Суть риторики по Платону




Конспект лекции № 2 (см. слайды)

Тема: История судебного красноречия

План:

1. Ораторское искусство софистов.

2. Риторическое учение Сократа.

3. Суть риторики по Платону.

4. Риторическая концепция Аристотеля.

5. Цицерон об искусстве красноречия.

6. Русская риторика имперского периода.

7. Вклад М. В. Ломоносова в теорию ораторского искусства.

8. Русское судебное красноречие к. XIX нач. XXвв. Общие правила русских судебных ораторов.

9. «Советы лекторам» А. Ф. Кони.

10. Судебная речь в к. XX в.

 

Ораторское искусство софистов

Родиной красноречия считается Эллада. В V в. до н. э. в Элладе были распространены города-государства, в которых развивалась рабовладельческая демократия. Верховным органом было Народное собрание, к которому политический деятель обращался непосредственно.

Публично решались не только политические вопросы, но и совершался суд. При этом прокуроров не существовало, обвинителем мог выступить любой человек. Обвиняемый защищался сам, убеждая суд в своей невиновности. Количество судей, например в Афинах, достигало 500 человек, а всего в решении исхода дела принимало участие до 6000 человек. Поэтому в такой речевой ситуации существовала необходимость во владении словом, речью, убедительной, аргументированной, уместной.

Красноречие становится необходимым каждому человеку. Это побудило граждан учиться выступать перед аудиторией либо искать лиц, готовых за плату составить выступление. Таких сочинителей называли логографами. Порой они составляли как обвинительные, так и защитительные речи для единого судебного дела.

Платных же учителей публичному выступлению называли софистами (от греч. SOPHISTES – искусник, мудрец). Они владели всеми формами ораторской речи, искусством спора, умением воздействовать на аудиторию.

Риторические убеждения софистов

1. Цель оратора – убедительность, а не раскрытие истины. Убеждать может только искусно составленная речь, при этом не важно, соответствует она истине или нет (Горгий).

2. Красноречие требует огромного труда. Существуют приемы Протагора, которые способствуют овладению речью: речи должны быть ни длинными, ни короткими; речь должна воздействовать на чувства слушателей; для этого нужно использовать лексику, закругленность мысли.

3. Задача софиста – научить делать слабое мнение менее сильным. Истинный оратор должен одну и ту же вещь и восхвалять, и порицать.

Против положения софистов об относительности истины выступил древнегреческий философ Сократ (470 – 399 до н. э.)

 

Риторическое учение Сократа

Главная задача риторики по Сократу – установление истины, а не умение оратора убедить аудиторию в чем угодно.

Труды:

Диалоги «Горгий», «Софист», «Федр» (записаны Платоном).

1. Оратор должен хорошо разбираться в предмете речи.

2. Правила построения речи: начинать нужно со вступления, затем необходимо изложить материал, потом привести доказательства, далее сделать правдоподобные выводы.

3. Правило ведения диалога (беседы): она начинается с вопроса к собеседнику; на ответ собеседника приводятся контраргументы и следующие вопросы, которые ставят собеседника в тупик. Система вопросов, рассуждений и аргументов беседы должна помочь найти истину, единственно правильный ответ на вопрос (или предмет беседы, спора).

4. Мысли и высказывания должны быть связными и последовательными, четкими и определенными, обоснованными и аргументированными, непротиворечивыми.

Учеником Сократа был греческий философ Платон (427 – 347 до н. э.). Платон – от греч. «широкий», «широкоплечий». Настоящее имя Аристокл.

 

Суть риторики по Платону

1.Риторика есть сноровка, т. е. умение, ловкость, которым можно научиться, развить в себе.

2.Сноровка в речи помогает защититься человеку в условиях аристократического соседства, в судебной борьбе; помогает человеку обрести более выгодное положение в обществе, завоевать уважение сограждан и улучшить свои материальные дела.

3.Платон дает риторике новый смысл: в практике диалогов он устанавливает иной вид речи – диалектической, которая предполагает совместный и незаинтересованный поиск истины оратором и его аудиторией. Основа такой речи – духовная мораль, по которой несправедливо пострадать – значит обречь на муки того, кто причинил несправедливые страдания.

4.Правила красноречия: Будьте вежливы во время споров и беседы; постарайтесь для выражения своих мыслей найти точные, яркие слова, различные средства художественной выразительности; правильно оцените выступления друг друга; будьте благородно сдержанны, доброжелательны во время возникшего спора и ведите себя пристойно.

Мысли Платона об ораторском искусстве были блестяще развиты его учеником Аристотелем (384 – 322 до н. э.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: