Антикризисные действия правительства и Центробанка РФ в 2014-2015 годах




Изменения в государственном бюджете России

Государственный бюджет РФ на 2014 год был составлен из расчёта стоимости нефти в $93 за баррель (или 3600 рублей), среднего курса доллара США в 33,4 рубля и дефицита самого бюджета в размере 0,5 % ВВП (389,6 млрд рублей). В итоге дефицит бюджета получился в планировавшихся пределах — 333,3 млрд рублей. Девальвация рубля сгладила последствия для бюджета, так как для бюджетной системы важна рублевая цена нефти, которая увеличилась, а не долларовая составляющая.

Принятый бюджет на 2015 год предусматривал дефицит на уровне 430,7 млрд рублей и 0,6 % ВВП (доходы и расходы в 15,082 и 15,513 трлн рублей соответственно). Бюджет был рассчитан из среднегодовой цены за баррель нефти в $96 за баррель и курс доллара США в 37,7 рублей. В апреле 2015 года из-за девальвации рубля были изменены характеристики бюджета — были увеличены дефицит до 3,7 % ВВП (2,675 трлн рублей), средний курс доллара до 61,5 рубля и уменьшена стоимость барреля нефти до $50. В поправках доходы и расходы были сокращены на 16,8 % и 2 % соответственно (12,54 и 15,215 трлн рублей). В конце января 2015 года был утверждён антикризисный план стоимостью 2,332 триллиона рублей, предусматривающий сохранение расходов на исполнение обязательств социального характера, оборонную промышленность, сельское хозяйство и исполнение международных обязательств. В остальных отраслях предусмотрено сокращение затрат на 10 %. (Исполнение федерального бюджета за 2013-2014 гг. и план на 2015 г. см. таб. 9).

17 декабря 2014 года Центробанк РФ опубликовал на своем сайте информацию «О мерах Банка России по поддержанию устойчивости российского финансового сектора».

25 декабря 2014 года Президент Владимир Путин на встрече с правительством предложил начать работать в формате кризисного 2009 года.

27 января 2015 года правительство РФ приняло распоряжение по утверждению антикризисного плана.

Основные направления антикризисного плана предусматривают:

· поддержку импортозамещения и экспорта по широкой номенклатуре несырьевых, в том числе высокотехнологичных, товаров;

· содействие развитию малого и среднего предпринимательства за счет снижения финансовых и административных издержек;

· создание возможностей для привлечения оборотных и инвестиционных ресурсов с приемлемой стоимостью в наиболее значимых секторах экономики, в том числе при реализации государственного оборонного заказа;

· компенсацию дополнительных инфляционных издержек наиболее уязвимым категориям граждан (пенсионеры, семьи с несколькими детьми);

· снижение напряженности на рынке труда и поддержку эффективной занятости;

· оптимизацию бюджетных расходов за счет выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития и выполнении публичных обязательств;

· повышение устойчивости банковской системы и создание механизма санации проблемных системообразующих организаций.

Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект, предусматривающий сокращение в 2015 году большинства категорий расходов федерального бюджета на 10 процентов, в первую очередь, за счет исключения неэффективных затрат. При этом полностью обеспечено исполнение обязательств социального характера, что требует выделения дополнительных бюджетных ассигнований. Кроме того, не уменьшены расходы на обеспечение обороноспособности государства, поддержку сельского хозяйства и исполнение международных обязательств Российской Федерации. Инвестиционные ресурсы бюджета сконцентрированы на завершении ранее начатых проектов, реализация части новых проектов будет отложена. Будут сокращены расходы на функционирование органов государственной власти, в том числе за счет уменьшения расходов на оплату услуг повышенной комфортности.

Правительство Российской Федерации рассчитывает, что постепенная стабилизация мировых сырьевых рынков и предпринимаемые совместно с Банком России меры позволят нормализовать ситуацию на валютном рынке и создать условия для существенного снижения номинальных процентных ставок и повышения доступности кредитования. Это обеспечит последовательный выход основных отраслей экономики из рецессии, в том числе за счет более высокой ценовой конкурентоспособности российских товаров в результате снижения курса рубля. Сопутствующее этому снижение инфляции на потребительском рынке позволит минимизировать влияние кризиса на качество жизни российских семей.

Наряду с реализацией оперативных мер антикризисного реагирования приоритетным направлением работы Правительства Российской Федерации является реализация структурных реформ, направленных на диверсификацию экономики и создание условий для устойчивого экономического роста в среднесрочной перспективе, что находит отражение в новой редакции Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации. Кроме безусловной необходимости обеспечения макроэкономической стабильности и низкой инфляции требуются:

· продолжение реализации государственных программ, нацеленных на повышение качества систем здравоохранения и образования в соответствии с потребностями XXI века;

· создание необходимых условий для опережающего роста частных инвестиций в структуре ВВП, ускоренное и полноценное исполнение "дорожных карт" национальной предпринимательской инициативы, а также комплексное совершенствование контрольно-надзорной деятельности (в том числе на основе риск-ориентированного подхода) с выходом России на стабильно высокие позиции среди всех стран по уровню комфортности ведения бизнеса;

· эффективное применение всех созданных инструментов промышленной политики, прежде всего для обеспечения импортозамещения и поддержки экспорта, в том числе с привлечением значительных объемов прямых иностранных инвестиций (проектное финансирование, гарантии, фонд поддержки промышленности, индустриальные парки, государственные закупки, государственно-частное партнерство);

· формирование и начало реализации Национальной технологической инициативы на основе передовых достижений российской и мировой фундаментальной науки, использования создаваемой инновационной инфраструктуры (инновационный центр "Сколково", наукограды и технопарки, ведущие университеты, институты инновационного развития);

· продолжение модернизации и улучшение сбалансированности пенсионной системы, а также системы социальных льгот (за счет расширения ее адресного характера);

· радикальное повышение качества системы государственного управления и эффективности работы крупных компаний, контролируемых государством.

Реализация антикризисных мер осуществляется Правительством Российской Федерации в тесном взаимодействии с Федеральным Собранием Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, профессиональным и экспертным сообществом в рамках системы "Открытое правительство" и иных форм совместной работы. Перечень первоочередных мероприятий не является исчерпывающим и будет при необходимости дополняться новыми антикризисными мерами.[105]

Всего на реализацию антикризисных мер было заложено 602,5 миллиарда рублей. Сумма средств "антикризисного" фонда составляла 206,7 миллиарда рублей.

Сам по себе антикризисный план Правительства Российской Федерации представляется весьма конструктивным. Однако, согласно специальному докладу Счетной Палаты Российской Федерации, антикризисный план исполняется с запаздыванием, и даже выделенные деньги не тратятся. В основном план выполняется на бумаге, пишет Счетная палата: принято 63,3% запланированных нормативных актов, а мероприятия выполнены лишь на 28,3%.

План был изначально плохо продуман, говорится в докладе: правительство обозначило общие результаты антикризисных мер, но нет количественных показателей. От некоторых идей потом отказались, например, от двухлетних «каникул» по уплате страховых платежей для опасных объектов. А часть мер поддержки не пользуются спросом: не работает механизм предоставления госгарантий для экспортеров, малый и средний бизнес не обращается за поддержкой к Агентству кредитных гарантий.

План исполняется в два этапа, первый – принятие нормативных актов, второй – распределение средств, на этой стадии проблем гораздо больше, отмечает сотрудник Счетной палаты. Всего на борьбу с кризисом в бюджете 2015 г. было заложено 602,5 млрд руб., в антикризисном фонде – 206,7 млрд. К 1 сентября правительство распределило из них только 163,6 млрд руб. Например, так и не было докапитализировано Агентство ипотечного жилищного кредитования (АИЖК) на 4,5 млрд руб., из-за чего заемщики по ипотечным кредитам оказались в сложной ситуации, пишет Счетная палата. По оценкам АИЖК, проблема касается почти 22 500 заемщиков. Фонд содействия развитию малых форм предприятий должен был получить 5 млрд руб., но на 1 сентября из них было перечислено только 991,5 млн руб. На поддержку промышленников, занимающихся импортозамещением, Минпромторгу было обещано 5 млрд руб., но получил он меньше половины – 2,1 млрд. В министерство постоянно поступают заявки на субсидии, но подписать больше договоров не получается, большинство заявок висит на рассмотрении, пока не придут деньги. Полученные средства тоже медленно распределяются: например, программа госгарантий по кредитам выполнена только на 26,6 млрд руб., или 44,5%, госгарантии по облигационным займам и кредитам системообразующих компаний вообще не предоставлялись. Неравномерно средства распределяют и регионы, остатки субсидий, по которым они не заключили соглашения, достигают 59,4 млрд руб.[106]

Несмотря на антикризисные меры, по итогам первых восьми месяцев 2015 года дефицит бюджета составил около триллиона рублей (994 млрд 155 млн руб. или $14 млрд 630 млн), эквивалентные 2,1% ВВП. На финансирование бюджетного дефицита за первые восемь месяцев 2015 года было потрачено 900 млрд руб. средств Резервного фонда. В качестве недостающих источников финансирования были использованы средства бюджетных счетов.

Критика действий правительства и Центробанка РФ

Отсутствие стратегии для преодоления кризиса

В феврале 2015 года эксперты Centre for Eastern Studies (Варшава, Польша) в своем отчете отметили, что антикризисные программы Правительства РФ были ситуативными и не содержали соответствующей стратегии для преодоления кризиса, так как причины кризисных явлений в экономике нельзя преодолеть просто государственным контролем.[107]

Критика резкого повышения ключевой ставки

Решение Центрального Банка РФ о резком повышении ключевой ставки вызвало жёсткую критику среди политиков и ряда экономистов. Вице-премьер Дмитрий Рогозин назвал введённую днём ранее ключевую ставку в размере 17 % «непреодолимой для развития промышленности планкой». Газета Financial Times отмечает, что неожиданное поднятие ключевой ставки с 10,5 % до 17 % в ночь на 16 декабря 2014 года только усилило панику среди населения. Поднятие не помогло стабилизировать ситуацию, в этот день рубль продолжил рекордное падение. По состоянию на сентябрь 2015 г. ключевая ставка ЦБ России составляла 11%.

Перекладывание Федеральным Центром ответственности за кризис на регионы

Центробанк (ЦБ) обеспокоен политикой правительства РФ, которая перекладывает острые проблемы экономического кризиса на уровень региональных властей. Сегодня именно региональные чиновники отвечают за дефицит местных бюджетов, рост смертности, падение рождаемости, ослабление налоговой нагрузки и т.д. Начало подобной политики было положено в 2012 году Президентом РФ Владимиром Путиным, который издал Указы об увеличении социальных расходов, вследствие чего долговая нагрузка удвоилась более чем в 80 регионах России, а в феврале 2015 года в Новгородской области был допущен первый технический дефолт по возврату кредита ВЭБу. 1 января 2015 года суммарный долг регионов и муниципалитетов вырос до 2,4 трлн. рублей ($42 млрд), в 45% регионах РФ большой долг дополнялся дефицитом бюджета, а 20 регионов находились фактически в состоянии дефолта. Пытаясь решить проблему бюджетной сбалансированности, регионы в 2015 году были вынуждены резко (на 11%) сократить свои расходы.

Риски углубления кризиса

Внутренние

Корпоративный внешнеэкономический долг РФ

Россия вступила в кризис с большим корпоративным внешнеэкономическим долгом. Так, на 1.01.2014 внешнеэкономический долг РФ составлял $724 млрд, причем главною его частью был корпоративный долг предприятий и организаций. Эксперты финансового рынка утверждают, что большие долговые обязательства РФ, определяющие высокий спрос на валюту со стороны корпоративного сектора, являются одной из главных причин ослабления российского рубля.

Задолженность населения перед ЖКХ

Задолженность населения перед ЖКХ, превышающая триллион рублей, может привести к резкому скачку инфляции. За I полугодие 2015 года тарифы ЖКХ повысились на 8,8%.

Сокращения численности населения трудоспособного возраста

В августовском докладе МВФ (2015) было отмечено, что отрицательная динамика населения приведет к слабому потенциальному росту экономики России в среднесрочной перспективе.

Еще в 2013 году Министерство труда и социальной защиты РФ опубликовало прогноз, в котором предполагалось, что численность занятых в экономике России людей уменьшится на 1 миллион до 2016 года (в 2014 году на 0,2 млн чел, в 2015 году – на 0,4 млн, в 2016 году – на 0,4 млн) из-за сокращения численности населения трудоспособного возраста с учетом роста числа трудовых мигрантов и работающих пенсионеров. В апреле 2015 года Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС опубликовал бюллетень, в котором подтверждался факт ускорения снижение численности населения в возрастных группах со значимой экономической активностью (20–64) в 2014–2017 гг. по сравнению с 2012–2013 гг. со среднегодовыми темпами снижения на 0,7%.

В 2014-2015 годах в России начала увеличиваться смертность, снизилась рождаемость и, как следствие, увеличился отрицательный естественный прирост населения и численность постоянного населения. Так, в I квартале 2015г. число умерших превысило число родившихся на 11,5 % (в I квартале 2014 г. – на 5,5 %), а число жителей России уменьшилось на 0,01 % (около 10 тыс. человек) в результате сложившейся убыли населения. В I полугодии 2015 года естественная убыль россиян выросла вдвое — с 0,4 до 0,8 на 1 тыс. населения по сравнению с 2014 г., рождаемость снизилась на 0,8%, а смертность выросла на 2,8% (почти на 27 тыс. смертей).

Ранее, на протяжении последних двенадцати лет смертность россиян систематически сокращалась. Среди причин падения численности населения РФ выделяют две: первая - серьезные проблемы в системе здравоохранения и в социальной сфере, вторая - демографические циклические колебания, связанные с количеством граждан, родившихся в тот или иной период. Однако, один фактор не исключает другого: медицинское обслуживание стало менее доступным, его качество оставляет желать лучшего, а доходы основной части населения уменьшились.

Ошибки Центробанка

На ослабление рубля работала не только нефть, но и политика Центробанка России. Так, 31 июля 2015 года Совет директоров Банка России принял решение снизить ключевую ставку c 11,5% до 11,0% годовых, объясняя это многими факторами, в том числе рисками усиления рецессии, однако он ничего не сказал о рисках, связанных с ростом оттока капитала, хотя раньше эти риски сдерживали снижение процентных ставок. В тот же день падение рубля ускорилось – снижение ставок дополнительно простимулировало отток капитала.

Внешние

Ослабление мировой торговли

Восстановление мировой экономики продолжается медленными темпами, что приводит к ослаблению мировой торговли, снижению цен на сырье и, как следствие, замедлению темпов роста российской экономики.

Укрепление американского доллара

По данным Société Générale укрепление американского доллара, повлекшее за собой перераспределение активов в сторону развитых рынков, спровоцировало отток капитала из развивающихся стран, что может привести к значительному падению экономики России.

Замедление китайской экономики

Замедление китайской экономики оказывает негативное влияние на мировые цены на нефть. КНР является вторым в мире после США потребителем ресурса, и последние годы рост мирового спроса на нефть обеспечивался, главным образом, за счет растущих потребностей Китая. Замедление экономики страны ведет к замедлению спроса, что в условиях избытка предложения на рынке толкает цены на нефть вниз.

Замедление экономики Китая повлияет также на реализацию проектов «Сила Сибири» и «Алтай» («Сила Сибири-2»): переговоры по реализации проектов затягиваются, что может крайне негативно отразиться на объявленном Президентом РФ Владимиром Путиным тренде «разворота на Восток».

Соглашение по ядерной программе Ирана

14 июля 2015 Иран и страны 5 + 1 (США, Франция, Великобритания, Германия, Китай и Россия) достигли соглашения по иранской ядерной программе в обмен на отмену санкций против Тегерана, подписав Совместный комплексный план действий. По мнению ВШЭ, по итогам ядерной сделки с Ираном снижение цен на нефть можно считать основным сценарием. Вместе с сопутствующим ему обесценением рубля и низким спросом это будет ограничивать российский импорт. Министр нефти Ирана Биджан Намдар Зангане на чрезвычайном заседании ОПЕК сказал: «Мы будем повышать добычу нефти любой ценой, и у нас нет никакой другой альтернативы»].

Прогнозы

В июне 2015 года эксперты ВШЭ отметили, что длительное падение инвестиций, розничного товарооборота и промышленного производства «делает ситуацию крайне неудовлетворительной и повышает риск перехода от рецессии к депрессии». Ряд экспертов также предполагают, что Россию ждет не кризис, а затяжная экономическая депрессия.

По мнению профессора Принстонского университета Олега Ицхоки нынешний кризис отличается от предыдущих тем, что период низких цен на нефть продлится более 10 лет. Факторы падения цены на нефть следующие:

1) развитие новых технологий добычи, энергосбережения и альтернативных источников энергии в последние 10 лет сверхвысоких цен на нефть;

2) ожидание падения спроса в Китае из-за снижения темпов роста;

3) решение основных членов ОПЕК вместо поддержания цены удерживать свою долю рынка (в последние несколько лет она падала из-за входа новых игроков);

4) решение США начать экспорт нефти.

В конце мая 2015 года глава Сбербанка Герман Греф сделал прогноз, что в ближайшие годы в Российской Федерации будет сильный экономический спад. Это будет происходить не только из-за изоляции России от европейского сообщества, но и через международный финансовый и экономический кризис. В частности, Греф крайне обеспокоен именно банковской отраслью.

Расходыфедерального бюджета России показана в Таблице 9.

Далее перед Россией стоит дилемма:

1. Проведение настоящего и глубокого институционального антикризисного управления – с развитием институтов государства, семьи, частной собственности, конкуренции, образования, здравоохранения и культуры.

Или

2. Попытка мобилизационного развития экономики и общества государственно-бюрократического и государственно-теократического типа; корпоративизм.

 


Таблица 9.

Расходы Федерального Бюджета Российской Федерации на 2013-2015 гг.

Статья расходов 2013г. млрд руб. 2013г. % 2014г. млрд руб. 2014г. % 2015 г. (план) млрд руб. 2015г. % (план)
Социальная политика 3 833,1 28,7 3452,4 23,3 3980,3 25,3
Национальная оборона и безопасность 4 165,2   31,3 4565,2   30,8 5405,7   34,3
Национальная экономика 1 849,3 13,9 3062,9 20,7 2486,6 15,8
Общегосударственные вопросы 850,7   6,4 934,7   6,3 1116,7   7,1
Обслуживание долга 360,3 2,7 415,6 2,8 449,3 2,9
Образование 672,3 5,0 638,3 4,3 636,5 4,0
Здравоохранение   3,8 535,6 3,6 538,6 3,4
ЖКХ 177,5 1,3 119,6 0,8   0,9
Культура, кинематография 94,8 0,7 97,8 0,7 98,9 0,6
СМИ 77,3 0,6 74,8 0,5 71,5 0,5
Физкультура и спорт   0,5 71,2 0,5 73,7 0,5
Охрана окружающей среды 24,3   0,2 46,4   0,3     0,3
Межбюджетные трансферты 668,1   5,0 816,1   5,5 691,1   4,4

Источник: https://spydell.livejournal.com/578286.html

Доля расходов Федерального бюджета в ВВП России в 2013-2015 гг. колеблется на уровне 22%. Для сравнения, аналогичная доля в США равна примерно 21%.[108]

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: