Этапы структурированного подхода

Тема «Принятие управленческих решений»

 

Характер решаемых проблем

Управленческое решение — продукт работы менеджера.

Решение менеджера должно устранять какую-либо проблему. Характер решений во многом зависит от характера решаемых проблем.

Проблемы различаются по степени сложности и серьезности. Они простираются от мелких огорчений до почти катастрофических ситуаций, от временных трудностей до проблем, которые кажутся абсолютно неразрешимыми. Проблемы, с которыми вы сталкивались раньше и которые знаете, как решать, могут быть разрешены относительно легко. В то же время существуют проблемы, решения которых вы не знаете или в которых существуют аспекты, выходящие за пределы вашего контроля. Они, как правило, являются более сложными. Такие проблемы не просто больше по размеру, они могут имеет признаки, которые качественно отличают их и, следовательно, делают более трудными для разрешения.

Таким образом, специалисты проводят границу между ограниченными и неограниченными проблемами.

ОГРАНИЧЕННАЯ ПРОБЛЕМА НЕОГРАНИЧЕННАЯ ПРОБЛЕМА
Ясные приоритеты Приоритеты сомнительны
Ограниченный временной масштаб Длинный, неопределенный временной масштаб
Известно, каким должно быть решение Нет «решения»
Известно, в чем состоит проблема Нет уверенности, в чем состоит проблема
Известно, что необходимо узнать Неизвестно, что необходимо узнать
Количество вовлеченных людей ограничено Количество вовлеченных людей велико
Может рассматриваться как автономная Не может быть извлечена из контекста
Имеет ограниченные последствия Неопределенные, но серьезные последствия, вызывающие тревогу

 

Характер проблем оказывает влияние на характер управленческих решений.

Классификация управленческих решений

Решения как продукт могут быть классифицированы по разным основаниям:


По форме принятия решения:

ü директивные;

ü рекомендательные;

ü ориентирующие.

 

 

По функциям управления:

ü организующие;

ü регулирующие;

ü активизирующие;

ü контролирующие.


 

По подходу к ситуации

ü выборочные (один аспект);

ü системные (весь аспект).

 

По направлению

ü общие;

ü специальные.


По используемым методам

ü запрограммированные (стандартные) - построены по отлаженной схеме на основе принятой политики компании, ее правил и порядков (уже предрешено обстоятельствами и нужно лишь найти способы его реализации);

ü незапрограммированные (нестандартные) - приняты в условиях непредвиденных обстоятельств или вновь возникших проблем (используется личная инициатива и личные взгляды менеджера), могут быть в случаях изменения обстановки, условий или в экстремальных ситуациях.

 

По степени сложности

ü простые - одним решением разрешается одна проблема;

ü сложные - одним решением разрешаются несколько проблем.

 

По производственным подразделениям

ü производственные;

ü сбытовые;

ü финансовые;

ü плановые;

ü кадровый;

ü технологические;

ü снабженческие;

ü и др.

 

Процесс принятия решения зависит от типа принимаемого решения. Если речь идет о типовой ситуации, стандартной, описанной в регламенте организации, то решение принимается по алгоритму, заранее прописанному в должностных инструкциях или правилах внутреннего распорядка. Принятие стандартных решений может быть делегировано операционному персоналу, менеджер же должен только мониторить правильность выполнения процедур.

Принятие нестандартного решения - процесс сложный, и именно этот процесс является основным для менеджера.

Существуют различные подходы к принятию решений. В рамках рационального менеджмента базовым является структурированный подход к принятию решений.

Структурированный подход подразумевает следующие этапы.

Этап 1. Описание и формулирование проблемы. Является ли это решение типовым или нетиповым? Это простой вопрос или настоящая проблема?

Этап 2. Постановка целей. Что вы надеетесь достичь, решая эту проблему?

Этап 3. Оценка вариантов и выбор решения. Генерируйте и оцените как можно больше вариантов возможных решений; для каждого определите методы выполнения, вероятные результаты и последствия; сделайте выбор.

Этап 4. Информирование и реализация. Ознакомьте с решением всех, кого оно касается, и осуществляйте соответствующие действия.

Этап 5. Мониторинг и контроль. Следуйте намеченным курсом, проводите мониторинг, сравнивайте и вносите коррективы.

Этапы структурированного подхода





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.


ТОП 5 активных страниц!

...