская интонация. Тема пьес Радзинского (р.1936) – цельность человеческой личности. Столкновение жесткого прагматизма и самоотверженности в любви. Осознание ценности неповторимой человеческой личности. «Сто четыре страницы про любовь». Производственная тема в драматургии тесно связано с эпохой НТР. В центре внимания – взаимоотношения личности и государства, этические аспекты. Лучшие пьесы Дворецкого И.М. («Человек со стороны»), Гельмана А.Н. («Премия») направлены на подготовку общественного сознания к необходимости перемен не только в сфере производственных отношений, но и в области общественного, социального устройства. Драматургия А.В.Вампилова (1935 – 1972). Обнажение процессов нравственной деградации общества, жестокость, равнодушие, система «двойной морали». Интонация тревоги, дисгармонии мира. Синтез жанрров – социално-психологическая комедия, трагифарс, абсурдистское начало, притчевое звучание, гротеск. «Утиная охота», «Провинциальные анекдоты», «Прошлым летом в Чулимске». Психологически тонко мотивированное поведение героев, приемы «внутреннего монолога», подтекст, эмоционально наполненные паузы (в чеховской традиции). Драматургия М. Рощина. «Эшелон».

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: