Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Основы информационной культуры».




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Московский государственный областной университет

Библиотека

«Утверждаю»

на заседании методического

совета библиотеки

«__»____________20__г.

зав. библиотекой_______________

О.В.Шеманаева

 

Рабочая программа дисциплины

Основы информационной культуры

Направление подготовки

(010300 Фундаментальная информатика и информационные технологии; 010400 Прикладная математики и информатика; 011200 Физика; 020400 Биология; 022000 Экология и природопользование; Политология; 030300 Психология; 030600 История; 030900 Юриспруденция; 032700 Филология; 034300 Физическая культура; 034600 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм; 035700 Лингвистика; 035800 Фундаментальная и прикладная лингвистика; 040400 Социальная работа; 050100 Педагогическое образование;050400 Психолого-педагогическое образование; 050700 Специальное (дефектологическое) образование; 071001 Живопись; 072500 Дизайн; 072600 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы; 073900 Теория и история искусств; 080100 Экономика; 080200 Менеджмент; 080400 Управление персоналом; 081100 Государственное и муниципальное управление)

Профиль подготовки

(по всем профилям подготовки, реализуемым в МГОУ)

Квалификация (степень) выпускника –

Бакалавр

Форма обучения –

Очная

Москва

УДК 01:001.8

ББК 74.267.8

О-75

Печатается по решению методического совета

библиотеки Московского государственного

областного университета

 

Составители:

Губарь И.В. – заведующий инновационно-методическим отделом библиотечного маркетинга

Погуляевская Н.В. – заведующий справочно-библиографическим отделом

Рецензенты:

Шеманаева О.В. – заведующий библиотекой.

Фиалко Г.П. – зам. зав. библиотекой

 

 

Основы информационной культуры [Текст]: Рабочая программа дисциплины/ сост. И.В. Губарь, Н.В. Погуляевская. – М.: МГОУ,2011. –29 с.

Рабочая программа «Основы информационной культуры» разработана для студентов первого курса очной формы обучения, в ее структуре: программа курса, краткое изложение занятий курса, задания к практическим занятиям курса, рекомендации к выполнению практических заданий, требования к зачету, вопросы к зачету, библиография.

 

  1. Цели освоения дисциплины:

Целями освоения дисциплины «Основы информационной культуры» являются – сформировать у студентов представление об информационной картине мира, научить свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему, способствовать формированию базовых умений и навыков информационной культуры, информационного поведения, коммуникативной компетенции, готовности использовать данные навыки в учебной, научной и профессиональной деятельности.

Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

· формирование информационного мировоззрения студентов;

· освоение студентами рациональных приемов и способов самостоятельного поиска информации в соответствии со своими интересами, потребностями, возникающими в ходе обучения задачами;

· овладение методикой обработки информации;

· изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов учебной и научно-исследовательской работы (подготовка рефератов, докладов, обзоров, курсовых и дипломных работ).

 

  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Основы информационной культуры» входит в вариативную часть профессионального цикла дисциплин.

В структуре общей образовательной программы вуза курс «Основы ин-формационной культуры» строится на синтезе достижений нескольких научных дисциплин: библиотековедения, библиографии, информатики, прикладной лингвистики, документоведения, делопроизводства. Для его овладения бакалаврам МГОУ необходимы среднее образование в области истории, науки, культуры и навыки компьютерной грамотности. Дисциплина «Основы информационной культуры» включается в учебные планы 1 курса всех факультетов в первом учебном семестре.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Основы информационной культуры».

Процесс изучения дисциплины «Основы информационной культуры» направлен на формирование и развитие следующих компетенций:

Код компетенции Компетенции обучающегося В результате освоения программы дисциплины «Основы информационной культуры» студенты должны:
(ОК-1)   владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения Знать: · место информационных ресурсов в обществе Уметь: · использовать систему информационных изданий как средство слежения за документальным потоком по профилю изучаемой специальности; Владеть: · культурой мышления и навыками анализа, осмысления, систематизации, интерпретации, обобщения изученных фактов.
(ОК-12)   способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны Знать: · принципы организации информационных массивов, основные источники информации, виды информационных ресурсов, типы и виды документов, структуру первичных и вторичных документальных потоков, необходимых для учебной или научно-исследовательской работы; · правовые нормы авторского права Уметь: · грамотно заимствовать у других авторов цитаты, идеи, таблицы, схемы, иллюстрации с соблюдением авторского права; оформлять на все заимствования библиографические ссылки; выбирать и использовать разные виды ссылок; · описывать печатные и электронные документы на основе правил, принятых в государственных стандартах. Владеть: · культурой чтения изучаемых научных текстов, гипертекстов, навыками их аналитико-синтетической переработки.
(ОК-13) владеет алгоритмом поиска, основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации Знать: · структуру информационных ресурсов общества; · структуру библиотеки МГОУ · справочно-библиографический аппарат библиотеки · типы, виды и варианты поиска информации в электронном каталоге МГОУ; · алгоритмы работы с алфавитными и систематическими карточными каталогами; · состав электронных ресурсов; · справочно-правовые системы. Уметь: · вести поиск информации, используя справочно-поисковый аппарат библиотеки; · выбирать оптимальный источник информации, · вести поиск информации в различных электронных ресурсах. Владеть: · аналитико-синтетической переработкой информации;  
(ПК-25)   имеет навыки работы с компьютером как средством получения, обработки и управления информацией Знать: · методику поиска информации в атоматизированной библиотечной системе MARC-SQL; · основное программное обеспечение, предназначенное для сбора и обработки информации Уметь: · пользоваться компьютером как средством обработки любой информации; · использовать компьютерные информационные технологии, современные технические средства и методы в целях получения необходимой информации. Владеть: · информационной культурой, навыками самостоятельного и грамотного поиска информации в различных источниках, предоставляемых современной библиотекой.
(ПК-27)   владеет навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях Знать: · отраслевые ресурсы Интернет по избранной специальности; · энциклопедии on-line-доступа.   Уметь: · планировать и осуществлять оптимальный поиск информации в мировых информационных ресурсах; · осуществлять поиск с использованием основных российских и зарубежных поисковых систем; Владеть: · навыками информационного поиска в сети Интернет; · навыками работы с программными средствами.
(ПК-39)   владеет основами современной информационной и библиографической культуры Знать: · возможности библиотеки как информационно-поисковой системы; · поисковые системы и сервисы Интернет; Уметь: · применять основные методы свертывания информации – библиографическое описание, выделение ключевых слов, аннотирование, реферирование; · составлять библиографические списки к рефератам, докладам, курсовым и дипломным работам; Владеть: · технологией подготовки и оформления результатов научно-исследовательской работы: рефератов, докладов, курсовых и дипломной работы.
(ПК-42)   обладает способностью оценить качество исследования в предметной области, соотнести новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представить результаты собственного исследования Знать: · структуру библиотеки, ее справочно-библиографический аппарат, основы библиографии Уметь: · корректно формулировать свои информационные запросы, вести результативный поиск информации Владеть: · навыками результативного поиска по видам информационных запросов – тематическому, фактографическому, аналитическому.

 

4. Структура и содержание дисциплины «Основы информационной культуры»

Общая трудоемкость дисциплины «Основы информационной культуры» составляет 1 зачетная единица 10 часов: 5 часов лекционных и 5 часов - практические занятия.

 

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
  Информационные ресурсы общества и информационная культура. Библиотека вуза как центр информационного обеспечения учебной и научной деятельности.              
  Библиотека как информационно-поисковая система. Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Составление библиографического описания документа.             практическая работа
  Информационные ресурсы библиотек. Система каталогов библиотеки МГОУ. Типы информационных запросов и алгоритмы их выполнения.             практическая работа
  Система картотек библиотеки МГОУ. Справочно-информационный фонд библиотеки.             практическая работа
  Система обслуживания в библиотеках на основе новых информационных технологий. Методика поиска информации в корпоративной и глобальной сети. Методика библиографического оформления научной работы.             практическая работа

 

    1. Информационные ресурсы общества и информационная культура. Библиотека вуза как центр информационного обеспечения учебной и научной деятельности.

Цели, задачи и содержание курса. Понятие термина "информационно-библиографическая культура". Система научной информации. Первичный и вторичный документальные потоки как составные части информационных ресурсов общества. Общероссийские информационные центры и их издания: Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ), Российская книжная палата (РКП), Институт научной и общественной информации Российской академии Наук (ИНИОН РАН). Электронные библиотеки и Интернет. Крупнейшие библиотеки, библиотеки города Москва. Библиотека вуза как центр информационного обеспечения учебной и научной деятельности. Библиотека МГОУ: структура, условия и порядок записи читателей, режим работы, правила пользования фондами библиотеки, права и обязанности читателей библиотеки МГОУ.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: