Структурный кризис в российской экономике




Главной причиной финансово-экономической нестабильности 2014—2015 годов стал структурный кризис экономики России, сохранившийся после финансово-экономического кризиса 2008—2009 годов. Суть проблемы состоит в следующем: при наступлении экспортного бума в экономике возникают изменения ее структуры в направлении деиндустриализации и упадка сельского хозяйства, а при его окончании, – как правило, внезапном и неожиданном, – наблюдается невозможность быстрого восстановления деградировавшей обрабатывающей промышленности и аграрного сектора. Для преодоления такого «порочного круга» требуются серьезные усилия, прежде всего, в области развития технологий.

Начиная с середины 2012 года, наблюдалось замедление роста российской экономики. По мнению Минэкономразвития, эти явления были связаны со структурными проблемами.

В 2013 рост ВВП году составил всего 1,3 %, что было втрое ниже ранее запланированного уровня (3,6 %). Международный валютный фонд и Всемирный банк отметили замедление экономического роста России и снизили прогнозы по росту ВВП на 2013 и 2014 годы. Только к концу 2013 года Президент Российской Федерации Владимир Путин, премьер-министр Дмитрий Медведев и глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев официально признали стагнацию в экономике. В 2013 году эксперты Всемирного Банка отмечали, что структурные проблемы российской экономики и ее роста, – в частности, наличие неконкурентоспособных отраслей и неконкурентных рынков, - выходят на передний план. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев в 2014 г. признал, что структурный кризис - это «результат недореформированной экономики».[96] Позднее, Президент Владимир Путин отметил тот факт, что внутренней причиной кризиса 2014-2015 годов стал структурный фактор: опережающий рост зарплат при недостаточной производительности труда. В августе 2015 года агентство Bloomberg статистически подтвердило факт низкой производительности труда россиян, признав их самыми неэффективными работниками Европы. По подсчетам агентства Bloomberg, в среднем россияне проводят на работе порядка 1982 часов в год, а греки — 2034 часа. Однако это не сильно помогает экономическому развитию, поскольку, согласно тому же отчету, в России наблюдается самый низкий показатель прироста ВВП на час работы одного человека среди европейских стран — 25,9 доллара. Греки увеличивают ВВП страны за каждый час работы на 36,2 доллара. Для сравнения, средний показатель по странам ЕС достигает 50 долларов в час.[97]

Эксперты Высшей школы экономики заявили, что замедление роста экономики в 2012 году было связано с тем, что источники роста в ориентированной на сырьевую ренту экономике России оказались исчерпаны в связи с окончанием роста цен на нефть, а институциональные ограничения (усиление чрезмерного участия государства в экономике, откладывание реформ и кризис доверия к государству) не позволяли возникнуть новым источникам роста. Ряд изданий также признавали причиной стагнации 2012-2013 годов излишнюю зависимость страны от нефти.

Падение цен на нефть и валютный кризис

Во второй половине 2014 года в России начался валютный кризис, вызванный снижением цен на нефть и экономическими санкциями некоторых стран в отношении России из-за присоединения Крыма. Рубль девальвировался к доллару США и евро на 72,2 % и 51,7 % соответственно. Валютный кризис привёл к удорожанию импортных товаров, увеличению инфляции, а, следовательно, к снижению реальных располагаемых доходов населения и потребительского спроса. В докладе Всемирного банка подчёркивается, что в результате мер по ужесточению денежно-кредитной политики из-за ослабления рубля повысилась стоимость кредитования, что привело к дальнейшему снижению внутреннего спроса. Аналитический центр при Правительстве РФ также считает, что появление финансово-экономического кризиса произошло из-за девальвации рубля.

Экономические санкции

История

В марте-апреле 2014 года США, Евросоюз, Новая Зеландия, Япония и некоторые другие страны из-за присоединения Крыма к России ввели первые санкции против России в отношении отдельных лиц, групп лиц и компаний, а именно: запрет на въезд в данные страны этих лиц, замораживание их активов, а также запрет на деловые операции с последними.

В июле 2014 года были введены санкции в отношении оборонного, энергетического и финансового секторов России. Что касается финансового сектора, то для шести крупнейших российских государственных банков, а также предприятий энергетической и оборонной отраслей был резко ограничен доступ к финансовым рынкам стран, объявившим санкции. Начиная с сентября 2014 года эти организации не могли обращаться за кредитами и эмитировать долговые обязательства сроком более 30 дней. В оборонном секторе США и ЕС сократили доступ к финансированию крупнейшим российским компаниям на срок более 30 дней и ввели запрет на продажу продукции и технологий двойного назначения 14 российским компаниям, имеющих отношение к оборонному комплексу. Санкции, ограничивающие сотрудничество с Россией в оборонной сфере, были введены Великобританией, Израилем, Швейцарией и Швецией. В энергетическом секторе США и ЕС ограничили доступ к финансированию крупнейшим российским нефтегазовым компаниям. Кроме того, они ввели запрет на экспорт товаров и услуг (исключая финансовые услуги) или технологий в поддержку глубоководного бурения, разведки или добычи ресурсов на арктическом шельфе или сланцевого сырья. Вслед за ЕС санкции ввели Норвегия, Канада и Австралия.

27 апреля 2015 года Владимир Путин на заседании Совета законодателей в Санкт-Петербурге заявил, что российская экономика из-за санкций недополучила $160 млрд.[98]

30 июля 2015 года к продленным экономическим санкциям Евросоюза в отношении России официально присоединились Черногория, Албания, Исландия, Лихтенштейн, Грузия и Украина.

По данным МВФ, санкции негативно скажутся на росте экономики России в краткосрочной перспективе вследствие уменьшения инвестиций и потребления. Санкции и встречные санкции могут на начальном этапе привести к снижению реального ВВП на 1–1,5%, а их продолжительное сохранение может привести к кумулятивным потерям до 9% ВВП, так как уменьшение накопления капитала и передачи технологий ведет к ослаблению уже и без того снижающегося роста производительности.

9.4. «Антисанкции» [99]

7 августа 2014 года Россия ввела «антисанкции», -запрет на импорт ключевых продовольственных товаров из США, ЕС, Канады, Австралии и Норвегии, - в качестве ответной реакции на экономические санкции, введенные этими странами. Кроме того, Россия запретила ввоз свежих фруктов, вина и мясных полуфабрикатов из Молдовы, а также картофеля, соевых бобов, подсолнечника и кукурузной крупы с Украины. Общее влияние этих мер на объем торговли оценивалось в $9,5 млрд США, а на долю запрещенных продуктов приходилось 9,5% общего продовольственного потребления в России и 22,5% общего объема российского продовольственного импорта. Замещение импорта отечественной продукцией привело к повышению стоимости продуктов питания, подстегнуло инфляцию и снизило качество продукции (увеличение производства фальсифицированной продукции, сыроподобных продуктов на растительных жирах и т.п.). Без обеспечения внутренней конкуренции все эти эффекты в долгосрочной перспективе будут только усугубляться.

Спустя год российского продовольственного эмбарго Европейская комиссия подготовила доклад о влиянии российских санкций на сельскохозяйственный сектор Европы. Согласно данным отчета, Европа не только не пострадала от потери России в качестве рынка сбыта своей сельскохозяйственной продукции, но и, наоборот, нарастила экспорт на 5%, или на?5 млрд.

Указом Президента Российской Федерации от 24 июня 2015 г. № 320 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» комплекс ответных мер России на международные санкции продлился на год до 6 августа 2016 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: