Жизнь блж. Феодорита до епископства
Родилсяв 393 году в состоятельной семье антиохийских граждан.Град Антиохия, обязанный своим возникновением сподвижнику Александра Македонского СелевкуНикатору (заложившему город около 300 года до Р.Х.),Расположенный в живописной местности на реке Оронт,
Семья его была христианской, «дар Божий», откуда и получил свое имя
блж. Феодорит родилсяпо молитвам двух великих подвижников – преп. Македония и преп. Петра.С детства окормляясь у сирийских иноков,
Мать: «...знакомя своего сына с пустынножителями…. постепенно приготовляла его к иноческой жизни»1178.
блж. Феодорит посещал риторскую школу какого-нибудь языческого софиста, христианскую науку юный Феодорит освоил самостоятельно путем усердного чтения Священного Писания и творений святых отцов.
В возрасте около 20 лет он становится чтецом в одном из антиохийских храмов.
после смерти родителей, он удаляется в один из монастырей, расположенных близ Апамеи1183
Блаженный Феодорит – архипастырь
Епископом блж. Феодоритстал в30 лет (423).
До епископства я проводил время в монастыре и против воли принял епископскую хиротонию. Город Кир,являлсязаштатным провинциальным городком. «Он отстоял от Антиохиина расстоянии двух дней пути, на 70 римских миль (100 верст)к северу...
город этот был немноголюден и беден; жители его, не имея чем уплачивать подати, переселялись в другие места.
Феодоритпостроил в Кире, на счет церковных доходов, два больших моста, крылатые галереи, возобновил общественные бани, в безводные кварталы города проложил водопроводы, от наводнений обезопасил его каналами, вызвал в него из разных стран врачей (например, из Александрии пригласил священника, знающего врачебное искусство), художников, ремесленников, ходатайствовал пред императором, императрицею Пульхериею и многими знатными сановниками о даровании городу различных прав и привилегий
Из храмов в Кире замечателен был храм Косьмыи Дамиана, описанный Феодоритом, храм в честь св. Дионисия.
К правильному использованию иносказаний служат «сама Библия, книги коей взаимно себя поясняют, авторитет Церкви и историческое предание».
Ситуация достигла предельного обострения в связи с появлением знаменитых «Двенадцати анафематизмов» св. Кирилла, относившееся единственно к Несторию. Феодорит применял к православному воззрению и нападки на заблуждение принял за борьбу против истины.
Выступление Раввулы Эдесского1325 против взглядов Феодора Мопсуестийского, влияние сочинений которого в сироязычной Церкви становилось доминирующим1326. Смерть Раввулы и поставление Ивы – неумеренного почитателя Феодора – Эдесским епископом (435 г.) еще более обострили ситуацию1327
Появилось монофизитство, представленное столичным архимандритом Евтихием, активно поддержанным Диоскором.
С точки зрения палестинских монахов, как и многих других приверженцев монофизитской ереси, деятельность архимандрита Евтихия могла казаться продолжением той борьбы, какую вел Кирилл Александрийский против несторианства»
Блж. Феодорит вновь оказался в центре событий. Как один из ведущих богословских умов и авторитетнейших пастырей Сирии, «он не молчал и говорил много и смело, увещевая христиан “Востока” не воспринимать ничего из нечестивых догматов».
Сначала ему повелено было императорским указом не покидать Кир, а затем он был низложен (вместе с Домном Антиохийским и Флавианом Константинопольским) на «разбойничьем соборе».
На 4 вселенском Соборе в 451 г. было рассмотрено и дело блж. Феодорита. Заступничество св. Льва Великого и поддержка православного большинства епископата
Феодорит был принят Халкидонским Собором не в качестве раскаявшегося грешника-диофизита, а как православный епископ, несправедливо подозреваемый в христологических заблуждениях. В следующем после Собора году (452) он «был утешен посланием к нему св. Льва, папы Римского. Точная дата его кончины неизвестна, но, скорее всего, она случилась в457 или 460 (466) году.
После этого история практически полностью умалчивает о престарелом Кирском пастыре. Скорее всего, он «посвятил себя исключительно своей пастве и руководствовался при этом давно провозглашенным принципом, что он любит “тишину желающих созидать Церковь в монашеском состоянии”.
Экзегетические сочинения.
Составляют значительнейшую часть творений блж. Феодорита
Толкование на Песнь Песней (Невеста, прославляемая в Песни Песней, по толкованию Феодорита, есть Церковь, Жених – Христос; в других лицах, беседующих то с Женихом, то с Невестою, он видит Ангелов)
«Толкование на видения пророка Даниила».(Данное сочинение ярко являет мастерское владение блж.Феодоритом типологическим методом толкования Священного Писания).
Толкование на пророчество божественногоИезекииля» и «Толкование на двенадцать Пророков
«Толкование на Псалтирь».
Толкование на Книгу пророка Исаии (в нем с предельной отчетливостью проявляется как своеобразие экзегетического метода этого учителя Церкви, так и достоинства его как толкователя Священного Писания).
Внимание к особенностям стиля и грамматики богодухновенного автора ее; далее, помимо филологии, он прибегает, для более объемного понимания текста, и к помощи других наук: психологии, ботаники, зоологии и пр. Особое значение уделяет здесь блж. Феодорит истории, а поэтому в данном «Толковании» его постоянно встречаются экскурсы как в древнюю историю Ассирии, Персии и Израиля, так (хотя и в меньшей степени) и в современную ему историю греко-римского мира.
В своем видении истории он опирался преимущественно, как на высший и непререкаемый авторитет, на Священное Писание.
«Толкование на пророчество божественного Иеремии»
Толкование на Книгу пророка Варуха
Толкование на Плач Иеремии
«Изъяснение трудных мест Божественного Писания, по выбору» (охватывает законоположительные и частично исторические книги Ветхого Завета и, в отличие от вышеозначенных трудов, не является сплошным комментарием, но представляет собой толкование выборочное, написанное в жанре «Вопросов и ответов)»
«Толкование на четырнадцать Посланий святого Апостола Павла». (немногословие и ленивых привлекает к чтению).
святой патриарх Фотий «трудно найти кого-нибудь, кто бы яснее его объяснял трудные места Писания