Требования к выбору методов при выполнении выпускной квалификационной работы




Задача исследователя состоит в том, чтобы для каждого этапа исследования определить оптимальный комплекс методов.

Метод (греч. Methodos – способ познания) — в самом широком смысле слова — «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой ее фор­ме; совокупность приемов и операций, направленных на теоретическое или практическое освоение действительности.

Основная функция метода — внутренняя организация и регу­лирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия.

Главное предназначение любого метода — на основе соответствующих принципов (требований, предписаний и т. п.) обеспечить успешное решение определенных познаватель­ных и практических проблем, приращение знания, оптимальное функционирование и развитие тех или иных объектов.

Выделяют теоретические и эмпирические методы исследования.

Теоретические методы исследования

1. Анализ — реальное или мысленное разделение объекта на со­ставные части, и синтез — их объединение в единое органическое целое, а не в механический агрегат. Результат синтеза — совершенно новое образование, знание. Применяя эти приемы исследования, следует иметь в виду, что, во-первых, анализ не должен упускать качество предметов. В каждой области знания есть свой предел членения объекта, за которым мы переходим в иной мир свойств и закономерностей (атом, молекула и т. п.). Во-вторых, разновидностью анализа является также разделение классов (множеств) предметов на подклассы — их классификация и периодизация. В-третьих, анализ и синтез диалектически взаимосвязаны. Но некоторые виды научной деятельности являются по преимуществу аналитическими (например, аналитическая химия) или синтетическими (например, синергетика).

2. Абстрагирование - процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств (прежде всего существенных, общих). В результате этого процесса по­лучаются различного рода «абстрактные предметы», которы­ми являются как отдельно взятые понятия и категории («бе­лизна», «развитие», «противоречие», «мышление» и др.), так и их системы. Наиболее развитыми из них являются матема­тика, логика, диалектика, философия. Выяснение того, какие из рассматриваемых свойств являются существенными, а какие второстепенными — главный вопрос абстрагирования. Этот вопрос в каждом конкретном случае решается прежде всего в зависимости от природы изучаемого предмета, а также от конкретных задач исследования. В ходе своего исторического развития наука восходит от одного уровня абстрактности к другому, более высокому.

3. Индукция — движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщению в выводах) и дедукция— восхожде­ние процесса познания от общего к единичному. Это противо­положные, взаимно дополняющие ходы мысли.

Поскольку опыт всегда бесконечен и неполон, то индуктивные выводы всегда имеют проблематичный (вероятностный) ха­рактер. Индуктивные обобщения обычно рассматривают как опытные истины (эмпирические законы). Из видов индуктивных обоб­щений выделяют индукцию популярную, неполную, полную, научную и математическую.

Характерная особенность дедукции заключается в том, что от истинных посылок она всегда ведет к истинному, достоверному заключению, а не к вероятностному (проблематичному). Дедуктивные умозаключения позволяют из уже имеющегося знания получать новые истины, и притом с помощью чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции, здравому смыслу и т.п. Как один из приемов научного познания тесно связана с индукцией, это диалектически взаимосвязанные способы движения мысли.

4. Аналогия (греч. — соответствие, сходство) — при выводе по аналогии знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта («модели»), переносится на другой, менее изученный и менее доступный для исследования объект. Заключения по аналогии являются правдоподобными: например, когда на основе сходства двух объектов по каким-то одним парамет­рам делается вывод об их сходстве по другим параметрам.

Аналогия не дает достоверного знания: если посылки рассуждения по аналогии истинны, это еще не значит, что и его заключение будет истинным.

Для повышения вероятности выводов по аналогии необходимо стремиться к тому, чтобы:

а) были схвачены внутренние, а не внешние свойства сопос­тавляемых объектов;

б) эти объекты были подобны в важнейших и существенных признаках, а не в случайных и второстепенных;

в) круг совпадающих признаков был как можно шире;

г) учитывалось не только сходство, но и различия— чтобы последние не перенести на другой объект.

5. Моделирование. Умозаключения по аналогии, понимаемые предельно широко, как перенос информации об одних объектах на другие, составляют гносеологическую основу модели­рования — метода исследования объектов на их моделях. Модель (лат. — мера, образец, норма) — в логике и методо­логии науки — аналог определенного фрагмента реальности, по­рождения человеческой культуры, концептуально-теоретических образов и т. п. — оригинала модели, Этот аналог — «представи­тель», «заместитель» оригинала в познании и практике. Он слу­жит для хранения и расширения знания (информации) об ориги­нале, конструирования оригинала, преобразования или управле­ния им.

Эмпирические методы исследования

Эмпирические методы исследования создают фундамент для дальнейшего практического познания проблемы. Эмпирические методы исследования, согласно классификации В.И. Загвязинского, можно разделить на две группы:

1. Рабочие, частные методы (совокупность приемов и операций познавательной деятельности исследователя):

- изучение литературы, документов и результатов деятельности;

- наблюдение;

- опрос (устный и письменный);

- тестирование.

2. Комплексные, общие методы, которые строятся на применении одного или нескольких частных методов:

- обследование;

- мониторинг;

- эксперимент.

Рабочие, частные методы эмпирического исследования

Изучение литературы, документов и результатов деятельности

Источником фактического материала служит разнообразная документация социальных учреждений: Устав, Правила внутреннего распорядка, Инструкции, Указы, Приказы, картотеки, заявления, личные дела, акты обследования материально-бытовых условий, различного рода протоколы, журналы обращений граждан в социальное учреждение, книги регистраций, договоры и соглашения, отчеты специалистов о проделанной работе, результаты социальной диагностики, соглашения о посреднической деятельности, устные рассказы клиентов, записанные на бумагу или аудио- или видеомагнитофон.

Наблюдение

Наблюдение наиболее информативный метод исследования. Единственный метод, который позволяет увидеть все стороны изучаемых явлений и процессов, доступные восприятию наблюдателя.

Научность наблюдения обеспечивается соблюдением следующих основных требований:

1. Наблюдение проводится с заранее четко поставленной целью. Чем точнее цель наблюдения, тем легче регистрировать результаты и делать достоверные выводы.

2. Наблюдение проводится по заранее продуманному и написанному плану. В плане детализируются все вопросы, по которым необходимо получить конкретные ответы.

3. Наблюдатель должен тщательно предусмотреть возможности появления ошибок наблюдений и по возможности предупредить их. Исследователь должен быть чрезвычайно наблюдательным, обладать хорошей памятью и иметь определенный опыт проведения наблюдений.

Этапы подготовки и проведения наблюдения:

1. Выбор объекта, определение цели наблюдения.

2. Составление плана наблюдения, подготовка документов.

3. Сбор данных наблюдения (записи, протоколы, таблицы и т.д.).

4. Обработка, оформление и анализ результатов наблюдения.

Форма протокола наблюдения может быть свободной, но в нем обязательно должны быть указаны:

- дата наблюдения;

- наблюдаемые объекты (детская группа, пожилые люди, инвалиды, специалисты по социальной работе и т.д.);

- цель наблюдения;

- вид наблюдаемой деятельности (занятия, беседа, консультация, игра, праздник и т.д.);

- ход мероприятия с дозировкой времени;

- действия специалистов и клиентов;

- замечания и комментарии.

Опрос (устный и письменный)

К устному опросу можно отнести беседу и интервью. Во время подобного опроса у Вас налицо личный контакт с отвечающим, то есть Вы видите, как он реагирует на тот или другой вопрос.

Вопросы для интервью, следует заблаговременно спланировать и составить вопросник, где должно быть оставлено место и для записи ответа.

При составлении вопросов нужно иметь в виду следующие требования:

1. Опрос не должен носить случайный характер, а быть планомерным.

2. Вопросы должны быть лаконичными, конкретными и понятными.

3. Вопросы не должны противоречить человеческому такту и профессиональной этике.

Примером письменного опроса может быть анкетирование. В его основе лежит заранее разработанный вопросник (анкета), а ответы опрашиваемых на все позиции вопросника составляют искомую эмпирическую информацию. Анкетирование – одна из наиболее сложных разновидностей психологического общения, поскольку связь между главными его участниками обеспечивается с помощью множества промежуточных звеньев, влияющих на качество получаемых данных.

Качество эмпирической информации при анкетировании зависит от следующих факторов:

1. Формулировка вопросов анкеты.

2. Квалификация, опыт, добросовестность, психологические особенности исследователя.

3. Ситуация опроса, его условия.

4. Эмоциональное состояние опрашиваемых.

5. Отношение к опросу.

Используя анкетирование, всегда необходимо делать поправку на неизбежность субъективных искажений, поэтому рекомендуется наряду с опросом обращаться и к другим методам.

Тестирование

Тестирование – это эмпирический метод, диагностическая процедура, заключающаяся в применении тестов (от англ. test – задача, проба). Тесты даются в виде перечня вопросов, требующих кратких и однозначных ответов, либо в виде задач, решение которых не занимает много времени и также требует однозначных решений, либо в виде каких-либо краткосрочных практических работ испытуемых.

Тесты разделяются на:

1. бланочные;

2. аппаратурные;

3. практические.

А также:

1. индивидуального применения;

2. группового применения.

Комплексные, общие методы эмпирического исследования

Обследование

Обследование – это изучение исследуемого объекта с той или иной мерой глубины и детализации в зависимости от поставленных исследовательских задач. Это, в основном, первоначальное изучение объекта, проводимое для ознакомления с его состоянием, функциями, структурой и т.д.

Обследование проводится посредством частных методов эмпирического исследования: наблюдения, изучения и анализа документации, устного и письменного опроса и т.д. В обследовании также могут быть использованы разнообразные диагностические методики: дидактические задания и упражнения.

Этапы подготовки и проведения обследования:

1. Подготовительный этап (составление анкет, тестов, вопросников, перечня подлежащих изучению документов; разработка критериев оценки, подлежащих изучению явлений и процессов).

2. Сбор данных обследования (записи, протоколы, таблицы и т.д.).

3. Обработка, оформление и анализ результатов обследования.

Мониторинг

Мониторинг – это постоянный надзор, регулярное отслеживание состояния объекта, значений отдельных его параметров с целью изучения динамики происходящих процессов, прогнозирования тех или иных событий, а также предотвращения нежелательных явлений. Мониторинг может быть внешним и внутренним.

Эксперимент

Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в различные стороны объекта изучения и представляет собой научно поставленный опыт, связанный с наблюдением исследуемых явлений в создаваемых и контролируемых исследователем условиях.

Различают два вида эксперимента:

1. Лабораторный;

2. Естественный.

Лабораторный эксперимент находит широкое применение в исследованиях по точным наукам.

Естественный эксперимент состоит в том, что он проводится в обычных, привычных для испытуемых условиях, без специальной аппаратуры.

Естественный эксперимент, как и лабораторный, позволяет иссле­дователю изменять и контролировать некоторые условия изучаемых процессов, учитывать получаемые результаты; он находит широкое применение при исследовании различных проблем конкретных людей.

Основной принцип любого эксперимента - изменение в каждой исследовательской процедуре только одного какого-либо фактора при неизменности и контролируемости остальных. Если надо проверить влияние другого фактора, проводится следующая исследовательская процедура, где изменяется этот последний фактор, а все другие контролируемые факты остаются неизменными и т.д.

В ходе эксперимента исследователь сознательно изменяет течение какого - либо явления путем введения в него нового фактора.

В основном различают четыре вида эксперимента:

1) констатирующий - определение исходных данных для дальнейшего исследования. Данные этого вида эксперимента используются для организации следующих видов эксперимента;

2) обучающий или формирующий, при котором обучение проводится с введением нового фактора (новый материал, новые средства, приемы, формы работы для формирования новых умений и навыков) и определяется эффективность их применения;

3) контролирующий, с помощью которого через какой-то промежуток времени после обучающего эксперимента определяется уровень знаний и умений людей, развитие какого - либо качества личности;

4) сравнительный, при котором в одной группе работа ведется по одному материалу (методу), в другой группе - по другому материалу (методу).

При проведении эксперимента обязательным требованием является - тщательное, аккуратное и подробное ведение документации: протоколов наблюдений, комплектов опросных листов и анкет, аудио- и видеозаписей и т.п. На протоколах записывается, фамилия экспериментатора, условия проведения исследовательской процедуры. Протоколы могут быть запрошены у исследователя при защите ВКР.

Критерии оценки результатов

Самый сложный и острый вопрос для любого эмпирического исследования - по каким критериям производится оценка явлений, процессов и проблем.

Критерии должны отвечать следующим признакам:

1. Критерии должны быть объективными, позволять оценивать исследуемый признак однозначно, не допускать спорных оценок разными людьми.

2. Критерии должны быть адекватными, валидными, то есть оценивать именно то, что экспериментатор хочет оценить.

3. Критерии должны быть нейтральными по отношению к исследуемым явлениям.

Совокупность критериев с достаточной полнотой должна охватывать все существенные характеристики исследуемого явления, процесса.

Оформление библиографии

Библиография, то есть список использованной в работе над исследованием литературы, помещается вслед за основным текстом, после заключения. Каждый источник, упомянутый в списке, значится под определенным порядковым номером. Литература должна быть современной, содержать инновации и анализ реформ, происходящих в той или иной сфере жизнедеятельности. В библиографию включаются источники, изданные за последние 5 лет (в 2015г. – это 2010 – 2015 годы издания).

В случае, если книга написана одним автором или авторским коллективом, численность которого не превышает трех человек, ее библиографическое описание должно начинаться с указания фамилии и инициалов автора или авторов. После фамилии ставится точка. Далее указывается полное название книги, снова ставится точка и тире. Вслед за тире идет название города, в котором вышла книга, двоеточие, название выпустившего книгу издательства (без кавычек), запятая, год издания, точка, тире, общее количество страниц.

Например: Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В.А. и др. Теория и методология социальной работы. - М.: Наука, 2013. - 244 с.

Если книга написана большим авторским коллективом или автор вообще не указан, она должна указываться по заглавию. В таком случае библиографическое описание выглядит так: заглавие; косая черта; фамилия ответствен­ного редактора; точка, тире; название города; двоеточие; название издательства; запятая; год издания; точка, тире; количество страниц.

Например: Социальная работа / Под общ. редакцией В.И. Курбатова. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 576 с.

Существуют города, в которых находится очень много издательств и выпускается огромное количество книг. Для названий таких городов в библиографических описаниях приняты специальные сокращения: Москва - М., Санкт-Петербург - СПб, Ленинград - Л., Киев - К.

Названия всех прочих городов в списке должны указываться полностью.

Если вы использовали материалы статьи, опубликованной в сборнике или периодическом издании, она описывается так: фамилия и инициалы автора; название статьи (главы, раздела); две косые линии; название сборника или периодического издания, в котором помещена статья (без кавычек); тире; год издания; точка; номер; точка, тире; номера первой и последней страниц статьи.

Например: Рамзей Р. Социальная работа: наука-профессия. К развитию концепции// Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. - 2011. № 6. - С. 5-23.

Примеры библиографического описания разных типов источников.

Документы:

Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. - М: Юрист, 2007. - 31 с.

Диссертации:

Жуков В. А. Социально-медицинские аспекты здоровья современного человека: Дис. канд. социол. наук: 09.00.11/Моск. гос. ун-т. М, 1997. 123 с.

Учебники и учебные пособия:

Гуслякова Л.Г., Кувшинникова В.А., Синцова Л.К. Сборник задач и упражнений по социальной работе. - М.: Наука, 2010. - 188 с.

Старовойтова Л.И., Золотаева Т.Ф. Занятость населения и ее регулирование: Учеб пособие. - М.: Наука, 2011. – 256 с.

Помимо описания использованных библиографических источников трудности может вызывать их группировка и расположение в списке. Существует несколько альтернативных вариантов группировки источников: алфавитный, систематический, хронологический, в порядке упоминания в тексте, по видам источников. В студенческих работах обычно используется либо алфавитный, либо систематический принцип. По структуре источники располагаются в следующем порядке:

1. Нормативно-правовые акты (Конституция РФ, Кодексы РФ, Федеральные законы, Указы Президента, Постановления Правительства РФ, областное законодательство, локальные НПА).

2. Учебная и методическая литература.

3. Периодические издания.

4. Интернет – ресурсы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: