Федеральные органы государственной власти и их функции в области охраны здоровья.




4. В организационную системуорганизации здравоохранения в РФ входят следующие структуры с соответствующими полномочиями (рис. 1)
К федеральным органам государственной власти в сфере охраны здоровья относятся:

1. Высшие органы законодательной и исполнительной власти:

Комитет по охране здоровья Госдумы, Администрация Президента, Помощник президента по социальным вопросам, Комитет по охране здоровья Совета Федерации, Правительство РФ.

1. Федеральный уровень: МЧС РФ, Минздрав РФ, Министерство труда и социального развития РФ, Роспотребнадзор РФ, ФФ соицального страхования, ФФ ОМС, ПФ РФ, Медико-санитарные службы МО,МВД,ФСК,МПС и других министерств и ведомств.

2. Общественные и иные объединения федерального уровня:

Ассоциация медицинских и фармацевтических работников, Общество прав потребителей; Профсоюзы работников социальной сферы, Российское общество Красного Креста.

Главой задачей их является координация и взаимодействие органов управления и ведомств по обеспечению охраны здоровья с исключением дублирования в принятии и исполнении решений.

К их полномочиям относятся:1) проведение единой государственной политики в сфере охраны здоровья;2) защита прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья;3) управление федеральной государственной собственностью, используемой в сфере охраны здоровья;4) организация системы санитарной охраны территории Российской Федерации;5) организация, обеспечение и осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора;6) реализация мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах;7) лицензирование отдельных видов деятельности в сфере охраны здоровья, за исключением тех видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации;8) организация и осуществление контрол я в сфере охраны здоровья9) ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере здравоохранения, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных;10) установление порядка осуществления медицинской деятельности на принципах государственно-частного партнерства в сфере охраны здоровья;11) организация оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи федеральными медицинскими организациями;12) организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при ЧС; 13) организация медико-биологического и медицинского обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации;14) организация и осуществление контроля за достоверностью первичных статистических данных, предоставляемых медицинскими организациями;15) мониторинг безопасности медицинских изделий;16) обеспечение разработки и реализации программ научных исследований в сфере охраны здоровья, их координация;17) международное сотрудничество Российской Федерации в сфере охраны здоровья, включая заключение международных договоров Российской Федерации. Федеральная система здравоохранения

Государственной системой здравоохранения федерального уровня управляет полномочный федеральный орган исполнительной власти - Минздрав РФ, в состав и в подчинение которого входят: РАМН, НИИ федерального уровня, Роспотребнадзор РФ и его НИИ.

К полномочиям Минздрава РФ относятся: 1) проведение единой государственной политики в сфере здравоохранения, разработка и реализация программ формирования здорового образа жизни и других программ в сфере охраны здоровья, реализация мер по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, оказанию медицинской помощи, санитарно- просвещению;2) установление требований к размещению медицинских организаций государственной системыздравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;3 ) координация деятельности в сфере охраны здоровья федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения;4) утверждение порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации;5) утверждение соответствующей номенклатуры в сфере охраны здоровья (медицинских организаций, коечного фонда по профилям медицинской помощи, медицинских услуг, должностей медицинских работников, специальностей специалистов, имеющих медицинское образование);6) утверждение типовых положени й об отдельных видах медицинских организаций, включенных в номенклатуру медицинских организаций;7) установление общих требований к структуре и штатному расписанию медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения;8) установление порядка организации и проведения медицинских экспертиз;9) утверждение порядка организации и проведения экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинских изделий; 10) утверждение правил и методик в области статистического учета и отчетности, стандартов информационного обмена в сфере охраны здоровья, применяемых медицинскими организациями и фармацевтическими организациями;11) утверждение порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья, унифицированных форм медицинской документации, в том числе в электронном виде;12) утверждение порядка аттестации специалистов, имеющих высшее и среднее медицинское и (или) фармацевтическое образование для присвоения им квалификационной категории;13) утверждение порядка организации направления граждан Российской Федерации на лечение за пределы территории Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;14) утверждение порядка проведения медицинских осмотров;15) утверждение перечня профессиональныхзаболеваний; 16) утверждение порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, медицинских изделий, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядка оформления этих бланков,их учета и хранения;17) ведет Федеральный регистр лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше,злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей;18) ведет единый реестр лицензий, в том числе лицензий, выданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации;19) осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений и о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий. 4.Региональная система здравоохранения Государственной системой здравоохранения регионального уровня управляют органы государственной власти субъектов РФ – правительства регионов и органы, уполномоченные субъектами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья - Министерства здравоохранения республик и Управления здравоохранением областей В их подчинении находятся областные ЛПУ, НИИ регионального уровня, специализированные диспансеры, учреждения судебно-медицинской экспертизы. Правительства регионов осуществляют следующие полномочия: 1 ) лицензирование следующих видов деятельности:а) медицинская деятельность медицинских организаций; б) фармацевтическая деятельность; в) деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ; 2) организация обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. Средства на их осуществление выделяются в виде субвенций из федерального бюджета ежегодно устанавливаемого Правительством Российской Федерации норматива финансовых затрат в месяц на одно лицо, включенное в федеральный регистр. 3) издает нормативные правовые акты по вопросам организации здравоохранения в регионе; 4) издает обязательные для исполнения Управлением здравоохранения региона методические указания и инструкции по вопросам здравоохранения; 5) устанавливает требования к содержанию и формам отчетности и к порядку представления отчетности; Губернатор: 1) осуществляет по согласованию с Минздравом РФ назначение на должность (освобождения от должности) руководителей и утверждает структуру Управлений здравоохранения региона;3) организует деятельность органов здравоохранения в регионе;4) обеспечивает своевременное представление в Минздрав РФ в установленной форме ежеквартального отчета о расходовании предоставленных субвенций, сведений о выданных лицензиях, о достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления, экземпляров издаваемых нормативных правовых актов; Полномочия Управлений здравоохранения регионов: 1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся:1) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья;2) разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения;3) разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;4) формирование структуры исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих полномочия в сфере охраны здоровья, и установлениепорядка их организации и деятельности;5) организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, скоро й, в том числе скорой специализированной, и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации;6) создание условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан;7) организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи при ЧС;8) организация осуществления мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни у граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации;10) организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующ их редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности;11) координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации;12) реализация мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах;13) информирование населени я субъекта об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий;14) установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями организации и обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами;15) обеспечение разработки и реализация региональных программ научных исследований в сфере охраны здоровья, их координация;16) отдельные полномочия органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации могут быть переданы ими для осуществления органамместного самоуправления В этом случае оказание медицинской помощигражданам осуществляется медицинскими организациями муниципальной системы здравоохранения. 5. Муниципальная система здравоохранения К органам местного самоуправления (городских округов и муниципальных районов) в сфере охраны здоровья относятся:Органы Управления здравоохранением и подчиняющиеся им: ЛПУ- аптечные учреждения – образовательные учреждения.Полномочия органов Управления здравоохранения муниципалитетов:1) создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта РФ;2) обеспечение организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи соответствующих полномочий 3) информирование населения муниципального образования, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории муниципального образования, осуществляемое на основе ежегодных статистических данных, а также информирование об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий; 4) участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения и пропаганде донорства крови 5) участие в реализации на территории муниципального образования мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, информирование населения о медико- санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах;6) реализация на территории муниципального образования мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни в соответствии с законом субъекта Российской Федерации;7) создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях

6. Три основных стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный

Для эффективного управления важны мотивация (заинтересованная деятельность и приверженностьперсонала), сочетание производственных, физиологических и психологических ориентиров. Среди качественных способов воздействия на коллектив в менеджменте важную роль играет стиль лидерства (совокупность методов управления и психология управления). Существует 6 основных стилей лидерства:

  • Авторитарный (диктаторский) стиль, когда лидер руководствуется принципом "делай так, как я сказал", держит сотрудников под контролем и в качестве движущейся силы используется поощрение, наказание, инициативу.
  • Демократический стиль, когда лидер придерживается принципа "один человек - один голос". Такой лидер побуждает сотрудников активно участвовать в принятии решений, каждого лично контролируется и побуждает к активным действиям.

· Либеральный ( попустительский) стиль – когда руководитель не интересуется работой коллектива, пускает все на самотек.

Кроме этих основных, выделяют и ряд других стилей управления.

· Лидер - организатор - это строгий, но справедливый руководитель. Дает подчиненным ясные указания, воздействует убеждением, сообщает каждому свою оценку его качеств и достижений.

  • Личностный стиль, когда руководитель следует девизу "прежде всего люди, а дело - потом". Доверяет людям, ценит добрые отношения в коллективе. В качестве стимула обеспечивает сотрудникам дополнительные льготы, чувство комфортности, безопасности, спокойствия.
  • Наставнический стиль, когда лидер руководствуется принципом "ты можешь это сделать". Лидер такого типа помогает членам "команды" и поощряет их работать лучше, давая им возможность личного развития.

Контрольные вопросы:

  1. Понятие менеджмента
  2. Цели менеджмента в здравоохранении.

3. Технология проведения менеджментаю

4. Функция планирования и ее виды.

5. Функция организации на примере ЛПУ.

6. Функция мотивации и ее составляющие.

7. Функция контроля и его виды.

8. Федеральные органы государственной власти и их функции в области охраны здоровья.

9. Региональные органы государственной власти и их функции в области охраны здоровья.

10. Муниципальные органы и их функции в области охраны здоровья.

11. Авторитарный стиль руководства, его плюсы и минусы.

12. Демоекратический стиль руководства, его плюсы и минусы.

13. Либеральный стиль руководства, его плюсы и минусы.

 

       
   
 
 

    Орган управления здравоохранением субъекта РФ     Территориальный фонд ОМС
  -  

Орган исполнительной власти субъекта РФ  
 
 
 

 


Орган управления муниципальной сис­темой здравоохранения
 
Страховые медицинские организации

Муниципальный орган исполнительной власти
 

       
 
 
   


  Рис.1. Рыночная модель управления системой здравоохранения РФ  
Медицинские учреждения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: