Образовательные технологии




Коломна 2015


 

Цели освоения дисциплины

 

Цель дисциплины — сформировать у студента основы логической культуры как необходимой составной части подготовки юриста.

Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)

· Дисциплина «Логика»относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.2).

· Для успешного изучения дисциплины студенты должны:

знать основные правила логического мышления;

уметь использовать эти правил при решении логических задач;

владеть начальными приёмами логического мышления.

Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие общекультурных компетенций:

– владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–4);

– умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК–5);

– владение методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК–7).

В результате изучения дисциплины студент должен:

 

Знать:

· основные понятия и категории логики.

Уметь:

· использовать эти знания при решении логических задач.

Владеть:

· основными приемами и методами решения логических задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётных единиц (72 часа).

 

 

Таблица 1

№ п/п Наименование раздела дисциплины Семестр Виды учебной работы (в академических часах)
Лекции Семинарские занятия Практические занятия Лабораторные работы Самостоятельная работа
1. Предмет и значение логики. Законы логики. Основные формы мысли: понятие, суждение, умозаключение. Понятие об операциях с различными формами мыслей            
2. Понятие как форма мысли            
3. Суждение как форма мысли            
4. Умозаключение            
5. Логические основы теории аргументации            
  Итого:            

Содержание дисциплины

Таблица 2

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
  Предмет и значение логики. Законы логики. Основные формы мысли: понятие, суждение, умозаключение. Понятие об операциях с различными формами мыслей Логика как наука, изучающая мышление с целью обнаружения правильных методов его формализации, то есть методов оформления мышления в языке. Логика как закон и как правило мышления. Место логики в методологии научного познания. Логика формальная и диалектическая. Понятие истины. Задачи логики на различных этапах ее существования. Современный этап развития формальной логики. Роль логики в формировании убеждений.  
  Понятие как форма мысли Основные этапы развития логики: античная логика, схоластическая логика, современная символическая логика. Логические идеи в работах Платона, Ари­стотеля, Хрисиппа и других античных мыслителей. Логика Пор-Рояля. Вклад Р. Декарта и Г.В. Лейбница в становление логики как науки. Г. Фреге как основоположник логической семантики. Вклад Дж. Буля, Б. Рассела, Д. Гильберта, А. Тарского в создание формального языка современной логики. Развитие логики в России.
  Суждение как форма мысли Язык как знаковая информационная система. Искусственные и естественные языки. Логический анализ языка как средства выявления логических форм и законов. Понятие знака. Семиотика как наука о знаках и знаковых системах. Синтаксис, семантика и прагматика как основные разделы семиотики. Семантические категории языка. Дискриптивные термины: имена предметов, выражения, обозначающие свойства и отношения, предложения. Логические термины: логические связи, кванторы.
  Умозаключение Понятие логического закона. Психологизм и антипсихологизм в логике. Истинность мысли и формальная правильность суждений. Законы логики как тождественно истинные высказывания. Закон (принцип) тождества. Различные толкования принципа тождества в истории логики. Ошибки в мышлении и аргументации при нарушении принципа тождества. Закон (принцип) противоречия. Природа логических противоречий в истории логики. Закон (принцип) исключенного третьего. Условия применения закона. Его познавательное значение. Закон (принцип) достаточного основания. Логические ошибки, возникающие вследствие нарушения этого закона.
  Логические основы теории аргументации Аргументация как логический фактор убеждающего воздействия. Понятие доказательства. Структура доказательства: тезис, аргументы, доказательства. Виды аргументов: удостоверенные единичные факты, определения, аксиомы, постулаты, ранее доказанные положения науки. Прямое и косвенное доказательства. Прогрессивные и регрессивные приемы доказательства. Виды косвенного доказательства. Доказательство «от противного». Доказательство методом исключения. Понятие опровержения. Опровержение тезиса. Приемы прямого и косвенного опровержения. Опровержение фактами. Установление ложности или противоречивости следствий тезиса. Метод доказательства антитезиса. Критика аргументов. Несостоятельность демонстрации. Правила доказательного рассуждения. Логические ошибки доказательств и опровержений. Правила, относящиеся к тезису. Ошибки в представлении тезиса. «Подмена тезиса». «Довод к человеку». «Переход в другой род». Правила, относящиеся к аргументам. Ошибки в аргументации. Ложность оснований. «Предвосхищение основания». «Порочный круг». Правила демонстрации ошибки в форме доказательства. Мнимое следование. Нарушение правил умозаключений. Допустимые и недопустимые уловки в процессе доказательства. «Оттягивание возражения», «сокрытие тезиса». Софизмы как недопустимая уловка.

Образовательные технологии

Реализация программы предусматривает использование традиционных и информационно-коммуникационных образовательных технологий.

Теоретический материал (за исключением вопросов, выносимых на самостоятельное изучение) изучается на лекциях, а затем отрабатывается на практических занятиях. Закрепление изученного на лекциях теоретического материала и овладение навыками решения задач происходит в результате проработки конспектов лекций, чтения учебной литературы, самостоятельного решения задач и упражнений. Изучение некоторых вопросов требует использования информационно-коммуникационных образовательных технологий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: