Менеджмент и предпринимательство. Общие черты и различия




Тема 1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА

Основные вопросы по теме:

1. Менеджмент и предпринимательство

2. Научные основы менеджмента. Предмет и метод

3. Виды и функции менеджмента

4. Общие принципы управленческой деятельности

 

Менеджмент и предпринимательство. Общие черты и различия

Менеджмент (англ, management) — это управление, заведование и организация производства; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Введенное американцами в научный и практический оборот поня­тие «менеджмент» в упрощенном понимании означает способность управляющего добиваться преследуемых целей, планируя, организуя, мотивируя и контролируя деятельность других людей.

В российских условиях понятия «менеджмент» и «предприни­мательство» стали широко употребляться в конце 80-х — начале 90-х гг. в связи с начавшейся перестройкой в стране. Переход от администра­тивно-командной системы управления к рыночной потребовал измене­ний как в социально-политической жизни общества, так и во всей эко­номической сфере. Необходимо было пересмотреть сложившуюся ра­нее систему управления, в основе которой лежали принципы центра­лизованного директивного планирования, жесткого распределения ма­териальных, людских и финансовых резервов и ресурсов из центра. Нужно было менять всю систему подчинения и контроля, фундамен­том которой являлись демократический централизм, народный кон­троль и т.д.

Рыночные отношения предполагают иной подход к управлению: более демократических методов работы; новых взаимоотношений «ру­ководитель — подчиненный»; следование жестким правилам рынка, конкуренции, частного интереса, а также стремление людей извлечь наибольшую выгоду от предпринятого дела.

К 1993 г. в народном хозяйстве России насчитывалось более 4% населения, занятого предпринимательской деятельностью. Сотни ты­сяч рабочих, служащих, крестьян, начальников цехов и участков, ди­ректоров заводов, партийных и комсомольских работников предприня­ли попытку организовать свой бизнес. Появилось понятие «малый и средний бизнес», возникли мелкие и крупные банки и соответственно банкиры, биржевики, управляющие крупными компаниями и руково­дители небольших заводов, магазинов и других коммерческих и не­коммерческих организаций.

Финансовый кризис 17 августа 1998 г. подорвал материальную ос­нову ряда предпринимательских организаций и привел к уменьшению их количества, но не приостановил самого процесса движения. Пред­принимательство получило право на жизнь и, несомненно, будет раз­виваться и впредь.

Большие возможности для развития предпринимательства откры­лись в результате приватизации (при всех ее издержках и злоупотреб­лениях), которая позволила создать частные предприятия, акционер­ные общества, ассоциации и союзы в промышленности и других от­раслях народного хозяйства. Новые экономические отношения потре­бовали не только предпринимателей, но и профессиональных управ­ляющих — менеджеров.

В наше время понятия «менеджер», «бизнесмен», «предпринима­тель» широко употребляют как в обыденной практике, так и в научной и учебной литературе. Такое соседство понятий иногда вносит неяс­ность и путаницу в определение функций этих лиц, поэтому необходи­мо выяснить «кто есть кто».

Бизнес (англ, business) — это предпринимательская деятель­ность, дело или занятие, которое является источником получения прибыли (наживы). Предприниматель как мелкий собственник вы­полняет свои функции самостоятельно, личным трудом создает про­дукты (услуги), принимает необходимые решения по ходу развития своего дела, сам обеспечивает производственную деятельность ресур­сами, реализует продукцию и присваивает результаты собственного труда.

Дело выглядит иначе, когда возрастают масштабы производства, возникают его побочные виды, организуются филиалы, дочерние ком­пании, предприятие выходит со своей продукцией за рубеж. Здесь уже собственного труда предпринимателя недостаточно. Каждая из функ­циональных областей работы предприятия (снабжение, производство, сбыт и т.д.) становится самостоятельным направлением, т.е. происхо­дит разделение функций на производственные и управленческие, что требует профессионального управляющего ими. Вот здесь и появляет­ся на рынке труда рабочая сила соответствующей специально­сти — профессиональный менеджер.

Конечно, предприниматель как собственник может и сам занимать­ся вопросами управления, оставив участие в непосредственном произ­водстве. В данном случае предприниматель (бизнесмен) и менеджер объединяются в одном лице. Это характерно в основном для малого бизнеса. Но многие средние, по определенным критериям, предпри­ятия и все крупные, как правило, управляются наемными профессио­нальными управляющими — менеджерами.

Под управлением бизнесом принято подразумевать управление коммерческими и хозяйственными организациями. Наряду с понятием «управление бизнесом» применяют термин «деловое администрирова­ние». Если речь идет о государственном предприятии (организации), то применяют термин «государственное управление».

Итак, предприниматель (бизнесмен) и менеджер — это близкие по­нятия, но не одно и то же. Бизнесмен — это собственник, применяю­щий свой или заемный капитал в целях получения прибыли или пред­принимательского дохода. Он может не занимать в своем предприятии никакой официальной должности, но может и входить в его правление или попечительский совет.

Слово «менеджер» (англ, maneger) имеет несколько значений:

1) наемный профессиональный управляющий;

2) специалист по управ­лению производством;

3) предприниматель в профессиональном спорте.

Таким образом, менеджер — это наемный работник, занимаю­щий определенную должность в данной организации. В то же вре­мя менеджер в ряде случаев может быть совладельцем этого предпри­ятия, иметь его акции.

В работе менеджера и бизнесмена есть общие черты: оба преследу­ют цели, поставленные перед предприятием; применяют определенные способы управления; планируют, координируют и контролируют дея­тельность работников предприятия; работают на свой страх и риск. Один рискует своей должностью, второй — собственным капиталом. Для России это новое явление. Ранее руководители рисковали своей должностью, а в сталинские времена и свободой. Сегодня возник широ­кий общественный интерес к менеджменту и изучению управленческого опыта в зарубежных странах, где уже давно и широко он применяется и надлежащим образом поставлена подготовка профессиональных управ­ляющих, которые отвечали бы потребностям рыночных отношений.

Центром научных исследований и подготовки профессиональных управляющих, безусловно, являются США. Это страна с самой разви­той системой управления, которая требует постоянного притока все новых и новых сил. Так, например, широкие научные исследования и практическую подготовку менеджеров ведут Гарвардская школа бизне­са, Стенфордская школа бизнеса, Слоуновская школа в Массачусетском технологическом институте, Школа бизнеса Мичиганского уни­верситета и др. Всего в стране насчитывается свыше 1300 учебных за­ведений, где преподается менеджмент и ведутся научные разработки по данной тематике. Подготовка бизнесменов и менеджеров в США является трехступенчатой: первая — бакалавр, вторая — магистр, тре­тья — доктор философии. Обучение профессии менеджера дело не де­шевое; так, годовая плата достигает 15 тыс. долларов, а получение сте­пени доктора философии обходится значительно дороже. В США пуб­ликуется самое большое количество научной и учебной литературы по менеджменту.

В европейских странах проблемам менеджмента также уделяется огромное внимание. Создана ведущая европейская ассоциация EFMD (Европейский фонд развития менеджмента), куда входят около 300 центров обучения менеджеров. В программах этих школ большое зна­чение придается изучению практических дисциплин по различным ви­дам производственной деятельности, международных проблем бизнеса и управления, а также социологическим вопросам.

В Японии система подготовки менеджеров построена иначе. Круп­ные фирмы сами готовят руководителей, т.е. происходит обучение опытом, когда старшие по должности учат младших. Так, в стране принято, что на предприятиях учатся все — от рабочего до управляю­щего фирмой.

В России (правда, в условиях крайне ограниченного финансирова­ния сферы образования) в высших учебных заведениях, где готовят управленческие кадры, введены новые учебные дисциплины: менедж­мент, маркетинг, системный анализ и др. Подготовка менеджеров про­исходит как в Академии народного хозяйства им. Г.В. Плеханова, в Государственной академии управления, на экономическом факультете в МГУ им. М.В. Ломоносова, так и в целом ряде учебных заведений, где открыты новые факультеты менеджмента. Кроме того, обучение специалистов по управлению производством для различных отраслей народного хозяйства ведется во многих высших и средних учебных за­ведениях на коммерческой основе. Сегодня в нашей стране уже никто не сомневается в необходимости и целесообразности изучения ме­неджмента и предпринимательства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: