Об организации Школ здоровья в лечебно-профилактических учреждениях Свердловской области




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Приказ

 

от_19.03.2012 г. №_250-п___

 

Об организации Школ здоровья в лечебно-профилактических учреждениях Свердловской области

 

Одним из наиболее перспективных направлений в профилактике и лечении неинфекционных заболеваний для достижения контроля над основными проявлениями заболеваний и предупреждения осложнений является обучение пациентов в форме Школ здоровья.

Школа здоровья – организационная форма группового консультирования, гигиенического обучения и воспитания, являющаяся комплексной медицинской профилактической услугой.

Сохраняется высокая потребность в обучении пациентов с артериальной гипертонией, сахарным диабетом, бронхиальной астмой, пациентов, желающих отказаться от курения, а также будущих родителей.

Отсутствие организационной, методической и информационной поддержки затрудняет широкое внедрение Школ здоровья в деятельность учреждений здравоохранения Свердловской области, оценку эффективности и проведения контроля качества данной профилактической технологии.

В целях развития и совершенствования деятельности Школ здоровья для пациентов в учреждениях здравоохранения Свердловской области

приказываю:

1. Утвердить:

1) положение о Школе здоровья (приложение № 1);

2) перечень учётно-отчётной документации для Школ здоровья (приложение № 2);

3) методику проведения занятий в Школе здоровья для пациентов с артериальной гипертонией (приложение № 3);

4) методику проведения занятий в Школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой (приложение № 4);

5) методику проведения занятий в Школе здоровья для пациентов с сахарным диабетом 2 типа (приложение № 5);

6) методику проведения занятий в Школе психологической подготовки семьи к рождению ребенка (приложение № 6);

7) методику проведения занятий в Школе для желающих бросить курить (приложение № 7);

8) оценку эффективности работы Школ здоровья (приложение № 8);

9) организационно-методические рекомендации для проведения Школ здоровья (приложение № 9).

2. Главным врачам государственных учреждений здравоохранения Свердловской области организовать новые и обеспечить эффективную работу действующих Школ здоровья на базе амбулаторно-поликлинических отделений (учреждений), в том числе кабинетов (отделений) медицинской профилактики, центров здоровья, дневных стационаров или специализированных (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделений стационаров учреждения здравоохранения, санаториев-профилакториев, санаториев в соответствии с Положением о Школе здоровья (приложение № 1).

3. Рекомендовать начальнику Управления здравоохранения Администрации г. Екатеринбурга Дорнбушу А.А. организовать новые и обеспечить эффективную работу действующих Школ здоровья на базе амбулаторно-поликлинических отделений (учреждений), в том числе кабинетов (отделений) медицинской профилактики, центров здоровья, дневных стационаров или специализированных (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделений стационаров учреждения здравоохранения, санаториев-профилакториев, санаториев; курортов в соответствии с Положением о Школе здоровья (приложение № 1).

4. Рекомендовать ректору ГБОУ ВПО УГМА Минздравсоцразвития России Кутепову С.М. включать вопросы организации и проведения Школ здоровья в учебные программы до- и последипломной подготовки специалистов.

5. Рекомендовать директору ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж» Левиной И.А. включать вопросы по организации и проведению Школ здоровья в учебные программы до- и последипломной подготовки.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра здравоохранения Свердловской области Медведскую Д.Р.

 

Министр А.Р. Белявский


 

  Приложение № 1 к приказу министра здравоохранения Свердловской области от19.03.2012 г. № 250-п

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о Школе здоровья

 

1. Общие положения

 

1.1. Основная цель Школы здоровья – оптимизация, совершенствование доступности и улучшение качества оказания медицинской профилактической помощи населению.

1.2. Школа здоровья (далее Школа) создается на базе амбулаторно-поликлинического отделения (учреждения), в том числе кабинета (отделения) медицинской профилактики, центра здоровья, дневного стационара или специализированного (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделения стационара учреждения здравоохранения, санатория-профилактория, санатория.

1.3. Школа организуется приказом главного врача учреждения здравоохранения для каждого вида Школ в рамках штатного расписания. В приказе утверждается руководитель Школы, порядок и формы направления пациентов на обучение в Школе, график проведения Школы на год.

1.4. Руководство Школой осуществляет врач или медицинская сестра, имеющая специальность «управление сестринской деятельностью».

1.5. Работа Школы осуществляется в соответствии с настоящим Положением.

1.6. Занятия в Школе имеют право проводить медицинские работники, в т.ч. врач, фельдшер, инструктор по гигиеническому воспитанию, медицинская сестра, имеющие документ о прохождении цикла тематического усовершенствования, дающего право на обучение пациентов. Периодичность обучения на цикле тематического усовершенствования – не реже 1 раза в 5 лет. Ответственность за подготовку специалистов для проведения Школ несет руководитель ЛПУ.

1.7. В Школу для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями направляются пациенты с неосложненным течением артериальной гипертонии, бронхиальной астмой вне выраженного обострения, сахарным диабетом 2 типа без инсулинопотребности и в отсутствие декомпенсации заболевания.

1.8. В Школу психологической подготовки семьи к рождению ребенка направляются женщины во 2–3 триместре беременности.

1.9. В Школу для курящих пациентов направляются желающие бросить курить.

1.10. Обучение по групповой методике не проводится больным со значительной потерей зрения, слуха, с интеллектуально-мнестическими и эмоционально-психическими расстройствами.

1.11. Цикл обучения в Школе для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями и в Школе психологической подготовки семьи к рождению ребенка включает в себя 5 занятий по 90 минут. Рекомендуемая частота занятий – 1–2 раза в неделю в амбулаторно-поликлиническом учреждении или 3–5 раз в неделю в дневном стационаре, отделении стационара, санатории-профилактории, санатории, курорте.

1.12. Цикл обучения в Школе для желающих бросить курить составляет 2 занятия по 145 минут с периодичностью – 1–2 занятия в неделю и телефонное консультирование (160 минут).

1.13. Рекомендуемая численность пациентов в группе – 10–12 человек.

1.14. Пациенты направляются на занятия в Школе лечащим врачом, врачом центра здоровья или специалистами любого профиля.

1.15. Организационные модели Школы здоровья могут включать две схемы: 1 – обучение пациентов на всех занятиях курса проводит один специалист; 2 – обучение пациентов проводится различными специалистами в зависимости от их наличия и квалификации. В соответствии с тематикой Школы здоровья и конкретного занятия могут принимать участие участковый (семейный) врач, кардиолог, диетолог, врач или инструктор по ЛФК, пульмонолог, эндокринолог, акушер-гинеколог, психотерапевт или психолог.

1.16. Анализ деятельности и контроль качества обучения пациентов в Школе осуществляется руководителем Школы.

1.17. Отчет о работе Школы ежегодно предоставляется в период сдачи годового статистического отчета ЛПУ в форме № 30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении» и в форме «Сведения о деятельности ЛПУ по медицинской профилактике», утвержденной приказом Министерства здравоохранения Свердловской области № 856-п от 17.09.2007 г.

 

2. Задачи Школы здоровья

 

2.1. Основными задачами Школы для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями являются:

• повышение информированности пациентов о заболевании и его факторов риска;

• повышение ответственности пациентов за сохранение своего здоровья;

• формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача;

• формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов;

• формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек);

• формирование у пациентов практических навыков по анализу причин факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.

2.2. Основными задачами Школы психологической подготовки семьи к рождению ребенка являются:

• информирование семьи о психологических аспектах протекания беременности и родов;

• формирование отношения женщины к родам как к естественному физиологическому процессу;

• снижение уровня тревоги женщины за исход беременности и родов;

• мотивация женщины на грудное вскармливание ребенка;

• повышение информированности будущих мам об особенностях психофизического развития, питания и ухода за ребенком первого года жизни;

• укрепление внутрисемейных отношений.

2.3. Основными задачами Школы для желающих бросить курить являются:

• повышение информированности слушателей о влиянии компонентов табачного дыма на здоровье, об эффективных методиках отказа от курения;

• определение курительного статуса;

• повышение мотивации к отказу от курения;

• разработка индивидуального плана по отказу от курения;

• повышение ответственности слушателей за сохранение своего здоровья;

• поддержка выпускникам Школы.

 

3. Основная деятельность Школы здоровья

 

3.1. Обучение пациентов по типовым программам.

3.2. Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у обученных в Школе.

3.3. Оценка организации и качества обучения в Школе.

 

 

4. Табель оснащения Школы здоровья

 

4.1. Обязательное оборудование Школы:

• помещение для занятий площадью 4 м2 на 1 место, не менее 24 м2 ;

• столы и стулья в количестве 15 штук;

• доска (большой блокнот – флипчарт), мелки, бумага, фломастеры, ручки, карандаши;

• информационные материалы для пациентов (дневники, памятки, буклеты, плакаты и пр.).

4.2. Дополнительное (желательное) оборудование Школы:

• проектор (мультимедиа или оверхед), компьютер, экран;

• принтер, ксерокс, программное обеспечение для создания и обновления базы данных на прошедших обучение пациентов;

• аудио- и видеоаппаратура и аудио- и видеоматериалы;

• зал ЛФК.

4.3. Обязательное оснащение в зависимости от профиля Школы:

Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией – тонометры – не менее 5 (желательно автоматические), фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров); напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии; препараты для лечения гипертонического криза (каптоприл, клонидин) и приступа стенокардии (нитроглицерин).

Школа здоровья для пациентов с бронхиальной астмой – пикфлоуметры – не менее 5, мундштуки (загубники) картонные одноразовые; различные формы доставки лекарственных препаратов – дозированные аэрозольные ингаляторы, порошковые ингаляторы, спейсер, небулайзер.

Школа здоровья для пациентов с сахарным диабетом 2 типа – визуальные тест-полоски для определения сахара в крови и/или глюкометр с тест-полосками, скарификаторы (ланцеты) автоматические одноразовые стерильные, салфетки спиртовые для инъекций одноразовые, ватные шарики; тонометры – не менее 5 (желательно автоматические), фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров); напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии; продукты (или упаковки от продуктов), содержащие легкоусвояемые углеводы (кусочки сахара, сладкие напитки, фруктовые соки), препарат, содержащий глюкагон.

Школа психологической подготовки семьи к рождению ребенка – кукла, набор пеленок.

Школа для желающих бросить курить – газоанализатор окиси углерода в выдыхаемом воздухе с определением карбоксигемоглобина или смокелайзер, загубники картонные одноразовые.

 

5. Обязанности руководителя Школы здоровья

 

5.1. Обеспечение регулярной деятельности Школы.

5.2. Контроль уровня знаний, приобретенных пациентами в Школе.

5.3. Оценка организации и качества обучения в Школе.

5.4. Координация деятельности со специалистами других подразделений.

5.5. Ежегодное представление отчета о работе Школы.

 

  Приложение № 2 к приказу министра здравоохранения Свердловской области от19.03.2012 г. № 250-п

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: