Основные концепции российского менеджмента




Российский менеджмент

Современный российский менеджмент сформировался в условиях перехода от чрезмерно централизованной, плановой экономики к рыночной, в сжатые сроки. Он в значительной мере унаследовал черты прежней, административно- командной системы. Многие современные организации, использующие новые организационно- правовые формы, образованы на основе прежних советских предприятий. Многие ключевые посты в них занимают менеджеры, воспитанные в советское время.

Вместе с тем организации- хозяйствующие субъекты уже несколько лет функционируют в условиях рыночной, хотя пока и весьма не эффективной российской экономики и обрели некоторые важнейшие черты, характерные для субъектов рыночных отношений.

Существенное влияние на реформирование российского менеджмента оказали и продолжают оказывать весьма специфические общеэкономические факторы, и, прежде всего:

-экономическая и политическая нестабильность в стране;

-спад промышленного и сельскохозяйственного производства;

-высокий уровень безработицы;

-высокий уровень налогообложения организаций;

-высокий уровень инфляции;

-низкая платежеспособность многих организаций;

-несовершенная и нестабильная законодательная и нормативная база функционирования экономики;

-использование государственными и местными органами моделей и решений, неадекватных сложившимся условиям;

-коррумпированность государственных и местных органов регулирования экономики;

-хроническая асимметричность информационного пространства, деловой информации, что крайне затрудняет формирование сделок;

-неразвитость рыночных отношений, инфраструктуры рынка, информационной среды, высокий уровень неопределенности, рисков на рынке товаров и услуг;

-высокий уровень криминализации экономики, незащищенность предпринимателей от криминальных структур.

Формирование российского менеджмента должно учитывать основную тенденцию развития ментальности в сторону развивающегося индивидуализма, все больше ориентируясь на личность, осуществление индивидуального контроля, учет индивидуального вклада и оплату согласно ему.

Российское предприятие, становясь самостоятельным объектом товарно- денежных отношений, полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, должно сформировать у себя систему эффективного управления, которая смогла бы позволить предприятию добиться конкурентного и устойчивого положения на рынке.

Основные концепции российского менеджмента

1.Концепция копирования западной теории менеджмента.

Эта концепция не учитывает особенностей российского менталитета. Для освоения теории надо будет лишь перевести западные учебники и монографии на русский язык. Затем использовать данные положения на практике, не меняя их. Реализация этой концепции достаточно проста, но может привести к необратимым последствиям в силу различий в экономических процессах разных стран.

2.Концепция адаптации западной теории менеджмента. Характеризуется частичным учетом особенностей русской ментальности, предполагает не слепое копирование, а приспособление западной теории к современным российским условиям. Необходимо определить, какая из западных теорий будет использоваться, т. к. системы управления Японии, США, Западной Европы различаются между собой. Необходимо учитывать специфические особенности, условия функционирования экономики, уровень социально- экономического развития страны, ментальность жителей.

3.Концепция создания российской теории менеджмента. Основывается на учете особенностей российской ментальности с использованием аспектов мирового опыта управления. При этом невозможно полное копирование западного и восточного опыта или полное отрицание достижений западной и восточной школы менеджмента. Российский менеджмент должен обладать своим характерным содержанием, формой и методами управления, которые должны соответствовать специфике российского менталитета и национальных особенностей.

В последние годы наблюдается тенденция развития специальных видов менеджмента: муниципального менеджмента, риск- менеджмента, финансового менеджмента, инвестиционного менеджмента, инновационного менеджмента, антикризисного менеджмента.

За годы становления в современной России накопилось множество проблем, без решения которых говорить о дальнейшей интеграции в мировое сообщество нашего бизнеса было бы бессмысленным. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Подготовка менеджеров в соответствии с мировыми стандартами. Это трудный процесс во многом осложненный как нехваткой высококвалифицированных преподавателей по менеджменту, так и отсутствием соответствующего оборудования и инструментария.

Понимание сущности менеджмента российскими руководителями. Руководители, прошедшие старую, советскую школу жизни, зачастую используют на практике старые методы управления, не имеющие ничего общего с менеджментом.

Неспособность принимать решения. Как показывает анализ опыта хозяйствования ряда российских предприятий, руководители и менеджеры не умеют своевременно принимать правильные решения, что может привести к печальным последствиям-таким как, потере прибыли, клиентов, банкротству.

Неумение менеджеров делегировать полномочия. В силу своего менталитета российский руководитель часто предпочитает делать все самостоятельно, загружая себя делами и обязанностями, которые можно передать подчиненным.

Низкий профессионализм. Отсутствие достаточного числа профессионалов- менеджеров и профессионалов-специалистов, которыми менеджеры- профессионалы должны были бы руководить.

Неумение прибегать к услугам независимых консультантов и консультационных фирм. Речь идет о неумении а также о страхе перед обращением в стороннюю организацию.

Отсутствие достаточного внимания к корпоративной культуре.

Нехватка специалистов по антикризисному управлению и проведению банкротства. Такие специалисты способны предугадать и предупредить по определенным данным приближение кризиса, а при его наступлении с наименьшими потерями вывести предприятие из него.

Неумение использования приемов риск- менеджмента, боязнь инновации. Многие российские менеджеры не умеют правильно использовать методы и приемы риск- менеджмента, в том числе определять риск качественно и количественно, боятся инноваций, так как по их мнению, это несет в себе угрозу для их осуществления в качестве руководителя.

Недостаточное внедрение в управленческий процесс элементов информационного менеджмента. Большинство российских предприятий страдает от недостатка компьютерной и офисной техники.

Недооценка возрастания роли управления качеством на предприятии.

Неумение применять на практике современные методы и приемы менеджмента. Российские менеджеры не владеют такими методами и приемами как например метод мозгового штурма и модерации.

Отсутствие навыков реализации продукции. Руководители не владеют современными инструментами маркетинга.

Неумение эффективно управлять финансовыми ресурсами компании, использовать на практике современные методы мотивации.

Слабость законодательной базы. Законы противоречат друг другу, зачастую региональные противоречат федеральным.

Проблемы налогового пресса и неопределенность механизмов ценообразования. До сих пор в нашей стране отсутствует отрегулированное и эффективное налогообложение.

К настоящему времени выработаны определенные направления для решения перечисленных выше проблем.

1) Воссоздание системы повышения квалификации на базе соответствующих отраслевых институтов и бизнес школ.

2) Подготовка российских менеджеров непосредственно за рубежом в ведущих школах менеджмента и центрах подготовки кадров.

3) Следование опыту предприятий- мировых лидеров, самостоятельно формирующих кадры менеджеров

4) Государственная поддержка подготовки управленческих кадров для предприятий РФ.

Основные задачи, стоящие перед менеджментом в России. Российские менеджеры должны:

1)обеспечивать жизнеспособность своего предприятия в условиях возрастающей конкуренции, несмотря на любые изменения рынка;

2)реализовывать программу развития развития коллектива предприятия, включая социальные проблемы, организовывать работу на базе современных эффективных методов;

3)совершенствовать работу предприятия на основе применения современных методов управления, улучшая организационную структуру предприятия, добиваясь эффективной работы каждого сотрудника в отдельности и всего коллектива как единой взаимодействующей системы;

4)разрабатывать и внедрять в практику более совершенные формы бизнеса, осваивая новые отрасли и сферы;

5)определять цели, соответствующие интересам фирмы, исходя из запросов рынка и потребителя;

6)уметь в разумных пределах идти на риск и быть способным нейтрализовать его воздействие;

7)внедрять теоретические разработки отечественной и зарубежной науки после адаптации к конкретным условиям;

8)подходить к управлению с учетом особенностей истории страны, российских условий бизнеса и российского менталитета;

9)уметь предотвращать и успешно преодолевать кризисные явления в процессе деятельности организации.

Рыночная экономика в силу действия факторов нестабильности и повышенного риска объективно предполагает постоянное совершенствование процесса производства. Именно этой цели отвечает менеджмент- наука о рациональной организации и управлении производством.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: