Слово «брак» древнерусского происхождения. «Брачити» означает «вступать в брак». Юридический смысл термина «брак» имеет другое значение. По семейному праву брак —nbsp;это добровольный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи.
Брак должен быть основан на взаимных чувствах, уважении и дружбе супругов. В реальной жизни, это хорошо известно, в брак вступают и по экономическим (так называемые браки по расчёту), и по другим соображениям. Учёные считают самыми прочными браки, созданные любящими друг друга людьми.
Однако даже самой сильной привязанности недостаточно, чтобы брак был зарегистрирован. Закон требует соблюдения обязательных условий и порядка заключения брака.
Первое. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины вступить в брак. В отличие от дореволюционной России, где обязательным было благословение родителей, сегодня согласия третьих лиц не требуется. Однако практика показывает, что счастливы, как правило, те браки, на которые дали сердечное согласие близкие.
Второе. Закон требует, чтобы желающие заключить брак достигли брачного возраста. В России и для мужчин, и для женщин он составляет 18 лет. Это возраст совершеннолетия. В других странах брачный возраст может быть иным. Например, в Англии —nbsp;для женщин и мужчин —nbsp;16 лет, во Франции —nbsp;15 лет для женщин и 18 лет для мужчин. Согласно Семейному кодексу РФ, при наличии уважительных причин по решению местных органов власти брачный возраст может быть снижен не более чем на два года (до 16 лет).
Третье. Брак не может быть заключён, если хотя бы одна из сторон уже состоит в другом браке. В нашей стране существует принцип моногамии.
Четвёртое. Не допускается заключение брака между близкими родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, а также между полнородными (общие отец или мать) братьями и сёстрами.
Пятое. Не могут вступать в брак лица, признанные судом недееспособными. Порядок регистрации брака включает личную подачу заявления будущими супругами в районный (городской) ЗАГС по месту жительства одного из них. ЗАГС определяет день регистрации брака не раньше чем через месяц после подачи заявления. Этот срок может быть сокращён по уважительным причинам или увеличен, но не более чем до трёх месяцев.
Государственная регистрация происходит в торжественной обстановке. Присутствие жениха и невесты при регистрации обязательно. Под записью регистрации брака в книге актов гражданского состояния молодожёны ставят свои подписи, а затем эта подпись скрепляется подписью должностного лица ЗАГСа. Супругам выдаётся свидетельство о браке.
(А.Ф. Никитин)
Пояснение.
Должны быть указаны следующие элементы:
1) позиция автора «Учёные считают самыми прочными браки, созданные любящими друг друга людьми»
2) Причины создания семьи:
- желание поддерживать друг друга, заботиться друг о друге:
- взаимное уважение:
- продолжение рода:
- экономический расчёт:
- политические цели (династические браки);
- получение каких-либо юридических прав (фиктивные браки, например, для получения регистрации по месту жительства и др.).
3) Пример: политические цели (династические браки — это браки между представителями правящих династий разных государств. Ярослав Мудрый при помощи династических браков стремился укрепить положение на Руси. Сам он был женат на дочери шведского короля, свою сестру отдал в жёны польскому королю Казимиру. Своих дочерей выдал замуж: Анну — за французского короля Генриха I, Елизавету — за норвежского принца Гарольда Грозного, третья стала королевой Венгрии. При дворе Ярослава жили сыновья английского короля).
Могут быть приведены другие примеры.
35. Предположите, что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не даёт нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы». Объяснения представьте в трёх примерах.
Человеческие качества
«Триумфальное развитие западной цивилизации неуклонно приближается к критическому рубежу. Уже занесены в золотую книгу наиболее значительные успехи её предшествующего развития. И пожалуй, самым важным из них, определившим все остальные достижения цивилизации, явилось то, что она дала мощный импульс к развёртыванию промышленной, научной и технической революций. <...> Время от времени на пути этой бешеной гонки вырастали трудности и преграды. Но они либо с поразительной лёгкостью преодолевались, либо оказывались стимулами для новых мощных скачков вперёд, побуждали к развитию более совершенных движущих сил, новых средств роста. У современной цивилизации нашлись возможности для решения многих, казалось бы, неразрешимых социально-политических проблем. Набирая всё новые и новые силы, цивилизация неуклонно распространяется по планете, используя для этого все возможные пути и средства — миграцию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное развитие, финансовый контроль и культурное влияние.
Мало-помалу все страны и народы стали жить по её законам или создавали их по установленному ею образцу. Её нравы стали предметом поклонения и образцом для подражания; и, даже если их отвергают, всё равно именно от них отталкиваются в поисках иных решений и альтернатив.
Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться хотя бы по причинам психологического и социального характера. <...> А Земля, как бы ни была она щедра, всё же не в состоянии разместить непрерывно растущее население и удовлетворять всё новые и новые его потребности, желания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол — между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но даже и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приобщиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках всё той же господствующей цивилизации.
Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это испытание, особенно сейчас, когда её собственный организм раздирают многочисленные недуги. НТР становится всё строптивее, и усмирять её всё труднее и труднее.
Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не даёт нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора, наконец, понять, что только от нас зависит теперь <...> судьба не отдельных стран и регионов, а всего человечества в целом. Именно наш выбор предопределит, по какому пути пойдет дальнейшее развитие человечества, сможет ли оно избежать самоуничтожения и создать условия для удовлетворения своих потребностей и желаний».
(А. Печчеи)
Пояснение.
Могут быть приведены следующие примеры:
1) благодаря НТР, человек в состоянии создавать сверхмощные средства, имеющие не только созидательную, но и разрушительную силу:
2) научные открытия позволяют человеку осуществлять масштабные преобразования действительности:
3) благодаря научным достижениям, расширились возможности удовлетворения потребностей людей:
4) удовлетворив насущные проблемы, люди продолжают увеличивать свои запросы, не всегда разумные, оправданные:
5) бесконтрольное удовлетворение потребностей может причинять ущерб окружающей среде и самому человеку. Могут быть приведены другие уместные примеры.
36. В чём, по мнению автора, проявляется объединяющая функция религии? Опираясь на обществоведческие знания, приведите два примера выполнения религией данной функции.
Религия — то, что делает человеческую жизнь осмысленной. Это происходит благодаря тому, что религия даёт картину мира, в которой несправедливость, страдание, смерть, всё то, что сокрушает надежды, всё это оказывается обладающим значением и смыслом. Если страдания и смерть имеют значение, если человек знает, в чём оно, то у него появляется сила жить, преодолевая страдания. Сильным делает человека знание того, зачем он живёт. Религия ориентирована на то, чтобы показать, что значат те или иные события человеческой жизни.
Религия помогает понять людям, кто они есть, показывая значение той группы, к которой они принадлежат, среди других людей, населяющих наш мир. Можно сравнить религию в этом её качестве с тем, как действует клей: она помогает людям осознать себя как общность, скреплённую едиными ценностями и общими целями.
Делая священными нормы и ценности общества, религия способствует также его стабильности. Религия выполняет эту функцию, устанавливая нормы, которые полезны для данной социальной структуры и создают предпосылки для того, чтобы человек выполнял моральные обязательства. Поскольку всё же эти запреты нарушаются людьми, большинство религий располагают способами восстановления и поддержания стремления к соблюдению обязательство — очистительные и искупительные обряды, которые могут разряжать, снимать чувство вины или усиливать его.
(По В.И. Гарадже)
Пояснение.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1. Ответ на вопрос:
помогает людям осознать себя как общность, скреплённую едиными ценностями и общими целями.
2. Примеры иллюстрирующие выполнение религией объединяющей функции:
а. Празднование традиционных религиозных праздников (Пасха, Ураза-Байрам и другие).
б. Отправление религиозных обрядов (религиозное освящение свадебной церемонии, крещение, бармицва и другие).
Могут быть приведены другие примеры
37. В каких формах, по мнению автора, может проявляться проблема централизации, децентрализации? Назовите три таких формы, проиллюстрируйте каждую из них примером.
Проблема централизации и децентрализации государственного управления и законодательной власти в разных государствах и обществах проявляется по-разному, в зависимости от обстоятельств, потребностей народа и государства. Смотря по обстоятельствам, эта проблема предстаёт в некоторых государствах как федерализация, в других — как автономизация, в третьих — как простая местная децентрализация и целесообразное разделение компетенций между центральными и местными исполнительными и законодательными органами. Кое-где к децентрализации вынуждает вопрос разнородного состава населения, в других случаях — чересчур большая территория, в третьих — культурная или экономическая зрелость или незрелость тех или иных областей. На европейском континенте очень частым доводом в пользу децентрализации являются исторические традиции и пережитки прошлого в государственном управлении, обусловленные тем, как государства образовались или расширялись за счёт разных провинций и новых территорий.
Демократия в своей теории и политической практике исходит не из коллективистского сознания, а из сознания индивидуальности отдельной личности, и рассматривает человеческое существо как первичное и основное, а государство, складывающееся из отдельных людей, — как вторичное. Жёсткая централизация — это первое и основное условие каждой диктатуры; демократия же, напротив, свою наибольшую силу черпает из свободного убеждения граждан в их принадлежности к государственному и народному целому.
Однако ни одно государство, в том числе и демократическое, не приступит к осуществлению широкой децентрализации, если оно находится под угрозой сепаратистских движений и устремлений. Если оно находится под угрозой потери части своей территории в результате добровольной децентрализации в пользу сепаратистов, то никто на свете его к добровольной децентрализации не принудит. Если децентрализаторские движения возникают лишь из-за соперничества и личных амбиций, из стремления к власти или установлению партийного правления, то тем самым совершается великий грех и преступление против собственного государства и народа.
(По Э. Бенешу)
Пояснение.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) федерализация (примеры федеративного государства Российская Федерация, Федеративная Республика Германия)
2) автономизация (политическая или культурная автономия в составе унитарного государства)
3) простая местная децентрализация и целесообразное разделение компетенций между центральными и местными органами (передача вопросов социальной политики в ведение местных органов власти)
38. Кого автор текста называет действительными покупателями? Используя текст и обществоведческие знания, приведите два примера, иллюстрирующие поведение на рынке действительного покупателя.
Если цена какого-либо товара соответствует издержкам затраченным при добыче, обработке и доставке его на рынок, то товар этот продаётся по его естественной цене. Фактическая цена, за которую обычно продаётся товар, называется его рыночной ценой. Она может или превышать его естественную цену, или быть ниже её, или же в точности совпадать с нею.
Издержки производства товара не включают в себя прибыль лица, продающего его. Всё же, если оно продаёт товар по цене, не дающей ему прибыли, оно теряет от такой торговой сделки; затратив свой капитал каким-либо иным образом, оно могло бы получить прибыль. Эта прибыль, кроме того, составляет его доход, фонд, из которого он черпает средства для своего существования.
Рыночная цена каждого отдельного товара определяется отношением между количеством, фактически доставленным на рынок, и спросом на него со стороны тех, кто готов уплатить его естественную цену. Эти лица могут быть названы действительными покупателями, а их спрос — кдействительным спросом, так как этот спрос достаточен для того, чтобы вызвать доставку товара на рынок.
Если количество товара, доставленного на рынок, не покрывает действительного спроса, то лица, соглашающиеся заплатить полную стоимость, чтобы товар был доставлен на рынок, не могут получить то количество товара, которое им нужно. Не желая совсем остаться без него, некоторые из них предпочитают в таком случае заплатить за него больше.
Рыночная цена более или менее повысится в сравнении с естественной ценою в зависимости от недостатка предложения товара, богатства и расточительности покупателей. Если количество товара, доставленного на рынок, превышает действительный спрос, то он не может быть полностью продан. Рыночная цена падает сравнительно с уровнем естественной цены в зависимости от того, насколько избыток предложения товара обостряет конкуренцию между продавцами, или в зависимости от того, насколько им необходимо немедленно сбыть с рук этот товар.
(По А. Смиту)
Пояснение.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1. Ответ на вопрос:
лиц, готовых уплатить за товар его естественную цену.
2. Примеры, иллюстрирующие поведение действительных покупателей:
а. поклонники певицы готовы уплатить за билет на её концерт цену, в которую входят издержки на её гонорар, аренду зала, обеспечение безопасности:
б. человек, желающий произвести ремонт в квартире, готов оплатить стоимость строительных материалов, труд рабочих.)
Могут быть приведены другие примеры.
39. С опорой на текст и обществоведческие знания предположите, почему средства массовой информации активно обсуждают проблему разрыва между поколениями. Приведите три объяснения.
По мере превращения населения европейских стран из преимущественно сельского в городское изменялась и роль детей в обществе. Дети уже не выполняли в семье значимой экономической функции, потому что рабочее место сделалось отделённым от дома. С течением лет обязательное посещение школы, законы о детском труде и специальные юридические уложения, касавшиеся подростков, привели к тому, что понятие подростковый возраст укоренилось и стало реальной социальной категорией.
В подростковый период у индивидов происходят изменения в росте и развитии, которые можно считать поистине революционными. После многих лет пребывания в положении младших и зависимых от взрослых они неожиданно сравниваются с ними по физическому сложению, росту и силе. Но основное содержание подросткового периода состоит в формировании достаточно устойчивой личности. В повседневной жизни люди вступают во взаимодействие друг с другом обычно на основании собственных представлений о других людях и самих себе. Поэтому для подростков поиск собственной личности приобретает особую остроту.
В этот период перехода от детства к взрослости юным людям свойственно путать свои социальные роли, их представления о самих себе ещё недостаточно чётки. Несформировавшаяся личность влечёт подростков к поиску более надёжной опоры, вследствие чего они так подвержены влияниям извне и легко вступают во всяческие группировки, с головой бросаются в любовные приключения или общественные движения.
Хотя средства массовой информации активно обсуждают противоречия между подростками и их родителями, проблема разрыва между поколениями представляется упрощённо. Исследования показывают, что и семья, и сверстники имеют одинаково важное воздействие на жизнь большинства подростков. Группа сверстников оказывает большее влияние в вопросах формирования музыкальных вкусов и личных пристрастий подростка. Члены семьи оказывают на подростка большее влияние, когда речь заходит о выборе профессии, жизненных целях и основных ценностях. Во многих случаях значительная часть молодых людей не видит причин проводить резкую границу между системой ценностей своих родителей и своих друзей-сверстников. Частично это может быть объяснено тем, что подростки интуитивно выбирают себе друзей, разделяющих взгляды, согласующиеся с взглядами членов их семей.
(Волков Ю.ГДобренькое В.И. и др.)
Пояснение.
В правильном ответе должны быть приведены объяснения, например:
1) значимость для общества проблемы формирования личности подростков
2) общество волнует проблема негативного влияния извне на подростков
3) в современном обществе приобрели особую остроту различные системы ценностей подростов и взрослых
Могут быть приведены иные объяснения.
40. Автор пишет, что человек противостоит остальной природе не как житель иного, высшего мира, а как существо, в котором осуществляется план самой природы. Какая глобальная проблема порождается деятельностью человека, в основе которой лежит убеждение, что люди могут распоряжаться природой как существа иного, высшего мира? Приведите любые два примера решения современным обществом этой проблемы и объясните, как каждый из приведённых вами примеров иллюстрирует преодоление человечеством подобного подхода к природе.
Любая концепция человека исходит из наличия в нём природного и разумного. С этим связано различие дисциплин, изучающих человека. Разумная сторона исследуется философией и другими гуманитарными дисциплинами, а животная − биологией, медициной и другими науками.
Целостный образ человека складывается как сумма этих познаний. Но две стороны человеческой природы расцениваются далеко не как равные. Согласно философии, только разум является определяющим в человеке, ибо подчиняет страсти души и контролирует телесное поведение. Биология, наоборот, объявляет главной другую половину, считает человека высшим животным, разум которого генетически зависит от природы...
Однако и философия, и религия, и биология одинаково возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие. Таким образом, проблема состоит не в том, чтобы примирить эти подходы путём простого суммирования накопленных ими знаний, а в том, чтобы выйти на новое определение человека и вписать его в природу без того, чтобы переоценивать его своеобразие: человек противостоит остальной природе не как житель иного, высшего мира, а как существо, в котором осуществляется план самой природы.
(по Б.В. Маркову)
Пояснение.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1. Названа проблема: экологическая.
2. Приведены два примера с объяснениями, например:
− В современном мире активно действуют различные международные организации, целью которых является защита диких животных от истребления человеком. Деятельность таких организаций основывается на убеждении, что человек не имеет права истреблять другие живые существа ради собственного удовольствия и развлечения.
− Во многих странах законодательством предусмотрено установление очистных сооружений на промышленных предприятиях, что снижает загрязнение человеком окружающей среды. Данные законы основаны на представлениях, что деятельность человека не должна наносить ущерба окружающей среде, разрушать природу.
Элементы ответа могут быть приведены в иных близких по смыслу, формулировках.
41. Автор приводит пример компромиссного выбора, который делает правительство. Как называется смета доходов и расходов государства, которая даёт возможность правительству делать подобный выбор? Какую часть этой сметы, доходную или расходную, представляет данный пример? Приведите по одному собственному примеру доходной и расходной части сметы государства, указав, к какой части сметы относится ваш пример.
Большинство ситуаций таковы, что нужно выбрать лучшую альтернативу из возможных. Лучшую, естественно, для того, кто выбирает...
Если вам предстоит построить мост и есть несколько вариантов места для его строительства, то никак невозможно выбрать два варианта, ибо нужен только один мост.
По принципу «всё или ничего» может быть принято совсем немного решений... Бизнесмен может сочетать ограниченный бюджет на газетную рекламу с широко развёрнутой кампанией рекламы по почте, а правительство может отложить постройку некоторых школ с целью отремонтировать дороги с интенсивным движением. Каждое из этих решений представляет собой компромиссный выбор — частично отказаться от чего-либо, чтобы получить что-то другое в более полной мере.
Одними из наиболее ясных примеров проблемы выбора являются решения, принимаемые в связи с проблемами защиты окружающей среды. Например, больной астмой, инженеры, политики и экологи могут спорить о допустимых нормах загрязнения атмосферы, однако стоимость полного устранения атмосферного загрязнения очень высока. В результате принятые правительством допустимые нормы являются компромиссными с учётом противоположных интересов данных групп людей.
(Российская экономика. − М., 1997)
Пояснение.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1. Правильно названа смета доходов и расходов государства: государственный бюджет.
2. Правильно указана часть сметы: расходная.
3. Приведены примеры:
– доходная часть — поступления от налоговых сборов;
– расходная часть — социальные выплаты.
Могут быть приведены иные примеры.
42. Автор пишет об ошибочности подхода к восприятию человека как высшего существа, противостоящего всему остальному миру. Какая глобальная мировая проблема порождена таким подходом? Приведите два примера решения современным обществом этой проблемы, объясните, как каждый пример иллюстрирует преодоление человечеством подобного подхода к природе.
Любая концепция человека исходит из наличия в нём природного и разумного. С этим связано различие дисциплин, изучающих человека. Разумная сторона исследуется философией и другими гуманитарными дисциплинами, а животная — биологией, медициной и другими науками. Целостный образ человека складывается как сумма этих познаний. Но две стороны человеческой природы расцениваются далеко не как равные. Согласно философии разума, только он является определяющим в человеке, ибо подчиняет страсти души и контролирует телесное поведение. Биология, наоборот, объявляет главной другую половину, считает человека высшим животным, разум которого генетически или функционально зависит от природы...
Несмотря на кажущееся принципиальное различие, биология и философия пользуются при оценке человека одним и тем же масштабом, в качестве которого выступает разум. Если философия объявляет его высшим началом, а человека венцом творения, то биология не считает интеллект чем-то над природным и рассматривает человека в ряду живых организмов. Однако и философия, и религия, и биология одинаково возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие. Таким образом, проблема состоит не в том, чтобы примирить эти подходы путём простого суммирования накопленных ими знаний, а в том, чтобы выйти на новое определение человека и вписать его в природу без того, чтобы переоценивать его своеобразие: человек противостоит остальной природе не как житель иного, высшего мира, а как существо, в котором осуществляется план самой природы.
Марков Б. В. «Философская антропология». — СПб., 1997.
Пояснение.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1. Названа проблема: экологическая.
2. Приведены два примера с объяснениями, например:
− В современном мире активно действуют различные международные организации, целью которых является защита диких животных от истребления человеком.
− Во многих странах законодательством предусмотрено установление очистных сооружений на промышленных предприятиях, что снижает загрязнение человеком окружающей среды.
Элементы ответа могут быть приведены в иных формулировках.
43. В какой период развития общества преобладало отношение человека к природе, указанное во второй концепции?
К появлению какой проблемы привело подобное отношение? Какие ещё проблемы глобального характера существуют на современном этапе развития человеческого общества? Назовите две любые проблемы.
В восприятии отношений человеческого общества и природы существует несколько концепций.
...Сторонники первой концепции от идеализации природы переходят к утверждениям о невозможности познания всех многообразных и опосредованных связей природы. Преклоняясь перед «разумом» природы, её гармоничностью, эта стратегия... отрицает целесообразность всякой человеческой деятельности по использованию и преобразованию окружающей природной среды.
...Отправные начала следующего вида стратегии строятся на том, что в природе есть свои недочёты, вакуумы и задача человека состоит в их исправлении и заполнении пустот. Данная концепция прямо противоположна предыдущей. Это — стратегия безоглядного хозяйствования в мастерской природы, стратегия ломки её законов и принудительного подчинения их воле людей.
...Сторонники последней стратегии основное внимание обращают на способность природы к саморегуляции, к поглощению и переработке вредных веществ, вносимых туда человеком. Это одна сторона вопроса. Вторая сторона этой концепции состоит в том, что сам человек исторически способен адаптироваться к окружающей его среде и постепенно приспособить свой организм к тем компонентам, которые искусственно существуют уже не в природной, а созданной им окружающей среде.
по В. В. Петрову
Пояснение.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1. Назван этап: индустриальный.
2. Названа проблема: экологическая.
3. Приведены другие глобальные проблемы:
− проблема «Север–Юг»;
− угроза мирового терроризма.
Могут быть названы другие глобальные проблемы.
44. Какие экономические функции выполняет государство в смешанной экономике, по мнению автора? Используя текст и обществоведческие знания, укажите четыре экономических функции государства.
Совокупность всех факторов, влияющих на развитие общества, приводит к тому, что исторически складываются различные экономические системы: традиционная с элементами натурального хозяйства, командно-административная система с жёстким централизованным планированием и управлением, рыночная экономика и смешанная экономика. Различие между ними лежит в методах принятия решений по основным экономическим проблемам.
В современных условиях наиболее распространённой экономической системой следует, очевидно, признать смешанную экономику. Для неё характерны: развитый рынок, экономическая свобода, а потому разнообразная предпринимательская деятельность широких слоёв трудоспособного населения и активная регулирующая роль государства с широким спектром экономических функций. Это позволяет реализовать возможности рыночной экономики для повышения эффективности производства, а через государственное регулирование ориентировать страну на рациональное и более полное использование ограниченных ресурсов, применение безопасных технологий и сохранение окружающей среды.
Достаточно длительный период функционирования разных моделей смешанной экономики показывает, что регулируемое государством рыночное хозяйство свободно обеспечивать экономическое и научно-техническое развитие страны и предоставлять достаточно высокие социальные гарантии её гражданам. Но и оно не застраховано от экономических спадов и кризисов,
а потому современная государственная политика не ограничивается поддержкой наименее обеспеченных слоёв населения, а чётко нацелена на экономический рост и ориентирует активную часть населения на высокопродуктивную работу, на мобильность и умение быстро приспосабливаться к меняющимся условиям.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) две функции государства, названные в тексте:
− ориентация страны на рациональное и более полное использование ограниченных ресурсов;
− применение безопасных технологий и сохранение окружающей среды;
2) дополнительно:
− производство общественных благ;
− обеспечение занятости;
− регулирование денежного обращения.
Могут быть приведены другие примеры.
45. Какие три вида социальных норм, по мнению авторов, поддерживали общественный порядок в первобытном обществе? Приведите два примера таких норм.
В первобытном обществе общественный порядок поддерживался всеми членами общества на основе жёстких запретов, традиций и обычаев. Социальные нормы были встроены в социальный порядок жизни. Посредством этих норм (образцов) закреплялся и воспроизводился данный тип общественных связей, осуществлялась передача опыта первобытной социальности.
В зависимости от дифференциации общественной жизни, с переходом в архаическом обществе к различным формам обмена деятельностью возникает проблема осмысления и обоснования (оправдания) социальных норм. Усложняется само понятие социальной нормы, поскольку нужно сопоставить различные образцы, правила и предписания, выработать
определённые стандарты и стереотипы. В отличие от образца, регулирующего весь процесс взаимодействия, норма представляет собой принцип, допускающий вариативность поведения. Тем самым осуществляется взаимная оценка различных социальных норм. Этот оценочный момент становится важным мотивом выполнения или невыполнения социальной нормы.
Социальные нормы являются способом добровольного и осознанного взаимодействия, сотрудничества людей. На их основе возможно прогнозирование поведения взаимодействующих сторон, что делает более устойчивыми общественные связи, повышает меру стабильности общества, соотносит интересы индивидов и общества в целом.
В развитых обществах социальные нормы становятся мерой и инструментом измерения человека и человеческой деятельности.
С ориентацией на социальные нормы человек воспитывает в себе определённые личностные качества. Через усвоение социальных норм происходит социализация индивидов, однако самореализация не сводится к усвоению социальных норм.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на вопрос:
− жёсткие запреты;
− традиции;
− обычаи;
2) два примера:
− нормы-запреты (например: у древних греков во время войны запрещалось употреблять в пищу рыбу, даже в мирное время её дозволялось есть только в крайних случаях);
− обычаи (например: уважение старших).
Могут быть приведены другие примеры.
46. Какие формы отдыха и развлечений автор рекомендует молодым? Приведите два примера таких форм; в каждом случае покажите, какие качества развивает данная форма.
Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.
Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.
Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.
И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?
Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любит<