Правило использования факторов производства




Экономика для Юристов

Тема 7

РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОФАКТОРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ

План

Спрос на факторы производства

Рынки факторов производства и пофакторное распределение доходов

До сих пор мы рассматривали рынки конечных товаров и услуг. Данная тема посвящена анализу рынков факторов производства (ре­сурсов), вопросам ценообразования на них. И хотя на этих рынках действуют те же законы спроса и предложения, тот же механизм ры­ночного ценообразования, тем не менее имеются определенные от­личия рынков факторов производства от рынков конечных благ.

На рынках факторов роли хозяйствующих субъектов меняют­ся: если на рынках конечных благ в качестве покупателей выступа­ют домашние хозяйства, а в роли продавцов — фирмы, то на рынке ресурсов покупатели — это фирмы, а продавцы — домашние хо­зяйства, которые владеют факторами производства.

Рынки факторов непосредственно связаны с формированием до­ходов домашних хозяйств. Цена фактора производства для фирмы — это ее издержки, для продавца — доход. Отсюда: рыночная цена фак­тора производства — основа доходов домашних хозяйств. Каждый человек, прямо или косвенно инвестирующий в производство при­надлежащие ему факторы (труд, предпринимательские способности, 'капитал, земля), получает «вмененный доход», доход, соответствую­щий предельной производительности вложенного им в производство фактора, являющейся в то же время основой цены этого фактора.

Таким образом, рыночное распределение доходов — это по-факторное, функциональное распределение, согласно которому денежный доход общества делится в соответствии с функцией, вы­полняемой получателями доходов как поставщиками ресурсов. Все первичные доходы представляют собой оплату различных произ­водственных факторов, равную вкладам этих факторов в создание продукта. Каждому фактору производства соответствует опреде­ленный вид дохода:

 

 

Факторы производства Вид дохода

труд => заработная плата

земля => рента

капитал => процент

предпринимательская деятельность => чистая прибыль

Характеристике этих доходов и будут посвящены данная и сле­дующая темы курса.

Правило использования факторов производства

Цены факторов производства, как и любые рыночные цены, являются результатом взаимодействия спроса и предложения. Од­нако надо отметить что рыночные силы спроса и предложения на рынке факторов находятся под большим влиянием государства, об­щественных организаций и других институциональных сил, неже­ли на рынках конечных благ (государство больше озабочено цена­ми на нефть, чем ценами на джинсы).

Предложение на рынке фактора производства зависит от спе­цифики фактора, степени его ограниченности (редкости), влияю­щей на эластичность предложения и др. Однако общим для предло­жения любых факторов является то, что, как и на рынках конечных благ, предложение порождается спросом. Что же касается спроса, то тут имеются определенные отличия. Как и рыночный спрос на конечные блага, рыночный спрос на факторы производства пред­ставляет собой сумму спросов отдельных фирм. Но как определя­ется, от чего зависит спрос на факторы производства со стороны отдельной фирмы?

В основе спроса, как известно, лежит стремление покупателя к удовлетворению своей потребности. Фирма нуждается в факторах производства (ресурсах), поскольку с их помощью она производит товары и услуги, реализация которых позволяет ей достичь своей цели — прибыли. Для фирмы факторы производства — это сред­ство достижения цели.

Отсюда и основная отличительная особен­ность спроса на факторы производства — он носит производный ха­рактер и зависит от спроса на конечные товары и услуги.

(Автомо­билестроительная фирма предъявляет спрос на металл, поскольку потребители предъявляют спрос на автомобили.)

Производный характер спроса на факторы производства пре­допределяет то обстоятельство, что спрос на факторы и цены на них зависят от типа рыночной структуры рынка конечных товаров и услуг, на котором фирма функционирует в качестве продавца, и типа рыночной структуры рынка ресурсов, на котором фирма функционирует в качестве покупателя. Имеет ли фирма возможность вли­ять на цены своей продукции и/или на цены покупаемых ею ресурсов или нет — все это отражается на спросе на ресурсы и их ценах.

Однако каков бы ни был тип рыночной структуры рынков ко­нечных товаров и услуг и рынков ресурсов, основные экономичес­кие параметры, от которых зависит спрос на отдельный вид факто­ров производства, — это:

 

• предельная производительность фактора;

• предельная выручка фирмы, получаемая при реализации
готовой продукции (цена товара);

• предельные издержки использования фактора производ­ства.

 

Рассмотрим связь между этими показателями и спросом на фактор производства подробнее (на примере спроса на труд).

Напомним, что предельная производительность переменного фактора характеризует прирост совокупного продукта в результате увеличения вложений фактора производства на единицу и изме­ряется предельным продуктом вводимого фактора. Так, результа­тивность увеличения вложения труда на единицу (найма одного дополнительного рабочего) при постоянстве вложения капитала будет измеряться приростом совокупного продукта в результате найма одного дополнительного рабочего.

Продажа предельного продукта, полученного в результате вло­жения дополнительной единицы фактора, увеличит совокупный доход фирмы на величину предельной выручки.

Прирост совокупной выручки в результате применения каж­дой дополнительной единицы вводимого фактора называется пре­дельной доходностью фактора, или предельным продуктом фактора в денежном выражении (МRР).

Так, предельная доходность труда характеризует увеличение выручки в результате найма одного дополнительного рабочего и равна произведению предельной выручки на предельный продукт фактора (труда).

МRРL=МR х МРL,

где МRР L, — предельная доходность труда;

МR — предельная выручка;

MP L — предельный продукт труда.

 

Величина предельной доходности ресурса зависит от типа ры­ночной структуры, в которой функционирует фирма как продавец товара (совершенная или несовершенная конкуренция).

В условиях совершенной конкуренции, поскольку предельная выручка фирмы (МR) равна цене продукта (Р), предельный про­дукт фактора в денежном выражении равен произведению цены товара на предельный продукт фактора

 

MRP = P x MP

 

А так как предельная выручка (цена) конкурентной фирмы — величина постоянная, то предельная доходность фактора конку­рентной фирмы зависит от динамики предельного продукта фак­тора, который в силу действия закона убывающей отдачи по мере увеличения вложений одного фактора и постоянстве других сни­жается. Следовательно, по мере увеличения вложения одного фак­тора его предельная доходность падает.

В условиях несовершенной конкуренции на предельную доход­ность фактора влияет не только динамика предельного продукта, но и динамика предельной выручки, которая в условиях несовер­шенной конкуренции также по мере увеличения объема производ­ства сокращается. В итоге предельная доходность фактора у некон­курентной фирмы падает быстрее, чем у конкурентной фирмы.

Динамика предельной доходности фактора (труда) в условиях со­вершенной и несовершенной конкуренции представлена на рис. 7.1.

 
 

 


Рис. 7.1. Кривые предельной доходности фактора конкурентной (MRP1) и неконкурентной фирмы (MRP2)

Большая крутизна кривой МКР2 говорит о том, что предельная доходность вводимого ресурса фирмы, обладающей рыночной вла­стью, падает быстрее, чем у конкурентной фирмы.

Таким образом, спрос на фактор производства, предъявляемый фирмой, стремящейся к максимизации прибыли, зависит прежде всего от величины дохода, который может получить фирма в ре­зультате введения дополнительной единицы фактора. Однако, предъявляя спрос на фактор, фирма должна оценить не только уве­личение своего дохода в результате введения дополнительной еди­ницы фактора, но и те затраты, которые она понесет, приобретая дополнительную единицу фактора.

Прирост издержек фирмы в результате приобретения допол­нительной единицы фактора называется предельными издержками фактора (МRС).

Для фирмы, функционирующей на конкурентном рынке фак­тора производства, прирост ее издержек (МRС) равен цене фактора производства (Pf)

MRC = Pf.

 

 

Если фирма является монопсонистом на рынке фактора про­изводства, то она имеет возможность приобретать фактор по цене ниже цены конкурентного равновесия, и ее предельные издержки будут ниже цены фактора

МRС < Рf.

Таким образом, фирма, стремящаяся максимизировать при­быль, предъявляет спрос на фактор производства, руководствуясь правилом: предельные издержки фактора (МRС) должны равняться предельной доходности фактора (МRР)

МRР = МRС.

При условии, что фирма функционирует на совершенно кон­курентном рынке фактора: предельные издержки фактора (МRС), равные цене фактора f), должны равняться предельной доходнос­ти фактора (МКР)

MRP=MRC=Pf

Если МRР>МRС, то потребление фирмой еще одной единицы фактора увеличит в большей степени доход, чем общие издержки, и, следовательно, увеличит прибыль. Если МRС>МRР, то потреб­ление фирмой еще одной единицы фактора уменьшит ее прибыль.

Руководствуясь правилом использования фактора, фирма бу­дет предъявлять спрос на фактор до тех пор, пока его предельная доходность превышает предельные издержки, и будет сокращать спрос, если предельные издержки фактора выше его предельной доходности.

Таким образом, соблюдение правила спроса на фактор про­изводства при прочих равных условиях позволяет фирме макси­мизировать прибыль, т.е. данное правило идентично правилу определения оптимального объема выпуска на основе равенства МС = МR.

Спрос на фактор производства (труд) со стороны, не влияю­щей на цену конечного товара фирмы, совпадает с кривой пре­дельной доходности фактора (труда) (рис. 7.2).

 

 
 

 


Рис. 7.2. Кривая спроса конкурентной фирмы на фактор производства

 

Любая точка на кривой D характеризует приобретаемый объем фактора производства (труда) при каждом уровне его цены (зара­ботная плата). Точка е соответствует равенству предельной доход­ности труда цене труда (заработной плате) и определяет спрос на труд, который будет предъявлен фирмой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: