МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)




Учебная, научно-исследовательская и правоприменительная деятельность в области юриспруденции результативна при использованииобщетеоретических методов познания (комплексный и системный анализ, синтез, метод обобщения, статистические наблюдения, иные методы формальной логики), а для толкования нормативных положений и формулирования рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства - при обращении к таким специальным приемам исследования как историко-правовой, теоретико-прогностический, сравнительно-правовой и др.

Данная рабочая программа ориентирована на выбор студентами творческих заданий, на формирование у них умения оценивать эффективность и экономичность процедурных и процессуальных действий в государственном управлении; на развитие умений и навыков в составлении проектов обращений в публичную администрацию и в суды, подготовку комментария к нормативному или судебному акту, оценки последствий принимаемых управленческих решений.

Для изучения содержания дисциплины «Служебное право» важным видом учебных занятий является конспектирование лекции: краткая, схематичная, последовательная фиксация основных положений, формулировок, приводимых лектором, с выделением ключевых слов и терминов; можно записывать лекции при помощи современных устройств (диктофон, ноутбук, нетбук и т.п.).

Лекционный материал необходимо воспринимать как руководство к дальнейшей самостоятельной работе по изучению дисциплины, а не как достаточные для положительной оценки в ходе практических занятий и на экзамене сведения.

Существенную роль в приобретении требуемых компетенций выполняют практические занятия, которые призваны закреплять теоретические знания, полученные в ходе прослушивания лекционного материала, ознакомления с учебной и научной литературой, изучения административного законодательства, а также выполнения самостоятельных заданий. На практических занятиях студенты учатся решать задачи на основе теоретических знаний, приобретают навыки сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотез, выводов, составления заключений, поиска выхода из неординарных ситуаций, а также умение работать в коллективе и вести дискуссию. В этих целях запланировано использование активных и интерактивных форм проведения практических занятий (круглых столов, дебатов, мастер-классов, деловых и ролевых игр, презентация результатов научных исследований, подготовка экспертных заключений, моделирование публично-правовых споров, работа в справочно-правовых системах и др.) Для подготовки к студенческим дебатам было бы полезен просмотр фильма «The Great Debators» (Большие спорщики), реж. Д. Вашингтон, 2007. На практическом занятии каждый имеет возможность критически оценить свои знания, навыки и умениями в сравнении с другими студентами, сделать выводы о необходимости устранения обнаружившихся пробелов в знаниях.

При подготовке к практическому занятию следует продумать алгоритм действий, уяснить предложенный план занятия, осмыслить вынесенные для обсуждения вопросы, внимательно ознакомиться с нормативной базой в актуальной редакции, учебной литературой и правоприменительной практикой. Необходимо изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников. Подготовка к практическому занятию активизирует работу с книгой, учит рассуждать. Сталкиваясь в ходе подготовки с недостаточно понятными моментами темы, студенты находят ответы самостоятельно или фиксируют свои вопросы для постановки и уяснения их на практическом занятии. Предлагается к наиболее важным и сложным вопросам темы составлять конспекты ответов.

Следует готовить все вопросы соответствующего занятия и тщательно продумать свое устное выступление. Отвечать на тот или иной вопрос рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения, свободно оперировать понятиями и категориями дисциплины. На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Вместе с тем в процессе подготовки, прорабатывая предложенные вопросы, следует определить для себя один-два из них (можно, конечно и больше), в которых студент чувствует себя наиболее уверенно и в качестве консультанта или оппонента намерен задать тон на практическом занятии.

В ходе практического занятия студент учится публично выступать, видеть реакцию слушателей, логично, ясно, четко, грамотным юридическим языком излагать свои мысли, проводить доводы, формулировать аргументы в защиту своей позиции и соблюдать правила этики ведения научной дискуссии и обмена мнениями. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Выступление не может сводиться к репродуктивному уровню (простому воспроизведению или чтению текста). Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом можно обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т. д. Практическое занятие стимулирует стремление к совершенствованию конспекта, желание сделать его более информативным, качественным. От одного практического занятия к другому, на всех его этапах и их коррекции студент поднимается на более высокую ступеньку собственной зрелости, своего мнения более эффективно работать над проблемами, непосредственно относящимися к его будущей профессии, развивать творческие способности, активность и инициативу. Желательно, чтобы по результатам выступление возникла проблемная ситуация, спор, дискуссия, к участию в которых должен стремиться каждый.

Самостоятельная работа может проводиться на лекциях, практических занятиях, во внеаудиторных условиях. Основные трудности самостоятельной работы студентав освоении курса заключаются в усвоении терминологии, а также в том, что в рекомендуемых книгах содержатся ссылки на утратившие силу нормативные правовые акты, что обусловлено изменчивостью административного законодательства. Соответственно, авторы лишены возможности вносить поправки в тексты учебников. Для их преодоления рекомендуются следующие виды самостоятельной работы – текущая проработка материалов лекций; изучение отдельных разделов учебной дисциплины по монографии или учебному пособию; изучение основной и дополнительной литературы, ее конспектирование и реферирование; составление аннотаций, рецензий и отзывов, библиографии и обзора публикаций по теме; работа со словарем, справочником; составление и разработка терминологического словаря; подготовка к текущей и промежуточной аттестации (к тестированию, контрольной работе, экзамену); выполнение домашних контрольных работ; самостоятельное выполнение творческих заданий). Самостоятельная работа должна быть ориентирована на изучение практики подзаконного регулирования, судебных решений, принятых вследствие оспаривания решений и действий (или бездействия) исполнительной власти. Следует учитывать, что судебные акты отличаются политико-правовым, интерпретационным, правотворческим и научным содержанием, стилем мотивации, наличием судебной доктрины, судейского усмотрения, в отдельных случаях «судейского активизма», публикацией особых мнений судей.

Порядок самостоятельной работы определен тематическим планом (см. разделы 5 и 6 настоящей программы). Для самостоятельного усвоения курса следует:

а) внимательно изучить теоретические разделы указанных источников;

б) параллельно знакомиться с действующими правовыми актами и практикой их применения;

в) выполнять задания и интерпретировать результаты;

г) найти ответы на вопросы.

При чтении научной литературы принято использовать:

ü просмотровое чтение (оно используется для составления общего впечатления и предполагает просмотр текста; при просмотровом чтении обычно читается титульный лист, аннотация, оглавление, отдельные абзацы и предложения);

ü ознакомительное (выборочное) чтение (оно используется для выяснения определенных вопросов, которые находятся в разных источниках, а также с целью сравнения, сопоставления извлеченной информации, выработки собственной позиции по данному вопросу);

ü изучающее чтение (это активный вид чтения, который предполагает внимательное изучение материала; нацелен на усвоение главной мысли текста, его цели, на понимание логики изложения и т.д.; этот вид чтения требует последовательности в изучении).

Полезно заполнять таблицу по мере «прохождения» темы:

 

Знаю Что узнал Хочу узнать

 

Полезно составлять схемы, устанавливающие иерархию понятий, вести словарь понятий и терминов, обращаться к перечню ключевых слов, к оглавлению изучаемых источников литературы.

Форма отчетности о результатах самостоятельной работы по дисциплине. Отчет о самостоятельной работе студенты представляют в виде презентаций, устных докладов, блок-схем, тестов, конспектов, эссе или рефератов.

Для самостоятельного усвоения курса рекомендуются следующие основные формы конспекта: план (простой и развернутый), выписки, тезисы. Они помогают понять содержание правовых актов, изучаемой книги, выделить их основные положения и логику. Полноценные записи отражают не только содержание услышанного или прочитанного, но и результат мыслительной деятельности студента. Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. Следует помнить: у студента, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний. Особенно важны и полезны записи тогда, когда в них находят отражение мысли, возникшие при самостоятельной работе. Приветствуется широкое использование не только рекомендуемой основной и дополнительной литературы, но и Интернет-ресурсов, названных в программе.

Конспект объединяет в себе план, выписки и тезисы; показывает внутреннюю логику изложения; содержит основные выводы, важные положения, факты, доказательства; отражает отношение составителя к материалу и может быть использован в работе не только самим автором, но и другим человеком.

При составлении конспекта необходимо избегать многословия, излишнего цитирования, стремления сохранить стилистическую особенность текста в ущерб его логике.

Различают следующие виды конспектов:

ü плановый – составляется при помощи предварительного плана; каждому его пункту соответствует определенная часть конспекта;

ü текстуальный – составляется преимущественно из цитат, которые связаны логическими переходами;

ü свободный – представляет собой сочетание выписок, цитат и иногдатезисов;

ü тематический – не отражает всего содержания текста, отрабатывает лишь определенную тему, отвечает на конкретный вопрос.

Для студентов проводятся групповые и индивидуальные консультации в случае, когда необходимо подробно рассмотреть практические вопросы, которые были недостаточно освещены или совсем не освещены в процессе лекции, или с целью оказания помощи в самостоятельной работе (написание рефератов, выполнение курсовых работ, сдача экзаменов, подготовка конференций).

Приветствуется приобщение студентов к научно-исследовательской деятельности, их участие в проводимых научно-практических и учебно-методических конференциях.

После прохождения определенного количества тем осуществляется текущий контроль за формированием заданного уровня овладения соответствующими компетенциями в форме компьютерного или бланочного тестирования, оценки участия обучающихся в диспутах, круглых столах, деловых играх, решении ситуационных задач, заслушивания докладов, составления комментария к нормативным актам и судебным решениям для целей правильного толкования и разъяснения действующего права.

Основным видом проверки знаний, навыков и умений студентов является получение устных ответов в рамках практического занятия, на зачете.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: