Предпринимательство в здравоохранении – организация платных медицинских услуг




Экономические преобразования, происходящие в стране, затронули и здравоохранение, в котором развитие рынка медицинских услуг простиму­лировало рождение различных форм деловой активности, поставило зада­чи повышения качества медицинской помощи. Доходы от платных медицин­ских услуг в период изменений были условием «выживания» лечебно-про­филактических учреждений и постепенно становились легитимным источни­ком повышения заработной платы персоналу.

Платная медицинская услуга - это медицинская помощь опреде­ленного вида и объема, предоставляемая по возмездному договору.

Медицинские услуги населению за отдельную плату должны предос­тавляться медицинскими учреждениями сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.

Очевидно, что на платной основе могут осуществляться те виды меди­цинской помощи, предоставление которых не ущемляет прав застрахован­ных и которые не предусмотрены Базовой программой ОМС.

Разграничение видов медицинской помощи, оказываемых населению бесплатно и за отдельную плату, может осуществляться на основе перечня медицинских услуг, оказываемых за счет средств организаций любых форм собственности, а также личных средств граждан.

В лечебном учреждении платными услугами постепенно становятся услуги диагностических служб, новые технологии лечения, стоматологические услуги, условия повышенной комфортности,услуги врачей, принадле­жащих к школе так называемой традиционной медицины.

Независимо от формы собственности учреждений здравоохранения действуют общие правила организации платных медицинских услуг. Рас­смотрим их более подробно.

Правила предоставления платных медицинских услуг населению ме­дицинскими учреждениями, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.01.96 № 27, обязывают вести статистический и бухгалтерский учет и отчетность раздельно по основной деятельности и платным медицинским услугам.

Обязательно наличие сертификата и лицензи и на избранный вид деятельности (на основании Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», гл. Ill, ст. 16, 17). Правила предоставления ли­цензии изложены в Приложении 1 к приказу Минздравмедпрома Рос­сии от 18.04.96 № 148 и утверждены постановлением Правительства РФ от 25.03.96 № 350. Закон РФ «О защите прав потребителей» также стоит на страже интересов пользователей медицинских услуг.

Обычно медицинская организация предоставляет пациентам целый комплекс медицинских услуг. В этом случае в лицензии каждый вид медицинской деятельности должен быть указан отдельно.

Лицензия выдается на срок не менее трех лет.

Необходимо разрешение соответствующего органа управления здраво­охранения на ведение платной медицинской деятельности.

Вышестоящий орган управления здравоохранением при выдаче меди­цинскому учреждению разрешения на оказание платных медицинских услуг с учетом местных условий (мощность учреждения, уровень его финансиро­вания, необходимость социальной защиты малоимущих слоев населения, объемы госзаказа и др.) может принять обоснованное решение по ограничению как объема, так и конкретных видов медицинских услуг, оказываемых на платной основе.

Цены на платные медицинские услуги в государственных ЛПУ регулируются государственны­ми органами управления на основании прав собственника и называются прейскурантными. Причем закона­ми РФ не предусмотрено обязательное согласование цен, т.е. это не обязанность, а возможность для органов управления. Но если местные органы управления издают приказ о применении тарифов на медицинскиеуслуги, то он обязателен для исполнения.Если приказа нет, то расчеты цен ведутся исходя из экономических интересов организаций- это свободные цены. Проблема ценообразования связана с поддержанием оптимального баланса расходов и доходов для дости­жения самоокупаемости учреждения здравоохранения.

Оплата медицинских услуг может производиться как в банках, так и в самих учреждениях. При этом нужно использовать или контрольно-кассовую машину (Положение по применению контрольно-кассовых машин при осу­ществлении денежных расчетов с населением в редакции постановления Правительства РФ от 21.11.98 № 1364), или бланк, являющийся документом строгой отчетности. Потребитель должен иметь либо кассовый чек, либо копию бланка об уплате.

На основании письма Минздравмедпрома России от 09.07.95 № 147-16-86 форма квитанции для оформления расчетов с населением утверждена \ приказом Минфина России от 20.04.95 № 16-00-30-35. Первый экземпляр формы является приходным кассовым ордером, второй - отчетным докумен­том материально ответственного лица, третий - передается заказчику.

За нарушение перечисленных правил учреждение здравоохранения может быть лишено лицензии.

Организация обязана обеспечить бесплатной и достоверной информа­цией о ценах и вывесить перечень платных медицинских услуг с указанием их стоимости, а также сведения о квалификации и сертификации специали­стов.

Кроме того, информация об услугах (ст. 732 ГК РФ. ст. 10 ФЗ) в обя­зательном порядке должна содержать:

- обозначения стандартов, обязательным требованиям которых долж­ны соответствовать услуги, если такие стандарты имеются;

- сведения об основных потребительских свойствах услуг, в том чис­ле о противопоказаниях для применения при отдельных видах заболеваний и о возможных неблагоприятных последствиях (вероятность отсутствия бла­гоприятного исхода не по вине учреждения, возможные осложнения и т.д.);

- гарантийный срок, если он установлен;

- правила и условия эффективного и безопасного использования ус­луг (правила поведения пациента и т.д.).

Медицинское учреждение обязано предоставить пациенту информа­цию о номере лицензии, сроке ее действия, а также об органе, выдавшем эту лицензию (ст. 9 ФЗ).

Потребитель имеет право потребовать уменьшения стоимости предос­тавленной услуги ненадлежащего качества, расторгнуть договор и требо­вать возмещения убытков (на основании ФЗ).

Возмещение вреда (ущерба) состоит в выплате потерпевшему денежной суммы, которую он имеет право получить для восстановления нарушен­ного здоровья в связи с оказанием ему некачественной медицинской помо­щи, а также в возмещении упущенной выгоды и морального ущерба. Раз­мер такого возмещения зависит от величины расходов, затраченных на ле­чение потерпевшего, результата лечения (выздоровление, хронизация по­лученного заболевания или травмы, инвалидность, смерть). При возмеще­нии вреда работающему пациенту также учитывается сумма утраченного им заработка (дохода) в связи с болезнью.

Также пациент имеет право на информацию об альтернативных вари­антах лечения, на отказ от лечения, на соблюдение конфиденциальности медицинских сведений и ознакомление с историей болезни и др.На основе п.2 ст. 426 ГК РФ цена товара, работ, услуг устанавливается одинаковой для всех потребителей, за исключением случаев, когда имеют­ся льготы. Это означает, что нельзя устанавливать на одну и ту же услугу разные цены для потребителей с разным достатком. Все потребители рав­ны перед законом.

Платные медицинские услуги наряду с бесплатной медицинской помо­щью создают условия для выбора пациентом формы медицинского обслу­живания

Распределение доходов от платной деятельности может осуществ­ляться по схеме, предоставленной ниже (схема 6).

Экономически обоснованной может быть выдача премий только при ус­ловии экономии фонда оплаты труда и наличия дохода от платной деятель­ности. Формой такого дохода является фонд потребления, формируемый из прибыли, возникающей в виде разницы между выручкой и затратами.

Платная медицинская деятельность имеет перспективы развития, если она готова предложить новые медицинские услуги, новые технологии лече­ния, а также новую организацию и высокую оплату труда медицинских работников.

6. Бизнес-планирование в здравоохранении

В современных условиях в здравоохранении сформировано всё для предпринимательской деятельности. Это наличие различных организационно-правовых форм медицинских учреждений, много­образие источников финансирования, экономическая самостоя­тельность и свобода в управлении материальными, кадровыми и финансовыми ресурсами, многообразие форм оплаты и стимулов трудовой деятельности, возможности расширения спектра оказы­ваемых медицинских услуг. Вместе с тем ограниченность финансирования на бюджетно-страховой основе привела к повышению спроса ЛПУ на внешнее финансирование из дополнительных источников.

Цели предпринимательства в здравоохранении могут быть раз­ными: достижение финансового благополучия лечебного учрежде­ния, завоевание определенного статуса (например, открытие центра по пересадки почки), создание комфортабельной рабочей обста­новки (полная компьютеризация рабочих мест), техническое пере­вооружение ЛПУ, внедрение новых методик и технологий лечения, новых организационных форм работы поликлинической службы (организация практики семейного врача) и др. Да и просто выживание.

В результате все ЛПУ вне зависимости от организационно-правовой формы должны проводить активную и целенаправленную политику по завоеванию устойчивой позиции на рынке медицинских услуг, расширение кругв потребителей.

В итоге конечная цель деятельности ЛI]У любого типа выража­ется в достижении эффективности: социальной, медицинской и экономической. Приоритетной является социальная эффектив­ность, когда результат воплощается в создании человеколюбивой, нравственной атмосфере вокруг больного.

Для того, чтобы решить новую производственную или коммер­ческую задачу необходимо заранее спланировать свои действия. Любое мероприятие, требующее каких-либо изменений, должно начинаться с плана. Поэтому основным методом активной политики ЛПУ является бизнес-планирование. В условиях рынка планирование носит стратегический характер, представляет собой симбиоз программы и экономического обоснования к ней, и оформляется в виде бизнес-плана.

Бизнес-план - это документ, отражающий основные аспекты действующего или будущего предприятия, учреждения и по­зволяющий проанализировать перспективы и проблемы, с ко­торыми оно может столкнуться, а также наметить способы ре­шения этих проблем. В конечном счете, правильно составленный бизнес-план отвечает на вопрос, «стоит ли изыскивать и вклады­вать средства в намеченное дело и даст ли это эффект, принесет ли прибыль?».

Использование бизнес планирования обеспечивает эффектив­ность работы объектов здравоохранения. Специфика рыночной экономики требует от руководителя ЛПУ навыков предпринима­тельства. Задача руководителя - привлечь максимально широкий круг потребителей своих медицинских услуг. За потребителями стоят источники финансирования: бюджетные, страховые, средства населения и прочие. Для этого необходимо учесть все условия кон­куренции, изучить потребности в медицинской помощи и прибли­зить ее к населению, добиться качественной работы, оптимально использовать все ресурсы, сформировать атмосферу доверия к вра­чам, утвердить их статус, достичь доброжелательного отношения к учреждению со стороны инвесторов.

В итоге, хорошо составленный бизнес-план позволяет реально оценить шансы, вовремя изменить стратегию развития любого ме­дицинского учреждения: государственного, муниципального или частного.

Однако бизнес-планирование используется главным образом в ЛПУ, ставящих своей целью получение прибыли; что же касается государственных и муниципальных ЛПУ, то для них инструментом планирования служит ДЕЛОВОЙ ПЛАН, который принципиально отличается от бизнес-плана. С помощью его обеспечивается не прибыль, а сбалансированность клинической и экономической деятельности ЛПУ на фоне нестабильного финансового обеспечения. Но несмотря на принципиальные различия их общим элементом являются результаты маркетинга медицинских и сервисных услуг, оказываемых на условиях платности. При этом за пределами маркетинговых исследований остаются услуги по ОМС. Таким образом, большинство ЛПУ не занимаются «некоммерческим маркетингом» и тем самым сужают свои возможности по максимальному предоставлению населению медицинских услуг.

***

При составлении бизнес-плана следует соблюдать следующие основные требования:

1. Бизнес-план должен быть составлен предельно ясно и точно, поэтому требует тщательной проработки.

2. Бизнес-план должен давать конкретное представление о том, как будет работать ЛПУ, какие медицинские услуги оказывать, т. е. какое место оно займет на рынке медицинских услуг.

3. Бизнес-план должен содержать всё:

- характеристику ЛПУ, детально описывать схему его функ­ционирования;

- раскрыть принципы и методы руководства;

- содержать программу управления финансами;

- показать перспективы развития ЛПУ для инвесторов и кре­диторовПотенциальные инвесторы должны видеть новые, качественные идеи. При разработке бизнес-плана может оказаться, что при дан­ных условиях учреждение здравоохранения функционировать не сможет. Тогда необходимо искать внутренние резервы, пути ней­трализации внешних факторов, виды новых конкурентоспособных медицинских услуг, пути нейтрализации внешних неблагоприят­ных факторов.

В составлении бизнес-плана активно участвуют руководители всех служб и специалисты. Каждое подразделение должно иметь самостоятельный бизнес-план, на основе которого составляется бизнес-план социального и экономического развития медицинского учреждения в целом.

В процессе подготовки бизнес-плана проект подвергается де­тальному рассмотрению. Профессиональные консультанты, эконо­мисты, бухгалтера, юристы предоставляют список потенциальных инвесторов, анализируют различные типы финансирования, гото­вят финансовые планы, анализируют содержание бизнес-плана, делают вывод о его реальности.

Одним из правил написания является то, что после тщательных корректировок и анализа окончательная версия пишется одним че­ловеком - руководителем. Руководитель, в конечном итоге, решает дела с инвесторами и он должен дать полные ответы на все вопро­сы. Для начала необходимо собрать всю информацию. Сбор информации делается заранее - за несколько недель или месяцев. По­лезно просматривать все материалы, записывать все приходящие идеи.

При разработке проекта плана, все исследование делится на ра» I ные категории, составляющие одну финансовую версию. Бизнес j план документ перспективный, рекомендуется его составлять на ' 1 5 лет.

Если ЛПУ собирается существовать долго, выигрывать в конкурентной борьбе, то стратегическое планирование совершенно не 1 обходимо. Основные показатели для первого года следует отражать в помесячной разбивке, следующего года - в поквартальной и лишь с третьего года можно ограничиться годовыми показателями.

Теория бизнес-планирования основана, на том, что даже очень хороший план не является гарантией успеха. Его нужно обязательно организовать, реально наметитьсроки исполнении, назначить персонально ответственных лиц, установить методы контроля и стимулирования, предусмотреть возможные отклонения, пути пре­одоления.

Бизнес-план содержит ориентиры деятельности ЛПУ, дает воз­можность определить степень его устойчивости в условиях конку­ренции, служит важным инструментом получения средств от внешних инвесторов. Каждый план содержит определенную струк­туру.

Бизнес-планирование в отечественном здравоохранении явление новое. Поэтому необходимо знать и соблюдать некоторые общие правила его составления. Предлагаемая схема бизнес-плана являет­ся общей, в каждом конкретном случае она может уточняться. Примерная структура бизнес-плана учреждения здравоохранения включает в себя следующие разделы:

1) общий раздел или вводная часть - резюме (1-2 стр.):

2) история, прошлый опыт, анализ текущих дел (1 стр.);

3) продукция или услуги - описание медицинских услуг, кото­рые предполагается производить по мере реализации проекта (2 стр.);

4) производство медицинских услуг (2 стр.);

5) план маркетинга (3-4 стр.);

6) управление (2 стр.);

7) график действий (1 стр.);

8) финансовый план (2-3 стр. приложения);

9) приложения.

К бизнес-плану прилагаются в качестве дополнений, копии контрактов и лицензий, а также документы, из которых взяты исход­ныеданные для составления бизнес-плана, прейскуранты поставщиков и проч.

 

Контрольные вопросы:

1. Какие факторы, на Ваш взгляд, ограничивают предпринимательскую деятельность в здравоохранении?

2. Какие наиболее эффективные организационно-правовые формы пред­принимательства в здравоохранении Вы бы выбрали?

3. Назовите производственные, финансовые и социальные показатели, экономически обосновывающие будущую деятельность фирмы при ре­организации или создании нового медицинского предприятия.

4. В чем состоят общие черты и различия таких организационно-правовых форм, как ООО и АО; как кооператив и товарищество?

5. В чем состоят преимущества и недостатки индивидуального предприни­мательства в здравоохранении?

 

Тестовые задания - укажите один или несколько правильных ответов:

1. Являются ли доходом выручка от платной медицинской деятельности, при­быль, заработная плата медицинского работника?

1. да

2. нет

2. Какие из перечисленных особенностей лечебно-профилактического учреж­дения относятся к учреждению государственного и муниципального секто­ра здравоохранения?

1. некоммерческая организация

2. собственность - государственная и муниципальная

3. имеет право на предпринимательскую деятельность в виде платных меди­цинских услуг

3. Ценная бумага - это

1. документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обяза­тельных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении

2. документ, свидетельствующий о внесении денежной суммы

4. Какая организационно-правовая форма предпринимательства наиболее распространена на современном этапе реформы здравоохранения?

1. АО

2. ЛПУ, оказывающее в том числе и платные медицинские услуги

3. медицинский кооператив

4. частнопрактикующий врач



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: