Возрастное развитие двигательных качеств




Мышечная сила. Для оценки мышечной силы чаще всего используются два показателя: 1) максимальная произвольная сила (МПС) - показатель динамометрии при максимальном волевом напряжении - килограмм-сила и 2) относительная величина МПС (МПС0ТН - величина МПС, приходящаяся на 1 кг массы тела человека).

Важнейшим фактором, обусловливающим возрастное увеличение силовых возможностей, является необходимость постоянно, при всех видах мышечной деятельности преодолевать силы гравитации, нарастающие вместе с неуклонным ростом массы тела ребенка.

Особенности возрастной динамики и степени развития силы различных мышечных групп объясняются сроками включения и степенью участия в двигательной активности бытового, игрового, спортивного и профессионального характера. Мышцы-разгибатели шеи, затем - туловища и нижних конечностей уже с первого года жизни включаются в антигравитационные реакции, обеспечивая принятие и удержание вертикальной позы отдельных частей и всего тела. Эту физическую нагрузку они выполняют помимо участия в движениях. Все другие мышечные группы меньше задействованы в удержании вертикальной позы. Они нагружаются в меньшей степени, а потому меньше и скорость прироста их силовых возможностей. Двигательная активность девочек, которая обеспечивается участием в работе не только разгибателей, но и сгибателей, меньше, чем у мальчиков. Этим объясняется большее, чем у мальчиков, отставание в развитии силы мышц-сгибателей по сравнению с разгибателями.

Таким образом, двигательная активность играет важнейшую роль в возрастном развитии мышечной силы. Любые виды спортивной подготовки способны повысить уровень возрастной динамики МПС. Акцентированное применение упражнений силовой направленности дает наибольший эффект в сенситивный период высокой чувствительности естественного развития мышечной силы и оказывается малоэффективным в предшествующий и последующий периоды.

Быстрота движений и скоростно-силовые качества. Быстрота реакции оценивается продолжительностью латентного периода (ЛП), то есть интервалом времени от сигнала к началу действия (загорание лампочки, выстрел стартового пистолета) до осуществления этого действия.

Минимальный возраст ребенка, в котором удавалось измерить ЛП -2-3 года. В этом возрасте ЛП очень велик (до 1,3 с). В последующие годы он быстро сокращается. Укорочение ЛП продолжается до начала препубертатного периода. В последующие годы совершенствование быстроты реакции продолжается замедленными темпами до конца пубертатного периода.

Частота (темп) движения является одним из параметров быстроты. Измеряется частота движений (ЧД) количеством двигательных циклов за определенный промежуток времени (чаще всего - за 10 с). В дошкольном возрасте и в первой половине препубертатного периода (до 8 лет) ЧД быстро нарастает. В последующие годы возрастная динамика совершенствования ЧД носит волнообразный характер с наличием 2-3 пиков.

Уровень развития ЧД, осуществляемых различными мышечными группами, неодинаков. Он значительно выше для малых мышц (например, кисти в теппинг-тесте), чем для крупных (мышцы ног в беге на месте). Это прослеживается на протяжении всей прогрессивной стадии онтогенеза.

Половой диморфизм возрастной динамики ЧД состоит в том, что максимальный уровень показателя у девочек достигается в 13 лет, после чего преобладает тенденция к снижению, а у мальчиков совершенствование ЧД продолжается, хотя и медленными темпами, до зрелого возраста и достигает более высокого уровня.

Скоростно-силовые качества обычно тестируются по результатам прыжков с места в длину или высоту. Поэтому для их обозначения часто используется термин "прыгучесть". Возрастное развитие прыгучести у девочек, не занимающихся спортом, протекает наиболее интенсивно в самом раннем возрасте (с 4 до 5 лет). В последующие годы скорость прироста изменяется волнообразно. В начале постпубертата (с 13-14 лет) ее совершенствование прекращается и появляется тенденция к ухудшению (рис. 21.7).

У мальчиков на протяжении всего возрастного диапазона (от 7 до 20 лет) прыгучесть прогрессирует. Происходит это неравномерно, с волнообразными колебаниями скорости прироста.

Выносливость. В спортивной физиологии принято выделять два вида выносливости: статическую и динамическую.

Статическая выносливость измеряется продолжительностью удержания (t, с) заданного мышечного усилия (чаще всего - 50% от максимального), выполняемого с помощью гидродинамометра, или времени удержания спортивных поз (вис, упор, угол и т.д.). Реже используется показатель "статическая работоспособность" - произведение времени удержания статического усилия (в с) на его величину (в кг).

Статическая выносливость как у мальчиков, так и у девочек увеличивается в основном только в пубертатном периоде. В годы интенсивного полового созревания (в 12 лет у девочек и в 13-14 - у мальчиков) этот показатель временно снижается, а максимальный уровень устанавливается в 15-16 лет.

Выносливость к динамической работе в зависимости от ее интенсивности подразделяется на общую (аэробную) и скоростную (анаэробную) выносливость. Измеряются оба вида выносливости по показателям двигательных тестов (максимальное расстояние, преодолеваемое за заданное время работы, или лучшее время на заданной дистанции) или параметрами источников энергообеспечения (МПК и др. - при общей выносливости, максимальный кислородный долг (МКД) и др. - при скоростной).

Скоростная выносливость, судя по результатам двигательных тестов у девочек нарастает в препубертатном периоде, в пубертатном периоде ее развитие замедляется, а в начале постпубертата - вновь ускоряется. В последующие годы происходит ухудшение скоростной выносливости.

У мальчиков в годы интенсивного полового созревания снижение темпов возрастного развития скоростной выносливости выражено сильнее, в последующие годы оно стабильно ускоряется.

Общая выносливость уже с 4-летнего возраста развивается очень интенсивно, и высокие темпы ее прироста удерживаются до 9 лет у девочек и до 11 - у мальчиков. В период полового созревания в течение 2-3 лет наблюдается снижение темпов прироста с последующим повышением.

Аэробная производительность, оцениваемая по абсолютной величине МПК, в детские годы нарастает медленно. У девочек в возрасте от 8 до 14 лет темпы прироста повышаются (до 150-200 мл ежегодно), а затем МПК несколько снижается или стабилизируется на достигнутом уровне. У мальчиков МПК выше по уровню и темпам прироста. Основные возрастные изменения МПК как у юношей, так и у девушек протекают в детском и пубертатном периодах.

Гибкость, или подвижность в суставах, измеряется максимальной амплитудой движений. Различают два вида гибкости: активную, достигаемую за счет работы соответствующих мышечных групп, и пассивную, проявляющуюся под воздействием каких-либо внешних сил.

Возрастное развитие гибкости как у девочек, так и у мальчиков подразделяется на три периода: первый - от 7 до 10 лет - равномерное ускорение развития гибкости во всех суставах; второй - от 11 до 14 лет - менее быстрое гетерохронное развитие с достижением максимума амплитуды движений в разном возрасте для различных суставов: до 11-12 лет- в плечевых, до 12 лет - в шейном отделе позвоночника, до 14 лет - в грудном и поясничном его отделах. Несмотря на достаточно высокие резервы гибкости, она в значительной мере обусловлена генетически.

Ловкость. Под ловкостью понимают способность быстро обучаться новым движениям и адекватно реагировать на меняющуюся двигательную обстановку. Поэтому измерителями ловкости являются время обучения движениям, координационная сложность и точность выполняемых упражнений, и способность к экстраполяции (адекватному решению двигательных задач в условиях меняющейся обстановки).

В процессе развития ловкости выявлено ее возрастное совершенствование, связанное с увеличением подвижности и динамичности нервных процессов и кинестезической чувствительности.

Возраст 6 лет считается переломным в развитии двигательной системы, играющей ведущую роль в координации движений. Формирование ее завершается к 13-14 годам. Внутри этого возрастного диапазона укладываются сенситивные периоды для многих проявлений ловкости.

Одно из проявлений ловкости - точность оценки пространственных параметров движений - развивается интенсивнее всего от 5 до 11 лет, а степени мышечных напряжений - от 11 до 16 лет; функция программирования движений активно формируется в возрасте от 7 до 10 лет.

В возрасте 7-8 лет заметно улучшается точность бросков в цель. Это связано с совершенствованием функций зрительной сенсорной системы.

Перестройка механизмов моторной регуляции происходит в возрасте 9-10 лет, что сопровождается ухудшением ряда координационных способностей.

Равновесие - одна из важнейших форм проявления ловкости. Функция равновесия состоит в удержании тела в заданном положении благодаря целесообразно распределенным точно дозированным статическим усилиям соответствующих мышечных групп. Равновесие интенсивно развивается в возрасте от 7 до 12 лет, в последующие годы оно достигает максимальной выраженности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: