Коррупция в современной России: состояние, способы противодействия.




«Коррупция пускает корни

глубоко… вверх.»

 

Коррупция в современной России является одной из серьёзных проблем страны. Хоть уровень коррупции и снизился кардинально за последнее десятилетие, но всё же значительная часть российской экономики по-прежнему находится в чёрной или серой зоне. Из-за этого серьёзно тормозятся многие процессы, связанные со значительными государственными расходами: такие как крупные стройки или масштабные закупки. Вредит коррупция и росту некоторых отраслей бизнеса.

 

Коррупция стала реальной угрозой национальной безопасности России. Своим размахом она сводит на нет или тормозит крупномасштабные экономические и социальные преобразования и непосредственно развитие Российского государства. Коррупция расширяет сектор теневой экономики, уменьшает налоговые поступления в бюджет и делает неэффективным использование бюджетных средств. Развитые коррупционные отношения негативно влияют на имидж страны в глазах её политических и экономических партнёров. Тем самым ухудшается инвестиционный климат в стране. Увеличение имущественного неравенства граждан способствует формированию в общественном сознании представления о беззащитности граждан и перед преступностью, и перед лицом власти. Коррупция является питательной средой для организованной преступности, терроризма и экстремизма. Также коррупция выступает одним из верных средств достижения своих целей для членов преступных групп. Хочется подробнее остановиться на взаимосвязи коррупции и организованной преступности. Дело в том, что в наивысшей степени эта связь проявляется в политической и государственной системе. Проникая в названные системы, организованная преступность дезорганизует органы власти и управления, разъедает их изнутри с помощью коррупции. Данная ситуация благоприятна для принятия деструктивных решений, лоббированию интересов криминальных сообществ и коммерческих организаций. Таким способом лидеры преступных сообществ продвигают «своих» людей в органы власти, финансируют некоторые партии и движения для создания своего лобби. Соответственно, пролоббированные во власть представители преступных группировок работают не в интересах общества и государства. Оказывается, мощнейшая финансовая поддержка преступным сообществам, поощряется обхождение закона, то есть происходит прямое нарушение конституционного принципа равенства всех перед законом и судом, отражённого в статье 19 Конституции РФ. Совокупность перечисленных факторов составляет определённо твёрдую почву для недоверия к власти со стороны населения. Интересным представляется то, что сферы поражения коррупцией и организованной преступностью практически одинаковы. Среди них: экономическая, политическая, социальная и духовная. Организованная преступность представляет угрозу духовному развитию нации. Она ведет к обнищанию нравственных ценностей, создает стереотипы «красивой» жизни, культивирует насилие и анархию среди молодежи.

 

Из выше сказанного следует, что организованная преступность в комплексе с коррупцией ускоряют процесс деградации моральных ценностей общества, исконных национальных традиций и обычаев. Данные проблемы исследовались и продолжают изучаться многими учёными и специальными структурами.

Чаще всего среди общих причин возникновения коррупции и организованной преступности в России называют:

• стремительный непродуманный переход к рыночным отношениям на фоне глобализационных процессов в мире;

• кардинальное изменение государственного устройства;

• необоснованная приватизация, проведенная со значительными нарушениями, в результате которой, в выигрыше оказалась незначительная часть новых собственников;

• низкая эффективность управления (незаконченность и несовершенство административной реформы);

• изъяны законодательства и его отставание от развития социально-экономических отношений;

• состояние общественной морали, насаждение новых нравственных ценностей, центральное место среди которых, занимает культ личного преуспевания и обогащения, а деньги являются мерилом и эквивалентом жизненного благополучия;

• правовая неграмотность подавляющей части населения страны;

• неэффективность функционирования большинства институтов власти;

• кадровая техническая и оперативная неподготовленность правоохранительных органов к противодействию организованной преступности, в том числе, коррумпированным структурам всех уровней власти;

• отсутствие развитых институтов гражданского общества;

• низкое материальное обеспечение государственных служащих и отсутствие гарантированного социального пакета.

Состояние коррупции в России в 2016 году:

Россия в 2016 году вошла в число самых коррумпированных стран в Европе и Центральной Азии, об этом и говорится в исследовании «Барометр мировой коррупции», опубликованном Transparency International – это неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру. В ходе исследования респонденты отвечали на вопросы о самых серьезных проблемах, которые стоят перед их странами, о том, как они оценивают коррумпированность властных институтов и усилия руководства страны по противодействию коррупции.

«Данные исследования свидетельствуют, что коррупция воспринимается россиянами как третья по важности проблема в стране после экономического положения и состояния здравоохранения. Коррупция представляется респондентам более важной темой, чем образование, безработица и преступность», — говорится в докладе.

Также опрошенные россияне сказали, что не сообщают о коррупции. Оценивая причины этого, 17% респондентов заявили, что это попросту опасно, 16% — что это не имеет смысла, 14% не верят в возможность что-либо доказать, а 11% боятся признаться в своей причастности к преступлениям.

Кроме России, наиболее коррумпированными странами оказались Армения, Босния и Герцеговина, Литва, Молдавия, Сербия и Украина.

Направления в борьбе с коррупцией:

В настоящее время выделяются два основных направления в борьбе с коррупцией:

 

1) борьба с внешними проявлениями коррупции, т. е. с конкретными коррупционерами, путем непосредственного воздействия на участников коррупционных отношений любыми законными способами, в том числе и с помощью правового принуждения, в целях пресечения их противоправной деятельности;

2) предупреждение коррупции, формирование и проведение активной антикоррупционной политики как самостоятельной функции государства.

 

Характеризуя первое направление, прежде всего, следует отметить, что коррупция само по себе явление достаточно сложное, обладает высокой степенью латентности. Таким образом, выявление правонарушений представляется довольно затруднительным в силу самой природы коррупции. Коррупционное деяние (в основном взяточничество) относится к тем правонарушениям, у которых нет потерпевшей стороны, то есть лиц, заинтересованных в установлении истины и наказании виновных. Контрагенты, напротив, всячески стремятся скрыть данное правонарушение. Поэтому и существует весьма небольшой риск возможного разоблачения коррупционных элементов, а также отсутствуют энергичные действенные мер, которые могут быть применены к правонарушителям. Оценивая данные факты, можно сделать вывод, что в ближайшее время не будет наблюдаться тенденции роста фиксируемых коррупционных правонарушений. Это мнение бытует и среди российского общества. Тем не менее, не следует полагать, что Россия заранее обречена на масштабную и хронологическую коррупцию. С данным явлением возможно и нужно бороться. Но наряду с борьбой с внешними проявлениями коррупции, следует проводить и профилактику коррупции, которая является более эффективной. В сфере развития профилактических мер по борьбе с коррупцией, оправданным будет внедрение в систему стандартов высшего образование учебной дисциплины, направленной на формирование у студентов антикоррупционного мышления.

 

В Российской Федерации основным инструментов борьбы с коррупцией являются правоохранительные органы, в которых также существует высокая степень коррумпированности. На наш взгляд, коррупция в правоохранительных органах несет повышенную опасность для общества и государства, подрывая, в конце концов, безопасность страны в целом. Факт наличия коррупции в органе, на который возложена обязанность предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы, является сам по себе противоречивым. Просто необходимо, чтобы правоохранительные органы были свободными от коррупции. Учитывая современные реалии, достичь такого результата не удастся в ближайшее время. В связи с чем, правоохранительные органы не способны функционировать как инструмент борьбы с коррупцией. Итак, на лицо необходимость функционирования органа, способного реально внедрять в жизнь антикоррупционные меры. Полезен в данной ситуации опыт зарубежных стран. Так, к примеру, в Китае основным инструментом в сфере противодействия коррупции, является партийный орган — комиссия Центрального комитета Коммунистической партии Китая. Комиссия работает на основе сигналов, поступающих от различных источников, ей проверяется наличие факта коррупции. Если они подтверждаются, материалы передаются в правоохранительные органы, которые уже устанавливают виновность лиц, определяют наказание.

В завершение можно подытожить, что победить коррупцию полностью невозможно. Данное явление всегда будет существовать там, где существует государственное устройство. Однако уменьшить его масштабы реально.

 

Коррупция в России, имея многовековую историю, характеризуется многогранностью, в неё втянуты не только государственные чиновники, но и частный сектор, а также множество других слоёв общества. Российское антикоррупционное законодательство находится пока ещё в стадии становления, опираясь всё больше в своем развитии на позитивный зарубежный опыт. Намой взгляд, профилактика коррупции должна иметь безусловный приоритет над иными мерами борьбы с этим явлением. Ограничение коррупции не может определяться разовой кампанией. Только мобилизация усилий всего государства и общества в целом способна отчасти «побороть этот социальный недуг».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: