Особенности рынка медицинских услуг




 

Особенность медицинских услуг обусловлена четырьмя характе­ристиками: неосязаемость, неотделимость от источника, не­постоянство качества и несохраняемость – и эта особенность является одним из основных.

Экономические особенности медицинских услуг можно разделить на три взаимосвязанных группы: связанные с ценой, со спецификой проявления результата и с процессом оказания услуги.

 

Первая группа - особенности, связанные с количественной характеристикойстоимости услуги:

- услуга может представляться как в товарной форме, так и в нетоварной форме для

потребителя (государственные гарантии по оказанию бесплатной медицинской

помощи), то есть являться рыночной или нерыночной;

- стоимость услуги определяется в зависимости от источника ее финансирования (бюджет,

страховая кампания, частная клиника);

- определение величины стоимости может иметь несколько вариантов;

- стоимость услуги здравоохранения не есть некая постоянная, данная раз и навсегда

величина;

- несмотря на всю неопределенность и непредсказуемость лечебно-профилактического

процесса, возможно создание экономических нормативов по его оплате.

1. Услуга может предоставляться как в товарной (именно в этом случае она начинает обладать стоимостными параметрами), гак и в нетоварной форме. Товарно-денежные являются господствующими в отрасли сегодня, хотя еще отец медицины Гиппократ советовал врачу, чтобы тот «не слишком негуманно вел себя, по отношению к пациенту, чтобы обращал внимание не на обилие средств у больного и на их уме-ренность, а иногда лечил бы и даром, считая благодарную па-
мять выше минутной славы».

2. Исходя из уже приведенных положений, можно отметить,
что определение величины стоимости услуг здравоохранения может иметь несколько вариантов, при выборе которых врач неизбежно сталкивается с необходимостью решения комплексной клинико-экономической задачи.

3. Стоимость услуги здравоохранения не есть некая постоянная, данная раз и навсегда величина. Наоборот, она имеет тенденцию к изменению, причем чаще в сторону увеличения (особенно при длительном лечении).

4. Возможно, несмотря на всю неопределенность и непредсказуемость лечебно-профилактического процесса, создание экономических нормативов, включающих ряд взаимозависимых натуральных, стоимостных и относительных показателей и позволяющих, хотя бы ориентировочно, определить, во что обойдется предполагаемый процесс лечения или охраны здоровья.

Вторая группа - особенности, связанные со спецификой проявления самого результата

профессиональной деятельности медработников:

- результат воплощен в самом человеке (материальные составляющие услуги - как исключение (рентгенснимок, электрокардиограмма, рецепт);

- услуга всегда носит индивидуальный характер (на рынок выносится не услуга, а лишь

информация об услугах);

- результат всегда разнообразен по своему физическому объему;

- результат имеет сложную структуру и распадается на множество квазирезультатов;

- величина необходимых для достижения результата ресурсов заранее точно определена

быть не может;

- результат разнообразен по сроку проявления и необходи­мости повторного воздействия.

- результативность напрямую не связа­на с величиной затрат.

1. Результат профессиональной деятельности в здраво­охранении, как правило, воплощен в самом человеке. Матери­альные услуги — скорее исключение для здравоохранения (на­пример, это рентгеновские снимки, электрокардиограммы, ре­цепты, на которых зафиксировано клинико-диагностическое мышление врача и которые, будучи выписаны, начинают, по­добно книгам, жизнь, независимую от воли и сознания автора, и т.д.). При этом стоит обратить внимание на то, что между мате­риальными и чистыми услугами вовсе не лежит непреодолимая грань. Напротив, они во многих случаях взаимопроникают и дополняют друг друга, образуют переходные, пограничные, смешанные формы и модификации.

2. Услуга, как отраслевой результат здравоохранения, всегда носит индивидуальный характер. Хотя само оно имеет дело с миллионами людей, в здравоохранении нет не только массового, но и мелкосерийного производства. Нельзя также произвести (оказать) услуги здравоохранения заранее, так сказать, впрок, а затем дождаться возникновения спроса и реализации этого своеобразного товара.

Потребление значительного числа услуг здравоохранения во времени совпадает с их производством. Индивидуальность ока­зания услуг здравоохранения и творческий характер многих форм медицинской деятельности приводит к тому, что необходи­мый результат (эффект) зачастую может быть достигнут лишь действиями достаточно ограниченного круга специалистов или даже действиями одного человека.

3. Рассматриваемый нами результат, несмотря на всю свою индивидуальность, может быть разнообразным по своему фи­зическому объему. В связи с этим в здравоохранении реально осуществление различных вариантов. Мы можем представить себе врача, который имеет дело только с одним пациентом, — личный врач какой-нибудь знаменитости. В этом случае резуль­тат его труда будет индивидуален в буквальном смысле. Впро­чем, для поддержания собственной квалификации и этому вра­чу, очевидно, необходимо будет иметь более обширную прак­тику.

Семейная медицинская сестра, исходя из многопланового характера своих функций, должна добиваться получения адекватных потребностям результатов уже в более широком физическом объеме, имея дело с рядом индивидуумов разного возрастов (как правило, начиная с детей школьных лет) и социального положения.

4. Результат в здравоохранении имеет сложную составную часть, состоящую из многих подрезультатов. При этом целесообразно остановиться на самом понятии здо­ровья как результата медицинской деятельности.

Укрепление здоровья населения является не только необхо­димым, но и, быть может, единственно возможным универ­сальным показателем получения определенного положительно­го результата труда работников здравоохранения в форме полезного эффекта.

Здоровье определяется рядом демографи­ческих и других факторов. Оно характеризуется несколькими основными группами показателей. К первой группе относятся такие демографические показатели, как численность населения, его состав, рождаемость, смертность, естественный прирост и др. Вторую группу составляют показатели заболеваемости на­селения. И в третью группу входят показатели физического раз­вития отдельных групп жителей. Многие конкретные методы оценки результата врачебной деятельности и соответственно здоровья населения основаны на определении ряда показателей лечебно-профилактического характеру, которые непосредствен­но и более тесно связаны с трудом медицинских работников.

5. Результативност ь в здравоохранении напрямую не связа­на с величиной затрат.

6. Результат разнообразен по сроку проявления и необходи­мости повторного воздействия. Диапазон этого разнообразия может быть весьма значителен: от мгновенного достижения ре­зультата, как это бывает, например, при снятии болевых ощу­щений, и до долговременных, зачастую мучительных, повторя­ющихся с определенной периодичностью врачебных воздей­ствий, которые только в своей совокупности могут привести к достижению поставленной цели.

7. Характер расчетов за достигнутый результат (оказанную услугу) также может быть различным. Это и прямая оплата, и оплата через бюджетные средства, и оплата из фондом формирующихся в страховых организациях.

Третья группа - особенности, связанные с процессом оказания (производством) услуг:

- зависимость от местных природно-климатических условий;

- наличие активной взаимосвязи врач - пациент;

- пациент сам обладает большей активностью - от пассивности до заинтересованности;

- возможность территориальных перемещений: услуги начаты в одном месте, а закончены в

другом;

- разнообразие длительности периода оказания идентичных услуг;

- высокая степень риска в получении гарантированного результата;

- наличие большого количества инвесторов;

- многообразие хозяйственных связей;

- в процессе оказания медицинских услуг используются многообразные методы воздействия.

1. Наличие большого количества инвесторов (пациент, сестра, предприятие, работодатель, общественные организации, включая страховые компании, государство и медицинские структуры), оплачивающих процесс оказания услуг. Только совместное использование различных инвестиционных ресурсов позволяет сделать процесс оказания услуг здравоохранения непрерывным, качественным и эффективным.
2. Многообразие хозяйственных связей, которые проявляются в ходе оказания медицинских услуг и без наличия которых не мыслится деятельность современного, подвергшегося значительной индустриализации здравоохранения.

3. Зависимость хода оказания услуги здравоохранения от климатических условий, которые могут препятствовать или, наоборот, быть благоприятными для осуществления лечения или профилактики различных заболеваний.

4. Наличие активной взаимосвязи по линии врач-пациент.

5. Возможность территориальных перемещений в процес­се оказания.

6. Пациент же, как объект медицинского воздействия, и сам обладает наибольшей активностью, которая также может быть направлена как во вред ему, так и на благо. При этом в необходимых случаях сознательная активность пациента отклю­чается (наркоз, гипноз).

7. В процессе оказания услуг здравоохранения существует возможность ограничения усилий достижением промежуточно­го результата с последующим возобновлением оказания услуги при соответствующем изменении условий осуществления этого процесса.

8. Услуги могут начаться в одном территориальном месте, а продолжены в другом.

9. Длительность процесса оказания услуги здравоохране­ния может быть разной. В целом же она охватывает всю жизнь, а в определенных случаях даже выходит за рамки пределов жиз­ни конкретного человека.

10. В процессе оказания медицинских услуг используются многообразные методы воздействия на предмет труда: механические, физические, химические, биологические, социально-психологи­ческие.

 

Перечисленные особенности медицинских услуг определяют условия становления рыночных отношений в здравоохранении. При этом медицинская услуга может рассматриваться как объект рыночных отношений в случаях:

- приобретения услуг, не предусмотренных Программой государственных гарантий на получение бесплатной медицинской помощи в государственных (муниципальных) учреждениях;

 

- приобретения услуг пациентами, не имеющими права на их получение на бесплатной основе;

- приобретения услуг по повышенным стандартам качества их оказания;

- приобретения услуг в удобное для пациента время (вне очереди, в выходные дни и т.п.):

- приобретения услуг в негосударственных (немуниципальных) коммерческих и некоммерческих медицинских организациях.

Рассмотрев некоторые проблемы, связанные с общей харак­теристикой хозяйственной стороны деятельности в здравоохра­нении, перейдем к механизму формирования структуры и механизма действия рынка услуг здравоохранения, специфические особенности ко­торого определяются своеобразием самого объекта данной груп­пы рыночных отношений т. е. медицинской услуги.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: