Виды занятий по родному языку




в зависимости от ведущей задачи, основного программного содержания занятия:

· занятия по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов);

· занятия по формированию грамматического строя речи (дидактическая игра «Угадай, чего не стало» – образование существительных множ. числа род. падежа);

· занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению);

· занятия по обучению связной речи (беседы, все виды рассказывания),

· занятия по формированию способности к анализу речи (подготовка к обучению грамоте),

· занятия по ознакомлению с художественной литературой.

В зависимости от применения наглядного материала:

· занятия, на которых используются предметы реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, наблюдения за животными и растениями, экскурсии);

· занятия с применением изобразительной наглядности: с игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам), картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры);

· занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры).

 

В зависимости от этапа обучения, т.е. в зависимости от того, формируется речевой навык (умение) впервые или закрепляется и автоматизируется. От этого зависит выбор методов и приемов обучения (на первоначальном этапе обучения рассказыванию используются совместное рассказывание воспитателя с детьми, образец рассказа, на более поздних этапах – план рассказа, его обсуждение и др.).Близка к этому классификация по дидактическим целям (по типу школьных уроков), предложенная А. М. Бородич:

· занятия по сообщению нового материала;

· занятия по закреплению знаний, умений и навыков;

· занятия по обобщению и систематизации знаний;

· итоговые, или учетно-проверочные, занятия;

· комбинированные занятия (смешанные, объединенные).

Наиболее распространены комплексные занятия. Комплексный подход к решению речевых задач, органическое сочетание разных задач развития речи и мышления на одном занятии являются важным фактором повышения результативности обучения. Объединение задач на комплексном занятии может осуществляться по-разному: связная речь, словарная работа, звуковая культура речи; связная речь, словарная работа, грамматический строй речи; связная речь, звуковая культура речи, грамматически правильная речь. Занятия, посвященные решению одной задачи, тоже могут строиться комплексно, на одном содержании, но с использованием разных приемов обучения.

Положительную оценку в практике получили интегративные занятия, построенные по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития. Как правило, при этом используют разные виды искусства, самостоятельную речевую деятельность ребенка и интегрируют их по тематическому принципу.

Методы и приемы РР

Метод РР - способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формир у детей речевых умений и навыков.В дош дидактике в целом и в частности дош МРР выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические. Наглядные методы используются в д.с чаще. Они подразделяются на- непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обуч связной речи. Опосредованные методы м.б использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно. Словесные методы в д.с: это чтение и рассказывание худ произвед, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций. Практические методы направлены на применение речевых умений и навыков и их совершенствование. К практическим методам относятся различные д.и игры-драматизации, инсценировки, дидак упр, пластические этюды, хороводные игры. В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы. Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение худ лит, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений. Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда реб не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер реч деятельности. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, д.и на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания. В зависимости от задачи РР выделяют методы словарной работы, методы воспитания зЗКР и др. Методические приемы – это элементы методов, их составные части. Приемы РР традиционно делятся на 3 основные группы: -словесные, -наглядные и -игровые. Широко применяются словесные приемы. Словесные приемы бывают прямые(. к ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.) и косвенные напоминание, реплика, замечание, подсказ, совет. Речевой образец – правильная, предварительно продуманная реч деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо.. Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания (за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое). Объяснение. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидак играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов. Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Оценка детской речи. Оценка должна иметь обуч характер. Оценка дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Для этого в оценке подчеркиваются прежде всего положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и др методических приемов. Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Могут быть констатирующие (кто? что?) и поисковые (Для чего? Зачем? Почему?). Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обуч правильному звукопроизношению. Игровые приемы м.б словесными( использование шутки, небылицы при объяснении материала) и наглядными( использование игровых материалов, персонажей). Эти приёмы повышают интерес детей к занятиям способствующих активизации их мышлелия.В дошкольной педагогике существуют и другие классификации приемов обучения Г.А. Арушанова выделяет также проблемные методы (творческие занятия и проблемные вопросы).

9. Понятие словарной работы. Ее значение и содержание.

Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом.

Можно выделить количественную и качественную стороны этого процесса. Прежде всего, бросаются в глаза количественные изменения в словаре ребенка. Так, в 1 год малыш активно владеет 10—12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3—3,5 тысяч (по новым данным до 8тысяч)

Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова(значением), отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям.

Еще одна особенность словаря дошкольника — это значительно меньший его объем по сравнению со словарем взрослого, так как опыт познания ребенка и, следовательно, объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает объему знаний взрослого человека.

Овладение значением слова (этапы развития значения слова по М.М.Кольцовой):

1 степень обобщения – слово замещает чувственный образ только одного предмета (кукла – только вот эта кукла). Слово обозначает 1 предмет. (конец 1-го – начала 2-ого года жизни);

2 степень обобщения – слово замещает чувственный образ ряда однородных предметов (кукла относится к любой кукле, независимо от ее размера, материала, из которого она сделана, и т.д.). Значение слова здесь шире.(конец 2-го г. ж);

3 степень обобщения – слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение (игрушки, посуда и т. п.). Слово игрушки обобщает и кукол, и мячи, и кубики, и другие предназначенные для игры предметы. (в 3– 3,5 года)

4 степень обобщения – слово достигает высшей стадии интеграции. В слове как бы дан итог предыдущих уровней обобщения (слово вещь, например, содержит в себе обобщения, которые заключают в себе слова игрушки, посуда, мебель и др.). Сигнальное значение такого слова чрезвычайно широко, а связь его с конкретными предметами прослеживается с большим трудом. (на 5-м году жизни).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: