ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА




Вопросы 62, 63, 64, 65.

Исполнительная власть. Виды органов исполнительной власти

Исполнительная власть как основная составная часть власти административной – это наиболее традиционная ветвь государственной власти в России. Она последовательно осуществлялась разнообразными и многочисленными административными органами, в числе которых княжеская дружина, посадники и тысяцкие, приказы и коллегии. В начале XIX в. постепенно формируется система министерства (от лат. ministro – служу, управляю) – отраслевая система управления, которая после многочисленных реформ, в том числе связанных и с исключением из ведения административных органов законодательных и судебных функций, сохраняется и в настоящее время.

В соответствии со ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Исполнительную власть также осуществляют федеральные министерства, службы и агентства, их территориальные органы, а также органы исполнительной власти субъектов РФ. Правительство РФ является федеральным исполнительным органом общей компетенции, который обладает широкой компетенцией в сферах развития экономики, социально-культурной деятельности, административно-политического строительства, правоохранительной деятельности.

Как коллегиальный орган исполнительной власти Правительство РФ состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров (ч. 2 ст. 130 Конституции РФ). Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (ч. 1 ст. 115 Конституции РФ). Для решения оперативных вопросов Правительство Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации может образовать Президиум Правительства Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус и порядок деятельности Правительства РФ регулируются главой 6 Конституции РФ, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», федеральными законами, а также значительным количеством подзаконных актов, среди которых особое место занимают указы и распоряжения Президента РФ, постановления и другие акты Правительства РФ, других федеральных органов исполнительной власти.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы.

Ø Предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Ø Государственная Дума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

Ø После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров.

Пребывание в составе Правительства РФ накладывает на его членов определенные ограничения, в частности, они не вправе:

• быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и депутатами выборных органов местного самоуправления;

• занимать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

• заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно- правовой формы;

• заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

• быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти;

• использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;

• получать в связи с осуществлением своих полномочий от физических и юридических лиц не предусмотренные федеральным законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха;

• принимать без разрешения Президента РФ почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств;

Одновременно с кандидатурами своих заместителей и федеральных министров Председатель Правительства РФ представляет Президенту также предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. В настоящее время она детально регулируется Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной ». В соответствии с ним в систему и структуру федеральных органов исполнительной власти входят:

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА

1) федеральные министерства, которые являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

В установленной сфере деятельности федеральное министерство не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. Руководитель федерального министерства – министр – входит в состав Правительства Российской Федерации и руководит порученной отраслью, сферой управления (деятельности) на основе единоначалия, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство функций;

ПРАВОВОЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

2) федеральные службы, которые являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Под функциями по контролю и надзору понимаются:

• осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, феде- ральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;

• выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

• регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов;

Среди федеральных служб выделяется группа федеральных органов, осуществляющих специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральные службы, действующие в сфере обороны, безопасности или осуществляющие иные правоохранительные функции, непосредственно подчинены Президенту России (среди них – Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба безопасности и др.).

Статус Федеральной службы обусловлен функциями государственного контроля и надзора в конкретной сфере (обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита прав потребителей и потребительского рынка; здравоохранение и социальное развитие; труд, занятость населения, страховое дело; транспорт; связь; промышленность и т. п.).

В качестве полномочий федеральных служб, специфических именно для контроля и надзора, может быть предусмотрено их право:

• организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз и оценок;

• давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции службы;

• контролировать деятельность территориальных органов и подведомственных организаций, пресекать факты нарушения законодательства РФ в установленной сфере деятельности, принимать предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и/или ликвидацию последствий нарушения юридическими лицами и гражданами общеобязательных требований в установленной для данной службы сфере деятельности;

ПРАВОВОЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНСТВА

3) федеральные агентства, которые являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в установленной сфере деятельности функции:

по оказанию государственных услуг – под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

по управлению государственным имуществом – под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ;

• и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Председатель Правительства РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу, работу федеральных органов исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, постав- ленным Государственной Думой;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия. Данные положения конкретизирует Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации».

Он устанавливает круг полномочий Правительства РФ в сфере экономики, бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, в социальной сфере, в сфере науки, культуры и образования, природопользования и охраны окружающей среды, обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью, внешней политики и международных отношений (ст. ст. 13–21 Закона).

В соответствии с ними разработаны и приняты федеральные отраслевые законы, а также многочисленные программные документы, наполняющие установленные полномочия конкретным содержанием. Примерами таких актов могут быть Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации».

Деятельность Правительства РФ осуществляется в соответствии с такими принципами, как:

а) принцип верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов,

принцип народовластия,

федерализма,

разделения властей,

ответственности,

гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

б) заседания Правительства РФ проводятся не реже одного раза в месяц;

в) заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры участвуют в заседаниях лично. В случае невозможности участия в заседании они информируют об этом Председателя Правительства РФ;

г) представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Счетной палаты РФ, Центрального банка РФ, иные лица вправе участвовать в заседаниях Правительства РФ;

д) Правительство РФ может рассматривать отдельные вопросы на своих закрытых заседаниях;

е) подготовка и проведение заседаний Правительства РФ осуществляются в соответствии с Регламентом Правительства РФ;

ж) материалы заседаний Правительства РФ и принятые по этим материалам решения относятся к служебной информации;

з) правительство РФ информирует граждан через средства массовой информации о вопросах, рассмотренных на своих заседаниях, и о принятых по этим вопросам решениях.

Одним из важных принципов осуществления исполнительной власти в Российской Федерации является также, как уже отмечалось, значительная роль Президента РФ, который обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства РФ и других органов государственной власти, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ и на заседаниях Президиума Правительства РФ, руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ.

Конституция РФ устанавливает также другие направления деятельности Правительства РФ и его Председателя.

В случаях, предусмотренных Конституцией РФ, Председатель Правительства РФ временно исполняет обязанности Президента РФ.

Правительству РФ принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы Правительство РФ осуществляет посредством внесения законопроектов в Государственную Думу. Кроме того, оно вправе вносить в Государственную Думу в соответствии с ее Регламентом поправки к находящимся на рассмотрении Государственной Думы законопроектам. Разрабатываемые Правительством РФ проекты федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в обязательном порядке направляются Правительством РФ в органы государственной власти субъектов РФ.

Правительство РФ дает письменные заключения на законопроекты о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Заключение направляется субъекту права законодательной инициативы и в Государственную Думу в срок до одного месяца со дня поступления законопроекта в Правительство РФ. По согласованию с соответствующим субъектом права законодательной инициативы этот срок может быть продлен.

Правительство РФ может направлять в палаты Федерального Собрания официальные отзывы о рассматриваемых палатами федеральных законах и законопроектах. Официальные отзывы Правительства РФ подлежат обязательному оглашению или распространению при рассмотрении федеральных законов и законопроектов на заседаниях Совета Федерации или Государственной Думы.

Заключения Правительства РФ на законопроекты, поправки к законопроектам и официальные отзывы Правительства РФ о рассматриваемых палатами Федерального Собрания федеральных законах и законопроектах подписываются Председателем Правительства РФ или его заместителем и направляются в палаты Федерального Собрания.

Члены Правительства РФ вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий в соответствии с регламентами палат.

Для представления в палатах Федерального Собрания внесенного Правительством РФ законопроекта назначается официальный представитель (официальные представители) Правительства РФ. Для защиты позиций Правительства РФ по заключениям, поправкам и официальным отзывам поручением Председателя Правительства РФ или одного из его заместителей может быть направлен специальный представитель, полномочия которого определяются в поручении. Представители Правительства РФ присутствуют на заседаниях палат Федерального Собрания при рассмотрении федеральных законов и законопроектов, где им предоставляется слово в соответствии с регламентами палат.

Правительство РФ представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении. Отчет об исполнении федерального бюджета за прошедший финансовый год представляется Государственной Думе Правительством РФ одновременно с проектом федерального бюджета на следующий финансовый год.

Взаимоотношения Правительства РФ и органов судебной власти определяются тем, что Правительство РФ в пределах своих полномочий:

• производит финансирование судов из федерального бюджета и обеспечивает возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом;

• обеспечивает исполнение судебных решений.

Взаимоотношения Правительства РФ и органов государственной власти субъектов РФ обусловлены конституционным положением о том, что в пределах ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Правительство РФ в пределах своих полномочий в целях обеспечения сочетания интересов РФ и субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в сфере осуществления исполнительной власти координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ. Оно в срок не более одного месяца рассматривает внесенные в установленном порядке в Правительство РФ предложения законодательных (представительных) или исполнительных органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ и сообщает указанным органам о результатах рассмотрения внесенных предложений. Правительство РФ направляет в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ проекты своих решений по предметам совместно- го ведения РФ и субъектов РФ.

Предложения законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ по таким проектам подлежат обязательному рассмотрению в Правительстве РФ.

Правительство РФ в пределах своих полномочий осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, отнесенным к ведению РФ и полномочиям РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, также контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ.

Правительство РФ обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов РФ, способствует взаимодействию указанных органов, а также в пределах своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Для разрешения споров и устранения разногласий создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон.

Правительство РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и сво- бод человека и гражданина.

Расходы на содержание Правительства РФ определяются в федеральном бюджете отдельной строкой. Члены Правительства РФ за свою служебную деятельность получают денежное содержание, размер которого устанавливается федеральным законодательством. Медицинское обслуживание и социально-бытовое обеспечение членов Правительства РФ осуществляются на основании федерального законодательства в пределах расходов федерального бюджета на содержание Правительства РФ.

Для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством РФ, образуется Аппарат Правительства РФ, который взаимодействует с Администрацией Президента РФ и аппаратами палат Федерального Собрания.

Аппарат Правительства РФ возглавляет Руководитель Аппарата Правительства РФ – Заместитель Председателя Правительства РФ или федеральный министр. Положение об Аппарате Правительства РФ утверждается Правительством РФ. Финансирование расходов на содержание Аппарата Правительства РФ производится в пределах расходов на содержание Правительства РФ.

Правительство РФ осуществляет собственное нормотворчество. На основании и во исполнение Конституции РФ, федераль- ных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. В соответствии со ст. 23 Федерального конституционного за- кона «О Правительстве Российской Федерации» акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ.

Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ. Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства РФ считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий РФ.

Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования.

Иные постановления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства РФ не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

Распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания. Акты Правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суде. Правительство РФ так- же вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие нормативного правового характера. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента России могут быть отменены Президентом РФ.

ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ

Конституция РФ регулирует и основные положения, связанные с прекращением полномочий Правительства РФ, которое, в частности, слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ.

Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ.

Президент РФ также может принять решение об отставке Правительства. Кроме того, регулируя ответственность Правительства РФ, Конституция РФ также предусматривает, что Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ, решение о котором в форме постановления принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент РФ вправе объявить о его отставке либо не согласиться с решением Государственной Думы.

В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Председатель Правительства РФ может также поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

Таким образом, Правительство РФ, осуществляя полномочия исполнительной власти, осуществляет достаточно большой круг полномочий, активно взаимодействуя не только с федеральными органами государственной власти, но и с органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. Важным направлением деятельности Правительства РФ и федеральных органов государственной власти является взаимодействие с главой государства – Президентом РФ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: