Особенность медицинских услуг обусловлена четырьмя характеристиками: неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества и несохраняемость – и эта особенность является одним из основных.
Экономические особенности медицинских услуг можно разделить на три взаимосвязанных группы: связанные с ценой, со спецификой проявления результата и с процессом оказания услуги.
Первая группа - особенности, связанные с количественной характеристикойстоимости услуги:
- услуга может представляться как в товарной форме, так и в нетоварной форме для
потребителя (государственные гарантии по оказанию бесплатной медицинской
помощи), то есть являться рыночной или нерыночной;
- стоимость услуги определяется в зависимости от источника ее финансирования (бюджет,
страховая кампания, частная клиника);
- определение величины стоимости может иметь несколько вариантов;
- стоимость услуги здравоохранения не есть некая постоянная, данная раз и навсегда
величина;
- несмотря на всю неопределенность и непредсказуемость лечебно-профилактического
процесса, возможно создание экономических нормативов по его оплате.
1. Услуга может предоставляться как в товарной (именно в этом случае она начинает обладать стоимостными параметрами), гак и в нетоварной форме. Товарно-денежные являются господствующими в отрасли сегодня, хотя еще отец медицины Гиппократ советовал врачу, чтобы тот «не слишком негуманно вел себя, по отношению к пациенту, чтобы обращал внимание не на обилие средств у больного и на их уме-ренность, а иногда лечил бы и даром, считая благодарную па-
мять выше минутной славы».
2. Исходя из уже приведенных положений, можно отметить,
что определение величины стоимости услуг здравоохранения может иметь несколько вариантов, при выборе которых врач неизбежно сталкивается с необходимостью решения комплексной клинико-экономической задачи.
3. Стоимость услуги здравоохранения не есть некая постоянная, данная раз и навсегда величина. Наоборот, она имеет тенденцию к изменению, причем чаще в сторону увеличения (особенно при длительном лечении).
4. Возможно, несмотря на всю неопределенность и непредсказуемость лечебно-профилактического процесса, создание экономических нормативов, включающих ряд взаимозависимых натуральных, стоимостных и относительных показателей и позволяющих, хотя бы ориентировочно, определить, во что обойдется предполагаемый процесс лечения или охраны здоровья.
Вторая группа - особенности, связанные со спецификой проявления самого результата
профессиональной деятельности медработников:
- результат воплощен в самом человеке (материальные составляющие услуги - как исключение (рентгенснимок, электрокардиограмма, рецепт);
- услуга всегда носит индивидуальный характер (на рынок выносится не услуга, а лишь
информация об услугах);
- результат всегда разнообразен по своему физическому объему;
- результат имеет сложную структуру и распадается на множество квазирезультатов;
- величина необходимых для достижения результата ресурсов заранее точно определена
быть не может;
- результат разнообразен по сроку проявления и необходимости повторного воздействия.
- результативность напрямую не связана с величиной затрат.
1. Результат профессиональной деятельности в здравоохранении, как правило, воплощен в самом человеке. Материальные услуги — скорее исключение для здравоохранения (например, это рентгеновские снимки, электрокардиограммы, рецепты, на которых зафиксировано клинико-диагностическое мышление врача и которые, будучи выписаны, начинают, подобно книгам, жизнь, независимую от воли и сознания автора, и т.д.). При этом стоит обратить внимание на то, что между материальными и чистыми услугами вовсе не лежит непреодолимая грань. Напротив, они во многих случаях взаимопроникают и дополняют друг друга, образуют переходные, пограничные, смешанные формы и модификации.
2. Услуга, как отраслевой результат здравоохранения, всегда носит индивидуальный характер. Хотя само оно имеет дело с миллионами людей, в здравоохранении нет не только массового, но и мелкосерийного производства. Нельзя также произвести (оказать) услуги здравоохранения заранее, так сказать, впрок, а затем дождаться возникновения спроса и реализации этого своеобразного товара.
Потребление значительного числа услуг здравоохранения во времени совпадает с их производством. Индивидуальность оказания услуг здравоохранения и творческий характер многих форм медицинской деятельности приводит к тому, что необходимый результат (эффект) зачастую может быть достигнут лишь действиями достаточно ограниченного круга специалистов или даже действиями одного человека.
3. Рассматриваемый нами результат, несмотря на всю свою индивидуальность, может быть разнообразным по своему физическому объему. В связи с этим в здравоохранении реально осуществление различных вариантов. Мы можем представить себе врача, который имеет дело только с одним пациентом, — личный врач какой-нибудь знаменитости. В этом случае результат его труда будет индивидуален в буквальном смысле. Впрочем, для поддержания собственной квалификации и этому врачу, очевидно, необходимо будет иметь более обширную практику.
Семейная медицинская сестра, исходя из многопланового характера своих функций, должна добиваться получения адекватных потребностям результатов уже в более широком физическом объеме, имея дело с рядом индивидуумов разного возрастов (как правило, начиная с детей школьных лет) и социального положения.
4. Результат в здравоохранении имеет сложную составную часть, состоящую из многих подрезультатов. При этом целесообразно остановиться на самом понятии здоровья как результата медицинской деятельности.
Укрепление здоровья населения является не только необходимым, но и, быть может, единственно возможным универсальным показателем получения определенного положительного результата труда работников здравоохранения в форме полезного эффекта.
Здоровье определяется рядом демографических и других факторов. Оно характеризуется несколькими основными группами показателей. К первой группе относятся такие демографические показатели, как численность населения, его состав, рождаемость, смертность, естественный прирост и др. Вторую группу составляют показатели заболеваемости населения. И в третью группу входят показатели физического развития отдельных групп жителей. Многие конкретные методы оценки результата врачебной деятельности и соответственно здоровья населения основаны на определении ряда показателей лечебно-профилактического характеру, которые непосредственно и более тесно связаны с трудом медицинских работников.
5. Результативност ь в здравоохранении напрямую не связана с величиной затрат.
6. Результат разнообразен по сроку проявления и необходимости повторного воздействия. Диапазон этого разнообразия может быть весьма значителен: от мгновенного достижения результата, как это бывает, например, при снятии болевых ощущений, и до долговременных, зачастую мучительных, повторяющихся с определенной периодичностью врачебных воздействий, которые только в своей совокупности могут привести к достижению поставленной цели.
7. Характер расчетов за достигнутый результат (оказанную услугу) также может быть различным. Это и прямая оплата, и оплата через бюджетные средства, и оплата из фондом формирующихся в страховых организациях.
Третья группа - особенности, связанные с процессом оказания (производством) услуг:
- зависимость от местных природно-климатических условий;
- наличие активной взаимосвязи врач - пациент;
- пациент сам обладает большей активностью - от пассивности до заинтересованности;
- возможность территориальных перемещений: услуги начаты в одном месте, а закончены в
другом;
- разнообразие длительности периода оказания идентичных услуг;
- высокая степень риска в получении гарантированного результата;
- наличие большого количества инвесторов;
- многообразие хозяйственных связей;
- в процессе оказания медицинских услуг используются многообразные методы воздействия.
1. Наличие большого количества инвесторов (пациент, сестра, предприятие, работодатель, общественные организации, включая страховые компании, государство и медицинские структуры), оплачивающих процесс оказания услуг. Только совместное использование различных инвестиционных ресурсов позволяет сделать процесс оказания услуг здравоохранения непрерывным, качественным и эффективным.
2. Многообразие хозяйственных связей, которые проявляются в ходе оказания медицинских услуг и без наличия которых не мыслится деятельность современного, подвергшегося значительной индустриализации здравоохранения.
3. Зависимость хода оказания услуги здравоохранения от климатических условий, которые могут препятствовать или, наоборот, быть благоприятными для осуществления лечения или профилактики различных заболеваний.
4. Наличие активной взаимосвязи по линии врач-пациент.
5. Возможность территориальных перемещений в процессе оказания.
6. Пациент же, как объект медицинского воздействия, и сам обладает наибольшей активностью, которая также может быть направлена как во вред ему, так и на благо. При этом в необходимых случаях сознательная активность пациента отключается (наркоз, гипноз).
7. В процессе оказания услуг здравоохранения существует возможность ограничения усилий достижением промежуточного результата с последующим возобновлением оказания услуги при соответствующем изменении условий осуществления этого процесса.
8. Услуги могут начаться в одном территориальном месте, а продолжены в другом.
9. Длительность процесса оказания услуги здравоохранения может быть разной. В целом же она охватывает всю жизнь, а в определенных случаях даже выходит за рамки пределов жизни конкретного человека.
10. В процессе оказания медицинских услуг используются многообразные методы воздействия на предмет труда: механические, физические, химические, биологические, социально-психологические.
Перечисленные особенности медицинских услуг определяют условия становления рыночных отношений в здравоохранении. При этом медицинская услуга может рассматриваться как объект рыночных отношений в случаях:
- приобретения услуг, не предусмотренных Программой государственных гарантий на получение бесплатной медицинской помощи в государственных (муниципальных) учреждениях;
- приобретения услуг пациентами, не имеющими права на их получение на бесплатной основе;
- приобретения услуг по повышенным стандартам качества их оказания;
- приобретения услуг в удобное для пациента время (вне очереди, в выходные дни и т.п.):
- приобретения услуг в негосударственных (немуниципальных) коммерческих и некоммерческих медицинских организациях.
Рассмотрев некоторые проблемы, связанные с общей характеристикой хозяйственной стороны деятельности в здравоохранении, перейдем к механизму формирования структуры и механизма действия рынка услуг здравоохранения, специфические особенности которого определяются своеобразием самого объекта данной группы рыночных отношений т. е. медицинской услуги.