Место дисциплины в структуре ООП ВПО




Дисциплина «Экологическая культура личности», входящая в гуманитарный, социальный и экономический цикл, вариативной части, Федерального государственного образовательного стандарта дисциплины по выбору по направлению подготовки 07180003.62 «Социально-культурная деятельность», представляет собой дисциплину, призванную дать бакалаврам знания, теоретических и практических основ экологической культуры в высшем учебном заведении культуры и искусств.

По курсу «Экологическая культура личности» предусмотрены лекционные (6 час.), практические (4 час.) занятия. На самостоятельное изучение материала отводится 58 часа.

Базовые идеи курса получают развитие в следующих дисциплинах:

«Социология», «Безопасность жизнедеятельности».

 

 

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению

- владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК -1)

- владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15)

- владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, быть готовым к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессионально (ОК -16)

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: - основные экологические термины и понятия, основные навыки экологической грамотности, основы элементарной экологической культуры и сознания, основы экологического поведения и воспитания.

Уметь: - анализировать основные экологические ситуации, сопоставлять навыки экологической грамотности, применять элементарную экологическую культуру и сознание, экологическое поведение и воспитание, уметь сориентироваться в многообразии существующих эко­логических ценностей и мировоззрений, при­менить полученные профессиональные знанию на практике.

Владеть: -основными экологическими терминами и понятиями, навыками экологической грамотности, элементарной экологической культурой и сознанием, экологического поведения и воспитания.

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часов.

Вид учебной работы Всего часов Семестры
 
Аудиторные занятия (всего)    
В том числе: - -
Лекции (Л)    
Практические занятия (ПЗ)    
Семинары (С)    
Лабораторные работы (ЛР)    
Индивидуальные занятия (ИЗ)    
Самостоятельная работа (СР) (всего)    
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен, контрольная работа, курсовая работа)   зачет
Общая трудоемкость часов зач. ед.    
   

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание разделов учебной дисциплины

№ п/п семестр Наименование раздела, темы учебной дисциплины Содержание раздела, темы в дидактических единицах
       
  семестр Модуль 1. Понятие экологической культуры, наука экология, краткий обзор ее развития. Современное содержание науки экологии. Предмет и задачи экологии, история развития науки. Отно­шения экологии к другим наукам и ее значения для цивилизации. Иерархия уровней организации, принцип эмерджентности, эколо­гические модели, значение экологического образования.
  Модуль 2. Организм как живая целостная система. Уровни биологической организации, развитие организмов как живой целостности. Системы организмов как биоты Земли. Классификация живых организмов.
  Модуль 3. Взаимодействие организмов и среды их обитания. Понятие о среде обитания и экологических факторах, основ­ные представления об адаптациях. Лимитирующие фактору: тем­пература, свет, вода, климат, микроэлементы. Эдафические фак­торы и их роль развитии и жизни растений, ресурсы живых су­ществ как экологические факторы.
  Модуль 4. Популяции организмов. Биотические сообщества. Статистические показатели популяции: численность, плот­ность, показатели структуры, территориальные показатели. Дина­мические показатели популяции: рождаемость и скорость рож­даемости, смертность и скорость смертности. Продолжительность жизни физиологическая и максимальна возможная, таблицы вы­живания и кривые выживания. Саморегуляция плотности популя­ции, фенотипические и генотипические факторы. Циклические колебания и климатические ритмы. Понятие о биоценозе и биогеоцинозе. Видовая структура биоценоза: альфа и бета разнообразие. Соотношение числа видов между собой, степень доминирования. Переходные зоны между сообществами. Понятие экотона, доминатора, консорции. Про­странственная структура биоценоза: вертикальная и горизонталь­ная ярусность. Взаимоотношение организмов в биоценозе. Эколо­гическая ниша: реализованная и фундаментальная. Межвидовая конкуренция в экологических нишах и их дифференциация.
  Модуль 5. Учение о биосфере. Возникновение жизни на земле. Биосфера как глобальная экосистема Земли. Состав и границы биосферы, абиотическая и биотическая часть биосферы. Круговорот веществ в природе. Учение Вернадского о биосфере и ноосфере. Теории возникновения Земли и жизни на Земле. Креационизм, самопроизвольное спонтанное возникновение, панспермия, биохимическая эволюция, стационарное состояние. Подтверждение теории эволюции.
    Модуль 6. Экологические системы. Природные экосистемы Земли как хронологические единицы биосферы.. Общая характеристика экосистем их состав и структура, концепции экосистем. Продуцирование и разложение органиче­ского вещества, бюджет солнечной энергии. Кибернетическая природа и стабильности экосистем, естественные и искусственные экосистемы. Классификация природных экосистем на ландшафтной основе. Понятие ландшафта, естественные и искусственные ландшафты. Классификация наземных экосистем по биомной основе: морские, пресноводные, наземные экосистемы. Целостность биосферы, как глобальной экосистемы.
    Модуль 7. Антропогенные воздействия человека на биосферу. Негативные и положительные воздействия человека на атмо­сферу, гидросферу, литосферу, биотические сообщества. Физиче­ское, химическое и биологическое загрязнение. Основные источ­ника локального, регионального и глобального загрязнения. Эко­логические последствия загрязнений, стихийные бедствия, как ка­тастрофические экологические ситуации.  
    Модуль 8. Экологическая защита и охрана окружающей среды. Человек, как высшая ступень развития живых организмов на Земле. Популяция человека, наука демография. Экология и здоро­вье человека. Природные ресурсы Земли, как лимитирующие фак­торы, ресурсосбережение и нетрадиционные источника энергии. Человек и экосистема, антропогенная экосистема: агроэкосистема, урбанистическая экосистема, их связь и влияние на человека.
    Модуль 9. Методы управления природоохранной деятельностью. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей природной среды. Основные экологические принципы охрана окружающей при­родной среды, природозащитные мероприятия, нормирование ка­чества природной среды. Санитарно - гигиенические нормативы, предельно - допустимые концентрации вредных веществ. Основы экологического права и обязанности граждан, экологическая экс­пертиза, ответственность за экологические правонарушения, меж­дународное сотрудничество в области экологии и охрана окру­жающей природной среды.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: