Задание 3. Найдите слово, в котором ударение выполняет а) смыслоразличительную функцию или б) ударение является неверным.




Контрольная работа по культуре речи

Контрольная работа составлена в соответствии с теоретическим материалом и практическими заданиями, которые представлены в данном пособии. Цель контрольной работы – закрепить полученные знания и подготовиться к сдаче экзамена (зачета).

Контрольная работа состоит из 5 заданий, в каждое из которых входит 25 вариантов.

Задание 1. Ответьте кратко и точно на теоретический вопрос.

Вариант 1. Что такое культура речи и какие аспекты культуры речи выделяются?
Вариант 2. Что представляет собой язык и какие функции он выполняет?
Вариант 3. Что такое общенародный язык и каковы формы его существования?
Вариант 4. Что такое литературный язык и каковы его признаки?
Вариант 5. Что такое литературная норма? Что понимается под императивными и диспозитивными нормами?
Вариант 6. Что такое варианты нормы? Как соотносятся понятия вариант и вариативность?
Вариант 7. Что такое акцентологические нормы? В каком словаре они описываются?
Вариант 8. Что такое фонетические нормы? С чем они связаны?
Вариант 9. Что такое лексические нормы? Каковы причины нарушения лексических норм?
Вариант 10. Что такое фразеологические нормы? Каковы причины нарушения фразеологических норм?
Вариант 11. Какие морфологические нормы связаны с категорией рода?
Вариант 12. Какие морфологические нормы связаны с категорией числа?
Вариант 13. Какие морфологические нормы связаны с категорией падежа?
Вариант 14. Что такое синтаксические нормы и каковы причины их нарушения?
Вариант 15. Что такое точность речи и каковы причины нарушения ее?
Вариант 16. Что такое логичность речи и каковы причины нарушения ее?
Вариант 17. Что такое чистота речи и каковы причины нарушения ее?
Вариант 18. Что свидетельствует о богатстве речи?
Вариант 19. Что такое уместность речи и какие типы уместности речи выделяются?
Вариант 20. Что такое выразительность речи и каковы лингвистические и паралингвистические средства выразительности речи?
Вариант 21. Что такое функциональный стиль речи и что представляет собой разговорный стиль речи?
Вариант 22. Каковы стилевые черты и языковые особенности научного стиля речи?
Вариант 23. Каковы стилевые черты и языковые особенности официально-делового стиля речи?
Вариант 24. Каковы стилевые черты и языковые особенности публицистического стиля речи?
Вариант 25. Каковы стилевые черты и языковые особенности художественного стиля речи?

Методические указания.Выполнение данного задания требует внимательного чтения теоретического материала и отбора только того, что относится к данному вопросу. Ответы можно оформлять в виде текста с четким делением на подпункты или схемы. Например, на вопрос о том, каковы задачи культуры речи, можно дать ответ в следующем виде: основными задачами культуры речи являются: 1), 2), 3). Схема же должна быть выразительной и понятной.

Задание 2. Определите фонетический признак, по которому одно из слов в данном ряду будет лишним. Укажите этот признак.

Вариант 1. Нетто, золото, брутто, ризотто
Вариант 2. Жасмин, кастрюля, старатель, вакансия, катамаран
Вариант 3. Солнечный, полночный, срочный, скучный.
Вариант 4. Боа, сонет, концерт, зоопарк.
Вариант 5. Афера, опека, пещера, маневры.
Вариант 6. Новорожденный, осужденный, местоименный, посаженый (отец).
Вариант 7. Вокзал, вакса, плакса, краска.
Вариант 8. Сапожки, сапожок, тяжба, служба.
Вариант 9. Интерьер, интервью, интервал, интеллект.
Вариант 10. Текст, тест, тенор, темперамент.
Вариант 11. Страдать, жалеть, гадать, раздеть.
Вариант 12. Чтить, что, почта, почтение.
Вариант 13. Лестница, астма, страстность, сверстник.
Вариант 14. Солнце, полночь, вольность, полнота, сольный.
Вариант 15. Бог, стог, рог, порог, острог.
Вариант 16. Вождь, дождь, рождение, одежда, надежда.
Вариант 17. Огород, нового, оголить, голод, город
Вариант 18. Декольте, декор, дельта, девальвация.
Вариант 19. Яичница, скворечник, одиночник, горчичник.
Вариант 20. Радио, трио, соло, сало.
Вариант 21. Шатен, гипотеза, протекция, тент.
Вариант 22. Двоечник, очечник, девичник, сочник.
Вариант 23. Интернет, брюнет, кларнет, сонет.
Вариант 24. Восточный, скучный, одиночный, встречный.
Вариант 25. Зефир, музей, безе, зебра.

Методические указания. При выполнении данного задания используйте методическую справку на стр. 30 – 31 учебно-методического пособия.

Образец выполнения. Даны слова: конечно, скучно, нарочно, бесконечно. В данном ряду «лишним» будет слово бесконечно, так как в этом слове сочетание ЧН произносится как (ЧН). В остальных словах на месте сочетания ЧН произносится (ШН).

Задание 3. Найдите слово, в котором ударение выполняет а) смыслоразличительную функцию или б) ударение является неверным.

Вариант 1. ОпЕка, афЕра, пещЕра, свеклА.
Вариант 2. ЛомотА, духотА, сухотА, мерзлотА.
Вариант 3. ТвОрог – творОг, щАвель – щавЕль, вЯзанка – вязАнка.
Вариант 4. ОпОшлить, опОшление, намЕрение, осушЕние.
Вариант 5. МЫшление – мышлЕние, Орган – оргАн, кАмбала – камбалА.
Вариант 6. ПредвосхИтить, предначЕртать, предназнАчить, предчУвствовать.
Вариант 7. БронИровать – бронировАть, премИровать – премировАть.
Вариант 8. ПрисовокупИть, пристрелИть, причастИть, притупИть.
Вариант 9. Овсяной – овсяный, кОмпас – компАс, Атлас – атлАс.
Вариант 10. ПЕренятый, пЕрежитый, пЕресланный, пЕреданный.
Вариант 11. ЛОсось – лосОсь, мОлох – молОх, мокрОта – мокротА.
Вариант 12. ПерЕгнутый, перЕжданный, перЕгнанный, перЕданный.
Вариант 13. НамЕрение – намерЕние, упрОчение – упрочЕние, вИдение – видЕние.
Вариант 14. ПригУбить, прирУчить, припрАвить, принУдить.
Вариант 15. ЛОомоть – ломОть, Ирис – ирИс, Иконопись – икОнопись.
Вариант 16. МартирОлог, метеорОлог, океанОлог, невропатОлог.
Вариант 17. КрЕдит – кредИт, звОнит – звонИт, напОит – напоИт.
Вариант 18. ПрОлил, прОчат, пУдрил, пылИтся.
Вариант 19. ХристиАнин, гражданИн, крестьянИн, горожАнин.
Вариант 20. КаллиграфИя, пиццерИя, симметрИя, библиографИя.
Вариант 21. СлепотА, зевотА, красотА, глухотА.
Вариант 22. ОстрОта – остротА, фенОмен – феномЕн, фЕтиш – фетИш.
Вариант 23. МонолОг, диалОг, аналОг, каталОг.
Вариант 24. СвекОльный – свЁкольный, Угольный – угОльный.
Вариант 25. БюрократИя, истерИя, кулинарИя, индустрИя.

Методические указания. При выполнении данного задания обратитесь к методической справке на стр. 29 – 30 учебно-методического пособия.

Образец выполнения. Даны слова: слИвовый – сливОвый, лАвровый – лаврОвый. В первой паре правильным является первое ударение, а второе – неправильным. Во второй паре представлены разные слова: лАвровый венок и лаврОвое дерево.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: