Содержание практических разделов дисциплины
СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.
ЗАНЯТИЕ 1.
ТЕМА 1.3.: ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА /2ч.
Вопросы для обсуждения:
1. Основные законы психического развития.
2. Психическое развитие как усвоение общественно-исторического опыта.
3. Условия и факторы определяющие психическое развитие.
4. Основная характеристика теорий детского развития.
5. Суть этологического подхода к человеку.
6. Чем определяется психическое развитие в психоаналитической концепции?. В чем состоит отличие стадий детского развития З.Фрейда и Э.Эриксона?
7.В чем сходство и различие психоаналитической концепции и теории привязанности? Что такое “внутренняя рабочая модель”?
8. Каковы основные понятия концепции Пиаже и в чем их содержание? Каковы стадии детского развития?
ЗАНЯТИЕ 2.
ТЕМА 2.1.: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОВОРОЖДЕННОСТИ / 2ч.
Вопросы для обсуждения:
1. Становление пренатального материнства.
2. Характеристика пренатального периода.
3. Характеристика периода новорожденности: физическое и психическое развитие.
4. Основные рефлексы новорожденного.
5. Сенсорные способности новорожденного.
6. Становление потребности в общении со взрослым.
7. Кризис новорожденности.
ЗАНЯТИЕ 3.
ТЕМА 2.3.: ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ /2ч.
Вопросы для обсуждения:
1. Роль предметной деятельности в умственном развитии детей раннего возраста.
2. Зарождение новых видов деятельности в раннем детстве.
3. Особенности общения в раннем возрасте со взрослыми и его влияние на развитие речи детей.
4. Развитие когнитивных процессов детей и их влияние на умственное развитие.
5. Предпосылки развития личности в раннем возрасте.
6. Кризис трех лет, его характеристика. Новообразования данного периода.
ЗАНЯТИЕ 4.
ТЕМА 3.1.: РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И СО СВЕРСТНИКАМИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Вопросы для обсуждения:
1. Общение как деятельность.
2. Основные виды общения со сверстниками и взрослыми.
3. Особенности общения в мл., ср., ст. дошкольном возрасте.
4. Структура группы дошкольников и характеристика статусных положений в ней.
5. Руководство общением и диагностика взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
ЗАНЯТИЕ 5.
ТЕМА 3.4.: РОЛЬ ИГРЫВ СТАНОВЛЕНИИ ПСИХИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ
Вопросы для обсуждения:
1. Общая характеристика игровой деятельности. Влияние игры на общее и психическое развитие ребенка.
2. Обзор отечественных и зарубежных теорий игры.
3. Структура сюжетно-ролевой игры и характеристика ее компонентов.
4. Развитие игры в раннем и дошкольном возрасте.
5. Роль игрушки в психическом развитии ребенка.
6. История происхождения игр дошкольника.
ЗАНЯТИЕ 6.
ТЕМА 3.5.: ВЛИЯНИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Вопросы для обсуждения
1. Особенности развития рисования в дошкольном возрасте
2. Роль лепки, аппликации в психическом развитии дошкольника
3. Становление конструирования в дошкольном возрасте
Влияние продуктивных видов деятельности на психическое развитие детей
ЗАНЯТИЕ 7.
ТЕМА 4.2.: РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Вопросы для обсуждения:
1. Исследования памяти в зарубежной и отечественной психологии.
2. Особенности памяти дошкольников.
3. Непроизвольная память детей и ее характеристика.
4. Произвольное запоминание и воспроизведение.
5. Виды памяти у дошкольников.
3.Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
3.1.а) Перечень рекомендуемой литературы:
Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст]: Учеб. для студентов
высш. пед. учеб. заведений, обуч. по спец. 030900 - " Дошкольная
педагогика и психология " / Е. О. Смирнова. - М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2003. - 368 с.: ил. - (Серия "Учебник для вузов"). (9)
Эльконин, Д. Б.
Детская психология [Текст]: допущено М-вом
образования Рос. Федерации: учеб. пособие для студентов вузов,
обуч. по направлению и специальности психологии / Д. Б. Эльконин;
ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 4-е изд., стереотип. - М.: Изд. центр "
Академия", 2007. - 384 с. - (CLASSICUS: классическая учебная книга)
(Высшее образование). (10).
Кузин, М. В. Детская психология в вопросах и ответах [Текст]:
практикум / М. В. Кузин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 253,[1] с.:
ил. - (Психологический практикум). (1)
Детская практическая психология [Текст]: рек. М-вом образования
Рос. Федерации: учеб. для студентов вузов, обучающихся по
педагогическим специальностям / Т. Д. Марцинковская [и др.]; под ред.
Т. Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2004. (2
Рекомендации по использованию информационных технологий и электронных образовательных ресурсов
Для изучения дисциплины рекомендуется использовать:
в) программное обеспечение
Пакеты прикладных программ по статистике: ”STRAZ”, “STATISTICA” “EXELL”, “STATGRAPHICS Plus for Windows”