Избирательная система в узком смысле - электоральная формула.




Мажоритарная система - две разновидности: абсолютного и относительного большинства.

Мажоритарная система – голосование за отдельных кандидатов (независимых или выдвинутых от партий по одномандатным округам или по единому округу), при этом выбранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей (относительное или абсолютное). В зависимости от того, какое большинство требует избирательный закон, эта система может быть:

· Система относительного большинства (США, Великобритания, Канада, Франция, Япония, Индия и т.д.). Она предполагает, что кандидату необходимо собрать голосов больше, чем любому из его соперников. Число голосов, необходимое для избрания напрямую зависит от количества кандидатов, баллотирующихся в каждом округе. Чем больше кандидатов, тем меньше потребуется голосов. Если их больше 10, то количество голосов упадет до 10% и менее. Поэтому получится, что кандидат выбран абсолютным меньшинством, хотя и относительным большинством. Ее основной недостаток. Ее достоинство в том, что она результативна - поскольку вероятность получения одинакового числа голосов относительно мала. Кроме того обычно нет установленного минимального порога явки, необходимого для признания выборов состоявшимися.

· Система абсолютного большинства (50% + 1)- чаще используется при выборах президентов; она может потребовать второго тура, если ни один претендент не получил требуемого количества голосов. Достоинство в том, что избранный кандидат является действительно представителем большинства. Но выборы часто не результативны- обычно устанавливается нижний порог явки избирателей (половина избирательного корпуса), чем больше кандидатов в округе, тем меньше вероятность того, что будет кандидат абсолютного большинства, а значит понадобится второй тур (Австралия –выборы в парламент, Бразилия, Португалия, Франция, Финляндия).

· Система квалифицированного большинства- 2/3, или 3/4 от общего числа поданных голосов.

 

Наиболее популярные первые две. Система хороша тем, что позволяет легко формировать правительство, но при этом не отражает реальной расстановки политических сил в стране. Может победить партия, которая реально не пользуется поддержкой большинства избирателей, так как ее соперница, по совокупности, получает больше голосов. Такое возможно, например, при неравномерной концентрации в избирательных округах сторонников разных партий.

Мажоритарная модель лишает представительства на общенациональном и региональном уровнях различные меньшинства (этнические, религиозные, политические и т.д.), если те не составляют большинства населения в своем избирательном округе.

Манипулирование выборами в одномандатных округах вероятно, если избирательные округа нарезаны таким образом, чтобы объединить районы, в которых преобладает влияние оппозиционных партий с теми районами, где доминирует влияние правящей партии (например, послевоенная Япония – в индустриальных районах преобладало коммунистически настроенное население и коммунисты, чтобы не допустить их в парламент, эти районы объединили с сельскими, в которых преобладали консервативные настроения).

Ее преимущество можно видеть еще и в том, что депутаты чаще встречаются с избирателями, разъясняют им свои программы, принцип обратной связи представлен более эффективно.

Мажоритарная система противоречива по форме исполнения. Как определить большинство- если на избирательные участки явились не все, а например 20% (у нас в 2001т. пришли и того меньше), то победитель даже если и набрал 50%+1 будет выражать волю меньшинства. А если при низкой явке есть еще пара сильных кандидатов, которые оттянут на себя голоса, и они распределяться почти поровну- например 16% и 25%.

Используется в 29 странах. Почти во всех (кроме Японии) величина округа равна 1. Тенденция к этой системе наблюдается на уровне местного самоуправления (пришло из Англии). Но таит в себе много несправедливости. Для англичан это не аргумент, они привыкли к аристократизму- а вот почему прижилась и в России- тема иная.

 

Преимущества в целом:

1. препятствует созданию многочисленных фракций в парламенте

2. способствует победе крупных политических партий, позволяет формировать устойчивые правительства

3. обеспечивает относительно тесную связь депутата с его избирателями

 

Недостатки:

1. значительная часть избирателей отсекается от выборного органа, так как голоса, отданные за проигравших кандидатов, пропадают

2. происходит сокращение представительства политических партий во властных структурах. Своих кандидатов проводит только победившая партия. Она особенно не выгодна небольшим и малым партиям, для которых шансов нет вообще, поскольку они не смогут бороться с массовыми партиями

3. возникают диспропорции между числом полученных мандатов и количеством проголосовавших за них избирателей. Партия, которая по стране получила больше голосов, может получить меньшее количество мест в парламенте.

 

 

Пропорциональная система - подразумевает голосование по партийным спискам и распределение мандатов между партиям строго пропорционально числу поданных голосов (выборы проводятся либо по единому округу, либо по многомандатным округам). При этом определяется так называемый избирательный метр- наименьшее количество голосов, необходимое для избрания одного кандидата.

Пропорциональная система сейчас наиболее распространенная (Австрия, Бразилия, Дания, Португалия, Нидерланды, Латвия, Швейцария, Италия, Бельгия, Финляндия, Франция). Часто действует заградительный барьер- определяется минимальное число голосов (в %) которое должна собрать партия, чтобы принять участие в распределении мандатов. Если партия его преодолевает, кому мандаты достаются. Действует 2 принципа для партийных списков- очередности (мандаты распределяются в соответствии с номером кандидата в списке), преференциальности (избиратели могут изменять места кандидатов в списке по своему усмотрению).

Ее модификации:

· Пропорциональная система на общенациональном уровне, когда избирательные округа не вычленяются и избиратели голосуют за политические партии в масштабе страны

· Пропорциональная система в многомандатных округах, когда избиратели голосуют за представителей партий в масштабе округа, при этом места в парламенте распределяются в зависимости от влияния партии в округе.

 

К достоинствам этой модели относят то, что в сформированных с ее помощью органах власти, представлена более реальная картина политической жизни общества, расстановка политических сил. Дает даже относительно мелким партиям места в парламенте. Эта реальная перспектива для малой партии добиваться сторонников и способствует сохранению многопартийности.

В первые оды советской власти она была, потом, когда осталась одна партия, модель изменилась. Сталин постарался создать такую систему избирательных комиссий, которые обеспечивали нужные результаты выборов.

Важная роль- электорального барьера –минимально необходимый процент голосов который должна получить партия, чтобы ее допустили к распределению мест в парламенте. Барьер работает против малых партий -чтобы они не участвовали в работе парламента. Самый низкий электоральный барьер в Израиле -1%, самый высокий в Лихтенштейне, в Японии-17%, Египет-8%, типичные барьеры- 4-7%. (Швеция-4%). Партии не преодолевшие этого барьера не получают ни одного места. Правило направлено на то, чтобы снизить партийную фрагментарность в парламенте, но в Португалии он запрещен.

Положительные черты- обеспечивает относительно справедливое представительство политических сил в парламенте. В результате при принятии решений больше учитываются интересы отдельных социальных и политических групп.

Недостаток в том, что часто формируется нестабильное правительство, если ни одна партия не имеет устойчивого большинства в парламенте. Коалиция разнородных по своим целям и интересам партий приводит к межпартийным конфликтам, отличается непоследовательностью и противоречивостью в решениях. Ослабевает связь между избирателями и парламентариями, поскольку голосование идет за партии, а не за конкретных лиц. Списки кандидатов составляются в узком партийном кругу из числа проверенных товарищей, тем самым усиливается зависимость кандидатов от партийного аппарата и ослабляется зависимость от электората (эта система привела в власти национал-социалистов посте Веймарской республики в Германии).

Итог: мажоритарная система- слишком груба, пропорциональная -слишком опасна.

Пропорциональная модель- где каждый голос имеет значение для получения мест в парламенте, обычно имеет и большее число голосующих, по сравнению с мажоритарной системой.

 

Достоинства системы:

1. позволяет точнее, чем мажоритарная модель, учитывать политические предпочтения избирателей

2. обеспечивает представительство в парламенте небольшим политическим партиям (при условии невысокого заградительного бартера).

 

Недостатки:

1. способствует фрагментации политического спектра. Политические силы, которые в масштабах страны пользуются небольшой поддержкой, получают представительство в парламенте, хотя это может не соответствовать их реальному положению в политической системе. Они могут оказывать значительное влияние на действие властных институтов.

2. возникают сложности при формировании правительства и в ходе его деятельности, поскольку, как правило, ни одна партия не имеет парламентского большинства. Правительство формируется на основе многопартийной коалиции, часто неустойчивой (Италия- правительства держались в среднем менее 2 лет до н.1999-х гг.)

3. избиратели голосуют не за конкретных кандидатов, а за партии, что ослабляет связи между депутатами и избирателями. Одновременно усиливается зависимость депутатов от своих партий, поскольку именно верхушка партии решает, кого включать в список для следующих выборов или и какое место будет в списке у каждого депутата..

 

 

Смешанные системы придуманы для преодоления недостатков двух основных (Германия, Армения, Мексика, Япония, Литва).

· Устаноавливается нижний предел для ограничения представительства малых партий- обычно -5%. Возрастает стабильность правительства. Но снижается представительство широких слоев населения. Этот принцип есть и у нас.

· Вместо многомандатных, созлаются маломондатные округа Право на участие в выборах дается 4-5 партиям, причем победителями могут стать только первые 2. После 2001г. мы движемся по этому пути.

· В списки кандидатов вносятся не партии, а их представители, поэтому при голосовании происходит отбор прежде всего персоналий, а не партийных программ. В итоге- часть мандатов завоевывается по мажоритарной системе, часть по партийным спискам.

· Конституция устанавливает детальные правила в отношении избирательных систем только в отношении главы государства (президента), органы власти субъектов федерации могут определять избирательную систему для формирования предстательных органов всех уровней, глав исполнительной власти регионов, которые избираются населением (например, в некоторых субъектах РФ кандидат для победы должен получить относительное большинство голосов, но не менее 25% приявших участие в голосовании). Это характерно для России- сохранение привычки к мажоритарной системе и развитию многопартийности. На разных уровнях используются разные модели.

 

Идеальной демократической процедуры не существует (доказали не только опытным, но и математическим путем). При оценки избирательной системы решающую роль играют соотношение приоритетов- если во главу ставиться формирование стабильного правительства предпочтение отдается мажоритарной модели, если же упор делается на адекватное представительство в парламенте различных интересов- пропорциональной.

 

Три правила для выборов:

· Каждый не должен забывать, что избирательные компании проводятся в известном степени за его деньги (организует выборы государство, которое все делает за счет налогов от граждан – значит, давая государству взаймы часть своих доходов, каждый вправе рассчитывать не только на их возвращение, но и приумножение.

· Здравомыслящий человек не должен отказываться от участия выборах, потому что:

1. через участие он может навязывать свою волю властям

2. участвуя может поддерживать здоровые силы общества

3. участием можно и нужно вызывать у власти сомнения в своей непогрешимости

4. через свое участие можно оценить удельный вес своего голоса в общем сплаве избирательных голосов своих сограждан

 

· на выборах гражданин голосует не за кандидата, а за себя. Простому человеку все равно, кто находится у власти- идеальных людей нет каждый имеет свой комплекс достоинств и недостатков. Для человека важно лишь одно- чтобы посредством этих людей, наделяемых на время особыми полномочиями, обязанностями, привилегиями, он мог в строго оговоренное время получить то, за что в день выборов отдал свой голос. Вывод – собираясь на выборы, избиратель должен беспокоится не за кого, а за что голосовать.

 

Первый шаг избирательной компании- выдвижение кандидата. Перед внесением в списки кандидата (регистрацией), он должен представить как минимум 3 вещи:

1. обнародовать политическую программу

2. собрать нужное количество подписей избирателей (у нас зафиксировано в законе 10тыс-1мл) или внести регистрационный взнос или денежный залог, представить документы о наличии поддержки партии или группы. Число подписей зависит от уровня выборов).

3. заручится финансовой поддержкой влиятельных организаций, кругов и т д., которые будут оплачивать все расходы

 

 

Выборы 2004г.- информационный центр. 6 кандидатов израсходовали 206мл.руб. Больше всего потратила Хакомада-86мл. Структура избирательных фондов- личные средства -0.8%, партии-17%, пожертвования граждан-41%, пожертвования юридических лиц-41.2%

Что обеспечивает победу- политические связи, деньги, поддержка элит, поддержка СМИ, популярность у населения. Некая совокупность, но не всегда.

Как Путин стал президентом- малоизвестный персонаж (Кстати, как и Билл Клинтон, но вполне харизматичным оказался).

 

Предвыборные технологии

 

Политический пиар - имидж-мейкерство- создание привлекательного для избирателя образа политического деятеля. Нанимаются за большие деньги профессионалы- организаторы избирательных компаний.

СМИ -1996г. Рейтинг Ельцина в 30р. уступал Зюганову. Политически выборы – продолжение или приложение к теле-шоу.

 

Россия - современная избирательная система сложилась 1995-1995гг. И последующие изменения в избирательное законодательство.

Президентские выборы- по единому округу на основе мажоритарной модели абсолютного большинства.

Федеральное собрание- смешанная система. Нижняя палата- прямые выборы 450 депутатов. С 1993г.- смешанная избирательная система-225 депутата по одномандатным округам на основе мажоритарной системы относительного большинства, 225 депутата- по единому федеральному округу на основе пропорциональной системы.

С 2005г. Переход к пропорциональной электоральной формуле по единому федеральному округу по закону о выборах депутатов государственной думы федерального собрания.

Совет Федерации - с 1995г. – орган престал избираться непосредственно народом. В его состав входили 2 представителя федерального субъекта- глава законодательного и исполнительного органа, но проходили через процедуру региональных выборов.

2000г. -опять процедура изменилась. С 2002г. входят по два представителя от каждого субъекта федерации, один избирается законодательным органом и один назначается главой исполнительной власти.

Заградительный барьер -7%

Порог явки -25% для Думы, 50% -для президента

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: