Дисциплина «Экологическая культура личности», входящая в гуманитарный, социальный и экономический цикл, вариативной части, Федерального государственного образовательного стандарта дисциплины по выбору по направлению подготовки 07180003.62 «Социально-культурная деятельность», представляет собой дисциплину, призванную дать бакалаврам знания, теоретических и практических основ экологической культуры в высшем учебном заведении культуры и искусств.
По курсу «Экологическая культура личности» предусмотрены лекционные (6 час.), практические (4 час.) занятия. На самостоятельное изучение материала отводится 58 часа.
Базовые идеи курса получают развитие в следующих дисциплинах:
«Социология», «Безопасность жизнедеятельности».
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению
- владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК -1)
- владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15)
- владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, быть готовым к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессионально (ОК -16)
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: - основные экологические термины и понятия, основные навыки экологической грамотности, основы элементарной экологической культуры и сознания, основы экологического поведения и воспитания.
Уметь: - анализировать основные экологические ситуации, сопоставлять навыки экологической грамотности, применять элементарную экологическую культуру и сознание, экологическое поведение и воспитание, уметь сориентироваться в многообразии существующих экологических ценностей и мировоззрений, применить полученные профессиональные знанию на практике.
Владеть: -основными экологическими терминами и понятиями, навыками экологической грамотности, элементарной экологической культурой и сознанием, экологического поведения и воспитания.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часов.
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры |
Аудиторные занятия (всего) | ||
В том числе: | - | - |
Лекции (Л) | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Семинары (С) | ||
Лабораторные работы (ЛР) | ||
Индивидуальные занятия (ИЗ) | ||
Самостоятельная работа (СР) (всего) | ||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен, контрольная работа, курсовая работа) | зачет | |
Общая трудоемкость часов зач. ед. | ||
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание разделов учебной дисциплины
№ п/п | семестр | Наименование раздела, темы учебной дисциплины | Содержание раздела, темы в дидактических единицах |
семестр | Модуль 1. Понятие экологической культуры, наука экология, краткий обзор ее развития. | Современное содержание науки экологии. Предмет и задачи экологии, история развития науки. Отношения экологии к другим наукам и ее значения для цивилизации. Иерархия уровней организации, принцип эмерджентности, экологические модели, значение экологического образования. | |
Модуль 2. Организм как живая целостная система. | Уровни биологической организации, развитие организмов как живой целостности. Системы организмов как биоты Земли. Классификация живых организмов. | ||
Модуль 3. Взаимодействие организмов и среды их обитания. | Понятие о среде обитания и экологических факторах, основные представления об адаптациях. Лимитирующие фактору: температура, свет, вода, климат, микроэлементы. Эдафические факторы и их роль развитии и жизни растений, ресурсы живых существ как экологические факторы. | ||
Модуль 4. Популяции организмов. Биотические сообщества. | Статистические показатели популяции: численность, плотность, показатели структуры, территориальные показатели. Динамические показатели популяции: рождаемость и скорость рождаемости, смертность и скорость смертности. Продолжительность жизни физиологическая и максимальна возможная, таблицы выживания и кривые выживания. Саморегуляция плотности популяции, фенотипические и генотипические факторы. Циклические колебания и климатические ритмы. Понятие о биоценозе и биогеоцинозе. Видовая структура биоценоза: альфа и бета разнообразие. Соотношение числа видов между собой, степень доминирования. Переходные зоны между сообществами. Понятие экотона, доминатора, консорции. Пространственная структура биоценоза: вертикальная и горизонтальная ярусность. Взаимоотношение организмов в биоценозе. Экологическая ниша: реализованная и фундаментальная. Межвидовая конкуренция в экологических нишах и их дифференциация. | ||
Модуль 5. Учение о биосфере. Возникновение жизни на земле. | Биосфера как глобальная экосистема Земли. Состав и границы биосферы, абиотическая и биотическая часть биосферы. Круговорот веществ в природе. Учение Вернадского о биосфере и ноосфере. Теории возникновения Земли и жизни на Земле. Креационизм, самопроизвольное спонтанное возникновение, панспермия, биохимическая эволюция, стационарное состояние. Подтверждение теории эволюции. | ||
Модуль 6. Экологические системы. Природные экосистемы Земли как хронологические единицы биосферы.. | Общая характеристика экосистем их состав и структура, концепции экосистем. Продуцирование и разложение органического вещества, бюджет солнечной энергии. Кибернетическая природа и стабильности экосистем, естественные и искусственные экосистемы. Классификация природных экосистем на ландшафтной основе. Понятие ландшафта, естественные и искусственные ландшафты. Классификация наземных экосистем по биомной основе: морские, пресноводные, наземные экосистемы. Целостность биосферы, как глобальной экосистемы. | ||
Модуль 7. Антропогенные воздействия человека на биосферу. | Негативные и положительные воздействия человека на атмосферу, гидросферу, литосферу, биотические сообщества. Физическое, химическое и биологическое загрязнение. Основные источника локального, регионального и глобального загрязнения. Экологические последствия загрязнений, стихийные бедствия, как катастрофические экологические ситуации. | ||
Модуль 8. Экологическая защита и охрана окружающей среды. | Человек, как высшая ступень развития живых организмов на Земле. Популяция человека, наука демография. Экология и здоровье человека. Природные ресурсы Земли, как лимитирующие факторы, ресурсосбережение и нетрадиционные источника энергии. Человек и экосистема, антропогенная экосистема: агроэкосистема, урбанистическая экосистема, их связь и влияние на человека. | ||
Модуль 9. Методы управления природоохранной деятельностью. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей природной среды. | Основные экологические принципы охрана окружающей природной среды, природозащитные мероприятия, нормирование качества природной среды. Санитарно - гигиенические нормативы, предельно - допустимые концентрации вредных веществ. Основы экологического права и обязанности граждан, экологическая экспертиза, ответственность за экологические правонарушения, международное сотрудничество в области экологии и охрана окружающей природной среды. |