Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889)




Обыкновенная история

Сталкиваются 2 эпохи: новая (рациональная, которая представляет собой Адуев - старший, и приобретает черты города Санкт-Петербурга, куда приехал для карьерного роста. Он рано встает, идет на службу, потом в английский клуб, поздно возвращается домой. Так каждый день. Женился по расчету (из практичности и рационализма). Чувствами не живет, все рационально. Жена – для присутствия комфорта.

Он сталкивается с Адуевым-младшим, племянником, который приезжает к нему из деревни. Вяло-текущим ритмом жизни: поздним вставанием, дневным сном, романтизмом, в город его провожает вся деревня. Любовь у него на вся жизнь, дружба – на век.

Под конец романа меняются черты характера у обоих, Адуев младший становится более серьезным, не кидается все в объятия при встрече, менее романтично рассуждает о жизни. Адуев - страший – наоборот, становится мягче.

Вывод: надо задать себе вопрос, «Кем являюсь я?»

 

Обломов

2 русских романа (сочиненные, не списанные): 1- Евгений Онегин, 2- Доктор Живаго (на конец 20 века), середина 19-начало 20 –

Мифолог. В центре романа – сон Обломова. Идейный.

Сон – закрытая структура. Там

Мифология.

в центре романа – сон Обломова, идейный.

Сон – закрытая структура. Там формируется принцип реальной жизни. (Там сказки, басни).

сон Обломов в детстве, все вместе (родственники)

Штольц

Деревня «Обломовка» - символизирует русский дом, где все вместе.

Во сне – сам Обломов и Штольц, которые живут рядом. Потом юность, едут в Петербург, там Обломов нанял квартиру на ул. Гороховой и там «то спал, то не спал».

Мороз на улице – (это метафора) от Штольца веет холодом, он с одними разговаривает, с другими нет. Штольц пытается «поднять» Обломова, но не может. сон Обломова

Штольц находит Ольгу Ильинскую, которая расположена к Обломову,

но он на ней не женится, для него единственная любовь 1-юность

(материнская, когда его любят как дитя). В конце он находит вдову

Пшеницыну, т.к. она напоминает ему мать, и его образ жизни 2- Петер Обломов,

3 состояние – когда он в доме вдовы Пшеницыной, ул. Гороховая, Штольц, О.Ильинская

любит блины, пироги, Пшеницына заботиться о нем, как о

ребенке. Штольц не смог «поднять» Обломова, и словом убивает его 3. Дом на Выборгской

говорит, что он «пропал».

Обломов проповедует любовь.

Роман мифологический указывает 1 стр. романа.

Жил Обломов на 33 году жизни (как Илья Муромец) тоже накапливает силы. Обломов охраняет русские традиции в самом себе, сохраняет русскую жизнь. Он всех любит, у него нет врагов. Обломов построил на ц-слав. слово. «Обло» - в переводе с греч. – огромное, неподвижное, консервативное, невозможно сдвинуть, сохраняет традиции.

Ортодоксия – в пер. с греч. языка «не изменная», только та, соблюдает традиции русской жизни. В переводе с греческого – «православие».

Фамилия Ильинская – ее мысль от пророка Ильи.

Экзистенициальный.

в романе одни герои. Это мысли от начала до конца. Штольц – тень Обломова, то, что он не любит. Заканчивается роман смертью Обломова. Захар (его слуга) остается один. Штольц забирает себе сына Обломова Андрея. Штольца тоже зовут Андрей. Сын Обломова будет сохранять его традиции, не будет сильно отличаться от него. Штольц женится на мечте Обломова Ольги Ильинской, грусть Ольги по Обломову передается его сыну Андрею.

Фамилии героев Гончарова: 1. Ад уев – 2. Обло мов – 3. Рай ский

 

Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889)

Революционеры называли себя «новыми учителями», «новыми апостолами».

Биография: закончил духовное училище и духовную семинарию. Родился в Саратове в семье протоиерея, который служил в Саратовском Кафедральном Соборе. Воспитан в религиозном духе и прививались религиозные правила жизни. В семье был один, поэтому, денег его образование не жалели, получил прекрасное домашнее образование. Духовное училище закончил дома, приглашал учителей из училища, и сам с ним занимался. Знания Закона Божьего, Отцов Церкви, основную догматику знал в совершенстве и сдал блестяще экзамены.

Обладал феноменальной памятью, как книжник обладал хорошей аналитикой. Много читал, это было главным его занятием. В детстве испортил зрение, и на всех портретах изображен в очках. Прочитал много книг мировой литературы, был погружен в это, и потому не знал обыкновенной жизни, был оторванным, огорожен от реальной жизни.

В 42 г. Поступает в Саратовскую семинарию, которую заканчивает с отличием. После, отец, рекомендует ему поступить в Санкт-Петербург для дальнейшего поступления в духовную академию, т.к. видя его способности, хотел, чтобы он был архиереем. Но, Чернышевский уехал в Петербург, решил сделать по своему. Еще в Саратове, общался с либералом Костомаровым, и решил он поступить в духовную академию, и параллельно, идет в светское учреждение - в Санкт-Петербургский университет на Философский факультет. Блестяще сдает экзамены. И когда встала дилема, где оставаться, он пишет письмо отцу, чтобы он его благословил идти в Санкт-Петербургский университет. Отец разрешает и Чернышевский блестяще оканчивает университет. После университета, возвращается в Саратов и работает в Светской гимназии учителем словесности, и продолжает общение с либералом Костомаровым, который тоже там преподает.

В 53 году решил жениться. Он выбрал себе в жены дочь Саратовского врача Ольга Сакратовна Васильева, была «гусар в юбке», была заводилой среди всех мальчишек, только с ними и дружила, была их предводительницей, «бой-девка». Он сделал ей предложение в безапелляционной форме, со словами «Вам нужен такой муж как я, а мне нужна такая жена как Вы. Потому, что я увлекаюсь разными теориями и меня надо останавливать». На вопросы друзей, почему он выбрал ее, он отвечал, что ему именно такая жена нужна, что она бунтарского духа, и сможет его остановить в его фантазиях, и может его спасти от многих бед.

Через год едут в Петербург, и Чернышевский собирается защитить магистерскую диссертацию на тему «Эстетические отношения искусства в действительности». Это диссертация по философии, эстетики (как части философии), тут он пытается определить соотношение между искусством и жизнью, в ней он спорит с Гегелем (немецким философом), который был признан как величайший мыслитель мира, всегда в основании философской этики, классик мировой философии. Защищая диссертацию, он защищает теорию Фифебрага (материалиста), но не может оспорить положений, выдвинутых Гегелем. Диссертация с треском проваливается, и считается не защищенной, но, все равно ее опубликовал. До революции не знал никто, но после 1917г. нужно было сформировать новую эстетику, вспомнили, что Чернышевский защищал диссертацию, прочитав, поняли, что советскому человеку она подходит, широко опубликовали, и положить в основу всех учебников, культуры и искусства и т.д. Таким образом, Чернышевский завершил свою научную карьеру и пошел работать в прогрессивный журнал «Современник» в отдел критики (вел небольшой раздел). «Прогрессивный» – потому, что он проповедовал новые революционные, западно-европейские идеи переустройства русского государства. Это было новое, впервые.

В это время хозяин Панаев назначает Некрасова главным редактором, который обладал такими же революционными идеями. И Некрасову приходилось, понимая, что журнал читает узкий круг читателей, и журнал себя не окупает, писать романы, чтобы поддерживать интерес читателей к журналу. Некрасов с женой своего друга Панаевой, которая была и его гражданской женой, ночами писали роман «Мертвое озеро» в стиле Санта-Барбары. Благодаря закрученному сюжету, журнал раскупался.

В 59г. Чернышевский с работниками журнала Добролюбовым, Некрасовым планируют революционный взрыв, подготовив всю теорию революции. В то время в Лондоне Герцен и Огарев (тоже либералы) стали издавать журнал «Колокол», который содержал Ротшель. когда Чернышевский подготовил теорию революции, в 1859г. поехал к Герцену, чтобы согласовать действия о русской революции. В это время Чернышевский был под негласным надзором полиции, но он об этом знал. При тайной слежки он сумел на 3 дня съездить в Лондон переговорить с Герценом и вернуться обратно, так, что никто не заметил его отсутствия. По приезду, сказал в журнале «Современник» что с Герценом общаться не будет. Что тот «барин». Герцен был аристокрастом, русским дворянином, Чернышевский принадлежал третьему сословию (сын священника). Они не сошлись. Чернышевский разочаровался в «барине» Герцене, ненавидел Тургенева, всех аристократов называл словом «барин».

Решил что слушать их не будет, и будут делают революцию сами.

1860г. Чернышевский сочиняют прокламацию «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон» и в 61г. публикует его в «Современнике», крестьяне были ему ближе, чем аристократы. В ней он звал Русь к топору, после этого журнал закрыли, Чернышевского арестовали и посадили в Алексеевский раверин Петропавловской крепости, который Петр 1 построил для своего сына Алексея. Внутренний двор Перопавловской крепости (схематично похожа как крепость в крепости). Туда почти не выходили, ни с какой стороны не подойдешь.

Первым узником (всего за историю их было 6) был сын Петра 1 Алексей (который был против политики отца, был со старыми взглядами, в отличие от Петра). Узников содержали хорошо, кормили 3р.в день, с десертами и вином в праздничные дни (это воскресенье и церковные праздники), была мебель, мыли в бане, столовая, кухонные, вещи, посуда, белье, столовое, пастельной содержали в ежедневной чистоте внутри и на улице, о чем требовали с работников. Был как княжеский домик. Туда сажали редко и только самых опасных. Там Чернышевский провел год. В 64г. к нему приезжала жена, Некрасова, и оттуда вывез его роман «Что делать?».

За это Чернышевскому объявили гражданскую казнь, т.е. позорили. Она проходила так: преступника выводили на площадь прилюдно с завязанными руками сзади, над его головой прибивали табличку с наименованием вины, привязывали к позорному столбу и над его головой ломали шпагу.

До 65г. он пробыл в Алексеевском раверине, пока не утвердили окончательный приговор. К этому времени он дописал роман «Что делать?» (теория революции в России в художественном варианте, чтобы цензура не сразу определила).

В Петропавловской крепости цензору Рылееву Некрасов сказал, что Чернышевский пишет детектив, и показал первые 3 главы, которые были похожи на детективную историю. Рылеев, почти не вчитываясь в текст, посчитав, что Чернышевский решил заработать, пропустил Некрасова.

И таким образом, следом весь роман был вывезен и полностью опубликован в журнале «Современник». После прочтения всего содержания, журнал закрыли окончательно, а Чернышевский был определен в Александровский завод в село Кадая.

Чернышевский был вегетарианец, не пил вино, никогда не злился ни на кого, все время мечтал как переустроить Россию...жена жила с …., и Чернышевский досадовал, что дети не его.

В 71 г. в Иркустке был арестован Генрих Лопатин (знаменит был тем, что первым занес марксизм в Россию), который ехал освобождать Чернышевского. Когда это сказали Чернышевскому, он ответил, что все равно никуда бы не уехал, и что сейчас его переводят в Якутию в Вилюйск, где самая низкая температура, чтобы туда никто не добрался. Так как его хотели освободить. Чернышевский в услужение дали жену – исправницу, чтобы следила и ухаживала за ним и могла часами слушать его с открытым ртом ничего не понимая о чем он говорит. Там он продолжает свои привычный образ жизни, ходил на рыбалку, в лес, писал, читал.

1875 г. в районе Якутска был арестован революционер Мышкин, который из Америки ехал освобождать Чернышевского и вывести его в Америку, на что Чернышевский снова заявил «Зря старались. Я бы все равно никуда не ухал бы»

В 1881г. в Вене (Австрия) собирается международный революционный конгресс революционеров (народы между народами), один из пунктов которого было требование от русского царя немедленного освобождения Чернышевского. Конгресс в итоге написал письмо, на что царь в ответ на это написал «Пусть попросит прошение об освобождении», которое согласился подписать. На что Чернышевский сказал, что писать ничего не будет.

В 83г. революционеры добили царя своими публикациями, и царь освободил его без его прошения, и сказал, чтобы Чернышевский уехал в Астрахань для поправления здоровья, без разрешения жить в столице.

Все революционеры (международная общественность) собрались встречать Чернышевского в Астрахани. Когда он приехал, то увидели, что за 20 лет не постарел, не посидел, он каким уехал, таким и приехал (внешне не изменился). На вопросы тяжело ли ему было, он ответил, что ему ничего не сделается, что он ведет здоровый образ жизни, и потому хорошо выглядит.

Через в Астрахани через год стал болеть. Видимо, мерзлота укрепила организм, организм сопротивлялся болезням, и потому не болел, а при смене климата, особенно в зрелом возрасте, организм начинает болеть. Ольга Сакратовна пишет прошение царю с разрешением вывести его домой в Саратов, Общественность подняла что это результат его ссылок, на что царь посылает к нему своего личного доктора Боткина. В Саратове Боткина Чернышевский отказывается от его услуг и от лекарств.

В 1889 умер. Смерть превращается в демонстрацию, и укорения в адрес царя, что он сгубил Чернышевского.

Мировоззрение.

1. Революционный демократ. Призывал к свержению царя, хотел перестроить русскую жизнь под социализм, который он понимал как общинный. Идеи Чернышевского это идеи общинного социализма. Он видел, что на то время 90 % всего населения составляла русская деревня. Он видел, что деревня жила общиной, формировалась приходом при церкви. Община помогала нуждающимся, например, когда женщина оставалось вдовой, ее приход брал на содержание. Таким образом, Русь жила общинным укладом. Чернышевский на этом общинном укладе хотел построить социализм, но без церкви. Он полагал, что община и будет ячейкой социализма, поменяется идеология, образ жизни и все получится мирным путем.

К 61 г. когда стало понятно, что царь освобождает крестьян своим указом, то одно из требований освобождения крестьян, а только потом приход к власти, сам собой отпал. И осталось только влезть в власть, гуманизм исчез.

2. Материалист, приверженец Фиербаха.

3. западник, утопист. Начитавшись утопий Сан Симона, англичанина Роберта Оуэна, и др. утопистов, вообразил, что это все можно притворить в жизнь. И создает свою эстетику и свою теорию революции под названием «Что делать?»

 

Эстетика

Взята из незащищенной диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности». Из дневника Чернышевского от 23.09.1848г., когда ему было 20 лет. «Я должен сказать, что я довольно твердо считаю себя человеком несовершеннодюженным, в душе которого есть семена, которые если разовьются, то могут несколько двинуть вперед человечество в деле воззрения на жизнь. И если я хочу думать о себе честно, то конечно, я не предаю себе Бог знает какого величия. Но просто считаю себя одним из таких людей, как например, Грин, Диззо, Гумбольды. Я – Бог знает что, может быть у меня выйдет что-то вроде Гегеля, или Платона, или Коперника. Одним словом, человек, который предаст решительно новое направление, который никогда не погибнет, который один открывает столько, что нужны сотни талантов, гениев, чтобы идеи, высказанные этим великим человеком, переложить на все, к чему могут быть они приложены, в котором высказывается цивилизация несколько предшествующих веков. Огромная посылка, из которой возникает умозаключения, которое задает работать целым векам составит начало, новое направление всего человечества.»

Он хочет уже перевернуть все человечество, весь мир. С этими воззрениями он пишет диссертацию и спорит с Гегелем.

Положение Гегеля Спор Чернышевского
Вопрос: что есть прекрасное?
Прекрасное - есть отблеск Абсолютной Идеи (как философ не пишет о Боге, т.к. не богослов, он Его заменяет словом Абсолютная Идея.) Прекрасное есть жизнь. Прекрасно то, что сам человек считает прекрасным. И выделяет в мире женскую красоту и приводит пример(аристократки, худенькие, утонченные, ручки у них маленькие, ножки маленькие. Они лежат, наслаждаются жизнью. Все бледные, потому, что не бывают на свежем воздухе, не трудятся. Это в представлении дворянства красиво). А есть крестьянская красота, когда женщина большая, с большими красными руками, потому, что всегда работает. Она дородная, большие ноги, крупные бедра, потому, что она постоянно трудится.
Что такое трагическое?
Трагедия там, где субъект восстает против Абсолютной Идеи. (т.е. где человек против Бога). тогда этот субъект гибнет. Смерть не есть трагическое, смерть может быть случайной. (неожиданно упал на голову кирпич, трагедия это или нет).
Что есть идеал?
Идеал не существует в жизни. Он создается в искусстве. (что является целью искусства) Жизнь выше искусства. А в искусстве много недостатков, оно ограничено. Например, болото. В жизни оно прекрасно само по себе, а когда живописец пишет его, то оно перестает быть прекрасным. Т.к. краски не могут передать всю красоту. В жизни болото лучше, чем в искусстве.
Цель искусства?
Творить жизнь. Для познания жизни. Человек, который не знает, как выглядит болото в жизни, может посмотреть на картину и узнать, как оно выглядит. (не преобразовывает)
Содержание искусства?
Красота Жизнь есть прекрасное, а искусство нужно для того, чтобы судить жизнь.

 

К мнению Чернышевского о женской красоте, Некрасов добавляет «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».

В заключении, Чернышевский делает заключение по поводу литературы: Вся литература должна нанести приговор действительности царской самодержавной и, в конце концов, ее уничтожить. И вывел формулу «Литература – учебник жизни».

Роман «Что делать?»

Роман – утопия, построенный. Вопрос взят из Евангелия, это вопрос Иоанна Крестителя ко Христу. Когда он указывает на Христа, и говорит «Вот Тот, Кто грядет» и спрашивает у Христа, а ему тогда делать? На что Христос отвечает: креститься и крестить. (подготавливать народ).

В романе все перевернуто, и означает «Делать революцию» свергать царя, всю русскую жизнь на новый манер. Жанр-роман утопия, построенный на утопических сочинениях фр. и английских утопистов Симона и Оуэна. С другой стороны, Чернышевский использует религиозную литературу, в частности, «Лествицу» Иоанна Лествичника, которая состоит из ступеней, которые ведут к совершенству. На каждой ступени человек должен избавиться от одного греха и заменить его на добродетель. В этом романе он рисует лестницу человеческую, земного совершенства.

Всего 3 ступени: 1-ая. Снизу вверх. Ступень Капитализма. Тут пошлые люди, (люди прошлого, которые живут вульгарным эгоизмом. Заботятся только о себе.) Они живут в подвале (знак низменных интересов), живут бытом (не поднимаются духовно). Их множество. Он выводит сначала главную героиню Веру Павловну на следующую ступень. Имя – означает Новая Вера не в Бога, а в революцию. Отчество – Павловна означает – новых апостолов. Новая апостольская вера.

Появляется уже вышедший из подвала Лопухов, и он предлагает ей, когда ее хотели выгодно выдать замуж. Она была смугленькая, но хорошенькая. И выйдя за него за муж, она выходит на 2-ю ступень.

2-ая ступень. Социализм. Тут уже новые. Живут уже разумным эгоизмом (отличается от вульгарного, тем, что «вытащи себя сам, а потом вытащи других». Сначала себя, а потом других.

Они выходят в мастерские. Вера Павловна создает швейные мастерские, где собираются девушки. Т.е. общины, не при церкви, а при политической информации. (день начался с политических новостей). Вера Павловна с девушками решили перевоспитать проститутку Настю Крюкову и им удалось. Живут не только бытом, но и духовным (политинформацией). На этой ступени их мало «Но тут их мало, но ими расцветает жизнь»

3 ступень. Тут уже совершенства. Преодоление и спад. Светлое будущее. Тут уде не пошлые люди и не новее люди, тут особенный человек (в романе Гектор Рахметов). Он родился в дворянской богатой семье, порвал со своей средой, стал читать книжки, ушел из под венца и решил посвятить себя революции. Он готовил свое тело к царским пыткам, сам себя мучает. (как и Чернышевский) готовит себя к святости в революции.. Живет альтруизмом. Рахметов-мечта Чернышевского самом о себе. Вся биография Рахметова списана с жития святого Алексея Человека Божьего. Он живет только духовно (революцией). Таких людей единицы. (себя имеет ввиду).

На что философ Николай Страхов был удивлен совершенству за одно поколение.

Революционеры называли роман «Катехизис русского революционера». Здесь изложена идея мученичества за идею революции. Ольга Сакратовна после смерти Чернышевского стала распространять слухи о посмертных чудесах Чернышевского.

Роман заканчивается 4-м сном Веры Павловны, 3 сна -3 ступени. Тут она светлоокая, а была черненькая, это преображенная Богородица революции сверкающая, сияющая. Свадьба жениха и невесты – это свадьба церкви с Христом, а романе революции с революционерами.

«И последние станут первыми» - идея романа.

Издав роман, большинство приняли ровно, лишь небольшой процент.

Г. 1821- Н.А. Некрасов

Биография. Родился в 21 оду в Подольской губернии в деревне, отце его был отставным майором, гулка, азартный игрок в карты, и Некрасов унаследовал от него качества загульности, был заядлым охотником.

Мать была из небогатого чиновничьего сословия, тихая, спокойная, покорная. Отец, в связи со своими качествами приносил много горя, и Некрасов все это видел. В семье было 6 детей. Родное имение – с. Гришнево Ярославской губернии, там провел все детство и часть юности.

В 32 г. поступил в Ярославскую гимназию, учился плохо, и не закончил. Приехал в Гришнево, увидев разлад в семье, уехал в Петербург, обманув отца, сказал, что он поступает в Дворянский корпус, а сам взял свои стихи, поехал в 38-м году в Петербург пристроиться в литературной части. Отце на это отказал ему в деньгах, и Некрасов был вынужден зарабатывать в Петербурге сам. И этот период(2,3 года) вспоминал всю жизнь, хотя по природе своей всегда тяготел к роскошеству. В это время преподавал уроки, сочинял стихи и продавал. Жил сначала в ночлежках (гостиница для бедных), покупал койко-место в небольшой комнате, потом снимал комнаты, без мебели, так как они были дешевле. Обладая характером отца, был очень коммуникабельным, знал с кем общаться, быстро познакомился с литераторами, журналистами, вошел в круг артистов, художников, музыкантов.

В 1840г. ушел работать в «Литературной газете» (основал Пушкин). Газету купил журналист Краевский, и они с Некрасовым взяли «Литературную газету» в аренду и Некрасов стал писать фельетоны, очерки, юмористические рассказы, рецензии на все книги, которые выходили, не читая их, писал бенефисы для актеров, одноактные водевили, которые ставились в Александринском театре в Петербурге. Таким образом, он стал зарабатывать деньги.

В 44 г. Некрасов вышел из нищеты, и стал зарабатывать хорошие деньги, купил 4-х комнатную квартиру в Петербурге, но прожил в ней недолго, и близко познакомившись с издателем Иваном Панаевым, стали снимать на Литейном проспекте большую квартиру (почти целый этаж), переезжают туда сами и в ней же организуют редакцию журнала «Современник». Некрасов стал редактором журнала. В состав журнала вошли: Панаев, его жена Авдотья Панаева, которая была тоже литератор, одновременно была и гражданской женой Некрасова, Герцен, Огарев(до их эмиграции), Белинский, Тургенев.

У него было самое дорогое ружье, самая дорогая шуба в Петербурге, самый дорогой экипаж.

Современники отмечали дух противоречия: Дух торгашества, и глубоко чувствующего поэта. Чтобы поддержать журнал Современник, так как народ не интересовался революционные идеи, Некрасов вместе с Авдотьей Панаевой ночами сочиняли романы, сочинили 2 больших романа в стиле Санта-Барбары, с завораживающим сюжетом: «Три страны света», «Мертвое озеро». Они в журнале печатали небольшой отрывок, оканчивая его на самом интересном месте, чтобы читателю было интересно купить следующий выпуск журнала, чтобы прочитать продолжение.

Некрасов в начале жил с гувернанткой, которая им помогала, которую он бросил из-за встречи с Панаевой, что легло в основу романа Л.Н. Толстого «Воскресенье». Затем, роман был с А.Панаевой

1854г. стал членом английского клуба в Петребурге. Объединял богатых людей, которые платили за право быть членом клуба. Туда приходили состоятельные люди, буржуа, чиновники, аристократия, где можно было завести нужные связи. Эти знакомства помогали неоднократно от закрытия журнала. Там он части играл, а был удачным игроком, и обогатился на этом, и пользовался авторитетом у других игроков. На выигранные деньги, он купил имени Карабиха Ярославской губернии, несколько пивных, свечных, кирпичных заводов. Очень любил бывать в гостях, город часто уходил в лес на охоту со своими крестьянами. В эти годы был очень близок с Тургеневым, в это время был разрыв с Панаевой, а у Тургенева были проблемы с Полиной Виардо, и дружили до статьи Добролюбова, о романе «Накануне», где Добролюбов все содержание перевернул с ног на голову, после чего, Тургенев в 1860 г. ушел из «Современника».

56 г. уехал за границу договориться с Герценом, чтобы подготовить революцию в России, но Герцен его не принял. Герцен с приятелем Огаревым когда эмигрировали за границу в Лондон, Огарев оставил свое имени своей жене и передал это через Панаеву, которая должна была все привести и оформить на жену. После, выяснилось, что 2/3 денег пропала, и вина пала на Панаеву и Некрасова заодно. Закончилось судебным иском, Панаевой было предписано вернуть 50 тыс. серебром, Некрасов эти деньги за Панаеву вернул.

В 58 г. появляется декабристская тема, связана с амнистией, которую дал царь декабристам. Декабристы вернулись из Сибири в Петербург. Некрасов стал с ними встречаться и посвятил им несколько поэм, и называл их «несчастными». Посвятил поэмы «Дедушка», «Русские женщины». Возводит декабристов в сонм новых святых с новыми житиями.

В 61 году Некрасов едет в Карабиху и строит школы для крестьянских теней и туда перевозит своих детей. Он понимал, что народ в революцию не идет и никогда не пойдет, если он не будет образован. Чтобы потом объяснить, что революция нужна.

В 62г. журнал «Совеременник» приостанавливает из-за статьи Чернышевского «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Некрасов тяжело это переживает, в это же время был арестован революционный демократ Михайлов, в это же время умирает Добролюбов, Панаев. Некрасов впадает в депрессию и появляется стихотворение «Рыцарь на час», где он изливает свою скорбь.

В 64 г. создает поэму «Мороз красный нос» революционные демократы заговорили о народности Некрасова. Он использует народный язык, стиль, символы, все, что знает и любит народ. Часть критиков вскрыла все его «народность». Критики Страхов и Павлов увидели в смерти крестьянки Дарьи некий мировоззренческие установки Некрасова, он доводит и описывает ее смерть. «До сладострастия, смакует ужас смерти. В самой смерти видит и ждет упование», писали они.

Некрасов часто думал о смерти, хотел уехать на Крымскую войну, и написал «Внимая ужасам войны».

В конце 60-х годов, создает цикл мировоззренческих сатир: «О погоде», «Балет», «Газетная», «Недавнее время». Описывает ужасы урбанизации, Он ненавидит город, говорит, что человек может выжить в деревне, на земле. Создает резкий контраст между беднейшей народностью, и с другой стороны, роскошь английского клуба. Что богатейшие люди далеки от народа, и он создает этот цикл для людей английского клуба, чтобы они смягчились к народу. Он не списывает с жизни, а сочиняет.

В 67г. едет за границу. Во Франции знакомится с Селеной Лифрен, завязывается роман.

В 1870 г. заканчивается роман с ней, и родственники знакомят его с 22 летней Феклой Анисимовной Викторова, которую он называл Зиночкой. Представлял друзьям Зинаидой Николаевной. Есть цикл стихов, посвященных З.Н. (это ей посвящены). Когда у него обнаружили рак кишечника, то они обвенчались в апреле 77г, в декабре он умер. Похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря. Детей не оставил.

Мировоззрение.

Революционный демократ, ратовал за взрыв, за революцию. Считал, что народ главная сила в России, но управлять государством не может. Власть царя может заменить революционными демократами.

Эстетика

Метод Некрасова. Сочетал реализм с романтизмом революционным.

Специально пропогандирует в эстетике антиэстетизм. Он заявляет, что достаточно красоты, и смакует грязь.

Главные мотивы

Страдание народа, женщин, детей, непрожитой жизни. Дети рано умирают в детстве, рано умирают женщины (образ женщины – прообраз матери). Образ матери и Родины одно и тоже. Сливаются.

Мотив покаянной лирики.

Вводит в поэзию образ «лирического я». И я там был, и я страдал. Рефлексирующим самому себе, т.к. совесть мучала, что народ страдает, а он жирует. Создается впечатление, что он сливается с народом.

Любимый размер – дактель.

Стихи

Подражает всем, кого читает. Очень много подражательных. Читает Пушкина - ему подражает, Лермонтова читает – Лермонтову.

«Колыбельная песня.» написал в 1845г. подражание Лермонтову. Там много совпадений, нужно прочитать по каждой строфе у каждого.

«Казачья колыбельная песня» Михаил Лермонтов Некрасов «Колыбельная»
Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки-баю. Тихо смотрит месяц ясный В колыбель твою. Стану сказывать я сказки, Песенку спою; Ты ж дремли, закрывши глазки, Баюшки-баю. По камням струится Терек, Плещет мутный вал; Злой чечен ползет на берег, Точит свой кинжал; Но отец твой старый воин, Закален в бою: Спи, малютка, будь спокоен, Баюшки-баю. Сам узнаешь, будет время, Бранное житье; Смело вденешь ногу в стремя И возьмешь ружье. Я седельце боевое Шелком разошью... Спи, дитя мое родное, Баюшки-баю. Богатырь ты будешь с виду И казак душой. Провожать тебя я выйду - Ты махнешь рукой... Сколько горьких слез украдкой Я в ту ночь пролью!.. Спи, мой ангел, тихо, сладко, Баюшки-баю. Стану я тоской томиться, Безутешно ждать; Стану целый день молиться, По ночам гадать; Стану думать, что скучаешь Ты в чужом краю... Спи ж, пока забот не знаешь, Баюшки-баю. Дам тебе я на дорогу Образок святой: Ты его, моляся богу, Ставь перед собой; Да, готовясь в бой опасный, Помни мать свою... Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки-баю. Спи, пострел, пока безвредный! Баюшки-баю. Тускло смотрит месяц медный В колыбель твою. Стану сказывать не сказки - Правду пропою; Ты ж дремли, закрывши глазки, Баюшки-баю. По губернии раздался Всем отрадный клик: Твой отец под суд попался - Явных тьма улик. Но отец твой — плут известный - Знает роль свою. Спи, пострел, покуда честный! Баюшки-баю. Подрастешь — и мир крещеный Скоро сам поймешь, Купишь фрак темно — зеленый И перо возьмешь. Скажешь: "Я благонамерен, За добро стою!" Спи — твой путь грядущий верен! Баюшки-баю. Будешь ты чиновник с виду И подлец душой, Провожать тебя я выду - И махну рукой! В день привыкнешь ты картинно Спину гнуть свою... Спи, пострел, пока невинный! Баюшки-баю. Тих и кроток, как овечка, И крепонек лбом, До хорошего местечка Доползешь ужом - И охулки не положишь На руку свою. Спи, покуда красть не можешь! Баюшки-баю. Купишь дом многоэтажный, Схватишь крупный чин И вдруг станешь барин важный, Русский дворянин. Заживешь — и мирно, ясно Кончишь жизнь свою... Спи, чиновник мои прекрасный! Баюшки-баю.

Разница между русской поэзией и социально-политической.

«Родина» все мотивы Некрасова тут обозначены. Начинается с лирического героя. Все лирический герой у Некрасова покаяние.

И вот они опять, знакомые места,

Где жизнь текла отцов моих, бесплодна и пуста,

Текла среди пиров, бессмысленного чванства,

Разврата грязного и мелкого тиранства;

Где рой подавленных и трепетных рабов

Завидовал житью последних барских псов,

Где было суждено мне божий свет увидеть,

Где научился я терпеть и ненавидеть,

Но, ненависть в душе постыдно притая,

Где иногда бывал помещиком и я;

Где от души моей, довременно растленной,

Так рано отлетел покой благословленный,

И неребяческих желаний и тревог

Огонь томительный до срока сердце жег...

Воспоминания дней юности — известных

Под громким именем роскошных и чудесных, -

Наполнив грудь мою и злобой и хандрой,

Во всей своей красе проходят предо мной...

 

Вот темный, темный сад... Чей лик в аллее дальной

Мелькает меж ветвей, болезненно-печальный?

Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!

Кто жизнь твою сгубил... о! знаю, знаю я!..

Навеки отдана угрюмому невежде,

Не предавалась ты несбыточной надежде -

Тебя пугала мысль восстать против судьбы,

Ты жребий свой несла в молчании рабы...

Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;

Она была горда, упорна и прекрасна,

И всё, что вынести в тебе достало сил,

Предсмертный шепот твой губителю простил!..

 

И ты, делившая с страдалицей безгласной

И горе и позор судьбы ее ужасной,

Тебя уж также нет, сестра души моей!

Из дома крепостных любовниц и царей

Гонимая стыдом, ты жребий свой вручила

Тому, которого не знала, не любила...

Но, матери своей печальную судьбу

На свете повторив, лежала ты в гробу

С такой холодною и строгою улыбкой,

Что дрогнул сам палач, заплакавший ошибкой.

 

Вот серый, старый дом... Теперь он пуст и глух:

Ни женщин, ни собак, ни гаеров, ни слуг, -

А встарь?.. Но помню я: здесь что-то всех давило,

Здесь в малом и большом тоскливо сердце ныло.

Я к няне убегал... Ах, няня! сколько раз

Я слезы лил о ней в тяжелый сердцу час;

При имени ее впадая в умиленье,

Давно ли чувствовал я к ней благоговенье?..

 

Ее бессмысленной и вредной доброты

На память мне пришли немногие черты,

И грудь моя полна враждой и злостью новой...

Нет! в юности моей, мятежной и суровой,

Отрадного душе воспоминанья нет;

Но всё, что, жизнь мою опутав с детских лет,

Проклятьем на меня легло неотразимым, -

Всему начало здесь, в краю моем родимом!..

 

И с отвращением кругом кидая взор,

С отрадой вижу я, что срублен темный бор -

В томящий летний зной защита и прохлада, -

И нива выжжена, и праздно дремлет стадо,

Понурив голову над высохшим ручьем,

И набок валится пустой и мрачный дом,

Где вторил звону чаш и гласу ликованья

Глухой и вечный гул подавленных страданий,

И только тот один, кто всех собой давил,

Свободно и дышал, и действовал, и жил...

Масса мотивов: в том числе и покаяние, и злоба. Куча образов: матери, сестры, няни, все в страшном.

«Вчерашний день часу в шестом» образ сестры, музы, образ родины все сплетаются во едино в страшном избиении женщин. все страдают. Некрасов придумывает ситуацию, чтобы обратить взор богатых на то, как все плохо в стране, что нужна революция.

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

 

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя...

И Музе я сказал: "Гляди!

Сестра твоя родная!"

Сенная – место, где торговали сеном в Петербурге, она крестообразная, 4 улицы пересекаются и образуют эту площадь. Это крест, Голгофа. Кнут – бич Христа, также Некрасов использует ее для избиения своей музы. Женский образ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: