III. Введение понятия «сентиментализм»




Урок 14. «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме

Цель урока: изучить повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»; разобрать понятие о сентиментализме.

Словарная работа: сентиментализм, сентиментальный, чувственный, эмоциональный.

 

Рекомендации для учителя

Уроки, посвященные Н. М. Карамзину, идут в программе после целой серии уроков, объединенных темой «Русский и западноевропейский классицизм». Для того чтобы разрушить стереотип «литературное направление — творчество писателя», попробуем ввести понятие сентиментализм и познакомить с творчеством Карамзина по-другому.

 

Ход урока

I. Беседа по содержанию повести, прочитанной дома

Часть вопросов вынести на предварительную проработку.

— Каков жанр произведения?

— От какого лица идет повествование?

— Как еще добивается автор эффекта достоверности рассказываемого?

— Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему смогли научить ее отец с матерью?

— Какими эпитетами наделяет Карамзин свою героиню?

— Что читатель узнает об Эрасте до встречи с Лизой?

— Как понимать слова героя: «Натура призывает меня в свои объятья …»

— Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?

— Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить «светских забав» Эраста?

— Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?

— В каких словах автора звучит оценка поступку героя? Осуждает ли он Эраста?

— Как, по вашему мнению, относится автор к самоубийству героини?

— Как понимать финальную фразу повести?

— Какова, на ваш взгляд, главная мысль этого произведения и какими словами из текста ее можно выразить?

— Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж? Покажите на примерах.

— Каков спектр эмоций и настроений, пропитывающих текст, и посредством чего, кроме пейзажа, они выражены автором?

 

II. Формулируем итоговый вопрос

— Насколько прочитанное нами произведение отличается от тех, которые обсуждались на предыдущих уроках? В чем увидели эту разницу современники Карамзина?

Можно дать задание творчески-исследовательского характера:

— Что пришлось бы изменить в повести Карамзина, если бы вам было дано задание отредактировать ее с точки зрения эстетики классицизма?

Если предшествующий материал усвоен, учащиеся без труда найдут отличия.

 

Произведения классицизма Повесть Карамзина
Культ разума, долга Культ чувства
Сфера интереса: общественная жизнь человека Частная жизнь, эмоциональная сфера
Литературные нормы и правила Нарушение литературных границ и правил в изображении героя, речи персонажей. Роль пейзажа! Элементы психологизма

 

III. Введение понятия «сентиментализм»

На примере повести Карамзина мы можем говорить о новом для уча щихся литературном направлении.

 

Сентиментализм в России [1]

Само название «сентиментализм» (от англ. sentimental — чувствительный, фр. sentiment — чувство) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. В этом отношении чувство (sentiment) сентименталисты сознательно противопоставляли разуму (ratio) классицистов.

Основная идея — мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы. «Резко противопоставляется деревня (средоточие естественной жизни, нравственной чистоты) городу (символу зла, неестественной жизни, суеты). Появляются новые герои — «поселяне» и «поселянки» (пастухи и пастушки). Особое внимание уделяется пейзажу. Пейзаж идиллический, сентиментальный: речка, журчащие ручейки, лужок — созвучен личному переживанию.

Автор сочувствует героям, его задача — заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления у читателя.

Представители сентиментализма:

Англия: Лоренс Стерн — автор «Сентиментального путешествия» и романа «Тристрам Шенди», Ричардсон — автор «Клариссы Гарлоу», одного из любимых Татьяной Лариной романа.

Франция: крупнейший писатель-сентименталист Жан-Жак Руссо — автор романа в письмах «Юлия, или Новая Элоиза».

Появился в России в 60-70 годах ХVII в. (М. Н. Муравьев, Н. М. Карамзин, В. В. Капнист, Н. А. Львов, молодой В. А. Жуковский).

Основная тематика — любовная.

Основные жанры: сентиментальная повесть, путешествие, в лирике — идиллия, или пастораль. Сентименталисты любили также эпистолярный жанр (жанр письма).

Идейная основа — протест против испорченности аристократического общества.

Основное свойство — стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях.

В основе эстетики — «подражание природе» (как и в классицизме); элегические и пасторальные настроения; идеализация патриархальною быта.

Черты:

— уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их оценке;

— подчеркнутая субъективность подхода к миру;

— культ чувства;

— культ природы;

— культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности;

— утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий.

Особенности русского сентиментализма.

— сильная дидактическая установка;

— выраженный просветительский характер;

— активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: