Предложение: понятие, факторы, эластичность




Предложение (S) — это готовность продавца продать опреде­ленное количество товара в определенный период времени.

Величина предложения (Qs) — это то количество товаров и ус­луг, которое продавцы готовы предложить при данном уровне цен в определенный промежуток времени.

 

 

Связь между уровнем цен и предложением описывает закон предложения, согласно которому изменение цены (Р) влечет за со­бой однонаправленное изменение предложения (Qs), т.е. при уве­личении цены предложение растет, при снижении — падает.

Qs=f(P)>0.

 

Зависимость между ценой и предложением, так же как и в слу­чае спроса, можно описать табличным и графическим способами (табл. 3.6 и рис. 3.8)

Табличное представление функции предложения называется шкалой предложения, которая показывает, какое количество товара продавец готов продать при каждом уровне цен.

Таблица 3.6

Шкала предложения

Цена (Р), ден. ед.          
Величина спроса (Qd), ед          

 

S

       
 
   
 

 


Рис. 3.8. Кривая предложения

 

Кривая предложения (S) характеризует то количество товара, которое продавцы готовы предложить при каждом уровне цен.

Как и в случае спроса, существуют неценовые факторы, влияю­щие на объем предложения:

величина издержек производства товара. Чем выше издерж­ки (затраты), тем меньше объем предложения. В свою оче­редь, уровень издержек производства зависит от применяе­мой технологии, которая определяет количество ресурсов, необходимых для производства, и цен на ресурсы, используемых в данном производстве;

налоги и субсидии. Снижение налогов и выделение субсидий сокращают издержки производства и увеличивают предло­жение. Увеличение налогов сокращает предложение;

наличие взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров и динамика их цен. Появление товара-субститута или сни­жение его цены сократит предложение сопряженного това­ра;

количество продавцов на рынке, условия продажи, степень развитости конкуренции и т.д. Увеличение числа фирм в от­расли приведет к увеличению рыночного предложения;

ожидания производителей в отношении изменения цен. Ожидание роста цен в будущем ведет к сокращению пред­ложения в настоящем и наоборот.

Изменение предложения в результате изменения цены товара ведет к движению вдоль (по) кривой предложения, изменение объема предложения под влиянием неценовых факторов приво­дит к сдвигам кривой предложения (рис. 3.9).

P a)

 

S

S1

           
   
 
 
   
 

 


Q

 

P б)

 

S2

S

       
 
   
 

 


Q

Рис. 3.9. Сдвиги кривой предложения под воздействием неце­новых факторов: а) увеличение предложения; б) сокращение предложения

При данной цене на товар предложение равно Q1. Снижение, например, цен на ресурсы уменьшит издержки производства, и при тех же ценах на товар производители предложат его больше: Q2 > Q1. Кривая S сместится в положение S1.

При удорожании ресурсов издержки производства возрастут и предложение при тех же ценах на товар уменьшится: Q1 < Q2. Кри­вая S сместится в положение S2.

 

Степень изменения предложения под влиянием изменения цены характеризует эластичность предложения и измеряется коэф­фициентом эластичности предложения — ЕS:

ES = : ,

где ΔQs/Qs — изменение предложения (в %);

ΔP/P — изменение цены (в %).

 

Так как зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции всегда прямая, то коэффициент эластичности предло­жения всегда больше 0.

Предложение может быть: эластичное S>1), неэластичное S<1), характеризоваться единичной эластичностью S=1), быть совершенно эластичным S = ∞) и совершенно неэластич­ным S=0).

Степень эластичности предложения зависит от:

• способности производства к быстрой переналадке;

• возможности хранения продукции (предложение скоропор­тящихся продуктов менее эластично, чем продуктов длительного хранения);

• фактора времени, т.е. времени, имеющегося в распоряже­нии производителя для того чтобы отреагировать на изме­нение цены. Очевидно, чем больше в распоряжении про­изводителя времени, чтобы перераспределить ресурсы в пользу продукта, цена на который возросла, тем выше эла­стичность предложения, и наоборот.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: