Экономика, познавательная и практическая функции, микроэкономика, макроэкономика, научная абстракция, функциональный анализ, моделирование, графический анализ; меркантилизм, физиократическая школа, классическая политэкономия, марксизм, неоклассическое направление, маржинализм, кейнсианство, монетаризм, теория рациональных ожиданий, неолиберализм, институционально-социологическое направление.
Потребности, экономические блага, производство, сфера материального производства и непроизводственная сфера, потребление, факторы производства, труд, земля, капитал, предпринимательская деятельность, проблема выбора, кривая производственных возможностей, закон замещения, эффективность производства, альтернативные издержки, закон возрастающих альтернативных издержек производства, основные вопросы экономики, экономическая система, традиционная, плановая, рыночная, смешанная экономики.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ
1. Что изучает экономика, каковы ее основные функции? В чем состоит основная проблема экономической практики?
2. Что изучает микро- и макроэкономика? Какова связь между этими двумя частями экономики?
3. Что из перечисленного изучается микроэкономикой, а что макроэкономикой:
а) уровень безработицы в стране;
б) определение оптимального объема производства фирмы;
в) факторы, определяющие экономический рост;
г) рациональное потребительское поведение.
4. Какова связь между экономикой и юриспруденцией?
5. Охарактеризуйте основные методы изучения экономических процессов и явлений.
• Что такое научная абстракция?
• В чем суть метода экономико-математического моделирования?
• Что собой представляет функциональный анализ и как он применяется в экономических исследованиях?
• Возможно ли экспериментирование в экономике?
6. Рассмотрите основные вехи в истории развития экономики как
науки. Как исторически менялось понимание предмета экономики?
7. Когда и представителями какой школы в центр внимания экономической науки был поставлен человек и его потребности? Что изучает экономике?
8.В чем суть учения Кейнса?
9.Охарактеризуйте основные современные экономические школы.
1.Что такое потребности, от чего они зависят? По каким признакам можно группировать потребности? Что такое пирамида потребностей А. Маслоу?
2.Как удовлетворяются потребности людей? Что такое блага и как их можно группировать?
3.Что собой представляет процесс производства? Какие отрасли экономики вы отнесете к сферам материального и нематериального производства?
4.Какие ресурсы необходимы для организации производства?
Охарактеризуйте каждый из них. Как вы понимаете тезис об ограниченности ресурсов? Она абсолютна или относительна?
5.Какая проблема возникает в связи с ограниченностью ресурсов? Что такое кривая производственных возможностей? О чем говорит закон замещения? Какое производство считается эффективным?
6.Даны альтернативные возможности производства автоматов
и телевизоров
Варианты | Автоматы (тыс. шт.) | Телевизоры (тыс. шт.) |
A B C D E |
На основании приведенных данных:
а) определите альтернативные издержки производства 1 тыс.
автоматов и 1 тыс. телевизоров;
б) отложив на горизонтальной оси объемы производства автоматов, а на вертикальной — телевизоров, постройте кривую производственных возможностей;
в) на построенной КПВ найдите точки, соответствующие: 1) производству 15 тыс. телевизоров и 4 тыс. автоматов, 2) производству 10 тыс. автоматов и 16 тыс. телевизоров. Возможно ли такое производство? Эффективно оно или не эффективно?
г) предположим, что в результате технического прогресса производительность в радиотехнической промышленности повысилась, и теперь можно при тех же ресурсах производить столько же, как и раньше, автоматов и в соответствии с каждым вариантом 32, 28, 22, 14, 0 млн телевизоров. Начертите новую кривую. Что произошло с производственными возможностями?
7. Что такое альтернативные издержки производства? Почему и при каких условиях они возрастают?
8. Какие проблемы возникают в связи с ограниченностью ресурсов?
9. Что такое экономическая система и каковы ее основные признаки?
10.Охарактеризуйте кратко традиционную, рыночную, командную (плановую) и смешанную экономику.
ТЕСТЫ
1. Выберите наиболее полное определение предмета экономики. Экономика изучает:
а) процесс производства и обмена товарами;
б) деньги, банковскую систему, капитал;
в) национальное богатство страны;