Влияние трудовой деятельности на психическое развитие дошкольника




Работа развивает физические, умственные и нравственные качества детей. Достижение результата, успешность совместной деятельности, понимание пользы своих усилий вызывает радостное переживание, способствует формированию положительного отношения к труду, развивает у детей трудолюбие, уверенность в своих силах.

В коллективной деятельности детей формируются высокие мотивы трудовой деятельности. Они начинают ставить интересы других людей выше своих, стремятся хорошо выполнять работу, доводить ее до конца; при необходимости помогают товарищам, берутся за работу, которую им не поручали. Все это свидетельствует о глубоких изменениях в их психологии.

Трудовая деятельность является мощным источником общего развития ребенка: в работе формируется нравственная воспитанность личности, развивается устойчивость поведения, собранность, дисциплинированность, инициативность, умение преодолевать трудности, стремление хорошо выполнить работу. Поэтому особое значение имеет формирование у детей социально-психологической готовности к труду - целостно! характеристики личности, которая охватывает мотивационные, когнитивные, эмоционально-волевые, поведенческие качества, обеспечивающие оптимальное функционирование ее в определенном трудовом коллективе. Различные компоненты социальной готовности к труду неодинаково проявляются в разные возрастные периоды, однако большинство из них закладываются в дошкольном детстве.

Работа объединяет детей, поскольку они учатся работать вместе, помогать друг другу, овладевают культуру отношений сотрудничества, познают суть дружбы, производят умение внимательно относиться к своим товарищам и к продуктам их труда. Развивает труд и психические качества детей: наблюдательность, точность восприятия, образную память, мыслительные операции, воображение, сообразительность, инициативность, сосредоточенность. В процессе труда ребенок усваивает полезные знания о предметах и орудия, их назначение и использование, сравнивает их, делает собственные выводы.

Основным структурным компонентом трудовой деятельности являются практические действия, благодаря которым ребенок вступает в непосредственные контакты с окружающим миром, проявляет активность и инициативу. С возрастом деятельность ребенка разнообразнее, что сказывается на ее интересах, познавательной деятельности. Работа привлекает ребенка своим содержанием, развивает его способности, создает предпосылки для радостных ощущений, включая в определенные трудовые отношения, способствует ее привлечению к миру взрослых.

Положительное влияние различных видов трудовой деятельности на развитие ребенка зависит от методов педагогического руководства ими. Работа должна быть организована так, чтобы ребенок не только приобретала новых умений, но и развивалась психически, формировала положительное отношение к труду взрослых, производила общественные мотивы собственной трудовой деятельности, развивала самостоятельность, усугубляла объективную оценку своих умений и умений товарищей, училась трудолюбия, настойчивости, имела объективную самооценку и т.д., то есть росла личностно.

Трудовая деятельность дошкольников включает в себя компоненты любой деятельности (цель, мотив, план, процесс, результат), но их формирование и развитие в дошкольном детстве своеобразны. Именно поэтому и возникает вопрос: можно ли говорить о том, что дошкольники занимаются трудовой деятельностью?

Постановка цели. Дети младшего дошкольного возраста не могут ставить цель в труде, они не могут сказать себе: «Я сделаю это», «Я хочу сделать это», потом удержать эту цель и следовать ей в процессе выполнения задуманного. Младший дошкольник пока не умеет удерживать в памяти весь процесс и результат. Он сразу начинает действовать, его действия носят не целенаправленный, а процессуальный характер, т. е. он может подметать, стоя на одном месте, или мыть чашку, просто подставив ее под струю воды. Цель не имеет для маленького ребенка смысла, он формулирует ее только для обозначения сиюминутного действия.

Старшие дошкольники уже могут самостоятельно сформулировать цель своей деятельности и удерживать цель на протяжении всего процесса до получения результата. Правда, такие умения проявляются детьми на материале уже известного труда (по самообслуживанию, уборке помещения и др.), но, если ребенок встречается с незнакомым ранее содержанием труда, он испытывает те же трудности, что и малыши; ему нужна помощь взрослого.

Особенность данного компонента трудовой деятельности дошкольников — участие взрослого. Самостоятельность детей в постановке цели и ее осознание относительны.

Мотивы трудовой деятельности. В формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение; потребность в общении со взрослым; желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить пользу другим). У детей, как правило, отсутствует стремление получить материальную награду за труд. Хорошо ли это? Вероятно, хорошо, так как именно моральная мотивация влияет на формирование личностных качеств.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: