Градостроительство, архитектура и искусство




Градостроительство. По сравнению с предшествующими столетиями значительно возрос уровень градостроительства, обустройства городской жизни. Получили дальнейшее развитие идеи Гипподама. Города строились по регулярному плану, с учетом последних научных достижений.

Предметом особого внимания эллинистических монархов было благоустройство своих столиц. Антиохия на Оронте, Селевкия на Тигре, Пергам, Родос, Милет и многие другие превращаются в красивые города с широкими прямыми улицами, роскошными царскими дворцами, тенистыми парками, грандиозными храмами, театрами, зданиями общественного назначения, торговыми рядами, колоннами, портиками для прогулок. Их прямые, широкие улицы застраивались величественными зданиями и колоннадами.

Крупнейшим городом той эпохи была Александрия Египетская, спроектированная Дейнократом Родосским (IV век до н. э.) Двумя магистралями шириной 30 метров каждая, город разделялся на 4 квартала, названных буквами греческого алфавита - a,b,c,g.Вот что писал о Александрии Египетской Ахилл Татий, живший во II веке до н.э.:

«Прямые ряды колонн высились на всем протяжении дороги от ворот Солнца до ворот Луны – эти божества охраняют оба входа в город. Между колоннами пролегла равнинная часть города. Множество дорог пересекало ее, и можно было совершить путешествие, не выходя за пределы города. Я прошел несколько стадиев и оказался на площади, названной в честь Александра. Отсюда я увидел другие части города, и красота его разделилась. Прямо передо мной рос лес колонн, пересекаемый другим таким же лесом. Глаза разбегались, когда я пытался оглядеть все улицы… Казалось, что город больше, чем целый материк, а население многочисленнее, чем целый народ». Эллинистические столицы поражали воображение прибывавших греков, привыкших к миру небольших полисов, своими огромными размерами, благоустроенностью, роскошью.

Зодчество. Для архитектуры эллинистического периода характерна монументальность. Стремление непременно возвести нечто грандиозное доходило порой до гигантомании. Соперничая друг с другом, цари старались увековечить свои имена помпезными постройками. Именно в эпоху эллинизма сформировался перечень так называемых семи чудес света. В этот перечень вошли самые грандиозные или необычные сооружения различных времен и народов, хотя при этом далеко не всегда самые совершенные в художественном отношении.

Два из семи памятников, считавшихся «чудесами», были негреческими по происхождению - египетские пирамиды и «висячие сады» в Вавилоне. Два памятника были созданы еще в классическую эпоху - статуя Зевса работы Фидия в Олимпии и гробница правителя Карии Мавсола в Галикарнассе, так называемый Мавзолей.

Остальные три памятника чуда являлись произведениями эллинистического искусства: храм Артемиды в Эфесе (восстановлен после пожара в конце IV века до н. э.), Колосс Родосский – гигантская 35 метровая статуя солнечного бога Гелиоса на острове Родос и Александрийский маяк. Стоявший на островке Фарос у входа в гавань Александрии, маяк стал, пожалуй, самым знаменитым архитектурным памятником эпохи эллинизма.

Он представлял собой трёхярусную башню высотой 120-135 метров и был увенчан статуей Посейдона. В куполе маяка горел мощный костер, свет от которого, отраженный зеркалами, был виден морякам за десятки километров от берега. Масло для маячного огня доставлялось наверх осликами по винтовой лестнице. Строительство маяка, соединенного с материком длинной дамбой, был осуществлено архитектором Состратом с острова Книд завершено в 283 году до н.э.

Эллинистические храмы строились в основном в ионическом и коринфском ордере. Среди наиболее масштабных следует отметить храмовый комплекс Гелиополиса в долине Бекаа (Бальбек). Возводились монументальные алтари - места для жертвоприношений. Распространены были многочисленные гражданские сооружения - гимнасии, палестры, стадионы, театры, библиотеки, бани, дворцы и жилые здания. До наших дней сохранилась «Башня ветров», возведенная в центре Акрополя в Афинах с флюгером на крыше, водяными часами внутри и солнечными часами наружи.

Скульптура. В эпоху эллинизма сложились три основные скульптурные школы:

1. Родосская. Развивала традиции Лисиппа. Для неё характерны образы атлетически сложенных обнаженных мужчин. Ученик Лисиппа Харет из Линда в 285 году создал Родосский колосс. Агесандр, Афинодор и Полидор (I в. до н. э.) изваяли скульптурную группу «Лаокоон » на сюжет из легенды о Троянской войне. Ника Самофракийская - статуя богини победы, созданная в честь победы в морском сражении была установлена на пьедестале в виде носа корабля на высоком утесе над морем.

2. Пергамская. Развивала художественные принципы Скопаса. Для нее характерны динамизм и сложность композиции. Одним из выдающихся сооружений школы стал Пергамский алтарь, построенный при Эвмене II в честь победы над галлами в 180 году до н.э. Его цоколь был покрыт фризом длиной 120 метров, исполненным в технике горельефа. На фризе изображалась битва олимпийских богов и восставших гигантов со змеями вместо ног. Мужество побежденного противника воплощали скульптурные группы «Умирающий галл» и «Галл, убивающий себя и свою жену».

3. Александрийская. Продолжала традиции Праксителя. Для нее характерны камерная утонченность, ориентация на любителей изящного. Мастера этой школы передавали в скульптуре красоту женского тела. Агесандр (II в. до н. э.) создал знаменитую статую Афродиты, найденную на острове Милос. Автор изобразил богиню как бы застывшей в величавом и гармоничном спокойствии. К александрийской школе примыкают работы афинских мастеров. Вершина их портретного искусства стала статуя Демосфена работы Полиевкта (ок. 280 года до н.э.).

Большое распространение получила терракота («жженая глина») - статуэтки из керамики отливаемые в специально заготовленных формах. Крупнейшим центром изготовления их был беотийский город Танагра.

Высокого уровня мастерства достигли мастера глиптики - резьбы по драгоценному камню. Произведения этого жанра – геммы подразделяются на инталии (врезанное изображение) и камеи (выпуклое изображение. Одна из самых знаменитых гемм – «Камея Гонзаго » - изображение в профиль головы фараона Птолемея II и его жены Арсинои.

Живопись. Получил дальнейшее развитие жанр энкаустики. К нему относятся знаменитые фаюмские портреты. Среди работ в жанре мозаики следует отметить изображение битвы Александра Македонского с Дарием III при Иссе.

 

Культура эпохи эллинизма представляла собой новый этап в истории античной культуры. Во всех ее сферах появились новые явления. Однако в то же время многие достижения предшествующих эпох оказались безвозвратно утраченными.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: