Реформы, начавшиеся в СССР в середине 80-х гг., глубоко затронули культуру. Они чем-то напоминали хрущевскую «оттепель», однако характер происходивших перемен был более масштабным и решительным.
За годы реформ в стране была отмене цензура и ликвидирован главный цензурный орган — Главлит. Из забвения стали возвращаться имена многих замечательных писателей, художников, музыкантов, деятелей театра и кино.
Массовыми тиражами вышли книги репрессированного О. Э. Мандельштама, гонимых при Сталине А.А. Ахматовой и М.М. Зощенко, писателей-эмигрантов Бунина, Галича, Бродского, Войновича, Аксенова. В 1986 г. советский читатель познакомился с творчеством Набокова.
Важным событием в культурной жизни страны стала публикация в журнале «Новый мир» документальной книги Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Это означало, что окончательно снят запрет с темы преступлений сталинизма.
Вышли пластинки с записями песен Владимира Высоцкого. В 1987 г. бард и киноактер посмертно был удостоен Государственной премии.
Из запасников художественных музеев были извлечены работы мастеров русского авангарда — Кандинского, Малевича, Татлина, Ларионова, Гончаровой, Филонова. Их произведения заняли достойное место в основных экспозициях.
В 1987 г. в Москве в зале на Каширском шоссе состоялась одна из первых свободных художественных выставок. После многих лет запрета на ней свои работы открыто показали мастера неофициального искусства. Цензура еще не была отменена, но уже утратила былую силу. Поэтому художники заранее договорились: если власти захотят убрать чьи-либо работы с выставки, то все живописцы откажутся от участия в ней. На выставку в порядке надзора пришли две дамочки из Министерства культуры и потребовали снять со стены пару картин. Художники отказались и даже пригрозили международным скандалом: «мол, мир узнает, что горбачевская гласность — очередное надувательство». Цензура сдалась, может быть, впервые за всю советскую историю.
После этого уже спокойно прошли персональные выставки художников Зверева, Шемякина, членов Лианозовской группы, скульпторов Неизвестного и Сидура.
В 1988 г. произошло еще одно знаменательное для отечественной культуры событие. В Москве состоялся международный художественный аукцион, проведенный фирмой Сотбис. На нем были представлены работы, как художников реалистического направления, так и мастеров неофициального искусства. Покупателями выступали преимущественно иностранцы, которые проявили повышенный интерес к неофициальному искусству. Самый большой успех выпал на долю художника Гриши Брускина: его картина «Фундаментальный лексикон», которую годом раньше хотели убрать с первой свободной выставки, была куплена иностранным коллекционером более чем за 400 тысяч долларов. Причем большая часть полученных от продажи картины денег поступила ее автору, а не государству, как это было в советское время.
За годы реформ удалось восстановить и отреставрировать немало разрушенных в советское время памятников архитектуры. Особенно широкий размах этот процесс приобрел в Москве, которая в 30-е гг. сильно пострадала от вандализма властей.
В столице заново отстроили нарядные Воскресенские ворота - парадный въезд на Красную площадь. В сталинское время решили, что ворота мешают проходу демонстрантов в дни праздников, и снесли их.
Вместе с воротами восстановили пристроенную к ним Иверскую часовню. До революции в ней хранилась святыня православного мира чудотворная икона Иверской Божьей Матери.
На Красной площади восстановили Казанский собор, который в XVII князь Дмитрий Пожарский построил на свои средства в честь освобождения Москвы от польских захватчиков.
Большим общественным событием стало восстановление храма Христа Спасителя. Средства на его возрождение собирали всем миром. Храм воссоздали в первоначальном виде: снаружи украсили скульптурой, внутри росписями. Собор стал главным православным храмом России. Нередко в нем совершаются патриаршие богослужения.
За годы реформ изменилось отношение государства к Русской Православной Церкви. Верующие люди получили возможность свободно посещать храмы, венчаться, крестить детей, отпевать умерших. В стране возродились многие
религиозные обычаи и традиции, которые после Октябрьской революции были отменены. Народ открыто стал отмечать Рождество, Пасху, другие христианские праздники.
Русской Православной Церкви были возвращены многие храмы. Если в 1989 г. в столице насчитывалось 46 действующих православных храмов, то в 2004 г. их уже около 400.
В уцелевшие и возрождаемые к монастырской жизни монастыри пришли насельники. Древнейший московский монастырь — Данилов — стал официальной резиденцией Патриарха Московского и всея Руси.
В городах России все чаще слышны колокольные звоны. В Московском Кремле на звоннице Ивана Великого по большим христианским праздникам теперь звонит один из самых мощных колоколов — 70-тонный Успенский.
По инициативе Церкви по всей стране начали открываться воскресные школы, где все желающие, и, прежде всего дети, могут изучать основы христианской веры. Повсеместно можно приобрести религиозную литературу — Библию, Евангелие, труды отцов христианской Церкви, религиозных философов и мыслителей. В советское время этих книг в свободной продаже не было.
Деятельность Русской Православной Церкви широко освещается в средствах массовой информации. На Рождество и Пасху праздничные службы с участием патриарха напрямую транслируются радио и телевидением.
В 1988 г. по всей стране отмечался 1000-летний юбилей крещения Руси. В Троице-Сергиевой лавре состоялся собор Русской Православной Церкви, на который съехались гости более чем из 100 государств мира. На соборе были канонизированы православные святые, среди которых — иконописец Андрей Рублев и духовный писатель Максим Грек. Это событие свидетельствует о той роли, которую играет православная культура в жизни русского народа.
За последние годы по всей стране открылось много новых музеев, выставочных залов и галерей. В 1988 г. в одном из районов столицы начал работать музей Вадима Сидура — талантливого скульптора, которого упорно не хотело признавать Советское государство.
В 1993 г. в Москве был открыт музей, аналогов которому нет ни в одной стране мира — Музей личных коллекций. Его идею многие годы вынашивал замечательный советский искусствовед и коллекционер Илья Зильберштейн. Его поддержали сотрудники Музея изобразительных искусств имени Пушкина, а также представители русской эмиграции в Европе и Америке. Среди них — знаменитый деятель балета Серж Лифарь.
Зильберштейн безвозмездно передал создаваемому музею свою богатейшую коллекцию, насчитывающую более двух тысяч произведений русской и западноевропейской живописи и графики. Вслед за ним дарения стали делать и другие коллекционеры. Ныне в Музее личных коллекций можно увидеть произведения искусства из собраний пианиста Рихтера, коллекционера-эмигранта князя Лобанова-Ростовского и многих других.
Несколько лет тому назад благодаря усилиям известного скульптора и коллекционера Зураба Церетели в Москве был открыт Музей современного искусства. Ныне в нем собрана одна из самых больших в стране коллекций произведений мастеров неофициального искусства. Значительную ее часть составили экспонаты из личного собрания Зураба Константиновича.
Крупнейшие петербургские музеи в последние годы значительно ширили свои помещения. Русский музей получил в свое распоряжение Мраморный и Строгановский дворцы, а также здание Михайловского замка. Эрмитажу было передано огромное здание Главного штаба, расположенного на Дворовой площади.
Большую роль в культурной жизни страны стал играть Российский фонд культуры, поначалу носивший название Советский. Он был создан в 1986 г. как общественная организация, призванная сохранять и приумножать отечественное культурное достояние. Фонд возглавил академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, немало сделавший для пропаганды русской культуры.
Благодаря Фонду культуры в Россию были возвращены многие
картины, скульптуры, иконы, рукописи, предметы декоративно-прикладного искусства, оказавшиеся в разное время за пределами страны. Фонд издает иллюстрированный журнал «Наше наследие»..
С началом реформ в Россию стали свободно приезжать деятели отечественной культуры, эмигрировавшие из страны в советское время. Некоторые из них вернулись совсем.
В 1989 г. Ленинград посетил всемирно известный артист балета Рудольф Нуреев. Он не был на родине почти тридцать лет. Нуреев выступил на сцене Театра оперы и балета имени Кирова, который когда-то дал ему путевку в большое искусство.
В том же году впервые после долгого отсутствия в Советский Союз приехал Мстислав Ростропович. Вместе с ним прибыл Вашингтонский симфонический оркестр, который дал на родине музыканта несколько концертов. Следуя лучшим традициям российской благотворительности, Мстислав Леопольдович передал полученную им Государственную премию на строительство детской больницы в Москве. А его жена, известная певица Галина Вишневская, отдавшая много лет работе в Большом театре, учредила фонд помощи ветеранам сцены.
С началом «перестройки» в Россию часто стал приезжать скульптор Эрнст Неизвестный. Его восстановили в Союзе художников.
В 1994 г. в Россию возвратился писатель Александр Солженицын. Несколько недель на поезде он пересекал с востока на запад страну, в которой не был 20 лет и с которой знакомился заново. На родине Александр Исаевич продолжил свой титанический литературный труд. Из-под его пера вышла историческая книга «Двести лет вместе», рассказывающая о двухвековом совместном проживании в России русского и еврейского народов. Солженицын, ревниво относящийся к чистоте родного языка, выпустил составленный им «Русский словарь языкового расширения», предлагающий значительно увеличить словарный запас современного русского языка за счет вышедших из употребления и забытых слов.
В 1998 г. писатель отметил на родине свое 80-летие. Президент России Ельцин подписал указ о награждении его орденом Святого апостола Андрея Первозванного за выдающиеся заслуги перед Отечеством. Однако Солженицын отказался принять награду, заявив: «От верховной власти, доведшей Россию до нынешнего гибельного состояния, я принять награду не могу». Однако добавил: «Может быть, через немалое время эту награду примут сыновья мои».
Начавшиеся в середине 80-х гг. реформы дали мощный толчок развитию культуры. Искусство, возникшее в последние полтора десятилетия, отличается удивительным богатством и разнообразием. Реализм, авангард, новейшие художественные течения — все переплелось в нем.
В городах России появилось немало новых скульптурных монументов. Эрнст Неизвестный установил в Магадане памятник жертвам сталинских репрессий — 17-метровую «Маску скорби».
Уже после смерти Вадима Сидура в Москве по его проекту был установлен «Памятник оставшимся без погребения». Он посвящен воинам москвичам, погибшим на афганской войне. Скульптурный монумент предельно лаконичен: три человеческие фигуры, скорбно склонившие головы
Художник и скульптор Михаил Шемякин в своем родном городе Петербурге установил памятник Петру I. Это — третий монумент императору в северной столице, который, кстати говоря, совершенно не похож на два других, выполненных в XVIII в. Петр, несмотря на явное портретное сходство с оригиналом, предстает в работе Шемякина в образе безжалостного, пугающего истукана. Надо признаться, история знала и такого Петра.
Попытка осмыслить трагическую историю России и ее культуры нашла свое отражение в большой картине художника Ильи Глазунова «Вечная Россия». На фоне архитектурных памятников, от древних Владимирских храмов до башни III Интернационала Татлина, даны изображения многих деятелей русской истории и культуры — царей, полководцев, революционеров, монахов, святых, подвижников веры, писателей, художников, музыкантов.