Образование единого государства во Франции. Реформы Людовика IX.




ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ

1) три периода: феодальной раздробленности (IX–XIII вв.),

2) сословно-представительной монархии (XIV–XV вв.),

3) абсолютной монархии (XVI–XVIII вв.).

 

Франция выделилась в 843 г. по Верденскому договору.

В течение 10 века исчезло наименование Западная Франция и стала назваться Францией.

С этого периода начинается процесс политической раздробленности королевства.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

1. Крестьяне:

1) Вилланы: могли передать (продать) свою парцеллу (небольшие участки господской земли) другому лицу. Это освобождало его от сеньориальных повинностей, которые переходили на нового владельца. Если виллан выполнял все феодальные повинности, сеньор не имел права отнять у него надел, который в таком случае переходил к наследникам виллана.

2) Сервы: более тяжелое положение; находились в личной наследственной зависимости от своего господина. В его пользу они несли ряд повинностей, выплачивали значительное число различных податей и платежей.

Разорительными для крестьян (как сервов, так и вилланов) были баналитеты — монопольное право собственности сеньоров на хлебные печи, мельницы и т.д., сопряженное с обязанностью крестьян пользоваться ими за плату, установленную господином.

Значительная часть крестьянства, т.е. подавляющее большинство населения страны, все необходимое производила в своем хозяйстве или в крайнем случае в пределах сельской общины, прибегая к помощи сельского кузнеца, ткача, гончара и т.д. Этой продукцией довольствовались и очень многие сеньоры. Таким образом, хозяйство имело ярко выраженный натуральный характер.

Стабильных, устойчивых экономических связей между отдельными районами страны еще не было.

Жестокая эксплуатация крестьян вынуждала их подниматься на борьбу против своих угнетателей. Массовые вооруженные крестьянские выступления имели место в Нормандии (X в.), Бретани (Х в.), во Фландрии (XI в.).

3) Городское население. В рассматриваемый период несколько увеличилась численность городского населения. Получило некоторое развитие городское ремесленное производство. Но это были лишь первые и очень скромные успехи.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

Королевство состояло из множества фьефов — феодальных владений (герцогств, графств и т.д.), которые формально считались его частью, а фактически представляли собой полностью или почти независимые политические образования. Власть короля на местах была очень слабой или отсутствовала совсем. Более или менее уверенно король чувствовал себя лишь в своих личных владениях — королевском домене. Представители знати неоднократно подчеркивали, что Франции нужен король, но король слабый.

Структура господства в конечном итоге определялась феодальными поземельными отношениями, утвердившимися в этот период во Франции. Номинально верховным собственником всей земли в государстве считался король. Однако большая часть этой земли находилась во владении у крупных феодалов в качестве фьефа. Они считались вассалами короля, а он их сеньором. Обычно передача фьефа и установление в связи с этим отношений вассалитета фиксировались особым договором. Его заключение сопровождалось символическим обрядом — оммажем. Вассал торжественно признавал себя «человеком» своего сеньора и приносил присягу на верность ему. В свою очередь сеньор совершал обряд вручения инвеституры: вассалу передавался символ власти над фьефом (меч, перчатки — светским феодалам, скипетр — духовным).

Права и обязанности вассала:

1) Вассал должен был нести военную службу в пользу своего сеньора вместе с подчиненными ему людьми.

2) Вассал должен был выплачивать сеньору различные «помощи», прежде всего по случаю посвящения в рыцари его старшего сына, свадьбы старшей дочери, выкупа сеньора из плена.

3) Вассал участвовал в суде своего сеньора, если подсудимым был вассал равного с ним ранга.

4) Соответственно он не имел права в своем суде разбирать дела, подлежащие исключительной юрисдикции своего сеньора.

5) Вассал принимал участие в совещательном совете (курии) сеньора.

Права и обязанности сеньора

1) В свою очередь сеньор брал обязательство оказывать своим вассалам военную помощь при нападении на них

2) В определенных случаях материальную помощь.

3) Если вассал не нарушал взятых на себя обязательств, сеньор не мог отобрать у него фьеф.

 

Отношениями вассалитета были охвачены все представители господствующего класса. Вассалы короля — герцоги Нормандский, Бургундский, Аквитанский, граф Тулузский и др., оставляя себе домен, передавали значительную часть своих владений в качестве фьефов нижестоящей группе феодалов (виконтам, баронам и др.). Таким образом, вассалы короля сами становились сеньорами по отношению к своим вассалам. Последние были связаны подобными договорами с нижестоящей группой феодалов, и так вплоть до самой многочисленной группы мелких феодалов — «однощитовых» рыцарей. (принцип «вассал моего вассала не мой вассал»)

 

Государственный органы:

1. Королевская курия, или Великий совет, была по существу единственным общегосударственным органом, имевшим возможность оказывать влияние на положение дел в большей части страны. Великий совет представлял собой съезд крупнейших феодалов страны. Он эпизодически собирался под председательством короля. Здесь рассматривались и в ряде случаев решались важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, причем очень часто вассалы навязывали королю свою волю.

2. Управление на местах. Домен короля был сравнительно невелик и почти совпадал территориально с его личными хозяйственными владениями. Поэтому дворцовые управляющие, ведавшие королевскими имениями, были одновременно и министериалами, заведовавшими делами домена.

3. Домен был территориально разделен на превотажи (округи), во главе которых находились прево — управляющие главного в этом округе королевского имения. Министериалы (в центре) и прево (на местах) назначались королем и были ответственны только перед ним.

4. Суд. Каждый свободный должен был судиться «судом равных». Соответственно вассал короля мог быть судим только ему равными — вассалами короля. Таким судом становилась Королевская курия. С еньор лишь председательствовал, наблюдая за правильностью судопроизводства. Несвободное население, и прежде всего сервы, судились их сеньорами или их министериалами и прево.

Cеньоры высших рангов имели большую судебную власть («высшую юстицию »), чем нижестоящие, которые были наделены «низшей юстицией ».

«Высшая юстиция»:

- рассмотрение дел и вынесение приговоров по преступлениям, наказываемым смертной казнью (убийства, поджоги и т.п.),

- другие менее серьезным преступления.

«Низшая юстиция»:

- все преступления, кроме наказываемых смертной казнью.

- исключение составлял разбой, который был в ведении «низшей юстиции», хотя наказывался смертной казнью.

В отдельных районах страны сеньорам вручалась «высшая» и «низшая» юстиция.

Судебная власть не была отделена от административной.

5. Церковь:

- дела определенной персональной и предметной подсудности

- уголовные и гражданские дела духовенства, а также лиц недуховного звания, но по службе связанных с церковью.

- дела в отношении всех посягнувших на незыблемость догматов религии и авторитет церкви (ереси, магия, колдовство, осквернение церковных зданий и религиозной символики).

- преступления, связанные с «грехом» (внебрачное со- жительство, лжесвидетельство, нарушение обязательств, скрепленных клятвой на кресте, и т.п.). Перечень подобных дел никогда не был точно установлен.

Вооруженные силы. Их основу составляло ополчение рыцарей вассалов. Король и наиболее могущественные феодалы содержали небольшие отряды наемников.

Признаки слабой королевской власти:

1) Власть короля не распространялась за пределы его домена

2) Король не имел права собирать налоги с населения его страны

3) Не имел права судить подданных

4) Не издавал общих для всей страны законов

5) Не было единой для всей страны монеты

6) Отсутствовало постоянное войско

7) Не было постоянных королевских чиновников

 

Крупные светские и церковные феодалы направляли свою энергию не на поддержку центральной власти, а на усиление собственных княжеств.

Спецификой раздробленности было то, что было много отдельных территорий с устройством в замке.

В конце периода феодальной раздробленности (особенно в XIII в.) наметилась тенденция к усилению королевской власти. Стала проблема объединить княжества.

Короля в этом поддержали:

1) горожане: города находились под властью сеньоров, который рассматривал города как источник получения дохода; горожане хотели выйти из-под их власти; король предоставил горожанам право на самоуправление. Права городского самоуправления регламентировались хартиями, фиксировавшими городские вольности.

2) мелкие и средние феодалы: искали защиту у короля от крупных и хотели держать в повиновении крестьян.

Союз монархии и городов начал оформляться еще в X в., стимулируя усиление королевской власти. Одним из первых проявлений этого усиления явилась отмена выборности короля (начало XIII в.). Отныне престол переходил по праву наследования к старшим сыновьям королей из династии Капетингов. Затем постепенно ликвидировался принцип «вассал моего вассала не мой вассал». Присягу верности вассалы всех рангов стали приносить непосредственно королю.

К началу 12 в. короли Франции подчинили себе феодалов в собственном домене, а к началу 14 в. большая часть Франции присоединена к королевским владениям. Территория Франции увеличилась в 4 раза.

В XIII в. были приняты важные меры, имеющие целью ослабить сепаратизм феодальной знати. Среди них особое значение имели:

Реформы Короля Лююдовика IX Святого:

1. При Людовике оформилось центральное управление.

Королевский совет превратился в центральное бюрократическое учреждение, а выделился из него Малый Королевский совет.

 

2. Судебная реформа. В королевском домене была запрещена частная война, т.е. разрешение споров между сеньорами путем вооруженной борьбы. Соперники должны были обращаться в королевский суд. В остальных сеньориях были введены так называемые 40 дней короля. В течение этого срока феодалы не могли начинать частную войну. Они были обязаны обратиться в королевский суд, который рассматривал их спор по существу. Только по истечении 40 дней, если в суде не удавалось разрешить дело (подобных случаев с каждым годом становилось все меньше), стороны могли начинать войну.

Для претворения в жизнь этого решения почти во все области страны были направлены королевские судьи. Лично заинтересованные в судебных штрафах и пошлинах, они активно вмешивались в юрисдикцию феодалов. В итоге их значение возросло настолько, что к ним обращались не только сеньоры, но и все свободные.

Вскоре рассмотрение дел «высшей юстиции » стало исключительной компетенцией королевских судей.

Усложнившиеся функции королевской юстиции потребовали ее организационного обособления. Из Королевской курии была выделена особая судебная палата — Парижский парламент. Это учреждение, ставшее высшей апелляционной инстанцией (за ним были сохранены и некоторые административные функции), в основном состояло из профессиональных юристов. Верховная палата Франции – Парижский Парламент, получил право ремонстрации – выборочно регистрировать резонансы короля.

 

3. Финансовая реформа. В королевском домене в качестве главной расчетной единицы была введена королевская золотая монета. Вскоре благодаря своему высокому качеству она стала самой авторитетной монетой в стране и вытеснила местные деньги из обращения. Из Королевской курии выделилось еще одно учреждение — Счетная палата. Ведя учет поступлений судебных пошлин, она впервые в истории королевства получила реальную возможность непосредственно «прикоснуться» к финансам отдельных сеньорий, а главное — способствовать увеличению доходов короны.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: