Дискреционное государственное антикризисное управление (на примере ОАО «АвтоВАЗ»)




Государства многих стран, особенно в условиях глобального и национального финансово-экономических кризисов, проводят активную политику по обеспечению платежеспособности и финансовому оздоровлению на микроуровне, то есть в отношении предприятий. Политика эта может быть дискреционной и недискреционной. Дискреционная политика ориентируется в большей мере на конкретную экономическую ситуацию или на отдельную отрасль (системообразующее предприятие), а не на нормативные правовые акты или государственные программы. Дискреционная политика оставляет принятие решений на усмотрение самих политиков, а не законов, правил и норм. Дискреционная политика государственного кризисного регулирования применяется в отношении отдельных предприятий или территориальных образований. Типичным примером такой политики было предоставление государственных финансовых средств отдельным российским банкам (Сбербанку, Внешэкономбанку, ВТБ-24 и Россельхозбанку) и крупным организациям (АвтоВазу) в конце 2008 – начале 2009 гг.

Ниже приведен пример дискреционной антикризисной политики в отношении компании «АвтоВаз».

 


 
   
ОАО АвтоВА́З» — российская автомобилестроительная компания, крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе. Контроль над компанией принадлежит альянсу Renault-Nissan. Полное официальное название — Открытое акционерное общество «АвтоВАЗ». Входит в состав госкорпорации «Ростех». Предыдущие названия — Во́лжский автомоби́льный заво́д (ВАЗ) (1966—1971), Волжское объединение по производству легковых автомобилей «АвтоВАЗ» (с 1971). Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в 1972 году Волжскому автозаводу присвоено имя 50-летия СССР. Ранее выпускал автомобили марки ВАЗ с наименованиями «Жигули», «Нива», «Спутник», «Самара», «Ока». В настоящее время производит автомобили под собственной торговой маркой LADA («Лада»), а также автомобили марки Nissan, Renault и Datsun.Это делает ОАО «АвтоВА́З»единственным среди заводов Альянса, который производит машины 4-х брендов на одной площадке. Кроме того, АвтоВАЗ поставляет другим производителям машинокомплекты для выпуска автомобилей марки «Lada» и их модификаций. Штаб-квартира и основное производство находятся в городе Тольятти. В 1990-х — начале 2000-х годов вокруг предприятия разразилась ожесточенная криминальная война, в ходе которой погибло порядка 500 человек, среди которых: криминальные авторитеты, бизнесмены, сотрудники милиции, журналисты, общественные деятели, руководство завода. Это началось после того, когда российский предприниматель Б. А. Березовский основал компанию «ЛогоВаз», занимавшейся свободной продажей автомобилей «ВАЗ», отозванных из зарубежных автосалонов «АвтоВАЗа» (реэкспортных). Фактически схема выглядела совсем иначе: по документам «ЛогоВаз» продавал машины за рубеж, а в реальности реализовывал их внутри страны. «АвтоВАЗ» получал низкую экспортную цену, а разница уходила лично Б. А. Березовскому. В 1994 году была основана группа «СОК». В течение нескольких лет группа «СОК» была крупнейшим партнером и поставщиком комплектующих для ОАО «АвтоВАЗ», осуществляя невыгодные для завода сделки. Также она контролировала автозаводы «ИжАвто» и «РосЛада». Люди «СОКа» входили в руководство автозаводов, лоббируя свои интересы. За группой «СОК» тянулся огромный криминальный шлейф из разного рода экономических и уголовных преступлений.   10.1. «Тольяттинский криминал» и борьба с ним Криминал, как и на некоторых предприятиях страны, на ВАЗе до поры до времени ограничивался случаями воровства, с той лишь разницей, что красть дефицитные автозапчасти было намного выгоднее, чем продукцию многих других предприятий. В 80-е годы на заводе была раскрыта группировка мастера цеха запчастей Филатова, который вывозил запчасти с завода КамАЗами. По материалам уголовного дела, сумма похищенного достигла 3 миллионов советских рублей. За это Филатов получил 12 лет лишения свободы. В 1990-е годы новое поколение отечественных преступников, как и во всей стране, начало подбираться вплотную к АвтоВАЗу, усматривая в нём, как в градообразующем предприятии, средство для контроля над всем городом. В погоне за контролем над АвтоВАЗом в течение последующих 10 лет в Тольятти разразилась самая кровопролитная в новейшей криминальной истории России война. Плодящиеся с невероятной скоростью кооперативы, магазины, автосервисы создавали благоприятную среду для вымогательства. Начался «золотой век» тольяттинского рэкета. К 1992 году в Тольятти уже был сформирован ряд новых организованных преступных группировок (ОПГ) (около 4-5), поделивших город. Бандиты стали создавать и собственные фирмы, в основном, связанные с автобизнесом. К тому же им удалось наладить контроль над традиционным для АвтоВАЗа криминальным промыслом — торговлей крадеными запчастями. Но ничто не входило в сравнение с теми деньгами, которые крутились на ВАЗе. Но в начале 1990-х годов бандитов на сам завод ещё не пускали. Самое большее, что им до поры позволяли — это обирать частных покупателей автомобилей, но за территорией завода. Первые попытки проникновения на ВАЗ были лишь вопросом времени. Началось с того, что бандитами были оккупированы КПП АвтоВАЗа и на тот момент единственный в городе официальный заводской магазин «Жигули». В 1992 году администрация завода, сама того не желая, открыла перед бандитами двери. Как и по всей стране, руководители завода создали свои посреднические фирмы для льготной торговли машинами. Действовали они в обход государственных законов, и потому попадали под основной бандитский закон: «Воруешь сам, делись с братвой». Первопроходцем стал Владимир Биличенко по кличке «Хохол», директор кооператива по тонировке стёкол «Мираж». Он придумал схему, по которой деньги получались путем контроля над выгоном автомобилей с завода. Опыт Беличенко так понравился его «коллегам», что массовые отгрузки автомобилей с ВАЗа стали самым доходным бизнесом в городе. Доходили случаи до 10-20 % «черного отката». На этом бандиты имели около 30 тысяч автомобилей в год. Процесс криминализации ВАЗа продолжил Жора Сидоренков. При нём эта система достигла совершенства. Теперь практически весь сбыт шел через их руки. По самым скромным подсчётам, в те годы доходы бандитов составляли порядка 700 миллионов рублей в год по тогдашним ценам. Тем временем в Тольятти набрала силу Чеченская ОПГ, возглавляемая бывшим сотрудником Автозаводского РУВД Шамадом Бисултановым. Он был депутатом парламента Республики Ичкерия и принадлежал к тейпу тогдашнего президента Чечни Аслана Масхадова. Депутатская неприкосновенность избавляла его от преследования милиции, а набитая вооруженными боевиками Чечня вряд ли оставила бы его без поддержки. Но грандиозным планам Шамада положила конец подстроенная автокатастрофа: во время поездки в Чечню, недалеко от Волгограда на его «БМВ» на огромной скорости лопнуло колесо. Вскоре правоохранительными органами была проведена общегородская операция «Циклон». Главный итог — у большинства бандитов были конфискованы пропуска на АвтоВАЗ. Многие из них остались не у дел, и по городу прокатилась волна грабежей, краж, разбоев, убийств, но эту тенденцию быстро пресекли. За 10 лет криминальной войны было убито свыше 900 человек. Такого размаха бандитизма ещё не знал криминальный мир. В декабре 2005 года АвтоВАЗ был взят под усиленную охрану милиции. В город прибыли около 140 милиционеров, сотрудников департамента по охране имущества МВД (бывшее главное управление вневедомственной охраны). Приехавшие из регионов охранники взяли под свой контроль проходные и КПП АвтоВАЗа, а также здание заводоуправления. Усиление охраны на АвтоВАЗе было вызвано собранием акционеров завода, на котором был практически полностью обновлен совет директоров АвтоВАЗа, и предприятие перешло под контроль государственного «Рособоронэкспорта», входящего в госкорпорацию "Ростехнологии". Однако, очень большая часть бизнеса "АвтоВАЗа" по производству запчастей осталась в руках криминалитета. Об этом рассказал гендиректор госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов. Впрочем, он отметил, что на самом предприятии порядок в этом отношении наведен. "В 2005 году, когда мы пришли на это предприятие, оно, фактически, было в руках бандитских группировок, - рассказал Чемезов. - Существовала третья смена, которая всю продукцию, которая производилась, вывозила и продавала. Все эти средства шли на преступные группировки – в том числе и на чеченские группировки. И я не исключаю, что эти средства в дальнейшем шли и в Чечню. Потому что основную роль там, как раз играла чеченская группировка". По словам Чемезова, приходилось чуть ли не каждый месяц привозить батальоны милиционеров, которые обеспечивали безопасность и охрану АвтоВАЗа. "И, благодаря МВД, мы, все-таки, навели порядок - изгнали бандитов с "АвтоВАЗа". И сегодня "АвтоВАЗ" в более или менее нормальном состоянии. По крайней мере, когда компания Renault пришла на "АвтоВАЗ", завод был уже в чистом виде, и претензий со стороны французской компании у нас в этом отношении не было", - отметил Чемезов. Затрагивая достаточно болезненную тему контроля над производством автозапчастей, гендиректор "Ростехнологий" напомнил, что практически все крупнейшие компании, производящие автомобили, основную прибыль получают от продажи запасных частей. "У нас, к сожалению, этот бизнес находится пока в руках криминальных структур, - признал Чемезов. - Я не говорю про 100%, но очень большая часть. Мы сейчас будет предпринимать все усилия к тому, чтобы вернуть этот бизнес".[109] В 2006 году центральный аппарат МВД РФ и ГУВД Самарской области обнародовали предварительные результаты проверки, которая проводилась на автозаводе с осени 2005 года. Согласно обнародованным данным, только за 2005 год с завода было украдено товарно-материальных ценностей на сумму около 1,5 млрд руб. Ежедневно с завода вывозилось запчастей на сумму свыше 3 млн руб. Следственной группой возбуждено 58 уголовных дел по 92 эпизодам хищений заводской собственности на общую сумму 450 млн руб. С предприятия были уволены 4 сотрудника управления безопасности, заподозренных в связях с преступными группировками. Проблема криминала на «АвтоВАЗе» начала решаться, когда акции «АвтоВАЗа» были переданы госкорпорации «Ростехнологии». Во главе ГК «Ростехнологии» стоял Сергей Чемезов, который смог выполнить задачу по возрождению «АвтоВАЗа». Ответственным менеджером стал Сергей Скворцов, исполнительный директор «Тройки Диалог». После того как «Ростех» пришел на «АвтоВАЗ», инвестбанки и инвесткомпании по просьбе госкорпорации разработали программы развития автозавода. План, предложенный инвесткомпанией «Тройкой диалог», заинтересовал «Ростех». С июня 2006 г. с помощью «Ростеха» «Тройка диалог» консолидировала у себя более 75 % акций «АвтоВАЗа». Этот пакет предполагалось разделить на три блокпакета, чтобы продать государству в лице «Ростеха», стратегическому партнеру из числа международных автоконцернов, а также одной из российских металлургических компаний, которые тогда были на подъеме. В итоге «Тройка диалог» договорилась о продаже только двух блокпакетов — «Ростеху» и стратегическому партнеру в лице Renault. Первый блокпакет был продан «Ростеху». Долгое время в качестве партнера для завода рассматривалась GM, но многолетние переговоры тогда привели лишь к созданию СП — «Джи эм — АвтоВАЗ», которое выпускает внедорожники Chevrolet Niva. 10.2. Привлечение иностранных инвесторов В декабре 2007 года стало известно, что французская автомобилестроительная корпорация «Renault» планирует приобрести 25 % акций ОАО «АвтоВАЗ». 29 февраля 2008 года сделка состоялась, договор о продаже акций подписали глава совета директоров ИК «Тройка Диалог» Рубен Варданян, президент «Troika Capital Partners» Сергей Скворцов и глава корпорации «Renault-Nissan» Карлос Гон. После погашения казначейских акций завода «Renault» получила контрольный пакет акций. В итоге на сентябрь 2008 года основными акционерами компании являлись: Renault (25 %), «Ростехнологии» (25,1 %) и «Тройка диалог» (25,64 %). 10.3. Влияние национального кризиса на ОАО «АвтоВАЗ» В результате экономического кризиса 2008—2009 годов и вызванных им проблем со сбытом продукции в начале 2009 года «АвтоВАЗ» попал в сложную финансовую ситуацию. На конец марта 2009 года долг поставщикам составил около 14 млрд руб. За 9 месяцев 2009 года производство упало на 43,5 % к соответствующему периоду предыдущего года. 30 марта 2009 года Правительством России было принято решение о выделении государственной корпорации «Ростехнологии» 25 млрд руб., которые та, в свою очередь, в виде беспроцентной ссуды сроком на год передаст «АвтоВАЗу». Также модельный ряд «АвтоВАЗ» попал под государственную программу субсидирования процентных ставок по автокредитам. В сентябре 2009 года руководством компании было объявлено о массовом сокращении персонала: до конца 2009 года планировалось сократить 27,6 тыс. работников из 100 тысяч. По словам представителей «АвтоВАЗа», это стало бы одной из мер на пути к недопущению банкротства крупнейшей российской автомобилестроительной компании. Впрочем, уже в начале октября стало известно, что в Правительстве России было согласовано увольнение только 5 тыс. человек, а первый вице-премьер Правительства Игорь Шувалов заявил: «Никаких увольнений и сокращений на предприятии не планируется. Это все вранье». В итоге, почти 22,5 тысячи работников компании были уволены в 2009 году, из них: 11,5 тысяч — оформили пенсию и 2,3 тысячи — досрочную пенсию. Оформление такой «массовой» досрочной пенсии явилось беспрецедентным для России явлением. В то же время, в октябре 2009 года Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в письме в аппарат правительства заявило, что в нынешнем виде «АвтоВАЗ» фактически является нежизнеспособным, находясь в предбанкротном состоянии (по расчётам министерства, на начало 2010 года долг завода будет составлять 76,3 млрд руб.). По мнению Минпромторга, дальнейшая государственная поддержка предприятия нецелесообразна, а спасти ситуацию в Тольятти можно лишь сократив до 50 тыс. сотрудников «АвтоВАЗа» и потратив средства, которые предполагается выделить «АвтоВАЗу», на стабилизацию рынка труда в Самарской области. Тем не менее, в 2009 г. государство оказало «АвтоВАЗу» финансовую поддержку на сумму 79,8 млрд. руб. В ноябре 2009 года Кристиан Эстев, генеральный директор Renault в России заявил, что по предложениям французской стороны, на «АвтоВАЗе» планируется организовать производство автомобилей марок Renault, Nissan и Lada на базе единой платформы В0 (платформа Logan), а также оставить производство своих автомашин класса ultra low cost (возможно, на базе «Калины»). В ноябре 2009 года российское Правительство заявило о готовности оказать «АвтоВАЗу» поддержку в размере 54,8 млрд руб. Из этой суммы 38 млрд — это невозвратные долги, ещё 12 млрд руб. пойдет на создание и запуск в производство нового модельного ряда и ещё 4,8 млрд руб. необходимо для реализации программы создания новых рабочих мест. Госкорпорация «Ростехнологии» и Renault подписали 27 ноября 2009 года протокол о сотрудничестве в рекапитализации «АвтоВАЗа». Соглашение предусматривает финансовую помощь «АвтоВАЗу» со стороны РФ в обмен на помощь Renault в использовании технологий Renault и Nissan. 10 марта 2010 года совет директоров «АвтоВАЗа» одобрил бизнес-план до 2020 года, по которому планируется рост производства автомобилей до 1,2 млн штук в год к концу 2010-х годов, а также инвестиции в предприятие за 2010—2020 годы в размере до 3 млрд евро. 26 августа 2010 года президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров сообщил, что чистая прибыль «АвтоВАЗ» за январь-июль 2010 года составила 24 миллиона рублей по РСБУ против убытка за аналогичный период 2009 года. Интерес к покупке контрольного пакета «АвтоВАЗа» компания Renault проявила только в 2010 г., предварительные переговоры прошли в сентябре. Предварительное соглашение о получении контроля над «АвтоВАЗом» было подписано в мае 2012 г. (тогда же «Ростех» продлил срок погашения льготных кредитов, выданных «АвтоВАЗу», до 2032 г.). 12 декабря 2012 года альянс Renault-Nissan и госкорпорация «Ростех» подписали окончательное соглашение о создании СП Alliance Rostec Auto BV (оно было зарегистрировано в Голландии), через которое альянс получил контрольный пакет акций АвтоВАЗа к середине 2014 года. По соглашению, Renault и «Ростех» внесли в СП свои пакеты акций АвтоВАЗа (28,98 % и 25 % соответственно). Затем альянс в несколько этапов вложил в СП $742 млн, из которых $366 млн пришлось на Renault и $376 млн на Nissan. К 2014 году СП выкупил 20,14 % акций АвтоВАЗа у «Тройки Диалог». В результате к июню 2014 года доля Renault в СП составила 50,1 %, а Nissan — 17,03 %. Доля альянса в СП составила 67,13 %, остальное получил «Ростех». После выкупа акций у «Тройки Диалог» эффективная доля альянса в капитале завода составила 50,01 %, доля «Ростех» — 24,5 %. На конец 2013 года Alliance Rostec Auto BV владел 76,25 % акций ОАО «АвтоВАЗ». В январе 2014 года объявлено об очередном значительном сокращении персонала предприятия: согласно приказу нормативная численность руководителей, специалистов и служащих будет снижена на 2,5 тысячи штатных единиц, а снижение численности рабочих будет на 5 тысяч штатных единиц. Согласно ежеквартальному отчету компании, на 1 января 2014 года на заводе работают более 67 тысяч человек. 23 января 2014 года компания сообщила, что собирается уволить 7,5 тысяч работников с следующим возмещением: уволившиеся в феврале получат по пять среднемесячных зарплат (составляет около 20 тысяч рублей), в марте — по четыре зарплаты, в апреле — по три. Предложение о выплате компенсаций действует только эти три месяца. В июне 2014 года альянс Renault-Nissan получил контроль более чем над 50 % акций компании, доля «Ростеха» снизилась до блокирующего пакета в 24,5 %. Собственники и руководство: 1966—1992 год — Министерство автомобильной промышленности СССР (Минавтопром СССР) — при Совете министров СССР; 1992—2005 год — приватизация, создание акционерного общества, собственники - руководство завода; 2005—2007 год — ФГУП Рособоронэкспорт; 2007—2013 год — Государственная корпорация «Ростехнологии», финансовая группа «Тройка Диалог» и «Renault». 2013 — настоящее время — Альянс «Renault-Nissan» и «Ростех». Структура собственности По данным на конец июня 2014 года, свыше 50 % акций компании контролировалось альянсом Renault-Nissan, российской госкорпорации «Ростех» принадлежало 24,5 %. Формально 81,447 % обыкновенных и 47 % привилегированных акций «АвтоВАЗа» принадлежало нидерландской компании Alliance Rostec Auto BV, которая, в свою очередь, на 67,13 % принадлежала Renault-Nissan, а на 32,87 % — «Ростеху». Руководство На конец июня 2014 года: Председатель совета директоров компании — Карлос Гон (переизбран по итогам годового собрания акционеров 26.06.2014). Карлос также является главой «альянса Renault-Nissan»; Бу Инге Андерсон — президент ОАО «АВТОВАЗ».   Статистика производства автомобилей (в шт.)
                             
                             
                             
                             

 

По итогам сентября 2015 г. продажи автомобилей «АвтоВаз» по сравнению с сентябрем 2014 г. упали на 40%.[110]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: