Президент Российской Федерации и Президент Французской Республики: сравнительный анализ статуса и роли в государственном управлении.




По форме правления Россию и Францию большинство авторов относят к полупрезидентским (смешанным) республикам. Механизмы формирования и взаимодействия высших органов власти (президент, парламент, правительство) в этих странах имеют много общего, но можно выделить и важные различия между ними. В смешанных республиках президент – это глава государства, попадающий на свой пост в результате всеобщего прямого голосования. Он имеет право принимать самостоятельные решения и несёт за них ответственность. Акты, подписанные президентом в рамках осуществления им своих полномочий не требуют контрассигнации премьер-министра или министра. Правительство несёт политическую ответственность не только перед парламентом страны (возможность вынесения вотума недоверия), но и перед президентом (возможность отставки). Президент назначает премьер-министра, по предложению премьер-министра назначает министров. Президент имеет право роспуска нижней палаты парламента и назначения новых выборов.

Конституция Франции, раздел II. Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства. Президент председательствует в Совете министров, может после консультаций с Премьер-министром и председателями палат объявить о роспуске Национального собрания. Президент подписывает ордонансы и декреты, рассмотренные в Совете министров. Он назначает на гражданские и военные государственные должности, является главой вооружённых сил. Президент сносится с обеими палатами Парламента посредством посланий, которые зачитываются в палатах и не дают повода для каких-либо дебатов.

Конституцией Франции предусматривается возможность досрочного отрешения Президента от должности. На практике эта возможность нереализуема, поскольку ее процедура точно не установлена: Национальное собрание имеет право образовать суд для суда над Президентом в случае государственной измены последнего.

Акты Президента контрассигнуются Премьер-министром, и в случае необходимости – ответственными министрами, за исключением указанных в статьях Конституции:

8 (назначение и отставка Премьер-министра)

11 (вынесение законопроекта на референдум)

12 (роспуск Национального Собрания)

16 (принятие чрезвычайных мер, введение чрезвычайного положения)

18 (послания Президента палатам Парламента)

54 (президентские запросы Конституционному Совету)

56 (назначение части членов Конституционного Совета)

61 (представление органических законов Конституционному Совету для решения вопроса об их конституционности).

Таким образом, полномочия Президента Франции можно разделить на две группы:

а) самостоятельные полномочия: председательство в Совете министров, руководство Вооружёнными силами и другие – см. перечисленные статьи;

б) полномочия, требующие контрасигнатуры: созыв Парламента на чрезвычайную сессию, подписание декретов и ордонансов, принятых Советом министров, назначение на гражданские и военные должности и назначение дипломатических представителей.

Следующая особенность роли Президента в системе государственного управления Франции является следствием дуализма или бицефальности (двуглавости) исполнительной власти в этой стране. Правительство Франции, высший орган исполнительной власти, возглавляют Президент и Премьер-министр. Оно может собираться и работать в двух составах:

а) Совет министров – это еженедельное заседание Правительства под председательством Президента. Совет министров имеет регламентарные полномочия, т.е. право издавать декреты и ордонансы.

б) Кабинет министров – заседание правительства под председательством Премьер-министра. Кабинет собирается нерегулярно, а по поручению Президента для решения особых, указанных им вопросов.

По Конституции Российской Федерации, глава 4, Президент является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент назначает с согласия Государственной думы Председателя Правительства. Государственная Дума рассматривает представленную президентом кандидатуру Председателя Правительства. После трёхкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, после этого Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. Президент по предложению Председателя Правительства назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Президент имеет право председательствовать на заседаниях правительства.

Президент имеет право назначения референдума, подписывает и обнародует федеральные законы, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики. Президент имеет право законодательной инициативы (внесение законопроектов в Государственную Думу). Президент издаёт указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Президент может быть отрешён от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда и Конституционного Суда.

Основные сходства и отличия

Президент Французской республики Президент РФ
Сходства
Избираются всенародно
Статус: Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства. Статус: Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Формируют Правительство, могут отправить его в отставку
Обладают правом роспуска нижней палаты Парламента и назначения досрочных выборов
Подписывает Ордонансы и Декреты, имеющие высшую юридическую силу в сфере регламентарного права Издает Указы, которые не могут противоречить федеральным законам, т.е. имеют высшую юридическую силу в сферах, не урегулированных законодательством
Являются верховными главнокомандующими, вводят режим военного, чрезвычайного положения
Отличия
Имеет исключительное право председательствовать на заседаниях правительства Может председательствовать на заседаниях правительства
Действует институт контрассигнатуры Институт контрасигнатуры не предусмотрен
Сносится с Парламентом посланиями и не принимает участия в его заседаниях Выступает в Парламенте с ежегодными посланиями
Отличный механизм реализации права досрочного роспуска Парламента
Процедура досрочного отрешения Президента от должности Конституцией точно не установлена и не реализуема на практике Процедура досрочного отрешения Президента от должности Конституцией точно установлена, в принципе реализуема на практике

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: