Учение о бытии (онтология).




1. Проблема бытия в философии.

2. Категория материи и ее философский смысл.

3. Движение как способ существования материи.

4. Системность как атрибут материи.

5. Пространство и время.

 

1.

В истории философии категория бытия выступает в двух смысловых зна­чениях. Бытие понималось, во-первых, как сущее (реальность) и, во-вторых, как существование (процесс). Эти смысловые значения находятся во взаи­мосвязи, так как реальность обнаруживает себя только в процессе, а процесс не может происходить без наличия объекта. Мыслители прошлого выдвинули множество концепций бытия. В древнеиндийской философии бытие интерпретировалось как Брахман и Атман («Упанишады»), джива и аджива (джайнизм), жизненный процесс (буддизм).

В древнекитайской философии различалось божественное (Небо) и земное
(соединение 5 материальных начал) бытие.

Древнегреческие философы досократики понимали под бытием объективно существующий, вечный и совер­шенный Космос. При этом одни из них рассматривали бытие как непрерывно становящееся (Гераклит), другие – как единое, неизменное и неподвижное (Парменид). Материалист Демокрит и объективный идеалист Платон противопоставляли чувственно воспринимаемым вещам истинное (умопостигаемое) бытие - совокупность атомов или мир идей. Аристотель преодолевает это противопоставление и создает учение о различных уровнях бытия (от«первоматерии» до Бога).

Средневековая религиозная философия исходит из противопоставления «творящего» бытия (Бога) «сотворенному» бытию (человек и природа). В эпоху Возрождения в связи с развитием науки и техники формируется новая концепция бытия – как материалистически понимаемой природы.

В философии Нового времени бытие обычно трактуется как реальность (объект), противостоящая человеку (субъекту). В связи с развитием и доми­нированием механики как науки в это время исходным для постижения категории бытия становится понятие «тело», свойства которого переносятся на бытие в целом. В силу этого бытие понимается материалистами Нового вре­мени как природа, мир механических тел, физическая реальность, действую­щая по своим собственным законам, противостоящая сознанию и являющая­ся для него объектом изучения. Философы-идеалисты Нового времени фор­мируют и развивают иную концепцию бытия - идеального бытия, сознания и самосознания («мыслю, следовательно, существую» у Декарта; существова­ние как данность в восприятии у Беркли и Юма; деятельность духовных суб­станций-монад у Лейбница). При этом, если материальное бытие (природа) трактовалась ими как нечто косное, инертное, неспособное к развитию, то идеальное бытие (сознание, дух) наделялось активностью, творчеством, сво­бодой. Свое наивысшее выражение идеалистическая концепция бытия полу­чила в немецком классическом идеализме. Кант различает природное и нрав­ственно-свободное (человеческое) бытие. Для Фихте подлинным бытием яв­ляется свободная деятельность абсолютного «Я», продуктом, сознания которого выступает материальное бытие. Шеллинг видит в природе неразвитый, дремлющий разум, а подлинное бытие - в свободе человека, в его духовно-творческой деятельности. У Гегеля бытие рассматривается как первая, непо­средственная ступень в самопознании абсолютной идеи. Заслугой немецкого классического идеализма является то, что он выявил такой важный уровень бытия, как бытие культуры, воплощающийся в различных сферах деятельно­сти человека (наук, мораль, право, религия, искусство, философия). Это иде­альное бытие было изучено немецкими идеалистами (особенно Гегелем) в своем историческом развитии.

Для марксистской философии исходным в понимании бытия становится его определение как объективной реальности. Первичным и определяющим считается материальное бытие, но признается и относительная самостоятель­ность духовной жизни. В западной философии 2-й пол. ХГХ -XX вв. в интер­претации категории бытия доминирует идеалистическая тенденция. В «фило­софии жизни» (Ницше, Дильтей, Шпенглер, Бергсон) бытие совпадает с по­нятием жизни. В неокантианстве (Кассирер, Виндельбанд, Риккерт) различается мир сущего и мир ценностей (подлинное человеческое бытие). В пози­тивизме категория бытия постепенно утрачивает всякий научный смысл и отбрасывается неопозитивизмом как метафизическая псевдопроблема. В эк­зистенциализме (Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Марсель) бытие ограничивается рамками человеческого существования, причем также различается природное и человеческое, подлинное (свобода) и неподлинное бытие.

Для современного понимания категории бытия характерен прежде всего
системный анализ этого фундаментального философского понятия. Наиболее часто бытие определяется как интегральная характеристика мира, утверждающая его целостность через существование. Поэтому для современной философии сохраняет особую актуальность проблема критерия существования. В истории философии было предложено немало оснований, по которым предлагалось принять существование объекта: быть воспринимаемым, быть мыслящим или мыслимым; быть объективно существующим, обладать жизнью, развитием, свободой, индиви­дуальностью. Проблема состоит в том, чтобы найти критерии существования, характеризующие как бытие в целом, так и каждый из его уровней в отдельности. Выделя­ется ряд не сводимых друг к другу форм и уровней бытия.

В той или иной формулировке принято говорить о четырех основных формах бытия:

1) бытие вещей, процессов и состояний, в котором выделяют, с одной стороны, бытие природы как целого, а с другой – бытие вещей и процессов, произведенных человеком (первой и второй природы);

2) бытие человека;

3) бытие идеального (духовного), подразделяющееся на индивидуализированное и объективированное идеальное;

4) бытие социального, подразделяющееся на индивидуальное социальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и процессе истории) и бытие общества.

Следует коротко охарактеризовать основные формы бытия.

Вещи и процессы, принадлежащие к бытию первой природы в ее целостности существуют до, вне и независимо от сознания человека. Это – коренное и постоянное отличие первой природы как особой формы бытия. Однако оно предполагает важнейшее бытийственное различие между природой в целом и ее отдельными сущими: природа в целом бесконечна в пространстве и времени, а отдельные вещи, процессы и состояния природы всегда локализованы и в пространстве, и во времени, имеют преходящий характер. Вторая природа строго зависит от первой. Специфика бытия второй природы – в его комплексном характере (природно-духовно-социальном), социально-исторической сущности.

Специфика человеческого бытия определяется его многомерностью. Человек пребывает в трех измерениях, существуя как мыслящая и чувствующая «вещь» (тело), как индивидуальная особь вида Homo sapiens, взятая на данном витке его эволюции и, наконец, как социально-историческое существо. Именно человек является носителем следующей формы бытия – бытия духовного.

Индивидуализированное бытие духовного включает преждевсего сознание индивида. Его непосредственное бытие скрыто от любого внешнего наблюдения и характеризуется исключительной подвижностью процессов. Конкретные процессы возникают и исчезают вместе с рождением и смертью отдельных людей. Однако некоторые их результаты могут удерживаться в результате объективации или непосредственной передачи в процессе общения. Важную проблему представляет связь сознания с деятельностью нервной системы индивида, т.е. проблема существования сознания. Несмотря на установленную опытным путем локализацию элементов сознания в деятельности определенных участков и образований нервной ткани, эти процессы не могут быть сведены друг к другу – хотя бы уже в силу внепространственного характера процессов сознания. Мысли, переживания и образы не являются физическими предметами, а именно идеальными образованиями. При этом индивидуальное идеальное обязательно материализуется в естественных и искусственных знаково-символических формах существования.

Результаты деятельности сознания могут отделяться от конкретного человека и формировать идеальное бытие второго типа – объективированное, специфика которого – в способности его элементов сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени. Эти элементы оказываются данными для определенных поколений людей, существующими до них и относительно независимо от них благодаря материализации. Ярчайший пример материализации идеального – язык, который отражает единство индивидуализированного и объективированного.

О бытии социального речь пойдет в соответствующем разделе.

Также принято выделять два уровня бытия, присущие всем перечисленным формам: существование в возможности и существование в действительности, которые иногда трактуются как потенциальная и актуальная формы бытия.

В философии категория бытия соотносится со своей противоположностью - категорией небытия. В самом понятии небытия заложено логическое про­тиворечие, ибо признать наличие небытия, по мнению многих философов и ученых, это то же самое, что признать существование несуществующего. Констатация данного противоречия побуждала представителей ряда фило­софских школ отказывать понятию небытия в праве на существование в нау­ке. Тем не менее, это понятие было востребовано в различных философских учениях. Всеми признаками небытия обладает «нирвана». В даосизме анало­гом небытия является «дао, не имеющее имени», из которого все и в которое все возвращается. В учении Демокрита наряду с бытием, состоящим из ато­мов, существует и небытие (пустота). Близка небытию «хора» Платона (по сути дела - беспредельное и неопределенное пространство). Аристотель раз­личает актуальное и потенциальное бытие, наделяя второе признаками отно­сительного бытия. В средневековой философии аналогом небытия становит­ся «ничто», из которого Бог сотворил мир. Философы Возрождения и Нового времени (за исключением христианских мистиков) отрицают онтологический статус небытия. Для Гегеля небытие - это категория логики, антитезиса бы­тия, столь же общая и бедная содержанием абстракция, как и «чистое бытие».

Категория небытия отсутствует вмарксистской философии, как несовмести­мая с се учением о неуничтожимости материи. Философы новейшего време­ни также, как правило, отвергают категорию небытия как метафизическую. В своем учении о «вечном возвращении» Ницше так и не пришел к призна­нию небытии. Бергсон понимал небытие как несостоявшееся бытие чего-либо. Только экзистенциалисты (Хайдегтер, Сартр) возрождают проблему небытия. Центральные понятия их философии - время (у Хайдеггера), свобо­да (у Сартра) - оказываются, по сути дела, тождественными небытию.

Можно различить два вида небытия: относительное и абсолютное. Аристо­тель и Гегель доказали существование относительного бытия (например, от­сутствие некоего качества в объекте, возникновение, изменение и уничтоже­ние самого объекта). Но никто еще не смог доказать существование абсо­лютного небытия. В самом деле, может ли существовать то, что не существу­ет ни в каком отношении?

2.

Понятие материя - фундаментальная категория в философии и естество­знании. В переводе с латинского materia означает вещество.

Первоначальные представления о материи возникли уже в античности, где представители раз­личных философских школ отождествляли ее с материальной субстанцией, лежащей в основе бытия: вода (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Герак­лит), атомы (Демокрит) и т. д.

В средние века материю понимали, в основном, как материал, из которого сделаны вещи. В XVII - XVIII вв. складывается новое понимание материи, отличное от представлений древних. Был сделан вывод, что материя - не конкретное ве­щество (земля, огонь, вода, воздух и т.д.), а физическая реальность как тако­вая. В этот период от философии отпочковываются и получают развитие в качестве самостоятельных отраслей математические, естественные и общест­венные науки. Наиболее развитыми науками того времени были механика и геометрия, поэтому в воззрениях на материю преобладал механицизм. Мате­рия определяется как совокупность чувственно воспринимаемых тел. Мате­рия отождествляется с веществом, состоящим из неделимых, неизменных атомов, обладающим универсальными свойствами: механической массой, ве­сом, непроницаемостью, инерцией. Все вещественное обладает этими свой­ствами, а значит, вполне логично перенести эти свойства с конкретных ве­ществ на Вещество как таковое.

В это же время появилось определение материи, данное английским фило­софом Дж. Беркли, классиком субъективного идеализма. В своей работе «Диалог между философом Беркли и материалистом» он вкладывает в уста материалиста понятие материи как реальности, которая воздействует на наши ощущения, но не зависит от них. Беркли, будучи субъективным идеалистом, всю свою философскую энергию направил на борьбу против материализма и его основного понятия - материи, но именно данное им определение материи было использовано французскими материалистами, которые под материей понимали все то, что действует на наши органы чувств. Под этим всем, что действует на наши органы чувств, они подразумевали вещество, представ­ляющее собой совокупность конкретных частиц-атомов, тождественных между собой, обладающих универсальными свойствами. В основании материи-вещества лежат фундаментальные законы мироздания, и прежде всего закон сохранения материи и вещества.

Такое понимание материи было исторически прогрессивным, но и ограни­ченным. Немецкий философ Ф. Энгельс был первым, кто указал на эту огра­ниченность. Он считал, что нельзя сводить материю к совокупности кон­кретных частиц-атомов, поскольку они сами могут иметь сложную структуру. Ему принадлежит определение материи как общего понятия, охватываю­щего все многообразие вещей.

Ограниченность концепции отождествления материи с веществом стала особенно очевидной для естествознания на рубеже XIX-XX вв. Именно в этот период в физике разразился кризис, связанный с революционными от­крытиями.

В качестве одного из вариантов выхода из кризиса и дальнейшего развития физики и философии В.И. Ленин предложил новое методологическое осно­вание - новое определение материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощуще­ниях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощу­щениями, существуя независимо от них».

Ленин считал, что необходимо разграничить философское понимание ма­терии и физические представления о ее свойствах и строении, и дал фило­софское определение, заостряя внимание на том, что материя как категория не обозначает ничего, кроме объективной реальности, а значит, что какие бы ни были открыты новые состояния материи, достаточно определить: являет­ся ли это открытие объективной реальностью или нет. Далее своим опреде­лением он подчеркивал, что материя есть первичная реальность по отноше­нию к нашим ощущениям, так как она существует независимо от них.

Определение Ленина является более диалектичным по сравнению с преж­ними метафизическими определениями, так как оно открыто для последую­щих знаний и развития. Но, как любое определение, оно исторически ограни­чено. Оно, скорее, гносеологично, чем онтологично, ибо сказать, что материя - объективная реальность, - это в содержательном плане ничего не сказать. Но, несмотря на указанный недостаток, в материализме сегодня нет более нового и совершенного определения материи.

Подводя итоги, можно выделить два измерения понятия материясубстратное и субстанциальное. В первом случае материя понимается как «то, из чего», как вещественный субстрат, в котором воплощается та или иная сущность. Такое понимание материи характерно для идеализма или дуализма. Материя в этом случае пассивна. Однако это не значит, что такое понимание не отражает реального положения вещей. Оно лишь ограничивает его одним из аспектов. Субстанциальное же понимание материи предполагает взгляд на материю как на основу воспринимаемой нами реальности, как на сам источник многообразия мира. В этом смысле показательно учение Аристотеля о «первой» и «последней» материях, в котором первая материя, не проявляющаяся сама по себе, играет роль субстанции, а последние материи (например, земля как стихия – глина как вещество – кирпич как элемент) – субстратов конкретных вещей.

На общенаучном уровне выделяются виды материи, к которым относятся вещество и физическое поле. Вещество – это вид материи, обладающий массой покоя. Вещество слагается из элементарных частиц, масса покоя которых не равна нулю. Физическое поле – система с бесконечным числом степеней свободы. Пример физического поля – электромагнитное поле, для полного описания которого в любой момент времени требуется задание напряженности электрического и магнитного полей в каждой точке пространства, т.е. задание бесконечного числа величин. В отличие от этого, положение составляющей вещество частицы в каждый момент времени определяется заданием трех ее координат. В классической физике вещество и поле противопоставлялись как дискретная и непрерывная формы материи. Квантовая физика, исходя из идеи двойственной корпускулярно-волновой природы любого микрообъекта, нивелировала это представление.

На философском уровне принято говорить о формах существования материи. Термин «форма» весьма многозначен, и применительно к движению, пространству и времени он означает, прежде всего, способ существования единой материальной субстанции мира. Причем применительно к движению «способ» может трактоваться как состояние, да­же основное состояние, материи. Здесь движение противостоит абсолютному покою как другому мыслимому состоянию материя. Что же касается пространства и времени, то применительно к ним термины «форма», «способ», «состояние» выражают по преимуществу характер внутренней расчлененности материи, ее дифференцированность на множество взаимосвязанных ма­териальных объектов, образующих в своей совокупности единое целое, сис­тему. Пространство и время - это именно форма, внутренняя оформленность материи-субстанции, ее самая фундаментальная пространственно-временная «структура».

Итак, в качестве форм существования или атрибутов материи выделяют движение, пространство и время, а также – системность.

3.

Под движением материи нужно понимать любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями.

Материализм и идеализм в вопро­сах об источнике, о природе и о характере движения занимают принципиаль­но разные позиции. Для материализма характерно понимание того, что источником движения является сама материя. Идеалисты считают, что источник движения находит­ся вне материального мира, т.е. движение в материальном мире производно от того, что само материей не является. Рассматривая различия между материализмом и идеализмом в вопросе о природе и характере движения, нужно отметить, что для материализма дви­жение - это способ существования материи. Это означает, что материя суще­ствует и может существовать только как движущаяся материя. Движение и материя неразрывно связаны между собой. Подчеркивая это неразрывное единство движения и материи, материализм тем самым признает объектив­ность и материальность движения, его вечность и несотворимость. Иная позиция у идеалистов. С их точки зрения, движение - это прежде все­го процесс взаимодействия между косной матерней и активной духовной субстанцией.

Принято выделять два типа движения. При первом типе движения сохраняется качество предмета. При втором типе движения качественное состояние предмета изменяется. Процессы, связанные с преобразованием качества предмета характеризуются как развитие. Процесс развития – это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые рождаются из предшествующих им систем. Существуют два вида процессов развития. При первом процессы качественных превращений не выходят за пределы соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации. При втором процесс развития приводит к переходу от одного уровня к другому.

Соответственно иерархии форм материи существуют разнообразные формы движения материи. Ф.Энгельс в свое время выделил пять основных форм: механическую, физическую, химическую, биологическую, и социальную. В современной науке и философии, в связи с открытием новых уровней структурной организации материи, выделяются и иные формы движения материи, а также пересмотрено их взаимоотношение. Например, механическая форма движения уже не считается основой физической, а лишь ее частным случаем. Все же выделяемые формы движения разбиваются на три блока в соответствии со структурной организацией материи (см. выше).

Высшие формы движения, как и формы структурной организации, несводимы, нередуцируемы к низшим, но в тоже время обнаруживают органическую связь с ними.

Материя обладает комплексом универсальных свойств, к которым относятся ее несотворимость и неуничтожимость, вечность существования во времени и бесконечность в пространстве, неисчерпаемость ее структуры; а также детерминированность всех явлений, их зависимость от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий. С детерминированностью всех явлений связано еще одно важное свойство материи – отражение. Хотя его выделение на неорганическом уровне является проблематичным, принято считать его всеобщим, учитывая специфику проявления в рамках различных форм материи. Отражение связано с взаимодействиями тел, которое приводит к изменению их самих или их состояний. Детерминированность этих изменений структурой и свойствами воздействующего объекта приводит к их прямому или опосредованному воспроизведению в структуре и свойствах объекта, на который оказывается воздействие, что и называется отражением. Воздействие, как правило, является обоюдным и предстает т.о. как взаимодействие, а отражение приобретает сложный многосторонний характер. Высшей формой отражения, присущей только человеку, является абстрактное мышление.

Завершая анализ основных положений учения о материи и формах ее существования, необходимо остановиться на вопросе о единстве мира. Для материалистической философии и науки до конца XIX в. единство мира было в его вещественности. У Ф. Энгельса единство мира заключается в его материальности. В настоящее время существует три модели мира: субстратно-вещественная, представители которой утверждают, что мир един, потому что состоит из одного и того же вещества; функциональная, основным положени­ем которой является представление о том, что мир един потому, что функ­ционирует по одним универсальным законам (закон всемирного тяготения и превращения энергия, законы гидродинамики, периодический закон Менде­леева); атрибутивная, суть которой сводится к тому, что мир един потому, что имеет всеобщие атрибуты: движение, пространственно-временные характеристики, взаимодействие, отражение и развитие.

В связи с этим вопросом коротко охарактеризуем современные представления о структурной организации материи. Структурные уровни материи образованы из определенного множества объектов какого-либо класса и характеризуются особым типом взаимодействия между составляющими их элементами. Критериями выделения структурных уровней служат пространственно-временные масштабы, совокупность важнейших свойств и законов изменения, степень относительной сложности, возникшей в процессе исторического развития материи в данной области мира.

Неорганическая природа имеет следующую последовательность структурных уровней: субмикроэлементарный – микроэлементарный (элементарные частицы и полевые взаимодействия) – ядерный – атомарный – молекулярный – уровень макроскопических тел (ряд подуровней) – планеты – звездно-планетные комплексы – галактики – метагалактики.

Живая природа подразделяется на следующие уровни: биологических макромолекул – клеточный уровень – микроорганизменный – органов и тканей – организма в целом – популяционный – биоценозный – биосферный. Общая основа жизни – органический метаболизм (обмен веществом, энергией и информацией со средой) – специфицируется в каждом из выделенных уровней.

Социальная действительность представлена уровнями: индивидов – семьи – коллективов – социальных групп – классов – национальностей и наций – государств и систем государств – общества в целом.

4.

Одним из атрибутов материи является системность. Системность фиксирует преобладание в мире организованности над хаотичными изменениями. Последние при этом не отделяются жестко от оформленных образований, также подчиняясь определенным законам. Хаотичность, неоформленность в одном отношении оказывается упорядоченностью в другом. Возникает вопрос, каким образом осуществляется самоорганизация материальных систем?

Попытку решения этой проблемы берет на себя особое междисциплинарное направление научных исследований, возникшее в 1970-е годы – синергетика. Ее основоположники – Г.Хакен и И.Пригожин. Предметом синергетики являются неравновесные и нелинейные процессы. Синергетика вообще делает акцент на процессуальности материальных систем. Все процессы, протекающие в различных материальных системах подразделяются на два типа:

1) процессы, протекающие в замкнутых системах, ведущие к установлению равновесного состояния, которое при определенных условиях стремится к максимальной степени неупорядоченности или хаоса; эти процессы характеризуются равновесностью и линейностью;

2) процессы, протекающие в открытых системах, в которых при определенных условиях из хаоса могут возникать упорядоченные структуры, что и характеризует стремление к самоорганизации; эти процессы характеризуются неравновесностью и нелинейностью.

Природные процессы принципиально полагаются неравновесными и нелинейными. Постулирование универсальности неравновесных и нелинейных процессов позволяет синергетике претендовать на статус общеметодологической дисциплины, сопоставимой с теорией систем и кибернетикой.

Понимание феномена самоорганизации И.Пригожин связывает с понятием диссипативной структуры, структуры, спонтанно возникающей в открытых неравновесных системах (образование сотовой структуры в подогреваемой снизу жидкости или «ячейки Бенара», турбулентное движение и т.д.). В книге И.Пригожина и И.Стенгерс «Порядок из хаоса» процесс возникновения диссипативных структур описывается следующим образом. Пока система находится в состоянии термодинамического равновесия, ее элементы ведут себя независимо друг от друга. Находящиеся в таком состоянии элементы авторы книги называют генами. В силу такой независимости к образованию упорядоченных структур гены неспособны. Но если эта система под воздействием энергетических взаимодействий с окружающей средой переходит в неравновесное «возбужденное» состояние, гены начинают действовать согласованно. Вблизи особых критических точек (точек бифуркации) между ними возникают корреляции, когерентное взаимодействие, в результате чего и возникает диссипативная структура. После своего возникновения такая структура не теряет резонансного возбуждения. Поэтому она характеризуется повышенной чувствительностью по отношению к внешним воздействиям. Изменения внешней среды являются факторами генерации и отбора структурных конфигураций. Материальная система такого типа включается в процесс структурогенеза и самоорганизации. Т.о. стремление к самоорганизации оказывается имманентным свойством неравновесных процессов.

Синергетика также переосмысливает понятие хаоса. Вводится понятие динамического или детерминированного хаоса как некоей сверхсложной упорядоченности, существующей потенциально и могущей проявляться в огромном многообразии упорядоченных структур. Синергетика отказывается от образа мира как построенного из элементарных частиц в пользу мира как совокупности нелинейных процессов.

С проблемой системности бытия, способности материи к самоорганизации связана теория тепловой смерти Вселенной. Эта теория была разработана в середине XIX века физиками В.Томпсоном и Р.Клаузиусом. впоследствии ее развил Н.Виннер. В основании этой теории лежит попытка экстраполяции второго начала термодинамики или закона возрастания энтропии на всю Вселенную. Энтропия – физическая величина, характеризующая процессы превращения энергии. Закон возрастания энтропии определяет течение энергетических превращений: все они в замкнутых системах происходят в одном направлении. Достижение термодинамической системой состояния с максимальной энтропией соответствует достижению состояния теплового равновесия: происходит выравнивание температур, и тепловая энергия как бы деградирует в качественном отношении, теряя способность превращаться в другие формы энергии.

Распространение действия второго начала термодинамики на всю Вселенную ведет к выводу, что со временем все виды энергии перейдут в тепловую, которая, в силу выравнивания температур, потеряет способность превращаться в другие виды энергии и Вселенная придет в состояние теплового равновесия, выход из которого естественным путем невозможен. Таким образом, энергия сохраняется количественно, но при этом отрицается качественная неуничтожимость энергии и движения.

В современном естествознании данная теория опровергается исходя из того, что второе начало термодинамики действует только в рамках изолированных систем, состоящих из сколь угодно большого, но конечного числа элементов. Но Вселенная не подходит под эти условия, а значит, экстраполяция второго начала на Вселенную – неправомерна. Релятивистская термодинамика и синергетика позволяют объяснить постоянство антиэнтропийных процессов и неуничтожимость материи и движения.

Опишем кратко основные положения учения о системности бытия. Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией. Элемент – неразложимый далее (в данной системе и при данном способе рассмотрения) компонент (единица анализа) сложных предметов, явлений, процессов. Компонентами являются любые объекты, связанные с другими объектами в сложный комплекс. Структура – относительно устойчивый способ связи элементов того или иного сложного целого. Структура отражает упорядоченность внутренних и внешних связей объекта, обеспечивающих его устойчивость, стабильность, качественную определенность.

Объект является системой, если он может быть расчленен на взаимосвязанные и взаимодействующие части или элементы. Эти части, как правило, обладают собственной структурой и потому могут быть представлены как подсистемы. Для системных объектов существенно также то, что и сам объект такого типа, и все взаимодействия и связи между его подсистемами и элементами подчинены специфическим для данного объекта законам, определяющим особенности его существования и изменения. Для системных объектов характерны «системные эффекты» - появление новых свойств, возникающих в результате взаимодействия элементов в рамках целого.

Каждый из уровней структурной организации материи порождает огромное количество материальных систем, которые можно, однако, подвести под определенную типологию.

Во-первых, существуют суммативные системы, в которых связи между компонентами являются внешними и несущественными, но при этом не случайными, а свойства таких систем определяются практически суммой качеств компонентов. Их интегративные свойства выражены слабо и позволяют значительно изменять количественные характеристики системы без изменения ее качественных характеристик. Поэтому устойчивость таких систем невелика. Примеры: стопа кирпичей, штабель досок, угольный террикон.

Во-вторых, существуют целостные системы. В них четко выражены элементность состава, зависимость генезиса и существования системы от каждого элемента и наоборот, зависимость элементов от системы. Интегративные качества, составляющие специфику целостности, являются принципиально новыми по сравнению с функциями компонентов, выступающими в качестве элементов, а иногда и – противоположными (свойства молекулы воды по сравнению со свойствами атомов водорода и кислорода).

Целостные системы подразделяются на типы по различным основаниям.

1) по характеру связи между частями и целым: неорганичные и органичные;

2) по формам движения материи;

3) по отношению к движению: статичные и динамичные;

4) по видам изменений: нефункциональные, функциональные и развивающиеся;

5) по характеру обмена со средой: открытые, закрытые, изолированные.

6) по отношению к энтропийному процессу: энтропийные и антиэнтропийные;

7) по степени организации: простые и сложные;

8) по характеру внутренней детерминации: однозначно-детерминированные и вероятностные;

9) по уровню развития: низшие и высшие;

10) по характеру происхождения: естественные, искусственные, смешанные;

11) по направлению развития: прогрессивные и регрессивные.

Кроме материальных систем существуют и «идеальные».

Особое значение имеет подразделение материальных систем на органичные и неорганичные. В органичных системах целое подчиняет части вплоть до их порождения, гибкой вероятностной связью между элементами и системой, самовоспроизведением и саморазвитием. Неорганичные системы, напротив, характеризуются неоднозначным соотношением целого и частей. Могут существовать неорганичные системы, в которых целое больше зависит от частей, чем части от целого. В неорганичных системах связи между элементами не вызывают внутренних изменений этих элементов и носят, т.о. внешний характер. Связь между элементами и системой является в них жестко-детерминированной. Кроме того, если в органичных системах элементы являются элементами только в рамках функционального целого, то элементы неорганичных систем способны сохранять свои свойства вне системы. Вообще, неорганичные системы могут быть не только функциональными (машина), но и нефункциональными (кристаллы).

5.

Пространство и время – всеобщие формы бытия материи, ее важнейшие атрибуты. В мире нет материи, не обладающей пространственно-временными свойствами, как не существует пространства и времени самих по себе, вне материи или независимо от нее.

В истории философии сложились две концепции простран­ства и времени; субстанциальная и реляционная. Идея субстанциальной кон­цепции содержится в учении Демокрита о пустоте как вместилище атомов. Научное обоснование она получила в работах Ньютона. Про­странство и время, по Ньютону, абсолютны (хотя он вводит понятия и относительного пространства и времени), независимы от материи и движения, существуют как объективные формы: пространство - вместилище материаль­ных систем, а время - вместилище событий. Основы реляционной концепции заложил Аристотель, который, полемизируя с Демокритом, писал, что если бы все было так, как говорит Демокрит, то атомы давно бы уже упали на край пустоты. В конце XVII в. Лейбниц с по­мощью математических формул пытается обосновать реляционную концеп­цию. В отличие от Ньютона, он рассматривает пространство и время как формы существования материи, а не особые субстанциальные сущности, подчерк



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: