Основные концепции философии права.




Следует согласиться с положением, согласно которому фи­лософия формируется во многом как учение о методе, как не­кий «правильный путь» познания и смысложизненной ориен­тации, выступает в качестве рационально-теоретической фор­мы мировоззрения, подвергая рефлексивному анализу и контролю исходные предпосылки отношения человека к ми­ру[4]. Иначе говоря, философия как метод задает ценностный, мировоззренческий угол зрения исследования разного рода проблем, в том числе политико-правовых. В широком смысле методологической основой философии права выступает не сама философия, то или иное философское направление, та или иная философская школа, в контексте которой осуществляется философский анализ политико-правовых явлений. Избранная исследователем философская школа определяет его ценност­ные и философско-методологические предпочтения.

История политико-правовой мысли (особенно XIX и XX в.) показала, что философия права способна развиваться на основе практически любой философской школы: платониз­ма, аристотелизма, томизма, кантианства, гегельянства, мар­ксизма, позитивизма, фрейдизма, феноменологии, бергсониан-ства, прагматизма, экзистенциализма и т. д. Следует признать, что философско-правовых концепций может быть столько, сколько существует философских школ и направлений и даже больше, так как всегда есть возможность избрать некую син­тетическую философско-методологическую платформу.

Рассмотрим наиболее крупные философские направления (концепции).

А) Позитивизм, основателем которого был О. Конт (1798—1857), оформился как направление в 1830-х годах. По­зитивизм провозгласил отказ от умозрительной философии (яркий пример — немецкая классическая философия), имев­шей дело, по Конту, с оторванными от жизни абстракциями, и предложил ограничить предмет научного исследования ис­ключительно эмпирическими фактами. Согласно позитивистской методологии наука должна отказаться от поиска сущно­сти вещей, абсолютных истин (их познать нельзя) и сосредо­точить свое внимание на описании, систематизации, классификации и установлении взаимосвязей явлений. Под­линная философия, по Канту, это и есть сумма знаний всех наук о явлениях, объективно (эмпирически) представленных человеческому сознанию.

Предложенная позитивизмом методология стала, по сути, теоретическим оформлением процесса любого научного поис­ка, характерного критическим анализом фактов, стихийным материализмом и опорой на опыт. В исторически короткие сроки позитивизм завоевал огромную популярность, став ме­тодологической основой многих общественных наук, в том числе юридических. Позитивистская методология обусловила появление таких разновидностей теории права, как юридиче­ский позитивизм (анализ текста правовых актов в отрыве от их социального содержания и нравственной оценки) и социо­логический позитивизм (исследование государства и права в связи с другими социальными явлениями).

Влияние позитивистской методологии на теорию государ­ства и права выходит за рамки юридического и социологиче­ского позитивизма. Даже в советский период, когда позити­визм оказался под мощным прессингом официального мар­ксизма, позитивистская методология активно использовалась теоретиками права. Ведь любое исследование надо было начи­нать с анализа эмпирической стороны политико-правовой ре­альности.

Б) Диалектический и исторический материализм — философ­ское направление, созданное К. Марксом (1818—1883) и Ф. Энгельсом (1820—1895) на основе логики Г.В.Ф. Гегеля (1770—1831) и материализма Л. Фейербаха (1804—1872).

Диалектический материализм как теория и как метод по­знания включает в себя ряд основополагающих принципов: 1) принцип единства и материальности мира, согласно кото­рому материя первична па отношению к сознанию; 2) прин­цип познаваемости мира, исходящий из того, что окружаю­щий нас мир познаваем и что мерой его познанности, опреде­ляющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является общественно-производственная практика; 3) принцип развития, утверждающий, что все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном, постоянном, диа­лектическом развитии, источник которого — возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущих к отрица­нию одних состояний и образованию принципиально новых явлений и процессов; 4) принцип активного преобразования мира, исходя из которого люди должны не просто познавать мир, но и целенаправленно его изменять.

Согласно материалистическому пониманию истории в ос­нове общественного развития лежит трудовая деятельность людей в сфере материального производства. По мере измене­ния производственных отношений меняются социальные ин­ституты, в том числе государство и право.

Метод диалектического и исторического материализма внес огромный вклад в дело познания политико-правовой действи­тельности, что, в частности, проявилось в созданной Марксом формационной типологии государства и права. В настоящее время рассматривать государство и право в развитии, истори­чески, в единстве политической, духовной и экономической жизни общества с опорой на общественную практику как критерий истины стало характерным для методологии теорети­ко-правовой науки.

В) Феноменология. Основателем данного направления считает­ся немецкий философ Э. Гуссерль (1859—1938), создавший ме­тод феноменологической редукции (сведение фактов действи­тельности к фактам сознания). Применение метода феномено­логической редукции ведет к концентрации внимания не на объектах реального мира, а на их идеальных образах, возни­кающих в познающем сознании. Иначе говоря, изучаются не реальные государство и право, а их идеальное отражение, воз­никающее в сознании исследователя.

В Европе (в основном в Германии) в 1920-х годах феноме­нологию права разрабатывали А. Рейнах, Ф. Шрейер, Ф. Ка­уфман, в России — Н.Н. Алексеев[5]. Нельзя не видеть, что изучение не реального объекта, а его мыслительной проекции, расположенной в индивидуальном сознании, несет в себе опасность субъективизма.

Г) Экзистенциализм — это философия, предполагающая ос­мысление человеком реальности через призму своего индиви­дуального существования. Экзистенциализм возникает в XX в. (основные представители: К. Ясперс, Г. Марсель, Ж.П. Сартр, А. Камю, Н.А. Бердяев, Л. Шестов) как проявление индивидуалистического мировоззрения, в котором нашло отражение разочарование плодами западной культуры (в частности, демо­кратией, правовым государством, буржуазной юстицией). Эк­зистенциалисты видели основную задачу личности в условиях буржуазного общества в том, чтобы стать самим собой, понять свое предназначение, перейти к подлинному существованию (экзистенции), обнаруживающейся в пограничной ситуации (например, перед лицом смерти).

Метод экзистенциализма в теоретико-правовой науке (В. Майхофер, Э. Фехнер, Г. Кон1) состоит в том, чтобы рас­смотреть государство и право с точки зрения их соответствия подлинному существованию человека (под подлинной экзи­стенцией чаще всего понимается индивидуалистическое, от­страненное от общества существование). Государство и право, стандартизируя социальную жизнь, заключая ее в абстрактные обязательные для всех нормы, губят уникальность личности, навязывают человеку разрушающий его автоматизм. Цель эк­зистенциального метода — доказать принципиальную возмож­ность существования права как суммы единоразовых уникаль­ных решений по урегулированию конфликтов, не наносящих ущерба самобытности личности. Индивидуалистический под­ход ставит под сомнение возможность познания социальной природы права.

Д) Прагматизм —- философия, возникшая в США в конце XIX в. и оказавшая огромное влияние на всю духовную жизнь страны в первой половине XX столетия. В юриспруденции ме­тод прагматизма активно использовал выдающийся американ­ский юрист Р. Паунд (1870—1964). Главная идея прагматизма заключается в том, что научная истина основывается на инди­видуальном опыте и проверяется только практической полез­ностью. Следуя данной философии, Паунд полагает, что право базируется на субъективном опыте, из которого невозможно вывести общие законы. Подлинная цель и задача права, отме­чает он, непознаваемы, а различные ценностные суждения, включенные в нормативные акты, изначально противоречивы. Единственным объективным критерием оценки права Паунд считает его полезность, практическую значимость. Право по­знается только в той степени, в какой открываются результаты его воздействия на общество. Поэтому основное внимание Паунд уделяет прикладной, функциональной стороне права, он предпочитает изучать реальный правопорядок, судебный и административный процесс, где эмпирическое, «инструмен­тальное» проявление права особенно заметно.

Е) Религиозная философия. Вероучение, в котором догматы приобретают вид рационализированной теоретической систе­мы, отчасти становится и философией тоже. Яркий пример — христианская философия (Августин Блаженный, Фома Аквинский, Ж. Маритен, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев), которая пронизана идеями греховности мира, грядущего конца света и установления Царства Божия. Использование христианской философии в качестве метода политико-правового исследова­ния означает, что государство и право изучаются через призму библейских догматов. В сочинениях религиозных философов есть много ценного о природе и функционировании государ­ства и права, но все это рациональное знание подчинено од­ной конечной цели: доказать зависимость политико-правовой действительности от воли Бога, ее включенность в общее Бо­жественное мироустройство.

Для авторов, опирающихся на религиозную философию, юридическая проблематика, как правило, не представляет са­мостоятельного интереса. Тем не менее в XX в. католические и православные философы, откликаясь на социальные совре­менности, написали много специальных работ, где с позиции христианских догматов анализируются политико-правовые ин­ституты.

Ж) Психоанализ — в широком смысле есть теория и метод, имеющий дело с бессознательными процессами человеческой психики (основатель — 3. Фрейд). Главной особенностью от­крытого Фрейдом метода было сведение социальных законов к законам природы, индивидуального к коллективному (в че­ловеческом обществе, в коллективной психике действуют те же механизмы, что у отдельного человека). Метод психоанали­за универсален, применим ко всем сферам человеческой дея­тельности. Наибольшее число психоаналитической литературы (в том числе юридического профиля) издается в США. Со­гласно психоанализу политико-правовые институты есть трансформированное проявление бессознательных влечений (инстинктов) человека, результат сублимации, перевода неиз­расходованной сексуальной энергии в юридическую практику.

Применяя метод психоанализа, автор стремится установить взаимозависимость психики людей и их политико-юридиче­ской деятельности. Следует иметь в виду, что психоанализ строится на ряде аксиоматических допущений, имеющих дале­ко не однозначное толкование. Вследствие такой специфики результат психоаналитического исследования носит, как прави­ло, вероятностный, очень приблизительный характер. Приме­нение психоанализа дает наиболее плодотворный результат в сочетании с другими методами.

З) Юридический позитивизм

Под юридическим позитивизмом понимают направление в юриспруденции, сторонники которого ограничивают задачи юридической науки изучением действующего права с фор­мально-догматических позиций, без рассмотрения того, на­сколько оно справедливо и каким социальным идеалам слу­жит.

Возникновение юридического позитивизма относится к первой половине XIX в. и связано с процессами утвержде­ния промышленного капитализма в странах Западной Европы. Решающую роль при этом сыграли процессы формирования в наиболее развитых странах национального рынка, потребо­вавшие ликвидации пережитков средневекового партикуляриз­ма, расширения сферы законодательного регулирования обще­ственных связей и установления единого для всей страны пра­вопорядка. На этой почве сложились ранние концепции юридического позитивизма, которым характерны идеи верхо­венства закона как источника права, отождествление правовых норм с предписаниями государственной власти. Юридический позитивизм пришел на смену доктринам естественного права, занимавшим господствующее положение в европейской соци­ально-философской мысли XVII—XVIII вв.

Начало теоретическому обоснованию принципов юридиче­ского позитивизма положил английский юрист Джон Остин (1790—1859). Под влиянием его трудов в правовой науке Анг­лии и США сформировалась представительная школа, полу­чившая название аналитической юриспруденции.

Сфера распространения юридического позитивизма значи­тельно расширилась к концу XIX в., когда позитивистские доктрины утвердились в правоведении стран континентальной Европы. К этому же времени относится зарождение юридиче­ского позитивизма в России. Его виднейшие представители на рубеже XIX—XX вв.: в Германии — Карл Бергбом (1849 — 1927), во Франции — Адемар Эсмен (1848—1913), в России — Габриэль Феликсович Шершеневич (1863—1912).

В XX столетии юридический позитивизм распадается на ряд новых учений и школ. Ведущими среди них выступали та­кие направления, как нормативизм и лингвистическая теория права.

Родоначальником и крупнейшим теоретиком нормативистской школы был Ганс Кельзен (1881 — 1973), профессор Вен­ского университета, составитель проекта Конституции Австрии 1920 г. Ему принадлежит большое число сочинений по общей теории права и государства, по конституционному и междуна­родному праву, а также несколько работ, посвященных опро­вержению марксизма. Самая известная его работа — «Чистая теория права» (1934 г.; в заголовок вынесено авторское назва­ние нормативизма)[6]. В 1920-е годы вокруг Кельзена сложилась группа учеников и коллег, которую в исследовательской лите­ратуре нередко именуют Венской школой права. После ан­шлюса Австрии нацистской Германией ученый эмигрировал в США.

Чистой теорией права Кельзен, называл доктрину, из кото­рой устранены все элементы, чуждые юридической науке. Со­временные юристы, писал он, обращаются к проблемам со­циологии и психологии, этики и политической теории, пре­небрегая изучением своего собственного предмета. Кельзен был убежден, что юридическая наука призвана заниматься не социальными предпосылками или нравственными основания­ми правовых установлений, как доказывают приверженцы со­ответствующих концепций, а специфически юридическим (нормативным) содержанием права.

При обосновании этих положений ученый опирался на философию неокантианства, сторонники которой разграничи­ли две области теоретических знаний — науки о сущем и нау­ки о должном. К первой группе наук, согласно взглядам Кельзена, относятся естественные науки, история, социология и другие дисциплины, изучающие явления природы и общест­венной жизни с точки зрения причинно-следственных связей. Вторую группу — науки о должном — образуют этика и юриспруденция, которые исследуют нормативно обусловлен­ные отношения в обществе, механизмы и способы социальной регламентации поведения людей. В науках о сущем главным постулатом выступает принцип объективной причинности, в науках о должном — принцип вменения.

В соответствии с этим учением нормативисты призывали освободить юриспруденцию от исследовательских приемов, за­имствованных из других областей познания. Как подчеркивал Кельзен, чистая теория права «не отрицает того, что содержа­ние любого позитивного юридического порядка, будь то право международное или национальное, обусловлено исторически­ми, экономическими, моральными и политическими фактора­ми, однако она стремится познать право с внутренней сторо­ны, в его специфически нормативном значении»[7].

Чистота теории права предполагает также исключение из нее идеологических оценок. Кельзен одним из первых поста­вил задачу деидеологизации правоведения, создания строго объективной науки о праве и государстве. Согласно его воз­зрениям, подлинная наука носит релятивистский характер, так как признает возможность существования в обществе множе­ства систем идеологии и отрицает превосходство какой-либо одной из них над другими. Чистая теория права, писал Кель­зен, стремится преодолеть идеологические тенденции и опи­сать право «таким, каково оно есть, а не каким оно должно быть». Подлинно научная юридическая теория отказывается оценивать право с точки зрения справедливости или общест­венных идеалов; ей надлежит раскрыть сущность позитивного права с помощью анализа его структуры.

Именно этой позицией и объясняется отношение Кельзена к философии права как отрасли знаний. По его словам, фило­софия права занята поисками ответа на вопрос, какие право­вые правила следует принять или установить; иными словами, ее основное содержание составляют проблемы справедливости. «Исходя из того, что справедливость является постулатом мо­рали, философия права представляет собой ветвь моральной философии, или этики. Ее метод и метод этики идентичны».

Учение Кельзена оказало огромное воздействие на теорети­ческие представления и юридическую практику в странах За­пада. Распространение нормативистских концепций привело к тому, что правоведы стали больше уделять внимания противоречиям в праве, созданию стройной системы национального законодательства. С идеями нормативизма связано также ши­рокое признание в современном мире институтов конституци­онного контроля (создание специального органа конституци­онной юстиции впервые было предусмотрено в Конституции Австрии 1920 г., которую отредактировал ученый). Несмотря на то что сам Кельзен отрицал юридическое значение филосо­фии права, проведенные им исследования структуры норма­тивных предписаний внесли существенный вклад в разработку проблем философско-правовой науки, особенно таких ее на­правлений, как общая теория и логика норм.

Альтернативный вариант теории правового позитивизма создал английский юрист Герберт Харт (1907—1992; его полное имя — Хьюберт Лайонель Адольфес Харт). Академическую карьеру он начинал преподавателем философии, затем пере­шел на кафедру юриспруденции Оксфордского университета. В 1961 г. Харт опубликовал книгу «Понятие права», которая принесла ему мировую известность и вскоре стала одной из наиболее обсуждаемых работ в юридической литературе стран Западной Европы и США[8].

Формирование взглядов Харта проходило в обстановке ост­рых дискуссий, развернувшихся в европейском правоведении после окончания Второй мировой войны. Идеологи либераль­ной демократии подвергли тогда критике позитивистские док-грины, утверждая, что отказ юридического позитивизма от моральных и политических оценок действующего законода­тельства неизбежно ведет к признанию легитимности любого общественного строя, в том числе фашизма. Позитивистская юриспруденция, доказывали ее противники, объективно спо­собствовала упрочению тоталитарных режимов в странах кон­тинентальной Европы. На этой волне резко возрос интерес К концепциям естественного права, позволявшим обличать ан­тидемократические режимы с позиций общечеловеческих цен­ностей и неотъемлемых прав личности. С другой стороны, представители юридическогб позитивизма под давлением кри­тики приходят к осознанию того, что правовая доктрина не может полностью отказаться от рассмотрения морального и политического содержания права, его социальной роли, за­ложенных в нем идеалов общественной жизни и т, п. К числу правоведов, выступавших за обновление позитивистских уче­ний, принадлежал и Харт.

При построении своей концепции Харт использовал идеи и принципы лингвистической философии, или, как ее иначе еще называют, философии обыденного языка. В связи с этим им были пересмотрены положения аналитической юриспру­денции, разработанные в трудах Дж. Остина и других англий­ских теоретиков права. Харт, в частности, подчеркивал, что теоретическая юриспруденция не может ограничиться анали­зом категориального и понятийного аппарата правовой науки, как считал Остин, и должна обратиться к изучению повсе­дневного языка, используемого юридической практикой. Смы­словые различия, касающиеся правовых категорий, необходи­мо раскрыть «путем анализа общепринятого способа употреб­ления соответствующих выражений, их зависимрсти от социального контекста».

Обращение к обыденному языку, полагал теоретик, позво­ляет усовершенствовать юридический позитивизм, поскольку правовая доктрина, оставаясь аналитической по своему харак­теру, приобретает благодаря применению методов лингвисти­ческого анализа черты дескриптивной социологии. В свою очередь, исследование социальных отношений способствует уяснению того, что само существование общества, необходи­мость выживания индивидов в процессе совместной деятель­ности предъявляют к праву известные требования (защиты личности, собственности, договоров), которые следует рас­сматривать как своего рода минимум естественного права. Эти простые и разумные требования, указывал Харт, «имеют важ­ное значение для понимания права и морали и объясняют, почему определение последних в сугубо формальных терми­нах, без учета выраженного в них содержания или социальных потребностей, оказывается столь неудовлетворительным».

Концепция Харта, как видим, предусматривала развитие аналитической юриспруденции в двух направлениях: с одной стороны, путем расширения ее социальной (прежде всего со­циолингвистической) проблематики, а с другой — за счет ис­пользования в ней приемов и методов критики позитивного права, выработанных в естественно-правовых доктринах. Подобную методологию исследования права ученый предложил называть гибким позитивизмом.

С аналогичных позиций Харт подходил и к характеристике предмета философии права. По мнению теоретика, современ­ная философия права построена на сочетании логико-концеп­туального и критического подходов к исследованию правовых явлений, а ее проблемное поле составляют вопросы, касаю­щиеся определения и анализа права, юридической аргумента­ции и критики существующих правовых систем.

Предложенное Хартом учение породило среди западных правоведов не прекращающиеся до сих пор дискуссии. В анг­лоязычных странах современное состояние философии права во многом определяется полемикой между последователями строгого и умеренных («гибких») вариантов теории юридиче­ского позитивизма.

И) Социологические концепции права

Возникновение социологии как науки было вызвано про­цессами усложнения общественной жизни в эпоху промыш­ленного капитализма. Социологические исследования шли на­встречу возросшим запросам различных политических сил, и прежде всего предпринимательских кругов, в получении достоверных знаний, основанных на эмпирическом изучении общественных процессов.

В научный оборот термин «социология» ввел родоначаль­ник позитивистской философии Огюст Конт (1798—1857); ему же принадлежит идея создания социологии как учения о зако­нах общественного развития (отсюда — известный контовский лозунг «Порядок и прогресс», определивший предметную об­ласть и задачи новой дисциплины). На первых порах теорети­ческая социология развивалась в рамках общефилософских учений и довольно длительное время сохраняла тесные связи с ними. Статус самостоятельной отрасли знаний она приобре­тает лишь к концу XIX в.

Социологические идеи и принципы одновременно получа­ют распространение в различных общественных дисциплинах, что приводит к дифференциации социологии и появлению ряда научных направлений, специализирующихся на изучении отдельных сторон или сфер общественной жизни. Одним из таких направлений была социология права.

С момента своего возникновения социология права имела междисциплинарный характер, поскольку исследования в этой области проводили как социологи, так и юристы. Крупнейшие социологи XX в. — М. Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Ж. Гурвич, Н. Луман и другие — активно разрабатывали про­блемы истории и теории права (некоторые из них, как, на­пример, М. Вебер и Н. Луман, были юристами по образова­нию) и выдвинули собственные правовые доктрины. Для обо­значения социологически ориентированных концепций, созданных представителями правовой науки, используют спе­циальные термины «социологическая юриспруденция» и «юри­дическая социология». Зачинателями юридической социологии были: в Германии — Рудольф фон Иеринг, во Франции — Леон Дюги и Морис Ориу, в России — Максим Максимович Ковалев­ский и Сергей Андреевич Муромцев.

В социологических концепциях права конца XIX — начала XX в. значительное место занимала полемика с юридическим позитивизмом. Критикуя принципы формально-догматической юриспруденции (Иеринг окрестил ее «юриспруденцией поня­тий»), сторонники социологического направления подчеркива­ли недостаточность нормативного подхода к праву. Они рас­сматривали общество как целостный организм, все части ко­торого подчинены единым законам, и призывали изучать право во взаимодействии с другими элементами социальной системы. Последователи социологической юриспруденции противопоставили концепциям юридического позитивизма по­нимание права как «живого», динамичного правопорядка.

Конкретно-социологические исследования права одним из первых начал проводить австрийский юрист Евгений Эрлих (правильнее Ойген Эрлих; 1862—1922). Получив должность профессора университета в Черновцах, он организовал «семи­нар по изучению живого права», участники которого занима­лись анкетированием населения и анализом документов (глав­ным образом гражданско-правовых договоров) с целью обоб­щения юридической практики. Эти исследования показали, что реальные правовые отношения нередко расходятся с пред­писаниями закона. По подсчетам Эрлиха, Австрийское граж­данское уложение фактически применяется лишь на 2/3, ос­тальные положения кодекса представляют собой не что иное, как мертвые нормы.

Для вынесения решения по конкретному делу, полагал Эр­лих, юристу необходимо знать не только законодательство, но и «живое право», действующее в общественных союзах — и семье, коммерческих объединениях, ассоциациях и т. п. При обнаружении пробела или противоречий в законе судье пред­лагалось руководствоваться нормами «живого права».

Свои наблюдения и выводы Эрлих подытожил в книге «Основы социологии права» (1913), которая считается первым учебником по юридической социологии для высшей школы. В книге подчеркивалось, что «социологии права следует на­чать с установления живого права. Ее внимание необходимо направить на рассмотрение конкретного, а не абстрактного. Ибо только конкретное можно наблюдать... Только конкрет­ные обыкновения, отношения реальной власти, правовые от­ношения, договоры, уставы акционерных обществ, завещатель­ные распоряжения образуют те нормы, которыми регулируется поведение людей»[9].

Концепция Эрлиха положила начало формированию идей­ного движения, известного под названием школы «свободного права».

В теоретическом обосновании методов социологической юриспруденции видную роль сыграл Роско Паунд (1870—1964), на протяжении многих лет бывший деканом Гарвардской шко­лы права в США. Его взгляды изложены в таких работах, как «Введение в философию права» (1922), «Право и мораль» (1924), «Социальный контроль посредством права» (1942), со­держание которых он обобщил в пятитомной «Юриспруден­ции» (1959).

Мировоззренческой основой учения Паунда послужили идеи прагматизма — ведущего направления в философии США начала XX в. Философия прагматизма учит, что любые теоретические построения необходимо оценивать с точки зре­ния их практического значения, или пользы (отсюда и назва­ние доктрины). Следуя этому принципу, Паунд призывал юри­стов не ограничиваться изучением «права в книгах» (т. е. пра­ва в законе, в нормативных актах) и обратиться к анализу права в действии». Юридическая наука, считал он, призвана показать, как право реально функционирует и влияет на поведение людей. Противопоставление «права в книгах» и «права в действии» со временем стало лозунгом всей прагматистскои юриспруденции в США.

Важнейшие методы современной юридической науки, с точки зрения Паунда:

Аналитический метод позволяет рассмотреть структуру, предметную область и предписания правовой системы с целью уяснения заложенных в ней принципов и концепций как ло­гической основы для вынесения судебных и административ­ных решений. Данный метод предполагает, по крайней мере в идеале, наличие логически взаимосвязанных предписаний, хотя в прошлом и не существовало подобных правовых сис­тем. Аналитический метод является древнейшим методом по­знания права.

Исторический метод дает возможность исследовать проис­хождение и развитие правовой системы, с тем чтобы в инсти­тутах прошлого выявить принципы ныне действующего права.

Философский метод состоит в изучении идеальных основа­ний и элементов правовой системы. Благодаря его примене­нию выдвигаются идеалы, касающиеся цели и назначения правопорядка, что позволяет критически оценивать сущест­вующие институты. Применение философского метода в юри­дических дисциплинах отличается от методологии философии права. Философская юриспруденция представляет собой одну из форм или сторон правовой науки, тогда как философия права — часть практической философии.

Социологический Метод предполагает изучение правовой системы в функциональном плане, т. е. как инструмента или средства для достижения определенных социальных целей.

Многие теоретики права выделяют также сравнительный метод, однако, по мнению Паунда, он не имеет самостоятель­ного значения. Приемы сравнения применяются в рамках всех вышеназванных методов познания.

Социологическая направленность концепции Паунда наи­более ярко проявилась в трактовке права как формы социаль­ного, контроля (это понятие заимствовано им у американского социолога Э. Росса). Согласно взглядам ученого, право явля­ется одним из способов контроля за поведением людей наряду с религией, моралью, обычаями, домашним воспитанием и др. Такой, подход ориентировал юридическую науку на изучение права в контексте социальных отношений, требовал учитывать взаимодействие правовых норм с иными регуляторами обще­ственной жизни.

Первоначально, в древности, механизмы социального конт­роля находились в нерасчлененном состоянии и право не от­делялось от религии и морали. Значение правовых способов воздействия на поведение индивидов возрастает вместе с раз­витием государства начиная с XVI в. В современную эпоху, когда государство берет на себя бремя разрешения конфлик­тов индустриального общества, право становится важнейшим средством осуществления социального контроля. «Все осталь­ные виды социального контроля сегодня действуют под надзо­ром и в соответствии с требованиями права».

Паунд различает в современном праве три аспекта. Во-пер­вых, право — это правовой порядок или режим регулирования социальных отношений посредством систематического и упо­рядоченного применения силы органами государства. Во-вто­рых, правом называют официальные источники, которые слу­жат руководством при вынесении судебных и административ­ных решений (в этом смысле говорят, например, о праве отдельного штата). И наконец, в-третьих, право есть судебный и административный процесс. Сведенные воедино, названные элементы дают определение права как «высокоспециализиро­ванной формы социального контроля, осуществляемого на ос­нове властных предписаний в рамках судебного и администра­тивного процесса».

Цель права, согласно концепции, состоит в улаживании социальных конфликтов и достижении цивилизованных отно­шений между людьми. В настоящее время, писал Паунд, «на­метилась тенденция к тому, чтобы осознанно направить пра­вовые и политические институты на утверждение общечелове­ческих целей». Деятельность по установлению рационального порядка в обществе представлялась ему «социальной инжене­рией». Эти идеи Паунда были восприняты многими его уче­никами в Гарвардской школе права и нашли широкий отклик у американских судей.

Юридическая социология XX в. испытала влияние со сто­роны психологических концепций права (особенно идей Л.И. Петражицкого) и правового «реализма» (К. Ллевеллин, Дж. Фрэнк и др.). Современные исследователи расходятся в характеристике этих направлений. В одних работах психоло­гические теории и «реализм» рассматриваются как ответвления социологии права, в других — как самостоятельные течения правовой мысли.

Противники социологической юриспруденции, признавая ее заслуги в разработке новых методологических подходов к изучению права, тем не менее весьма критически оценивают достигнутые ею результаты. Известный американский теоретик права Р. Дворкин отмечал: «Преимущественное внимание к фактам способствовало развитию того, что Роско Паунд из Гарварда назвал социологической юриспруденцией... Некото­рые юристы, как, например, Джером Фрэнк и сам Паунд, пы­тались проводить подобные исследования, но обнаружили, что юристам не хватает подготовки либо статистических данных, необходимых для того, чтобы описать сложные институты»'. По утверждению Дворкина, социологическая юриспруденция в настоящее время все больше отходит к компетенции социо­логов.

К) Теории естественного права

В общественно-политической мысли XX в. особое место занимают учения о естественном праве. Они продолжают тра­диции философского осмысления права и опираются на раз­личные доктрины, сложившиеся в современной западноевро­пейской и американской философии, — томизм, неокантиан­ство, неогегельянство, экзистенциализм, феноменологию, персонализм.

Подобно классическим учениям XVIIXVIII вв. совре­менные естественно-правовые теории признают существование наряду с позитивным правом (законами и обычаями) идеаль­ного порядка отношений между людьми. Этот высший норма­тивный порядок и называют естественным правом. Согласно взглядам теоретиков естественного права, законы государства действительны и легитимны лишь в том случае, если они со­ответствуют идеальному праву.

Современное понимание естественного права вместе с тем существенно отличается от предшествующих трактовок. По сравнению с эпохой антифеодальных революций коренным образом изменились прежде всего взгляды на человека как носителя естественных прав. В противоположность доктринам прошлого, исходившим из представлений об изолированном, обособленном индивиде, философия и правоведение XX в. рассматривают человека с точки зрения его социальных опре­делений, как участника многообразных общественных связей. В перечень естественных прав соответственно включают не только неотъемлемые права личности, призванные гарантиро­вать ее независимость от государственной власти, но и соци­ально-экономические права человека, свободу объединения в политические партии и общественные союзы, права соци­альных общностей (право наций на самоопределение, право парода устанавливать конституцию государства и т. п.).

С этим связана и другая особенность современных учений. Естественное право в них не рассматривается больше как со­вокупность незыблемых, раз и навсегда установленных разу­мом предписаний. Метафизическим и априорным доктринам эпохи Просвещения противопоставляют идеи «естественного права с изменяющимся содержанием» (термин предложен не­мецким юристом Р. Штаммлером), принципы исторически развивающегося правосознания, нравственные и духовные ценности конкретного общества или народа. Естественно-пра­вовые воззрения в современной юриспруденции, иначе говоря, сочетаются с историческим и социологическим изучением правовых идеалов.

Наиболее полно и обстоятельно идеи естественного права
обоснованы в философии неотомизма, развивавшей уч



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: