Культура России конца ХХ века




Реформы, начавшиеся в СССР в середине 80-х гг., глубоко затронули культуру. Они чем-то напоминали хрущевскую «оттепель», однако характер происходивших перемен был более масштабным и решительным.

За годы реформ в стране была отмене цензура и ликвидирован главный цензурный орган — Главлит. Из забвения стали возвращаться имена многих замечательных писателей, художников, музыкантов, деятелей театра и кино.

Массовыми тиражами вышли книги репрессированного О. Э. Мандельштама, гонимых при Сталине А.А. Ахматовой и М.М. Зощенко, писателей-эмигрантов Бунина, Галича, Бродского, Войновича, Аксенова. В 1986 г. советский читатель познакомился с творчеством Набокова.

Важным событием в культурной жизни страны стала публикация в журнале «Новый мир» документальной книги Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Это означало, что окончательно снят запрет с темы преступлений сталинизма.

Вышли пластинки с записями песен Владимира Высоцкого. В 1987 г. бард и киноактер посмертно был удостоен Государственной премии.

Из запасников художественных музеев были извлечены работы мас­теров русского авангарда — Кандинского, Малевича, Татлина, Ларио­нова, Гончаровой, Филонова. Их произведения заняли достойное место в основных экспозициях.

В 1987 г. в Москве в зале на Каширском шоссе состоялась одна из первых свободных художественных выставок. После многих лет запре­та на ней свои работы открыто показали мастера неофициального ис­кусства. Цензура еще не была отменена, но уже утратила былую силу. Поэтому художники заранее договорились: если власти захотят убрать чьи-либо работы с выставки, то все живописцы откажутся от участия в ней. На выставку в порядке надзора пришли две дамочки из Министер­ства культуры и потребовали снять со стены пару картин. Художники отказались и даже пригрозили международным скандалом: «мол, мир узнает, что горбачевская гласность — очередное надувательство». Цен­зура сдалась, может быть, впервые за всю советскую историю.

После этого уже спокойно прошли персональные выставки художни­ков Зверева, Шемякина, членов Лианозовской группы, скульпторов Неизвестного и Сидура.

В 1988 г. произошло еще одно знаменательное для отечественной культуры событие. В Москве состоялся международный художествен­ный аукцион, проведенный фирмой Сотбис. На нем были представ­лены работы, как художников реалистического направления, так и мастеров неофициального искусства. Покупателями выступали пре­имущественно иностранцы, которые проявили повышенный интерес к неофициальному искусству. Самый большой успех выпал на долю художника Гриши Брускина: его картина «Фундаментальный лекси­кон», которую годом раньше хотели убрать с первой свободной выс­тавки, была куплена иностранным коллекционером более чем за 400 тысяч долларов. Причем большая часть полученных от продажи картины денег поступила ее автору, а не государству, как это было в советское время.

За годы реформ удалось восстановить и отреставрировать немало разрушенных в советское время памятников архи­тектуры. Особенно широкий размах этот процесс приобрел в Москве, которая в 30-е гг. сильно пострадала от вандализма властей.

В столице заново отстроили нарядные Воскресенские ворота - пара­дный въезд на Красную площадь. В сталинское время решили, что воро­та мешают проходу демонстрантов в дни праздников, и снесли их.

Вместе с воротами восстановили пристроенную к ним Иверскую часовню. До революции в ней хранилась святыня православного мира чудотворная икона Иверской Божьей Матери.

На Красной площади восстановили Казанский собор, который в XVII князь Дмитрий Пожарский построил на свои средства в честь освобождения Москвы от польских захватчиков.

Большим общественным событием стало восстановление храма Христа Спасителя. Средства на его возрождение собирали всем миром. Храм воссоздали в первоначальном виде: снаружи украсили скульптурой, внутри росписями. Собор стал главным православным храмом России. Нередко в нем совершаются патриаршие богослужения.

За годы реформ изменилось отношение государства к Русской Православной Церкви. Верующие люди получили возможность свободно посещать храмы, венчаться, крестить детей, отпевать умерших. В стране возродились многие

религиозные обычаи и традиции, которые после Октябрьской револю­ции были отменены. Народ открыто стал отмечать Рождество, Пасху, другие христианские праздники.

Русской Православной Церкви были возвращены многие храмы. Если в 1989 г. в столице насчитывалось 46 действующих православных хра­мов, то в 2004 г. их уже около 400.

В уцелевшие и возрождаемые к монастырской жизни монастыри при­шли насельники. Древнейший московский монастырь — Данилов — стал официальной резиденцией Патриарха Московского и всея Руси.

В городах России все чаще слышны колокольные звоны. В Московс­ком Кремле на звоннице Ивана Великого по большим христианским праздникам теперь звонит один из самых мощных колоколов — 70-тон­ный Успенский.

По инициативе Церкви по всей стране начали открываться воскрес­ные школы, где все желающие, и, прежде всего дети, могут изучать ос­новы христианской веры. Повсеместно можно приобрести религиозную литературу — Библию, Евангелие, труды отцов христианской Церкви, религиозных философов и мыслителей. В советское время этих книг в свободной продаже не было.

Деятельность Русской Православной Церкви широко освещается в средствах массовой информации. На Рождество и Пасху праздничные службы с участием патриарха напрямую трансли­руются радио и телевидением.

В 1988 г. по всей стране отмечался 1000-летний юбилей крещения Руси. В Троице-Сергиевой лавре состоялся собор Русской Православной Церкви, на который съехались гости более чем из 100 го­сударств мира. На соборе были канонизированы православные святые, среди которых — иконописец Андрей Рублев и духовный писатель Мак­сим Грек. Это событие свидетельствует о той роли, которую играет пра­вославная культура в жизни русского народа.

За последние годы по всей стране открылось много но­вых музеев, выставочных залов и галерей. В 1988 г. в одном из районов столицы начал работать музей Вадима Сидура — талантливого скульп­тора, которого упорно не хотело признавать Советское государство.

В 1993 г. в Москве был открыт музей, аналогов которому нет ни в од­ной стране мира — Музей личных коллекций. Его идею многие годы вынашивал замечательный советский искусствовед и коллекционер Илья Зильберштейн. Его поддержали сотрудники Музея изобразитель­ных искусств имени Пушкина, а также представители русской эмиграции в Европе и Америке. Среди них — зна­менитый деятель балета Серж Лифарь.

Зильберштейн безвозмездно передал со­здаваемому музею свою богатейшую коллекцию, насчитывающую более двух тысяч произведений русской и западноевропейс­кой живописи и графики. Вслед за ним да­рения стали делать и другие коллекционе­ры. Ныне в Музее личных коллекций можно увидеть произведения искусства из собра­ний пианиста Рихтера, коллекционера-эмигранта князя Лобанова-Ростовского и многих других.

Несколько лет тому назад благодаря уси­лиям известного скульптора и коллекционе­ра Зураба Церетели в Москве был открыт Музей современного искусства. Ныне в нем собрана одна из самых больших в стране коллекций произведений мастеров неофициального искусства. Значительную ее часть составили экспонаты из личного собрания Зураба Константиновича.

Крупнейшие петербургские музеи в последние годы значительно ширили свои помещения. Русский музей получил в свое распоряжение Мраморный и Строгановский дворцы, а также здание Михайловского замка. Эрмитажу было передано огромное здание Главного штаба, расположенного на Дворовой площади.

Большую роль в культурной жизни страны стал играть Российский фонд культуры, поначалу носивший название Советский. Он был создан в 1986 г. как общественная организация, призванная сохранять и приумножать отечественное культурное достояние. Фонд возглавил академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, немало сделавший для пропаганды русской культуры.

Благодаря Фонду культуры в Россию были возвращены многие
картины, скульптуры, иконы, рукописи, предметы декоративно-прикладного искусства, оказавшиеся в разное время за пределами страны. Фонд издает иллюстрированный журнал «Наше наследие»..

С началом реформ в Россию стали свободно приезжать деятели отечественной культуры, эмигрировавшие из страны в советское время. Некоторые из них вернулись совсем.

В 1989 г. Ленинград посетил всемирно известный артист балета Рудольф Нуреев. Он не был на родине почти тридцать лет. Нуреев выступил на сцене Театра оперы и балета имени Кирова, который когда-то дал ему путевку в большое искусство.

В том же году впервые после долгого отсутствия в Советский Союз приехал Мстислав Ростропович. Вместе с ним прибыл Вашингтонский симфонический оркестр, который дал на родине музыканта несколько концертов. Следуя лучшим традициям российской благотворительности, Мстислав Леопольдович передал полученную им Государственную премию на строительство детской больницы в Москве. А его жена, известная певица Галина Вишневская, отдавшая много лет работе в Большом театре, учредила фонд помощи ветеранам сцены.

С началом «перестройки» в Россию часто стал приезжать скульптор Эрнст Неизвестный. Его восстановили в Союзе художников.

В 1994 г. в Россию возвратился писатель Александр Солженицын. Несколько недель на поезде он пересекал с востока на запад страну, в ко­торой не был 20 лет и с которой знакомился заново. На родине Александр Исаевич продолжил свой титанический литературный труд. Из-под его пера вышла историческая книга «Двести лет вместе», рассказывающая о двухвековом совместном проживании в России русского и еврейского народов. Солженицын, ревниво относящийся к чистоте родного языка, выпус­тил составленный им «Русский словарь языкового расширения», пред­лагающий значительно увеличить словарный запас современного рус­ского языка за счет вышедших из употребления и забытых слов.

В 1998 г. писатель отметил на родине свое 80-летие. Президент Рос­сии Ельцин подписал указ о награждении его орденом Святого апостола Андрея Первозванного за выдающиеся заслуги перед Отечеством. Одна­ко Солженицын отказался принять награду, заявив: «От верховной вла­сти, доведшей Россию до нынешнего гибельного состояния, я принять награду не могу». Однако добавил: «Может быть, через немалое время эту награду примут сыновья мои».

Начавшиеся в середине 80-х гг. реформы дали мощный толчок развитию культуры. Искусство, возникшее в последние полтора десятилетия, отличается удивительным богатством и разнообразием. Реализм, авангард, новейшие художественные тече­ния — все переплелось в нем.

В городах России появилось немало новых скульптурных монумен­тов. Эрнст Неизвестный установил в Магадане памятник жертвам ста­линских репрессий — 17-метровую «Маску скорби».

Уже после смерти Вадима Сидура в Москве по его проекту был установлен «Памятник оставшимся без погребения». Он посвящен воинам москвичам, погибшим на афганской войне. Скульптурный монумент предельно лаконичен: три человеческие фигуры, скорбно склонившие головы

Художник и скульптор Михаил Шемякин в своем родном городе Петербурге установил памятник Петру I. Это — третий монумент императору в северной столице, который, кстати говоря, совершенно не похож на два других, выполненных в XVIII в. Петр, несмотря на явное портретное сходство с оригиналом, предстает в работе Шемякина в образе безжалостного, пугающего истукана. Надо признаться, история знала и такого Петра.

Попытка осмыслить трагическую историю России и ее культуры на­шла свое отражение в большой картине художника Ильи Глазунова «Веч­ная Россия». На фоне архитектурных памятников, от древних Владимирских храмов до башни III Интернационала Татлина, даны изображения многих деятелей русской истории и культуры — царей, полководцев, ре­волюционеров, монахов, святых, подвижников веры, писателей, худож­ников, музыкантов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: