Алгоритм диагностики и ремонта автомобильного стартера




Введение

Автомобильный стартер применяется для запуска двигателя и является важной деталью любого автомобиля. При выходе из строя данного узла двигатель автомобиля с механической коробкой передач невозможно запустить без посторонней помощи, а двигатель автомобиля с коробкой передач-автоматом и вовсе. Поэтому своевременная диагностика и ремонт стартера являются необходимыми при эксплуатации любого транспортного средства.

Стартер представляет из себя электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением или с возбуждением от постоянных магнитов. Главным отличием от промышленных ДПТ является наличие втягивающего реле. Втягивающее реле стартера служит для замыкания контактов обмоток и плавного зацепления шестерни обгонной муфты стартера (т.н. «бендикса») с маховиком двигателя.

Автомобильный стартер питается от стартерных свинцово-кислотных аккумуляторов напряжением 12 или 24 В. Перед тем, как приступать к диагностике и ремонту стартера, крайне важно убедиться, что аккумулятор исправен и полностью заряжен.

Для проверки и ремонта применяется набор ключей и отверток, а также универсальный мультиметр.

В данной работе составлен алгоритм диагностики и ремонта стартеров автомобилей любой марки. Алгоритм составлен таким образом, чтобы поиск неисправностей проводился от наиболее простых операций к наиболее сложным, а также исключал наличие простых неисправностей после нахождения более сложных. Т.е. исключаются такие ситуации, в которых мастер выполняет трудоемкие и долговременные операции по демонтажу, разборке и сборке стартера, а причиной неисправности оказывается просто отпавший с замка зажигания провод и т.д.

Алгоритм составлен для безредукторного стартера, но вполне применим и для редукторных стартеров. Единственной дополнительной операцией для таких стартеров будет являться диагностика редуктора.

 

Алгоритм диагностики и ремонта автомобильного стартера

Принцип работы любого стартера следующий: при повороте в соответствующее положение ключа в замке зажигания контакты реле, защищающего проводку и замок зажигания от больших токов, потребляемых втягивающим реле, замыкаются, и через обмотку втягивающего реле начинает проходить ток. Эта обмотка создает магнитное поле, которое втягивает вилку реле внутрь и толкает пластину, замыкающую контакты обмотки стартера, в положение замыкания, а шестерню обгонной муфты – в положение зацепления с маховиком двигателя. Шестерня входит в зацепление с маховиком одновременно с замыканием обмотки стартера. При этом стартер начинает вращаться и вращать через зубчатую передачу коленвал двигателя. После того, как двигатель запущен, ключ в замке зажигания отпускают, и пружина возвращает ключ обратно. При этом контакты втягивающего реле и, соответственно, обмоток под действием возвратной пружины втягивающего реле размыкаются, а шестерня выходит из зацепления с маховиком.

Конструкция автомобильного стартера, схема проводки (без защитного реле) и принцип его действия показаны на рис.1

Диагностика стартера начинается с наиболее простой операции – проверки целостности проводки, питающей стартер, замка зажигания и защитного реле. Если они исправны, при повороте ключа должен быть слышен однократный щелчок, вызываемый замыканием контактов втягивающего реле.

Если же щелчка не слышно, то неисправны вышеуказанные элементы или втягивающее реле стартера. Необходимо проверить их, после чего заменить или отремонтировать, начиная диагностику с поиска обрывов в проводке, затем переходя к проверке замка зажигания и защитного реле, а после этого – к проверке втягивающего реле.

Если же стартер после поворота ключа вращается со слишком высокой скоростью (вхолостую), но не приводит во вращение коленвал двигателя, неисправность вызвана износом обгонной муфты стартера, передающей вращающий момент от него на маховик двигателя. При этом обгонную муфту следует демонтировать и заменить.

Если проводка, замок зажигания, защитное и втягивающее реле исправны, после замыкания контактов втягивающего реле стартер должен начать вращать коленвал. При этом лампочки на панели приборов автомобиля потускнеют в связи с просадкой напряжения аккумулятора под нагрузкой.

Если стартер не начинает вращение и лампы не тускнеют, в цепи обмотки стартера имеется обрыв. Наиболее простой операцией в этом случае является проверка щеток стартера. Ее можно выполнить без разборки всего узла. Если остаточная высота щеток менее 12 мм, их необходимо заменить, после чего снова проверить стартер на работоспособность. Если, несмотря на замену или исправность щеток, стартер все так же не вращается, его необходимо демонтировать с автомобиля и разобрать. После разборки следует оценить состояние коллектора и проточить его на токарном станке при наличии неравномерной выработки. Если щетки и коллектор исправны, то стартер не работает по причине наличия обрыва в цепи обмотки якоря или цепи обмотки возбуждения. Убедиться в этом следует при помощи универсального мультиметра, «прозвонив» обмотки. В случае обрыва в цепи якоря меняется якорь в сборе, а при обрыве в цепи обмотки возбуждения меняются обмотки возбуждения. Более простым, но дорогим решением в этом случае является полная замена стартера. После проведения данных операций стартер должен восстановить работоспособность.

Если же лампы на панели приборов при повороте ключа потускнели или совсем погасли, но стартер не начал вращение (заклинил), то причина неисправности в механическом износе втулок или коротком замыкании обмоток. В этом случае следует немедленно прекратить попытки завести двигатель, поскольку при заторможенном якоре обмотки стартера могут выгореть, т.к. стартер при этом находится в состоянии короткого замыкания. Его необходимо демонтировать с автомобиля и разобрать, после чего продиагностировать и заменить при наличии неисправности втулки, а при наличии межвитковых КЗ обмоток или КЗ на корпус –заменить обмотки возбуждения, якорь или стартер в сборе.

При исправности всех основных элементов – питающей проводки, защитного реле, втягивающего реле, обгонной муфты, щеток, втулок, коллектора и обмоток – стартер должен быть полностью исправным и запускать двигатель. Если этого не происходит, следует внимательно проверить все выше перечисленные элементы еще раз. Если аккумулятор заряжен, а проводка и стартер полностью исправны, но тем не менее двигатель не запускается, то причинами могут быть неисправности топливной системы, системы зажигания, а в самом тяжелом случае – клин поршневой группы двигателя и выход его из строя. Эти причины в данной работе не рассматриваются.

Алгоритм диагностики и ремонта стартера представлен на рисунке 2.


Рисунок 1

Рисунок 2


Выводы

Диагностика и ремонт автомобильного статора являются сложными и трудоемкими задачами. Как видно из алгоритма на рис. 2, причин неисправности стартера может быть множество. Поиск неисправностей необходимо начинать от простых к сложным. Разработанный алгоритм является наиболее оптимальным из всех возможных. В случае отклонения от него диагностика и ремонт автомобильного стартера может превратиться в многократные бесполезные демонтаж-установку и разборку-сборку. Для быстроты выполнения данных операций требуется наличие качественного инструмента и опыта выполнения подобных задач.

Также следует помнить, что двигатель автомобиля может не запускаться и при полностью исправном стартере, но наличии неисправностей в других системах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: