Основы теории потребительского повеления




Экономика для Юристов-15

Раздел II

МИКРОЭКОНОМИКА

Второй раздел курса посвящен анализу механизма функциони­рования индивидуальных рынков (рынков отдельных товаров), проблемам рационального потребительского поведения, конкурен­ции и монополии, анализу деятельности отдельного предприятия, характеристике рыночного принципа распределения ресурсов и формирования основных видов доходов.

Тема 3

РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ

Основная проблема экономической жизни общества — рас­пределение ресурсов, ограниченных по сравнению с постоянно ра­стущими качественно и количественно потребностями общества, — может решаться по-разному. Однако исторический опыт показал, что наиболее эффективно эта проблема решается через рынок, ко­торый хотя и не лишен ряда недостатков, но все-таки позволяет наилучшим образом распределять ресурсы общества в соответ­ствии с его потребностями.

Носителем потребностей на рынке выступает покупатель, предъявляющий спрос на соответствующий товар. Процесс фор­мирования спроса со стороны отдельного покупателя на разные то­вары называется потребительским поведением (выбором).

Основы теории потребительского повеления

Потребитель — это любой хозяйствующий субъект, осуществ­ляющий свой выбор в целях получения наибольшего удовлетворе­ния (максимально возможного достижения поставленной цели) в условиях ограниченности ресурсов и множественности вариантов возможного выбора.

Потребительский выбор — принятие потребителем решения о том, какие блага и в каком количестве приобретать на имеющийся у него доход.

Этот процесс включает три этапа:

определение потре­бительского предпочтения;

определение возможностей потребителя, которые зависят от величины его располагаемого дохода и сложивше­гося уровня рыночных цен;

принятие окончательного решения на ос­нове выявленных предпочтений и имеющихся возможностей.

 

 

Главным фактором, определяющим потребительский выбор, является полезность того или иного блага.

Полезность блага (U) это его способность удовлетворять ка­кую-либо потребность, приносить человеку удовлетворение.

По­лезность выражает не столько физические свойства блага, сколько отношение к нему потребителя, суждение потребителя о благе, т.е. его субъективное восприятие полезности блага. Например, сигаре­ты для курильщика обладают полезностью, в то время как для че­ловека некурящего сигареты бесполезны.

Полезность экономического блага зависит от интенсивности по­требности и количественной ограниченности блага, т.е. полезность рассматривается как функция от количества потребляемого блага.

U=f(Q),

где U полезность товара; Q количество товара.

 

Полезность имеет две основные формы:

предельная полезность (МU) — дополнительная полезность, получаемая от потребления дополнительной единицы данного блага;

общая (совокупная, суммарная) полезность (ТU) — полез­ность, приносимая всей массой потребляемых благ, т.е. со­вокупная полезность есть сумма предельных полезностей:

ТU=∑MU

 

Согласно закону убывающей предельной полезности по мере увеличения количества потребляемых благ их предельная по­лезность имеет тенденцию к уменьшению (рис. 3.1а).

 

Первая пара туфель (при отсутствии таковых) обладает очень высокой полезно­стью, полезность второй пары туфель несколько ниже, десятая пара обладает меньшей полезностью, чем девятая, девятая мень­шей, чем восьмая и т.д. Отсюда следует, что поскольку каждая пос­ледующая единица блага приносит меньшую полезность, то и по­требитель готов платить за нее меньшую цену.

Предельная полезность может иметь отрицательное значение. Первая порция мороженого в жаркий день обладает высокой полезностью, вторая меньшей, третья — еще меньшей,...десятая пор­ция будет иметь отрицательную полезность (приведет к ангине).

Закон убывающей предельной полезности определяет и динамику полезности, приносимой всей массой потребляемых благ.

 

Посколь­ку общая полезность представляет собой сумму предельных полезностей, то очевидно, что с увеличением количества благ данного вида происходит приращение совокупной полезности, но рост этот происходит все замедляющимися темпами (рис. 3.1б).

По мере увеличения количества пар обуви их общая полез­ность возрастает (две пары туфель обладают большей полезностью, чем одна, три большей, чем две и т.д.), но поскольку каждая допол­нительная пара приносит все меньшую и меньшую полезность, то совокупная полезность растет, но все замедляющимися темпами.

MU AU

a) ТU

 

           
 
   
     
 

 


0Q 0 Q

МU MU

 

Рис. 3.1. Кривые: а) предельной (MU) и б) общей (ТU) полезности

 

Всякий потребитель стремится к максимизации совокупной полезности. Однако если товар и обладает полезностью для потре­бителя, то существуют факторы, ограничивающие возможность приобретения его: это цена товара и доход потребителя (бюджет­ное ограничение).

Поскольку величина дохода и цены заданы, то потребитель не может купить все те блага, которые ему хотелось бы иметь.

Бюджетное ограничение и, следовательно, невозможность удовлетворения всех потребностей заставляет потребителя распре­делять свои доходы в соответствии с его представлениями о полез­ности и выгодности (предпочтительности) выбираемых товаров.

Таким образом, теория потребительского поведения предпола­гает анализ трех проблем: полезности, дохода и цены, при этом тео­рия исходит из того, что потребитель ведет себя рационально, т.е. он стремится получить максимум результатов при минимуме зат­рат (достичь наибольшей совокупной полезности, затратив мини­мум средств).

Существуют две версии теории потребительского поведения:

• количественная, или кардиналистическая (от математичес­кого понятия — кардинальное (количественное) число: один, два, три и т.д.);

• порядковая, или ординалистическая (от математического понятия — ординальное (порядковое) число — первый, вто­рой, третий и т.д.).

Количественная (кардиналистическая) теория потребительского поведения исходит из того, что полезность измерима.

Для теорети­ческих измерений полезности была введена даже единица полезно­сти — «ютиль» (от англ, ютилити — полезность).

Согласно этой тео­рии рациональный потребитель максимизирует совокупную полез­ность в том случае, если отношения предельной полезности товара к цене товара для всех товаров, приобретаемых потребителем, рав­ны.

В этом случае потребитель достигает состояния равновесия.

Потребительское равновесие это ситуация, при которой потреби­тель не может увеличить совокупную полезность, получаемую при данном бюджетном ограничении, увеличивая или уменьшая по­купку одного или другого товара.

Алгебраически правило максимизации полезности, или усло­вие потребительского равновесия, может быть выражено следую­щим образом:

= = = …,

где МU — предельная полезность благ а, b, с;

Р — цена благ а, b, с.

 

Рассмотрим следующий пример (табл. 3.1).

Предположим, что потребитель приобретает три товара А, В и С, цены этих товаров и предельная полезность каждого из них при­ведены в левой части табл. 3.1.

Таблица 3.1

Первоначально После перераспределения
Благо Цена (P) Предельная полезность (MU) Отношение предельной полезности к цене (MU/P) Отношение предельной полезности к цене (MU/P) Предельная полезность (MU/PxP)
      4 (2:3)   6 (4x2)
A          
B          
C          
Совокупная полезность        

Из приведенных данных следует, что первоначально доход рас­пределен нерационально, так как в расчете на денежную единицу наибольшую предельную полезность приносит товар В (20), а наи­меньшую — товар А (10).

Совокупная полезность приобретения трех товаров равна 225 утилям (100 + 80 + 45). Если потребитель откажется от единицы товара А, он сэкономит 10 денежных еди­ниц, на которые можно приобрести 2,5 единицы товара В.

 

 

Тогда по мере уменьшения количества товара А его предельная по­лезность будет расти, а увеличение количества товара В приведет к сни­жению его предельной полезности (закон убывающей предельной по­лезности).

Перераспределяя доход таким образом, потребитель посте­пенно достигнет состояния, при котором отношение предельной полезности каждого товара к его цене будет одинаковым.

Допустим, это отношение составит 15. При таком распределении дохода сово­купная полезность возрастет и достигнет 255 утилей (150 + 60 + 45).

Если никакое перераспределение дохода не позволяет увели­чить совокупную полезность, это означает, что потребитель достиг состояния равновесия.

Возможность количественного измерения полезности, оценка которой носит субъективный характер, подвергалась многочисленной критике.

 

В противовес количественной (кардиналистической) теории многие экономисты выдвинули поряд­ковую (ординалистическую) теорию потребительского поведе­ния, согласно которой потребитель, делая свой выбор, оценива­ет предпочтительность того или иного набора благ по сравнению с другими.

Потребитель может расположить наборы благ от ме­нее предпочтительных к более предпочтительным, т.е. опреде­лить, какой набор благ он предпочитает другому, но он не может измерить, насколько один набор лучше другого.

Допустим, потребитель ежемесячно потребляет определен­ное количество товара X (одежда) и товара Y (продукты пита­ния). Удовлетворить свои потребности потребитель может за счет разных наборов, состоящих из разного количества товара X и Y (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Набор товаров Товар X, ед. Товар Y, ед.
А    
В    
С    
D    

 

Обозначив на вертикальной оси товар Y, а на горизонтальной оси — товар X и найдя координаты приведенных выше различных наборов двух товаров, можем построить кривую, которая называ­ется кривой безразличия.

Кривая безразличия (U) представляет собой совокупность по­требительских наборов, каждый из которых имеет одинаковую по­лезность для потребителя.

 

Qy

 

       
 
   
 

 


25

20

15

 

 

 
 


0 2 4 5 8 Qx

Количество товара X, ед.

Рис. 3.2. Кривая безразличия

Любая точка на кривой безразличия (А, В, С, D) характеризует набор товаров X и Y, имеющих одинаковое потребительское значе­ние (приносящих одинаковую совокупную полезность) для потре­бителя, и потому потребителю безразлично, какой набор приобре­сти, т.е. ни один из наборов не имеет предпочтения.

Описать предпочтения по всем наборам разных товаров и Y) можно с помощью карты кривых безразличия (рис. 3.3).

Карта кривых безразличия — это множество кривых безразли­чия, каждая из которых представляет собой различный уровень по­лезности.

Каждая кривая безразличия, входящая в карту кривых безраз­личия, характеризует набор товаров, к которому потребитель отно­сится одинаково, но сами кривые безразличия ранжируются по уровню удовлетворения потребностей. Чем кривая безразличия дальше от начала координат, тем выше степень удовлетворения по­требностей и, следовательно, полезность набора товаров. Кривая безразличия U3 характеризует наибольшую степень удовлетворе­ния потребностей, кривые U1 и U2 соответствуют более низкому уровню удовлетворения потребностей, и, следовательно, наборы, описываемые этими кривыми, обладают для потребителя меньшей полезностью.

 

 

       
 
 
   

 


 

 


U3

U2

U1

0 Количество товара X, ед. Qx

Рис. 3.3. Карта кривых безразличия

 

 

Таким образом, карта кривых безразличия позволяет выявить потребительские предпочтения, однако она не отвечает на вопрос, какой именно набор выберет потребитель.

Чтобы ответить на этот вопрос, надо проанализировать покупательную способность по­требителя — его бюджетное ограничение, т.е. учесть доход потре­бителя и цены товаров.

Предположим, что доход потребителя составляет 4000 руб., и он нуждается в двух товарах Х и Y. Цена товара X =100 руб., цена товара Y= 200руб. В этих условиях потребитель может приобрести следующие наборы товаров (табл. 3.3).

Таблица 3.3

 

Набор товаров Товар X, ед. Товар Y, ед. Общие расходы, руб.
A      
B      
C      
D      
E      

 

Алгебраически бюджетное ограничение может быть представ­лено следующим образом:

РХ Х+РYY=I,

где РХ и РY цена товара X итовара Y;

X, Y— количество товаров, которое может быть куплено на до­ход потребителя;

I — доход потребителя.

Совокупность вариантов выбора, открывающихся перед потре­бителем исходя из его бюджетного ограничения, может быть пред­ставлена в виде графика. Отложив на вертикальной оси товар Y, а на горизонтальной — товар X и найдя координаты каждого из на­боров, построим бюджетную линию (рис. 3.4).

 

Qy

20

           
   
 
   
 

 


15

 

       
 
   
 


10

 

 
 


5

 
 

 


0 10 20 30 40 Qx

 
 


Рис. 3.4. Бюджетная линия

Бюджетная линия (ВL) — это линия, графически отображающая набор товаров, приобретение которых требует одинаковых затрат.

Любая точка, лежащая на бюджетной линии, означает доступ­ность набора товаров потребителю, т.е. его доход позволяет ему приобрести любой набор товаров X и Y.

Покупатель не может себе позволить приобрести набор това­ров, лежащий выше и правее бюджетной линии (точка F), так как такой набор потребовал бы большего дохода.

Точка, находящаяся внутри бюджетной линии (точка G), означает, что набор товаров для потребителя приемлем, но, приобретая такой набор, потреби­тель не полностью использует свой доход, т.е. ему доступны набо­ры, содержащие больше и товара X, и товара Y.

При изменении цен и доходов меняется положение бюджет­ной линии. Бюджетная линия:

• сдвигается вправо, если доход потребителя увеличивается или если происходит одинаковое снижение цен на оба товара;

• сдвигается влево, если доход потребителя уменьшается или если происходит равное повышение цен на оба товара;

• меняет угол наклона, если цены товаров изменяются не­ пропорционально.

Изучив потребительские предпочтения и бюджетные ограни­чения, можно показать, как потребитель делает конкретный вы­бор, т.е. решает, сколько товаров каждого вида приобрести.

 

Напом­ним, что, осуществляя свой выбор, потребитель стремится достичь максимального удовлетворения своих потребностей при заданном бюджетном ограничении.

Оптимальный набор, выбираемый потребителем, должен отве­чать двум требованиям:

во-первых, он должен находиться на бюд­жетной линии

и, во-вторых, набор потребляемых товаров должен быть предпочтителен по сравнению с другими.

Этим условиям соответствует точка касания бюджетной лини­ей кривой безразличия. На рис. 3.5 — это точка е.

Рис. 3.5. Положение равновесия потребителя

Набор, который обеспечивает максимально возможное удов­летворение потребностей, соответствует координатам точки каса­ния бюджетной линией кривой безразличия.

В этой точке потреби­тель находится в положении равновесия — состоянии, при котором он в рамках своего бюджетного ограничения максимизирует совокупную полезность.

Точки а и в кривой безразличия U1 достижимы для потребителя, но потребитель при том же доходе может увеличить степень удов­летворения своих потребностей, перейдя на более высокую кривую безразличия — U2. Точка с на кривой безразличия U3 обеспечивает еще более высокий уровень удовлетворения потребностей, который, однако, не может быть достигнут при существующем доходе.

Поведение людей в сфере распределения собственных доходов и приобретения потребительских благ индивидуально и субъектив­но. Но из индивидуального спроса потребителей складывается со­вокупный рыночный спрос на отдельные товары, «сигнализирую­щий» предложению (производству) о том, какое количество товара требуется на рынках.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: