Структура греческого общества. Классическое рабство




 

Наиболее полное и всестороннее представление о структуре античного общества можно получить на примере Афин. Гражданский коллектив полиса, объединявшего всю Аттику, в 432 году до н. э. составлял 35–45 тысяч мужчин – полноправных граждан. Вместе с женщинами и детьми насчитывалось до 172 тысяч человек. Сохранялось введенное Солоном деление на четыре имущественных разряда, хотя теперь оно уже не имело большого значения для политической жизни.

К первым двум разрядам – пентакосиомедимнам и всадникам – относились в основном представители «старой» знати. Аристократов в Афинах было довольно много. По закону они не имели каких либо привилегий. Тем не менее, высокий статус и авторитет выходцев из знатных семей, хорошее образование, состояние, сохранившееся у многих из них от предшествующих эпох, позволяли аристократам играть видную роль в общественной жизни. Именно представители знати чаще всего избирались на высшие должности, возглавляли военные экспедиции.

Помимо аристократов, к первым двум разрядам относились также весьма зажиточные граждане незнатного происхождения, составившие свое состояние на торговле и ремесленном производстве - крупные торговцы, владельцы мастерских. Следует отметить, что понятие «богатство» в Афинах было весьма относительным. Даже самые крупные состояния были, по современным меркам, довольно скромными. Так, в V веке до н. э. богатейшим человеком в Афинах (а по некоторым сведениям – и во всей Греции) считался дипломат Каллий, заключивший мир с Персией. Он имел состояние в 200 талантов серебром.

Тем не менее, рядовой демос воспринимал богачей с долей подозрения. Считалось, что они самим своим существованием как бы нарушают принцип всеобщего равенства. Для восстановления «справедливости» власти налагали на состоятельных граждан литургии - общественные повинности. Одной из распространенных литургий была триерархия - афинянин должен был за свой счет оснастить и укомплектовать экипажем военный корабль. Гимнасиархия подразумевала организацию богатым горожанином спортивных состязаний и устройство гимнасиев – помещений для занятий спортом. Хорегия обязывала гражданина оплачивать набор и подготовку хора и актеров для праздничных представлений.

Таким образом, государство перекладывало значительную часть своих расходов на частных лиц. Это было необходимо, так как граждане не платили регулярных прямых налогов, Лишь в экстренных ситуациях взималась эйсфора – разовый чрезвычайный налог.

Литургии, заменяя собой налогообложение, позволяли гражданскому коллективу в известной степени сдерживать имущественное расслоение среди граждан. Надо сказать, что в V в. до н. э. сами богачи, заботясь как о благе полиса, так и о собственном престиже, отнюдь не пытались уклониться от литургий. Наоборот, они стремились перещеголять друг друга щедростью трат на благо общества. Это давало почет, обеспечивало рост политического влияния, что считалось более весомым, чем накопление материальных ценностей.

К третьему разряду, зевгитам, относились крестьяне средней зажиточности. Наиболее многочисленный, этот разряд вначале составлял главную социальную базу демократии. Но постепенно все большую роль начинают играть феты, представители четвертого разряда, объединявшего беднейших крестьян и ремесленников, поденщиков, а также лиц неопределенных занятий. В отношении этих людей государство проводило определенную социальную политику: охраняло их от окончательного разорения, старалось обеспечить земельным наделом, хотя бы за пределами Аттики, организовывало для них хорошо оплачиваемые общественные работы, чаще всего строительные. В интересах бедняков была введена плата за участие в работе общественных органов, а в IV веке до н. э. – даже за посещение народного собрания.

Помимо граждан, в Афинах жили метеки – лица, переселившиеся на постоянное жительство в Афины из других городов, а также их потомки. Их насчитывалось примерно 25–35 тысяч человек. Метеки не пользовались гражданскими правами, не могли владеть землей на правах частной собственности и участвовать в управлении государством. В отличие от граждан они платили налоги. Источником существования для метеков, как правило, было занятие ремеслом и торговлей.

Самую низшую ступень в социальной иерархии занимали рабы. По наиболее распространенным оценкам, в афинском полисе классической эпохи их насчитывалось примерно было 80–115 тысяч. Точную цифру вряд ли удастся установить, ибо в отличие от граждан и метеков рабы не учитывались ни в каких переписях.

В V веке до н. э. в развитых греческих полисах окончательно утвердилось т.н. «классическое рабство». Оно характеризовалось максимальным противопоставлением правовых статусов раба и свободного человека, отношением к рабу как к вещи.

Одним из важнейших факторов развития рабовладельческих отношений стали греко-персидские войны. Например, после разгрома персов при Эвримедонте было продано в рабство 20 тысяч пленных. В этот период именно иноплеменники составляли подавляющее большинство рабов. Кстати, это сыграло свою роль в складывании у греков представления о варварах как «рабах по природе».

Другим источником рабов был захват свободных людей пиратами. Пополнялся рабский контингент и за счет детей, рожденных рабынями. Причем такие рабы пользовались обычно большим доверием со стороны своих господ. Развитие рабства неизбежно вело к появлению рынков рабов. Крупнейшие из них существовали в Эфесе, а также на островах Хиос, Самос и Делос.

Труд рабов использовался в самых разных сферах производства. В ремесленных мастерских, строительных артелях рабы зачастую работали наравне со свободными людьми. Рабский труд преобладал там, где условия труда были особенно тяжелыми, например в рудниках. В сельском хозяйстве рабов использовали мало, но и там даже не очень богатому крестьянину в работе зачастую помогали один или два раба. В крупном поместье их могло трудиться до нескольких десятков во главе с управляющим, который тоже нередко был рабом.

В городских домах аристократов рабы выполняли обязанности домашних слуг, поваров, привратников и т. п. Существовали также государственные рабы, которые могли занимать низшие должности, считавшиеся унизительными для свободных граждан. Так, в Афинах отряд вооруженных луками рабов скифов исполнял обязанности полицейской стражи.

Однако не следует представлять, как это делалось ранее, греческое общество состоящим из горстки рабовладельцев и противостоящей им огромной массы беспощадно эксплуатируемых рабов. Во-первых, исключительно важную роль играла многочисленная группа мелких производителей собственников – людей свободных. А рабы ни в одном из греческих полисов никогда не составляли большинства населения.

Во вторых, древнегреческое рабство не основывалось на жесточайшей эксплуатации. Раб, бесспорно, воспринимался как вещь, но вещь дорогая и нужная в хозяйстве. Поэтому к нему, как и ко всякой вещи, старались относиться бережно. Условия существования рабов были довольно сносными и порой мало отличались от условий жизни бедных свободных крестьян. Это позволяло наиболее рационально использовать труд раба с оптимальной выгодой для владельца.

Государство иногда регулировало во взаимоотношения рабовладельцев и рабов. Так, в некоторых полисах, в том числе в Афинах, было запрещено беспричинно убивать или истязать рабов. В античной Греции практиковался и отпуск рабов на волю, хотя это и не было широко распространено. Если раб был связан с торговлей или ремеслом, он мог выкупиться на волю на свои сбережения. Рабы нередко получали свободу по завещанию после смерти хозяина. Существовал и такой способ отпуска раба на волю, как дарение или продажа божеству. При этом в специальном документе оговаривалось, что деньги от продажи целиком идут хозяину, а богу вверяется защита свободы раба. Вольноотпущенник пополнял ряды метеков и продолжал сохранять определенную зависимость от своего прежнего хозяина.

История Греции классической эпохи практически не знала крупных вооруженных восстаний рабов. Недовольство рабов своим статусом выплескивалось в основном в иные формы протеста. Самой распространенной из них было бегство. Были случаи, когда рабы убивали своих хозяев. За это преступление казнили на могиле убитого.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: