Предмет и задачи физиологии.




Введение

 

Для современного спорта характерны предельные требования к организму человека, выходящие за границы оптимального функционирования различных систем. Более того, в ряде случаев изменения, происходящие при спортивной деятельности для нетренированного человека являются несовместимыми с жизнью. Постоянно повышаются тренировочные и соревновательные нагрузки. В связи с этим спорт стал не средством досуга, как это было в начальный период его развития, а одним из видов профессиональной деятельности, причем предъявляющим к организму человека самые жесткие требования.

Эти процессы современного спорта требуют повышения качества тренировочной деятельности. От исследователей в области теории спорта требуется разработка новых подходов к повышению функциональных возможностей организма, обоснование методов восстановления и реабилитации спортсменов. Для успешной деятельности в этом направлении необходимы детальные представления о принципах и закономерностях работы организма как в покое, так и под воздействием тренировочных и соревновательных на грузок. Эти задачи не могут быть решены без деятельного участия специалистов - физиологов, чьей основной задачей является изучение работы организма на всех его уровнях – от отдельных клеток до целостного, организменного.

Нельзя не сказать и о том, что специалисты, обеспечивающие разработку новых методик и технологий тренировочного процесса должны быть осведомлены с новейшими достижениями в физиологии и учитывать их в своей повседневной деятельности.

Эти соображения явились основой при подготовке настоящего пособия. Оно в первую очередь предназначено для аспирантов специальности 03.03.01 - физиология. Но для подготовки к профессиональной деятельности как в области теоретических исследований, так и в практике спорта, это пособие будет полезно для аспирантов 13.00.04 – «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры». В связи с теми задачами, которые поставили перед собой авторы, в каждом разделе можно выделить одну часть с устоявшимися, общепринятыми сведениями, а другую – с данными исследований последних лет, с дискуссионными материалами. Это поможет читателям составить целостное представление о физиологии, о ее современном состоянии. Кроме этого, более детально изложены вопросы, на которые в ВУЗовском курсе физиологии по ряду причин обращено меньшее внимания, но которые, на наш, взгляд важны для формирования исследователя, работающего в области спортивной деятельности.


Предмет и задачи физиологии.

 

ФИЗИОЛОГИЯ (от греч. φύσις — природа и греч. λόγος — знание) — наука о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации, о пределах нормы жизненных процессов. Также она изучает закономерности взаимодействия живых организмов с окружающей средой, их поведение в различных условиях. Ее предметом являются функции живого организма в условиях покоя и при различных видах деятельности, а также механизмы их регуляции. Задача физиологии - изучение свойств живой ткани и их проявления во взаимосвязи с окружающей средой.

Относительно деятельности в области физической культуры и спорта задачи физиологии можно сформулировать следующим образом:

- изучить механизмы адаптации организма к физическим нагрузкам для управления тренировочным процессом;

- познать закономерности работы различных органов и систем, чтобы, воздействуя на них различными методами (методами здорового образа жизни) укрепить здоровье человека.

В физиологии осуществляется синтез ряда биологических дисциплин(анатомии, гистологии, цитологии, молекулярной биологии, генетики и т.д. а также определенных разделов химии и физики) в единую систему знаний об организме, о принципах его деятельности. Ряд разделов физиологии, в особенности физиология нервной системы, анализаторов, высшей нервной деятельности тесно соприкасаются с психологией(психофизиология). В связи с этим в физиологии, особенно с начала XX века осуществляется системный подход, исследование организма и всех его элементов как систем. Системный подход ориентирует исследователя в первую очередь на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, т.е. на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Как важнейшая синтетическая отрасль знаний физиология стремится раскрыть механизмы регуляции и закономерности жизнедеятельности организма, его взаимодействия с окружающей средой.

 


2. Нервно-мышечная физиология



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: