Рыночное равновесие. Рыночная цена




 

До сих пор спрос и предложение рассматривались отдельно, и в каждом случае определялся характер поведения покупателя и продавца при изменении цен. Кривые спроса и предложения пока­зывают, какое количество товара покупатели готовы купить, а про­давцы готовы продать при каждом возможном уровне цен. Для того чтобы понять, как устанавливается фактическая рыночная цена, надо рассмотреть взаимодействие спроса и предложения (табл. 3.7).

Таблица 3.7

 

Шкала спроса и предложения и рыночное равновесие

Цена, ден.ед. (Р) Объем спроса, ед. (QD) Объем предложения, ед. (QS) Состояние рынка Давление на цены
      S>D (излишек) S>D (излишек) S=D (равенство) D>S (дефицит) D>S (дефицит) Понижающее Понижающее Отсутствует Повышающее Повышающее

 

Как видно из приведенных данных, при цене 8 ден.ед. продав­цы готовы предложить 45 ед. продукции, но покупатели по такой цене готовы купить лишь 15 ед. Возникает излишек в 30 ед. В этих условиях покупатель находится в более благоприятном положении. Это рынок покупателей. Чтобы продать свою продукцию, продавцы вынуждены снизить цену. Аналогичная ситуация возникает и при цене, равной 6 ден.ед.

Когда спрос превышает предложение, возникает дефицит, и в более благоприятном положении находится продавец. Это рынок продавцов. При цене, равной 3 ден.ед., покупатели готовы купить 40 ед. продукции, но продавцы по такой цене продадут лишь 20 ед. Образуется дефицит. Превышение спроса над предложением ведет к росту цены. Аналогичная ситуация возникает и в случае, если цена равна 2 ден.ед.

Только при цене, равной 4 ден.ед., спрос в точности равен предложению, т.е. на рынке достигнуто равновесие. Это означает, что объем предлагаемых и объем товаров, на который предъявляет­ся спрос, совпадают, достигается наибольший объем оборота и ни один из участников рынка не заинтересован в том, чтобы менялась действующая цена.

Цена, при которой спрос равен предложению, называется рав­новесной е), а соответствующий ей объем продаваемых и покупа­емых товаров — равновесным (Qe). Приравновесии

QD=QS = Ре x Qe.

 

Построив на основании данных табл. 3.7. на одном графике кривые спроса и предложения, можно убедиться, что уравновешивающая рыночная цена соответствует точке пересечения кривых спроса и предложения (рис. 3.10).

 

 


Рис. 3.10. Рыночное равновесие

 

При цене равновесия е) объем спроса равен объему предло­жения (Qe).

Особенность рыночного механизма такова, что рынок автома­тически поддерживает равновесие: взаимодействие спроса и пред­ложения корректирует (изменяет) цену до такого уровня, при ко­тором величина спроса и величина предложения совпадают. При цене выше равновесной 1) предложение больше спроса, возника­ет излишек, равный Q1Q2. Продавцы не могут реализовать свою продукцию и вынуждены снижать цену, (тем самым повышая спрос и сокращая предложение) до тех пор, пока не будет достигнуто рав­новесие.

При цене ниже равновесной 2) спрос больше предложения, возникает дефицит, равный Q3Q4, который порождает конкурен­цию между покупателями. Они готовы платить более высокую цену, цена растет, в результате чего спрос сокращается, а предложе­ние увеличивается — рынок движется к равновесию. Таким обра­зом, рынок выступает как саморегулирующаяся система, способ­ная автоматически восстанавливать утраченное равновесие.

Способность рынка, выведенного из состояния равновесия, вновь возвращаться к равновесию под влиянием внутренних сил называется устойчивостью, или стабильностью рынка.

Равновесие, устанавливающееся на рынке одного товара, — это частичное рыночное равновесие. Наряду с последним суще­ствует понятие общего рыночного равновесия — одновременное до­стижение равновесия на всех рынках (рынках благ и рынках ресур­сов). Общее рыночное равновесие означает соответствие между объемом национального производства и покупательной способно­стью всех хозяйствующих субъектов, которая во многом зависит от характера распределения доходов. Достижение общего рыночного равновесия — проблема макроэкономическая.

Итак, мы рассмотрели механизм формирования рыночной цены. Но что такое цена, какова ее внутренняя сущность? Вопрос о сущности, о природе цены является камнем преткновения для многих поколений экономистов-теоретиков.

Согласно воззрениям одних экономистов, цена — это денеж­ное выражение стоимости. Стоимость же создается в процессе производства, она объективна и поддается эмпирическому измере­нию. Формой выражения стоимости и является цена.

Другие экономисты отрицают существование внутренней, присущей товару стоимости, полагая, что стоимость (ценность) — понятие субъективно-оценочное. Объективно же существует толь­ко цена товара — пропорция, в которой один товар обменивается на другие товары или деньги.

 

 

Современная теория цен представляет собой синтез несколь­ких теорий, и поэтому она называется теорией неоклассического синтеза.

Согласно этой теории:

• рыночная цена есть цена равновесия спроса и предложения;

• спрос выражает потребности покупателя и определяется предельной полезностью товара;

• предложение определяется затратами на производство;

• издержки производства характеризуют количество ресурсов,
используемых при производстве данного товара.

 

Таким образом, в цене в концентрированном виде отражается соотношение потребности общества в данном товаре и объёме огра­ниченных ресурсов, которые выделяются для удовлетворения этой потребности.

Сформировавшаяся под влиянием соотношения спроса и предложения рыночная цена выполняет ряд важнейших функций, позволяющих ей быть основным инструментом оптимального рас­пределения ограниченных ресурсов общества в условиях рыночной экономики.

Основные функции цены:

уравновешивающая — рыночная цена устанавливает соответ­ствие между потребностями общества и ресурсами, исполь­зуемыми для удовлетворения этих потребностей;

информационная — через постоянно меняющиеся цены рынок информирует производителей о количестве, качестве, ассортименте, излишке или дефиците товаров и услуг, пред­лагаемых рынком, побуждая их к соответствующим дей­ствиям;

регулирующая — цена оказывает регулирующее воздействие на производство. Увеличение спроса ведет к росту цены и соответствующему увеличению производства, падение спроса — к падению цены и сокращению производства. Та­ким образом в экономике устанавливаются необходимые пропорции производства;

стимулирующая — цена предписывает экономическим су­бъектам определенную линию поведения. При заданной цене конкуренция заставляет предпринимателей, стремя­щихся к максимизации прибыли, снижать издержки произ­водства, повышать качество продукции, внедрять достиже­ния НТП. Неэффективные, неустойчивые предприятия оказываются нежизнеспособными и бескомпромиссно уда­ляются с рынка.

Нарушения рыночного равновесия. В случаях нарушения рыноч­ного равновесия (изменений спроса и предложения под влиянием неценовых факторов) рыночное равновесие будет достигаться при других значениях равновесной цены и равновесного объема.

Изменение спроса при постоянстве предложения оказывает од­нонаправленное воздействие на уровень равновесной цены и равно­весный объем: если спрос увеличивается, то возрастает цена и уве­личивается равновесный объем; если спрос падает, то цена равно­весия снижается и сокращается равновесный объем (рис. 3.11).

а)

                   
   
   
 
 
 
   
 
 
   

 

 


б)

               
   
   
 
 
 
   
 

 

 


Рис. 3.11. Изменение спроса и его воздействие на цену и равновесный объем

 

При увеличении спроса (рис. 3.11а) и цена, и равновесный объем возрастают 21 и Q 2> Q1); при снижении спроса (рис. 3.11б) и цена, и равновесный объем сокращаются 2 < Р1 и Q 2< Q1).

Изменение предложения при постоянстве спроса приведет к разнонаправленному воздействию на равновесную цену и равно­весный объем: если предложение увеличится, то цена равновесия снизится, а равновесный объем возрастет; если предложение со­кратится, то равновесная цена возрастет, а равновесный объем сократится (рис. 3.12).

 

a)

                   
   
     
 
 
   
 
 
   
 

 

 


б)

       
   
 
 

 

 


Рис. 3.12. Изменения предложения и его воздействие на цену и равновесный объем

 

Увеличение предложения (рис. 3.12а) снижает цену равновесия и увеличивает равновесный объем (Р21,но Q2>Q1); уменьше­ние предложения (рис.3.12б) увеличивает цену и снижает равно­весный объем (Р2> P1, но Q2<Q1).

При одновременном изменении спроса и предложения значе­ния равновесного объема и равновесной цены зависят от:

• направления изменения спроса и предложения (увеличиваются они или сокращаются);

• соотношения в изменении спроса и предложения (что из­меняется больше — спрос или предложение).

Так, например, если предложение увеличится больше, чем сокра­тится спрос, то равновесный объем увеличится, в то время как цена снизится; если предложение увеличится меньше, чем сократится спрос, то уменьшатся и равновесный объем, и равновесная цена и т.д.

 

В зависимости от временн ы х возможностей производителей и степени эластичности предложения в экономике различают три типа равновесия.

Мгновенное равновесие — возникает тогда, когда возрастает спрос, а у производителей нет времени, чтобы изменить предложе­ние, т.е. оно совершенно неэластично. Например, резко возрос спрос на клубнику, но у производителей нет возможности в этом сезоне резко увеличить ее предложение. Равновесие устанавлива­ется при цене выше первоначальной.

Краткосрочное равновесие — при увеличении спроса предложе­ние возрастает за счет большей загрузки имеющихся мощностей. Увеличение спроса заставит производителей, например, ввести третью смену и за счет этого увеличить предложение, которое ста­нет более эластичным. Соответственно, цена краткосрочного рав­новесия окажется ниже цены мгновенного равновесия, но выше первоначальной цены.

Долгосрочное равновесие достигается за счет расширения про­изводственных мощностей и увеличения количества предприятий данной отрасли и соответствующего перераспределения ресурсов. Предложение становится более эластичным. Цена долгосрочного равновесия ниже цены мгновенного и краткосрочного равновесия, она носит достаточно устойчивый характер и называется «нормаль­ной» рыночной ценой.

 

Рыночное равновесие и эффективность производства. Равновес­ное состояние рынка позволяет сочетать экономические интересы производителей и потребителей, обеспечивает формирование вы­игрыша (излишка) и потребителя, и производителя

Если рынок находится в равновесии, то потребитель имеет возможность купить больше товара по более низкой цене, т.е. ры­ночное равновесие приводит к возникновению излишка (выигры­ша, ренты) потребителя, представляющего собой разность между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за еди­ницу товара, и той реальной величиной, которую он заплатил фак­тически (равновесной ценой).

Выигрывает и производитель (продавец). Выигрыш производи­теля (продавца) равен разнице между ценой равновесия и той мини­мальной ценой, при которой производителю стоило бы продавать товар, не неся убытков.

Таким образом, в условиях рыночного равновесия в выигрыше оказываются и покупатель, и продавец, т.е. рыночное равновесие ведет к выигрышу общества в целом, который равен сумме выигры­шей покупателя и продавца.

 

 

Еще раз обратим внимание на то, что основное преимущество и ценность рыночного механизма, обеспечивающего автоматичес­кое поддержание рыночного равновесия, состоит в том, что в усло­виях рыночного равновесия достигается наиболее эффективное распределение ограниченных ресурсов в соответствии с потребно­стями членов общества.

Любое отклонение от рыночного равновесия ухудшает поло­жение либо покупателя, либо производителя, а это означает, что соблюдается принцип эффективности или оптимальности по Парето, согласно которому ресурсы распределены оптимально или эф­фективно, когда никто не может улучшить свое положение, чтобы в результате для кого-то оно не ухудшалось. Если же существует возможность для отдельных участников рынка улучшить свое по­ложение, не нанося ущерб другим, то такое распределение эконо­мических благ неэффективно.

Однако все это относится к совершенно конкурентному рынку, который является скорее научной абстракцией, чем реальностью: для хозяйственной практики характерна несовершенная конкурен­ция. В этих условиях рынок автоматически не может обеспечить эф­фективное распределение ресурсов, и объективно становится необ­ходимым государственное вмешательство.


Краткие выводы

1. Носителем потребностей на рынке выступает покупатель. Рациональный потребитель (покупатель) при имеющемся у него бюджетном ограничении (располагаемом доходе и существующих рыночных ценах) стремится максимизировать совокупную полез­ность. Потребитель будет достигать своей цели (находиться в рав­новесии), распределяя свой доход так, чтобы отношения предель­ных полезностей потребляемых им товаров в расчете на цену этих товаров были равны (количественная теория потребительского по­ведения), или приобретая набор товаров, соответствующий коор­динатам точки касания бюджетной линией наивысшей из всех дос­тупных потребителю кривых безразличия (порядковая теория потребительского поведения).

2. Основным фактором, определяющим рыночный спрос, яв­ляется цена. Согласно закону спроса между ценой и спросом суще­ствует обратная зависимость. Изменение цены приводит к измене­нию величины спроса и отражается движением вдоль (по) кривой спроса. Кроме цен, на рыночный спрос влияют: предпочтения по­купателей, количество покупателей и их доход, цены других товаров, ожидания покупателей. Изменение одного или нескольких из этих факторов ведут к изменению спроса и смещению кривой
спроса. Степень изменения спроса под влиянием изменения факто­ров спроса называется эластичностью, которая измеряется коэффи­циентом эластичности. Различают: ценовую эластичность спроса, перекрестную эластичность и эластичность по доходу. В зависимос­ти от соотношения изменения величины спроса и цены спрос мо­жет быть совершенно неэластичным, неэластичным, эластичным, совершенно эластичным или характеризоваться единичной элас­тичностью. Перекрестная эластичность характеризует степень из­менения спроса на один товар при изменении цены другого товара. Эластичность по доходу характеризует степень изменения спроса при изменении дохода покупателя.

3. Основным фактором, определяющим величину предложе­ния, является цена. Между ценой и предложением существует пря­мая зависимость. Неценовые факторы, влияющие на величину предложения, — это издержки производства, уровень налогов и ве­личина дотаций, число продавцов на рынке, их ожиданий в отношении изменения цен и др. Степень изменения предложения при изменении цены измеряется коэффициентом эластичности пред­ложения. Эластичность предложения зависит прежде всего от вре­мени, имеющегося в распоряжении производителя для того чтобы отреагировать на изменение цены.

4. Рыночное равновесие — это такая ситуация на рынке, когда спрос равен предложению. Цена, при которой достигается рыноч­ное равновесие, называется ценой рыночного равновесия. Всякое несоответствие, возникающее между спросом и предложением, в условиях свободного рынка ликвидируется автоматически через изменение уровня цен. Нарушение равновесия со стороны спроса и предложения под влиянием неценовых факторов ведет к измене­нию уровня равновесной цены и равновесного объема.

В условиях рыночного равновесия образуются излишек потре­бителя и излишек производителя. Первый равен разности между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за единицу товара, и равновесной рыночной ценой товара. Излишек производителя — это разность между равновесной ценой и той ми­нимальной ценой, по которой продавец готов продать товар, не неся убытков. Любое отклонение от рыночного равновесия ухуд­шает положение либо продавца, либо покупателя, а это означает, что рыночное равновесие обеспечивает эффективность по Парето.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: