Тема: Проблема соотношения личности и социума (социальный контроль)




План

1. Понятия социального контроля и социальной нормы. Признаки социальных норм.

2. Виды санкций и форм социального контроля.

3. Переход внешней социальной регуляции во внутреннюю.

Кейс-задачи:

1. Что такое социальный контроль? Может ли существовать общество без социального контроля? Обоснуйте ответ.

2. Обоснуйте необходимость изучения темы «Социальный контроль» в рамках социальной психологии, исходя из ее предмета.

3. Какие факторы влияют на становление и развитие социального контроля?

4. Каким образом изменение социального контроля может влиять на изменение моделей воспитания и обучения в обществе? Проиллюстрируйте ответ, исходя из истории России.

5. Назовите главное условие эффективности санкций.

6. Чем обычаи отличаются от традиций? Как вы думаете, при каких условиях обычай становится традицией?

7. Выпишите в словарь основные понятия темы: социальный контроль, социальные нормы, социальные санкции, обычай, традиции.

8. Подготовьте описание-характеристику социального контроля в семье, школьном классе, студенческой группе, компании друзей, рабочей группе, государстве и т.д. (на выбор).

9. Используя дополнительную литературу, подготовьте доклад об изменении степени значимости тех или иных форм социального контроля в зависимости от

исторического периода и различия социально-экономических условий жизни общества.

10. Используйте таблицу № 6.1 из работы В.Крысько [Крысько В. Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. М., 2001. С.224] для структурирования изученного материала.

11. Дайте развернутое описание признаков социальных норм с использованием иллюстративных примеров.

 

Практическое занятие 12.

Тема: Проблема социализации личности в образовательном пространстве

План

1. Понятие социализации, содержание процесса социализации.

2. Особенности современной социализации.

3. Стадии развития личности в процессе социализации.

4. Механизмы социализации. Институты социализации.

5. Общее понятие социального развития человека.

6. Стереотипы понимания социального развития человека.

7. Модели социального развития.

8. Динамика социального развития человека в процессе онтогенеза.

9. Личностная зрелость. Закономерности социального развития человека.

Кейс-задачи:

1. В чем сущность социализации личности? Дайте несколько определений социализации, исходя из понимания ее сущности.

2. Какие факторы социализации действуют стихийно, а какие целенаправленно?

3. Что в большей степени предопределяет усвоение и воспроизводство социального опыта человека: стихийное или целенаправленное влияние социализации?

4. Подумайте, какие новые особенности социализации человека могут появиться в XXI веке, исходя из тенденций развития общественной жизни, науки, производства, политики и т.д.?

5. Почему механизмы социализации рассматриваются как относительно сложные способы усвоения социального опыта? В чем заключается их сложность?

6. Проанализируйте основные характеристики развития на примере социализирующего человека.

7. В чем сущность социального стереотипа? Проранжируйте стереотипы социального развития человека по степени их распространенности в обществе (с вашей точки зрения). Какие стереотипы, касающиеся развития человека в обществе, вы можете назвать?

8. Как вы понимаете понятие «модель социального развития человека»? Смогли бы вы наглядно изобразить модели социального развития в виде рисунка, графика, диаграммы или схемы? Попробуйте сделать это в течение пяти минут.

9. Подготовьте конспекты ответов на предложенные вопросы, используя указанную литературу.

10. Используя художественную литературу, подберите пример, иллюстрирующий ресоциализацию взрослого человека. Проанализируйте данный процесс ресоциализации с использованием концепции А. В. Петровского [Акопов Г.В. Социальная психология образования. - М.: МПСИ: Флинта, 2000. -296 с. 2, С.45-47].

11. Используйте схемы и таблицы №№ 3.20, 3.21, представленные в работе В.Г. Крысько [Крысько В.Г. Социальная психология в схемах и комментариях. - СПб., 2003. - С. 126 - 130.], для изучения факторов и механизмов социализации.

12. Подготовьте сообщение по теме «Изменение педагогической тактики и стратегии родителей в зависимости от динамики сензитивных периодов развития ребенка (от рождения до 18 лет)».

13. Подготовьтесь к обсуждению вопроса «Социальные функции возрастного нормативного кризиса».

Комплект заданий для контрольной работы

Психология общения

1. Средства невербальной коммуникации.

2. Общение в системе детско-родительских отношений.

3. Общение в студенческой группе как фактор развития личности.

4. Коммуникативные особенности группы.

5. Пути разрешения конфликтов.

6. Влияние индивидуальных особенностей на поведение в конфликте.

7. Современные средства общения: плюсы и минусы.

8. Примитивные межличностные реакции и их предпосылки.

9. Этика общения.

10. Деловое общение.

11. Застенчивость как отрицательный мотиватор общения.

12. Возрастные особенности мотивации общения.

13. Трудность в общении как один из симптомов аутизма.

14. Особенности супружеских коммуникаций.

15. Семейный конфликт.

16. Толерантность как основа общения.

17. Модели общения.

18. Влияние эмоциональных реакций на общение.

19. Общение на разных стадиях взаимоотношений

20. Ассертивность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: