Лекция 1 Италия? Приятно познакомиться города Италии.




I. Италия – страна городов.

слайд

Италия для нас страна хорошего климата, солнечной погоды, прекрасной природы, гор, холмов, морей, пляжей, мягких и красивых пейзажей. За этими природными красотами часто упускают тот факт, что Италия – это страна, прежде всего, городской культуры, страна городов. В Италии 8071 городов, что для территории в 309 000 км. представляет огромную плотность.

Для сравнения – Россия при территории в 17. 098.000. км. имеет 1100 городов, это - те населенные пункты, которые имеют статус города. Территория России больше маленькой Италии в 55 раз, а городов в Италии больше в 7,5 раз.

слайд

В Италии двадцать регионов, но если мы посмотрим на карту, где обозначены города и городские округи, то мы увидим необыкновенно пестрое лоскутное одеяло.

Этрусское градостроительство

Слайд

Обусловлено это самим ходом истории, которая на территории Аппеннинского полуострова произрастала именно городами. Начали это этруски, древнейшие племена, которые населяли северо-запад современной Италии начиная с 1 тысяселетия д.н. э.

слайд

Сами себя они называли расны или расены. Другие италийские племена называли их этруски или тоски – поэтому область, которая была полностью под ними, получила названия Тоскана, в лингвистике мы это называем переходом этнонима, самоназвания этноса, в макротопоним - название земли или страны. Греки называли их тирренами, поэтому море с запада, омывающее итальянский сапожок, - Тирренское море.

слайд

Что сказать о них? Таинственный народ, до сих пор историки спорят, откуда они появились в древней Италии: первая версия, которой придерживались античные историки (Геродот, Страбон, Тит Ливий, Плиний Старшей), что они выходцы с востока, скорее всего, из Малой Азии, другие версии более склоняются к автохтонному, т.е. местному происхождению. Пусть лучше останется тайной их происхождение, это придает определенное очарование всей истории этрусков и тайна лежит в зарождении итальянской культуры, это хорошее, плодотворное начало. Отметим только, что на вид они не похожи на местные италийские племена, а вот на выходцев из Азии очень даже J

слайд

Как бы то ни было, это была развитая цивилизация, предшествовавшая римской, и римляне у них переняли очень много: строительное дело, ряд особенностей политической организации, структуру и вооружение армии, инсигнации (знаки власти), мифологию и религию. Они, а не римляне придумали латинские цифры, гладиаторские бои, а также систему союза городов.

слайд

И важность города как несущей единицы государственности поняли этруски. К VII в.д.н.э. у этрусков уже имелись многочисленные города-крепости, которые образовывали с прилегающими территориями города-государства, напоминавшие греческие полисы. Во главе их стояли вначале цари, а потом выборные должностные лица, избиравшиеся из аристократии. Вот эта матрица город-крепость + прилегающие территории, управляющиеся выборными лицами, является самой устойчивой на протяжении двух тысячелетий на территории Аппеннинского п-ва, мы увидим ее и у древних римлян, и в Средние века, Возрождение - вплоть до XVI-XVII вв.

Этруcские города были объединены в конфедерацию двенадцати городов,. А когда они захватывают в VI в.д.н.э. плодородные землями в Кампании, а затем и обширными территории в долине реки По, то там они создают колонии, также объединённые в двенадцатиградия.

 

 

Город Рим, основанный в 753 г.д.н.э, начал постепенно подчинять себе остальную Италию, населенную разными народами, Римляне начали с соседей - сабиняне, самниты, латины, этруски, галлы и далее, - пока в 265 г. д.н.э. весь полуостров не оказался под римлянам. Римляне имели большой пиетет к городам и побеждённые города не разрушали, два печальных исключения – Карфаген и Вейи.

 

Римлянам приходилось строить большое число военных городов для размещения гарнизонов, охранявших завоеванные территории и построенных по образцу походных лагерей, они располагались вдоль основных дорог на расстоянии дневного переброса войск.

слайд

В центре римского военного лагеря располагался преторий, т. е. палатка главнокомандующего армией - претора (консула). С этого геометрического центра шли две главные улицы: «кардо» (северо-южного направления) и «декуманус максимус» (западно-восточного направления).

После определения направления главных улиц параллельно им проводились улицы второстепенного значения, получалась «параллель-параллель-параллель», а к ним «перпендикуляр-перпендукуляр-перпендикуляр». Ширина улицы также имела определенную регламентацию.

слайд

Из этих гарнизонов и произрастали города. В городах возникали стены с проездными воротами, стены защищали граждан города, и внимание! крестьян с прилегающих территорий, которые в случае опасности укрывались за его стенами. Население было обычно небольшое от 2 до 6 тысяч.

слайд

Сердцем города был форум, сейчас мы знаем интернет-форумы, место виртуального сбора и общения людей по темам. А тогда это была вполне реальная площадь с административными, храмовыми и торговыми зданиями, где собирались люди, чтобы осудить и решить насущные проблемы города.

 

слайд Флоренция

На примере реконструкции Флоренции мы видим план города, являющий собой квадрат, пересеченный, как шахматная доска, улицами, идущими параллельно кардо и декуманусу. На территории города находились: форум, амфитеатр, храм, термы, триумфальная въездная арка. Вот они и есть обязательные элементы римской градостроительной системы: форум – площадь с административным зданиями, центр общественной и политической жизни города, амфитеатр – театр для зрелищ, термы – банные комплексы с досуговым и спортивным элементом (сейчас бы их назвали СПА-комплексами), храм и триумфальная арка в объяснениях не нуждаются.

Все это можно охарактеризовать следующим образом: регулярное высокоразвитое градостроительное искусство под бдительным руководством государства + высокий уровень инженерного искусства (акведуки, водопровод, канализация, мощение улиц).

 

Но все это было бы невозможно, если бы римляне не изобрели бетон и не начали использовать арку в качестве основного архитектурного элемента: арка с замковым камнем, может выдерживать огромный вес. Именно эти два новшества разнесла римская армия по всей империи и для градостроительства они основополагающе.

 

 

слайд Лукка

И я с гордостью и радостью представляю Вам маленький город Лукку, рыженькую как ослик или осенняя листва, в области Тоскана, население около 82 000 жителей. Именно в таких небольших, спокойных, но полных историей городах и живет Италия. И я рада, что скромная средневековая Лукка у нас первым номером, и ее не затмят более прославленные собратья, о которых позже.

слайд

Чем нам интересна Лукка – ее городская планировка сохранилась со времен римского лагеря - в центре города пересекались две улицы - одна, проходившая с севера на юг (кардо), вторая - с востока на запад (декуманус). Римская колония была здесь основана в 180 г. д.н.э.

слайд план Лукки

Параллельно кардо идут более узкие улицы с севера на юг, параллельно декуманусу - с запада на восток.

слайд

Из римских времен к нам дошла Площадь Амфитеатра, замечательная визитная карточка Лукки. С наступлением Средних веков и приходом христианства, конечно, амфитеатры стали не нужны. Но чем разрушать их, разумные и любящие архитектуру итальянцы предпочли использовать как фундамент для своих домов, вплетая, таким образом, античность в свою повседневную жизнь, она как корни, как фундамент, но очень осязательна, ее можно пощупать, и она продолжает жить. Можно сказать, они сохранили геометрию античности в своем городе. Долгое время эта площадь служила рынком.

слайд

Сохранились проходы, ведущие в амфитеатр. Так что три градостроительных элемента, дошедших до нас с Древнего Рима в Лукке – это относительно четкий контур главных улиц с севера на юг и с запада на восток, и амфитеатр.

Теперь прежде чем поговорить о средневековой составляющей Лукки, краткая историческая справка о средневековых реалиях. Эпохи, которые задали облик исторического центра в городах Италии, – это Средневековье, выстроившее города, и Возрождение, украсившее их мрамором и архитектурным блеском.

В Средние века 11-12 в Италии возникают две оригинальные формы государственного устройства - свободные города-коммуны и, впоследствии, синьории.

слайд

Город-коммуна - это город-государство с прилегающими территориями. Первоначально это было объединение граждан, которые клялись друг перед другом защищать общую собственность и общие интересы от любых посягательств извне, для этого выбирался городской совет, слово comune означает «общее». Основная цель создания института свободного города-коммуны – торговля и защита территории внутри городских стен от посягательств трех сил – папы, императора и местного феодала. Целью каждого города-коммуны было доминирование над окружающей территорией при необходимости ценой войны с другим, соседствующим городом. Города-коммуны находились в состоянии вооруженного конфликта каждый раз, когда их интересы сталкивались, а это на такой ограниченной территории происходило практически постоянно. Чем ближе находился соседний город-государство, тем сильнее был антагонизм.

 

Поэтому крепостные стены – это первое условие и архитектурный шедевр средневекового города.

Именно институциональная форма города-государства развивало донельзя чувство индивидуализма, непохожести и особенности, чувство соперничества. Оно проявлялось не только в войнах, но и в состязании в сфере искусства, в архитектуре, прежде всего. И так как города наперегонки соревновались в архитектуре, живописи, скульптуре, вот эта борьба - кто лучше, кто совершеннее, соревновательность - все это дало богатейшее культурное наследие, за которым мы и едем в Италию.

Если проанализировать средневековые доминанты градостроительной структуры, то мы увидим осевую смысловую оппозицию «церковное – светское», закрепленную в архитектуре оппозицией Собор – Здание городских властей.

Скажем так: и идеология, и мировоззрение в Средние века принадлежали церкви, поэтому самые значимые моменты жизни человека – рождение, инициация, свадьба, рождение детей, похороны – были связаны с собором. Рождение – это крещение, инициация – это первое причастие, свадьба – обручение и венчание, рождение детей – опять крещение и приобретение крестной матери и крестного отца (родственников во Христе), похороны – отпевание – все это было монополией церкви, через церковь события жизни человека попадали в пространство сакрального, вечного, что в Средние века было единственной признанной ценностью. Следовательно, на создание достойного архитектурного воплощения собора, на строительство собора денег не жалели, да и времени тоже не жалели – порою, соборы строились веками.

Слайд

В качестве примера Миланский собор строился в течение пяти веков.

Слайд

Флорентийский собор строился в общей сложности семь веков.

Так как величие собора было тождественно величию города-государства, то каждый город-коммуна жаждал доказать соседям свое превосходство через превосходство собора и высоту колокольни.

Но светские власти в какой-то момент тоже архитектурно оформляют свою легитимность и величие в зданиях общественных властей. Сначала это были выборные коммунальные власти. Затем город-коммуну сменяет «синьория», то есть город-государства под руководством «синьора» - господина. И все аристократические блистательные семьи – Медичи, Эсте, Гонзага, Висконти – это как раз «синьории», русское слово, отражающее суть явления, - наверное, «княжество».

Власти строят Палаццо коммунале, - палаццо в итальянском языке значит и здание, и дворец, другое название Палаццо пубблико или Палаццо приоров или Палаццо Подеста (выборные должности).

Слайд

В качестве примера пусть будет Палаццо Веккьо во Флоренции.

Его возводят лучшие архитекторы, расписывают самые талантливые художники, в маленьких городах зданиена той же площади, что и собор. Площадь еще раз подтверждает свое древнее значение античного форума (центрального места городской и гражданской жизни). И в современной Италии площадь – это «место встречи, место, где можно поболтать, прогуляться, пошутить, съесть мороженое», на площади расположен и самый известный и посещаемый бар.

Возвращаясь к Средневековью, которое в основном и определяет облик итальянских городов, именно на центральной площади встречаются и сводятся воедино два начала – светская и церковная власти. А вот в больших городах светские власти нарочито обособляются от соборной площади, как бы получаются два центра города: сакральный с собором и светский – с Палаццо коммунале. Есть и третья сила – деньги, богатые и знатные семьи, они выстраивали свои башни. И каждая семья, соревнуясь с другими, старался выстроить башню повыше. Ну и чтобы в случае городских междоусобиц и борьбы за власть, отсидеться в ней, так как башню осадой взять очень затруднительно, только измором.

Слайд

Если Вас интересуют башни, то нужно добраться до города Сан-Джиминьяно в Тоскане, где они сохранились во всей средневековой красе. Город расположен в 39 км к юго-востоку от Флоренции, на вершине холма высотой 334 м. Достигнув наивысшего расцвета во времена Средневековья, с тех пор город мало изменился и замечательно сохранил свой средневековый облик, включая городские стены и четырнадцать каменных башен — «небоскрёбов Средневековья». C 1990 года исторический центр Сан-Джиминьяно входит в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО (честно говоря, 45 % списка культурного наследия Юнеско составляют итальянские культурно-исторические памятники).

 

Ну, а для народа, для профанов в городе существовал рынок. Он всегда где-то в центре, но никогда ни на той площади, где собор, ни на той площади, где власти.

Вернемся к маленькой Лукке и проиллюстрируем.

Слайд Собор на центральной площади Лукки, Кафедральный собор Сан-Мартино с колокольней.

Собор строили и перестраивали с VI в. в течение 9 веков, закончили в XV в.

Известен своим фасадом, созданным в начале XIII в. Гвидетто да Комо. Мастер ориентировался на пизанский стиль, в котором использовался темно-зеленый и белый мрамор, но так обогатил его декоративной резьбой, инкрустацией, орнаментами, причудливой формы колоннами — всё это пизанско-луккский стиль.

Слайд

По архитектонике – типичный романский собор, трефнефный с трансептом.Неф (франц. nef, от лат. navis — корабль) - в архитектуре вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченная с одной или обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

слайд

Пространство было разделено на три нефа с трансептом, классическая схема для романской архитектуры.

 

слайд

 

Герцогский дворец, первоначальное название – Палаццо Пубблико («общественной дворец»), достаточно строгий по архитектуре. На сегодняшний день здесь, как это всегда бывает в небольших городах, располагаются мэрия, а также администрация области.

слайд

В средние века в Лукке насчитывалось 130 башен, как они там все умещались – архитектурная загадка.

слайд

В настоящее время хорошо сохранилась башня Гуиниджи – один из символов города, названная фамилией своих владельцев. Башня построена в 1384 г., с нее открывается великолепный вид на город, а на крыше, на высоте 44 метров растут деревья. Как оказались таинственные дубы здесь неизвестно, но в хрониках XV в. дубы были уже на этом месте.

слайд

Легкий променад по 230 ступеням, и Вы сможете полюбоваться на рыженькую Лукку J

Слайд

Лукка — один из немногих городов, полностью сохранивших старинные крепостные стены, насчитывающие примерно 4,2 км в диаметре. За внешней частью стен была расчищена довольно большая территория, снабженная рвами и лишившая нападающих возможности скрытного подхода.

Слайд

Строительство велось в XVI-XVII вв.

Слайд

А в XIX веке городские власти во главе с архитектором Лоренцо Ноттолини превратили стены в бульвар для прогулок, засаженный в несколько рядов великолепными платанами, с которого открываются чудесные виды, где ездят на велосипедах, ходят пешком или бегают трусцой, да и просто отдыхают туристы и местные жители.

Слайд

Вот не удержалась – маленькая зарисовка, какая-то терраса в одной луккской квартире. Здесь и живет средний итальянец, житель г. Лукки, который каждый день проходит мимо резного средневекового собора, заходит на площадь амфитеатра и выпивает там чашечку кофе, глядя на дубы на Торре Гвиниджи. А потом возвращается сюда и снова пьет чашечку кофе с семьей или заглянувшими к нему друзьями и смотрит на тихую, но такую прелестную Лукку, которая настолько древняя, что уже стала мудрой и никуда не спешит.

 

ВЕНЕЦИЯ

слайд

Мы плыли к самому сердцу этого удивительного города - нас окружала вода, она была всюду, где ее обычно не бывает - из нее поднимались дома, церкви, огромные величавые здания, и повсюду царила все та же необычайная тишина". Ч. Диккенс, "Итальянское сновидение"

Слайд

Встречайте – владычица Адриатики – Венеция!

слайд

Город, в котором вместо улиц – каналы, вместо транспорта – лодки и катера, вместо главного проспекта – Большой Канал или Canal Grande.

Знаменитейший Большой канал, обрамленный живописными дворцами и домами, является центральной транспортной артерией города в форме перевернутой латинской буквы "S". Канал, длина которого составляет 3800 м, ширина колеблется от 30 м до 70 м, а глубина достигает от 5 м до 5,5 м, разделяет город на две неравные части, впадая воды Венецианской лагуны, в которой отражается грандиозный дворец Дожей.

Слайд

Слайд

Вместо городского транспорта – речные трамвайчики, вместо автомобилей – катера и лодки.

Слайд

А вместо такси – элегантнейшие гондолы.

 

слайд

Своеобразные канальчики (протоки) омывают дома и дворцы города, их ширина колеблется от 4 до 5 метров и, поэтому по ним проплывают лишь гондолы.

 

Борхесу гондолы напоминали черные скрипки и ассоциировались с музыкой, J Ну, если честно, есть и другие точки зрения на гондолы и на Венецию, так Оскар Уайльд писал, что плывя в гондоле по венецианским каналам чувствуешь себя плывущим в черном гробу по сточной канаве, так что все зависит от восприятия, настроя душевного и настроения J

 

Слайд

Гондола представляет собой своеобразную вёсельную лодку длиной одиннадцать метров и шириной один метр сорок сантиметров. Гондола имеет асимметричную форму, левый борт длиннее правого на 24 см. Ассиметричная форма потому, что гребец гребет, а вернее отталкивается от дна каналов весельным шестом. нос и корма подняты вверх, чтобы максимально уменьшить площадь контакта с водой, поэтому кажется, что гондола летит, и по торчащему носу и корме гребец получает ориентир той линии, по которой скользит гондола.

слайд

Впервые гондола появилась в конце XIII века, при изготовлении гондолы используются 10 сортов дерева, специальные чернющие лаки, а сам процесс занимает около года.

слайд

слайд

Гондола является излюбленным туристическим времяпровождением в Италии, могут поместиться одновременно 6 человек. Уболтаете гондольера – профессия передается по наследству, мужская, он вам споет баркаролу, песню барки, т.е. лодочки.

Кстати именно на гондоле венецианцы отправляются в свой последний путь, венецианское кладбище тоже находится на воде, это остров Сан Микеле. Из знаменитых здесь похоронены Иосиф Бродский, Венеция – это был его город, Стравинский, Дягилев, Эзра Паунд.

Слайд

Вот такая вот Венеция водная, в ней постоянно ощущаешь, что ты подвешен между водой и небом, а земли нет. Есть каменные полы Венеции, а ты оторван от земли, она где-то далеко.

Слайд

Венеция объединена с материком железнодорожным и автомобильным мостом, 10 минут и вы в Венеции. Автомобиль придется оставить Piazzale Roma.

Слайд

На материке остается уродливая сестра-близнец исторической Венеции – Венеция-Местре, индустриально-портовая зона.

слайд

Венеция расположена в Венецианской лагуне Адриатического моря, лагуна – это значит море, вдающееся глубоко в сушу и в конгломерат островов,

слайд

застойное море, заболоченное море. Вот в этом застойном море и находятся 118 островов и 150 каналов Венеции. J Спрашивается, зачем люди туда полезли жить. Ну, конечно, не от хорошей жизни Люди начали селиться в Венецианской лагуне после нашествий варваров — вестготов, гуннов, помните был такой Аттила J c милым прозвищем «бич божий» с чего бы оно такое, и лангобардов — прошедших здесь в V—VI веках. Конница варваров через приболоченное море до них добраться не могла, и их оставили в покое. А они насыпали и укрепляли острова, строили на них первые дома, снова укрепляли и насыпали, вбивали сваи. К слову лучшие сваи – из сибирской лиственницы. В общем-то естественное стремление живого существа, да даже и животного сохранить свою жизнь, но только человек из состояния крайней нужды, в болезнетворном влажном климате смог создать прекрасную, неповторимую Венецию, парящую над водами.

слайд

Произошло это благодаря простому, как и все гениальное открытию, венецианцы поняли, что весь город является потенциальной судостроительной верфью и можно строить корабли прямо на улице, то есть на канале, и для этого достаточно выйти из дома.

Слайд

К тому же постоянное житие на водной стихии, постоянное взаимопроникновение моря и человека сделало из венецианцев прекрасных мореходов, морских торговцев, морских завоевателей и колонистов, морских политиков.

Слайд

Расцвет и могущество Венеции приходится на XIII-XV вв.

слайд

На слайде мы видим морские пути и колонии Венеции того периода – Восточная Адриатика само собой, все средиземное море, Александрия Египетская, Иерусалим, Бейрут, Салоники, Константинополь, в знакомом нам с вами Крыму – Каффа – совр. Феодосия, на Азовском море – Тана, современный г. Азов, дальше просто моря кончились J

Кипр и Крит вообще были Венецианскими колониями.

Положило конец всему этому открытие Васко да Гама пути в Ост-Индию в 1498 г. отвело торговые морские пути от Венеции, и вместе с путями ушла жизнь.

слайд

В современной Венеции сохранились исторические судостроительные верфи и доки. Но это лишь отголоски того лихорадочного и судостроительства и доминирования, владения водной империей прежней венеции.

Слайд

Слайд

А вот подлинную пышность, могущество, бурление жизни мудрые венецианцы запечатлели в мраморе венецианской архитетуры, и вот перед нами распахивается– Площадь Св. Марка!

Слайд

Хотя в Венеции крошечные улицы и площади, на центральную площадь места не пожалели, она распахивается перед изумленным взором после плутания по тесным лабиринтам улочек и канальчиков и каждый раз потрясает воображение пространством, особым венецианским жемчужным светом, воздухом и водой, которая всегда рядом, ее всегда слышно.

 

На площади мы видим все градостроительные доминанты средневекового и ренессансного города – это Собор, колокольня, дворец Дожей – дворец светских властей и здания прокураций, здания властей.

Слайд

Но то, что притягивает как магнит, то ли когда-то снившееся сновидение, то ли полузабытая детская сказка – это Собор Св. Марка, в разное время суток предстающий в разных цветах, здесь он розовый.

слайд

Слайд

Но лучше всего беломраморный он сияет и блистает под голубыми небесами под ярким солнцем.

Слайд

здание своего рода unicum, неповторимая индивидуальность в мире церквей. Его стиль считается византийским, но, мне кажется, это верно только до известной степени: из массы влияний, создавших собор, византийское было преобладающим. Ему принадлежит общий очерк здания, купола, мозаики. Но готические башенки главного фасада, готические стрелы, сплетённые из статуй, античный лес разноцветных колонн, восточная пестрота и позолота, наконец, широкая терраса вокруг куполов - это все ни на что не похожий, неповторимый стиль Сан Марко, у которого нет ни предков, ни подражаний.

— П.Н. Перцов. «Венеция », 1905 год.

 

Собор посвящен св. покровителю города – апостолу,евангелисту Св. Марку, мощи которого хранятся в соборе. Интересна история их обретения, если так можно это назвать. Мощи были привезены в Венецию в 829 г. венецианскими купцами., которые выкрали их из Александрии. Чтобы перенести реликвию на корабль, торговцы прибегли к хитрости:мощи евангелиста были помещены в большую корзину и сверху покрыты свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре. По преданию, Св. Марк проповедовал и на островах Венецианской лагуны. Символ евангелиста Марка – крылатый лев с открытым Евангелием, соответственно от Марка. Крылатый лев является символом Венеции.

слайд

очертания фундамента собора имеют форму креста., это можно рассмотреть внутри. Изнутри собор покрыт сплошным золотом мозаик, работали византийские мастера.

слайд

В соборе, помимо прочих уникальных вещей, имеется самый главный экспонат – Pala D'Oro. Это прямоугольник размерами 3 на 1 метр, весь осыпанный жемчугом, драгоценными и полудрагоценными камнями. Представить только, над его созданием работали в четыре этапа на протяжении 500 лет!

 

слайд

Дворец дожей - главное здание Венеции было прежде всего резиденций дожей, правителей Венеции. Во дворце заседали Большой совет и сенат, работал Верховный суд и вершила свои дела тайная полиция. Венеция носила название – "Серениссима" (Светлейшая или Яснейшая), которое обязано тому, что ее правительство во всех своих действиях руководствовалось ясной концепцией правосудия. Верховная магистратура, не связанная ни с какими группировками или партиями, была в состоянии с наивысшим спокойствием решать общественные дела. J Ну а чтобы магистратуре было чем заняться на улицах стояли «львиные пасти» - почтовые каменные ящики для анонимных доносов, вмонтированные в стены домов.

 

слайд

Дворец Дожей или Палаццо Дожей - Это своего рода архитектурный парадокс, когда сплошная стена, гладкий массив двух верхних этажей покоится на легкой и изящной готической колоннаде. Как-то нелогично, неожиданно, поэтому удивляет каждый раз, когда видишь.

слайд

На стороне, обращенной к морю балкон служил своего рода праздничной трибуной, с которой дож являл себя народу. Гости города, которые причаливали к самому дворцу со стороны моря оказывались, таким образом, у ног правителя Республики.

Слайд

Внутри Дворец дожей можно посетить у посмотреть то место, откуда управляли Венецианской республикой много веков. Залы расписаны самыми известными венецианскими художниками – Тицианом, Тинторетто, Веронезе. На слайде зал Малого совета, это верховный дож и шесть дожей, над креслами дожей одна из самых больших картин в мире – «Рай» Тинторетто.

слайд

Кто такие эти таинственные дожи, дож от лат dux, вождь, впоследствии duce – герцог, высшие выборные должности в Венецианской респеублики, выборные лица из самых знатных и богатых фамилий. Венеция была олигархической республикой. Какие это были люди, ничего не буду рассказывать просто смотрите на лица, запечатленные Тицианом и Беллини и читайте по ним:

Слайд слайд слайд

Воля властность целеустремленность холодный интеллект

Слайд

и J моя любимая «Вижу тебя насквозь!». Девушка смотрит на дожа через камеру сотового, фотографирует, чтобы в Фейсбуке выложить, видит ли она его – большой вопрос, А он на нее смотрит глазами, живее всех живых и видит ее насквозь. Вот сила искусства.

Венецианские художники – Тициано Вечеллио, Тинторетто, Джованни Беллини хорошо представлены в Галерее Академии и по разным церквам.

Слайд

Но историческая доминанта Венеции, ее морское могущество остались разве что на картинах, самый преданный художник венецианских ведут – это Джованни Антонио Каналетто.

 

Слайд

А в настоящее время как писал замечательный писатель и искусствовед П.П. Муратов:

«Есть две Венеции. Одна – это та, которая до сих пор что-то празднует, до сих пор шумит, улыбается и лениво тратит досуг на площади Марка, на Пьяцетте и на набережной Скьявони. С этой Венецией соединены голуби, приливы иностранцев, столики перед кафе Флориана, лавки с изделиями из блестящего стекла <…>

слайд

«Но не вся Венеция на Пьяцце и на Пьяццетте. Стоит отойти немного вглубь от Сан Марко, чтобы почувствовать наплыв иных чувств, чем там, на площади. Узкие переулки вдруг поражают своим глубоким, немым выражением. Шаги редкого прохожего звучат здесь как будто очень издалека. Они звучат и умолкают, их ритм остается, как след, и уводит за собой воображение в страну воспоминаний. … А вода! Вода странно приковывает и поглощает все мысли, так же как она поглощает здесь все звуки, и глубочайшая тишина ложится на сердце»

П.П. Муратов «Образы Италии»

Надо сказать, что улицы в Венеции есть, но раньше они были задворками, черными ходами, так как люди выходили из подъезда прямо в подплывшую лодку. Поэтому они узенькие, петляющие и очень запутанные. Дома зачастую печальные, с облупившейся краской и подтеками от вечной сырости.

Слайд

Слайд

И обязательно всегда где-то рядом притаился мостик, поэтому когда Вам объясняют как пройти в Венеции, говорят так «Пройдите вперед 200 метров, у моста направо, до следующего моста, третий мост перейти и у четвертого моста налево». А у венецианцев тачки со специальными приспособлениями, чтобы по ступенькам мостиков подниматься.

Слайд

Мостов в Венеции около 400.

Слайд

Но есть и прославленные мосты – древнейший мост через Большой канал Мост Риальто, от лат. Rivus altus, высокий берег, одно из самых высоких островков изначальной лагуны, где как раз и были первые поселения. Это один из символов Венеции, в народе «Мост поцелуев», для укрепления чувства надо обязательно поцеловаться.

Слайд

Знамениты Мост или Мостик вздохов, соединяющий Дворец Дожей со зданием тюрьмы.. «Вздохи», от которых берет название этот мост — это не вздохи влюблённых, а печальные вздохи осуждённых, которые, проходя под стражей по этому крытому мосту и направляясь в страшную тюрьму Венеции в последний раз бросали взгляд на море и небо.

Слайд

И вообще общее впечатление от Венеции на уровне чувств – умирающий город, город-призрак.

Слайд

Особенно это хорошо заметно на Карнавале, о нем будем говорить отдельно в лекции по праздникам. Вот эти диковинные маски, фантастические существа в пышных костюмах веков канувших в Лету они-то как раз смотрятся как естественные обитатели Венеции.

Слайд Слайд

Ночная Венеция печальна и пугающа, очень мало освещения, очертания теряют конкретику 21 века, и слышен только плеск воды

Слайд слайд слайд

Вторая стихия, которая подчеркивает призрачную природу города на воде – это туман

7 слайдов

Слайд цитата из И.Бродского

... Я пишу из Империи, чьи края
Опускаются под воду. Снявши пробу с
двух океанов и континентов, я
Чувствую то же почти, что глобус.
То есть, дальше некуда. Дальше ряд
звезд. И они горят.

слайд

Венеция постепенно уходит под воду — с этим фактом столкнулись ещё древние поселенцы, которые были вынуждены дважды перестраивать город, перебираясь на более высокие острова. На протяжении XX века Венеция довольно быстро (до 5 мм в год) погружалась в лагуну, в результате суша погрузилась на 23 см. Основной причиной бедствия выступал промышленный забор воды из артезианских скважин и, как следствие, понижение водоносного слоя земли;

Слайд

По расчётам учёных, Венеция может стать непригодной для жизни уже в 2028 году. Постепенное разрушение (размыв) города происходит также по причине увеличившейся частоты наводнений в Венецианской лагуне (так называемая «высокая вода», итал. acqua alta).

Слайд

J Ну а настоящих венецианцев мы узнаем не по карнавальным маскам, а по высоченным болотным сапогам, которые они одевают, когда улицы и площади заливает водой. J Что, как видите, не мешает им и выпить, и закусить и в фотоаппарат глупым туристам приулыбнуться.

 

РИМ

слайд

В итальянском языке и на всех языках мира у рима есть постоянное определение «Вечный город». Это подразумевает, что Рим впитал в себя столько разных эпох, начиная с античности, что он стоит целую вечность. Но,конечно, эта вечность всего величиною с европейскую историю и на ее фоне это, действительно вечность, Рим был основан в 753 г.д.э, то есть почти 3 тысячи лет истории.

Рим как раз и поражает воображение множественностью исторических эпох и архитектурных памятников, в нем намешанных. Если Венеция, и Милан, и Милан – это средние века и возрождение, то в Риме помимо средних веков и возрождения прибавляются античность, барокко и современность, так как Рим – столица.

 

Поэтому чтобы Рим не раздавил своей многоплановостью и перегруженностью туриста, в первый раз, да и во второй и третий, я бы рекомендовала смотреть два историко-культурных пласта: античность Древнего Рима и ренессансно-барочный Рим папства.

 

Слайд

С восприятием античности сразу возникает трудность. В принципе, искусство путешествия и познания ценностей памятников архитектуры и искусства – это искусство узнавания того, о чем Вы читали, что вы изучали, о чем Вы думали. Без этого будет «Посмотрите налево, посмотрите направо», куча дат и имен, которые не говорят ничего ни уму, ни сердцу.

С античностью еще хуже, она плохо сохранилось, и это даже не искусство узнавания, а наука знания.Нужно быть хорошо подготовленным, чтобы в руинах и развалинах увидеть разумный замысел и былое величие древнего мира.

слайд

Иначе, вот на слайде изображен Римский Форум, общественное сердце Древнего Рима, но мы сейчас видим груду камней. Мы покупаем билет, подходим к камням поближе, но хитроумные итальянцы не снабдили их табличками, названиями, датировкой и аннотациями. Чтобы туристы покупали путеводители или платили гидам. Груда камней остается для вас камнями, а человек чувствует себя невежей и идиотом.

Слайд

На самом деле он должен представлять, что 2000 лет назад вот на этом самом месте была вот такая стройная красота. Разрозненные торчащие колонны были на самом деле портиком прекрасного храма Сатурна. Для этого нужна минимальная предварительная подготовка.

 

Рекомендую Вам сайт с историческими реконструкциями

слайд

Ancientrome

слайд

Googleearth или сразу googleearthitalia

Слайд

Если есть время, посетите замечательный музей Римской цивилизации, на окраине Рима, там прекрасные макеты-реконструкции, или хотя бы зайдите на их сайт.

Так как у всех screentouch то рекомендую Apple Rome Virtual History, приложение разработанное компанией Apple совместно с итал издательским холдингом Mondadori.

Это, по сути, самое фантастическое путешествие по виртуальному Древнему Риму, от впечатляющих цифровых реконструкций зданий города, которые можно наблюдать с высоты птичьего полета, до образов легионеров, воинов и гладиаторов, которые выполнены в 3D. Все модели зданий и сооружений Древнего Рима первозданный вид, и накладывая картинку на виды сегодняшнего Рима.

Слайд

Конечно, есть памятники, которые читаемы и без всяких подсказок, вот Колизей, по латыни Colosseum, Colosseo, в переводе с итал. – колоссальный, названный так частично по своим колоссальным размерам, частично из-за того, что рядом стояла колоссальная статуя императора Нерона.

он же амфитеатр Флавиев, родовое имя императоров-заказчиков колизея..

слайд

Это самый грандиозный античный амфитеатр: длина его наружного эллипса равняется 524 м, высота его стен — от 48 до 50 метров. При таких размерах он мог вместить в себя около 50 тысяч зрителей, немыслимое ко



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: